Все познается в сравнении
Махметгали Сарыбеков, вице-министр образования и науки Республики Казахстан
– Положа руку на сердце, как вы оцените современное состояние казахстанской школы? Удовлетворены ли вы им в качестве родителя, гражданина, наконец, в качестве должностного лица, курирующего эту важнейшую сферу?
– Есть такая избитая истина: все в этом мире познается в сравнении. И если мы проведем аналогии с тем, что имели, скажем, в 1995 году, потом в 2000 году и так далее, я думаю, что прогресс налицо. Не замечать этого может разве что слепой либо конченный пессимист. Никто не отрицает наличие проблем в сфере образования, в том числе среднего. И мы не просто работаем над их решением. Эта работа приносит свои зримые результаты. Многие хорошо помнят, с чего начиналось становление и развитие образования в независимом Казахстане. Иногда доводится слышать ностальгию некоторых наших граждан по советскому образованию, что, мол, тогда образование было что надо, а сейчас мы крепко приотстали. Действительно, с одной стороны, у советской школы были свои сильные стороны, однако существовали и серьезные недостатки. Назову лишь некоторые: изолированность от мирового образовательного пространства, засилье коммунистической идеологии фактически во всех образовательных дисциплинах и уровнях, почти полное пренебрежение к изучению иностранных языков, наконец, сложности с сохранением и приумножением своих национальных ценностей.
Кроме того, когда в 1991 году Советский Союз распался, была ведь разрушена не только экономика, политический базис, рухнуло фактически все, что составляло достижения этой огромной страны. Среди прочих на коленях оказалась и сфера образования – повсеместно закрывались школы, учителям годами не выплачивалась зарплата, ученики были предоставлены сами себе. Что мы имеем сегодня? Я далек от того, чтобы идеализировать картину. Но, повторяю, за прошедшие годы был сделан огромный шаг вперед. Сохранив все лучшее из прежней системы, мы смогли достаточно эффективно интегрироваться в мировое образовательное сообщество. Если же вернуться к аналогиям, то отнюдь не все страны бывшего СССР достигли того уровня, на котором мы сейчас находимся, хотя и имели одинаковые стартовые позиции. Поэтому мой ответ таков: я в целом удовлетворен тем, что удалось сделать, хотя еще больше нам предстоит сделать.
– Начиная с 1990-х в отечественном образовании, как среднем, так и высшем, проводилось много реформ. Впрочем, они еще продолжаются. Однако не все достигают успеха. В чем, на ваш взгляд, заключаются недостатки?
– Опять-таки приведу не менее известную фразу: не ошибается только тот, кто ничего не делает. Реформы в средней и высшей школе были необходимы с самого начала. Я был убежден в этом как 19 лет назад, так не поменял свои позиции и сейчас. Без таких преобразований мы попросту повторили бы судьбу отсталых режимов в Африке. Определенные просчеты, увы, имели место. Но плюсов, уверен, было гораздо больше.
Так, в седьмом всемирном докладе ЮНЕСКО по мониторингу образования для всех 2009 года «Преодоление неравенства: важная роль управления» дан анализ достижений и недочетов 129 стран мира в достижении целей международной программы «Образование для всех». Казахстан занял 1-е место по индексу развития образования среди 129 стран мира. Вслед за нашей республикой в рейтинге расположились Япония, Германия, Норвегия и Великобритания.
Совсем недавно американский общественно-политический журнал Newsweek опубликовал рейтинг лучших стран мира, в котором Казахстан занял 61-е место. Издание сравнило 100 продвинутых стран по таким позициям, как образование, здравоохранение, качество жизни, динамичность развития экономики и политическая обстановка. Казахстан по уровню развития системы здравоохранения занимает лишь 82-е место, по качеству жизни – 45-е, а по уровню образования – 14-ю строчку.
– Как известно, дата перехода казахстанской школы на 12-летнюю систему обучения откладывалась не раз. Где гарантия, что намеченный теперь уже на 2015 год переход состоится? И вообще, насколько этот шаг необходим?
– На сегодняшний день из 216 стран мира двенадцатилетняя модель образования практикуется: в 15 странах – начиная с 5-летнего возраста детей, в 88 странах – с 6 лет, в 23 странах – с 7 лет. А еще есть тринадцатилетняя модель образования, которая действует в 25 странах начиная с 6-летнего возраста детей. Иными словами, данная система используется в большинстве государств мира (свыше 70%), в том числе наиболее развитых, как США, Великобритания, Германия, Япония, Канада, Австрия, Франция, Австралия. Я привожу эти цифры для того, чтобы показать: решение о переходе на 12-летнее образование – это не чья-то прихоть. Это данность, которую надо не просто признавать, но и выстраивать свое развитие сообразно. В этом направлении за минувшие годы была проведена большая подготовительная работа. В 104 школах республики, включая 45 сельских, уже проходит экспериментальная работа по переходу на 12-летнее обучение. А в 2010–2011 учебном году экспериментальная работа по совершенствованию структуры и содержания 12-летнего образования продолжится в восьмых классах основной средней школы. Министерством утверждены основные положения и стандарты, разработаны учебники и учебно-методические комплексы для 1 класса 12-летней школы.
Предполагается, что в 2015 году 1-е, 5-е, 11-е классы начнут заниматься по программе 12-летней школы. В 2020 году будет осуществлен полный переход на 12-летнюю школу. При этом увеличение продолжительности общего среднего образования с 4 до 5 лет направлено на организацию базового (относительно завершенного) среднего образования, предпрофильной подготовки учащихся общей продолжительностью в 10 лет. В целом же увеличение общей продолжительности школьного образования с 11 до 12 лет является условием расширения возможностей граждан по повышению уровня их образованности в рамках формального образования. Также данный шаг напрямую увязан с уменьшением продолжительности образования в вузе, организацией бакалавриата в 4 года.
– К сожалению, проблемы с ЕНТ кочуют из года в год. Хотя, если судить по официальным заявлениям, их в 2010 году было меньше, чем в прошлом. А если брать в целом, насколько эта система оправдала себя?
– Разумеется, как и во всяком начинании, при внедрении ЕНТ не обошлось без острых углов, особенно в первые годы. Но сейчас большинство из них фактически устранены и система работает без серьезных сбоев. Пока что основной проблемой остается использование во время тестирования всяческих технических приспособлений, в частности сотовых телефонов. Досадно, что нередко на такие сомнительные дела абитуриентов подталкивают их собственные родители. Другой вид сложностей связан с тем, что в попытках любыми способами получить высокие результаты в сговоре участвуют учащиеся, родители, учителя, работники органов образования, местных исполнительных органов. Ведь результаты ЕНТ влияют на рейтинг акимов всех уровней.
Однако в целом анализ результатов Единого национального тестирования за период с 2004 года свидетельствует о том, что внедрение ЕНТ в качестве системы внешней оценки качества образования оказало положительное влияние на повышение уровня среднего образования. Во-первых, оно зарекомендовало себя как системообразующее явление, обеспечивающее дальнейшее комплексное совершенствование образования. Это рост качества образования на всех его уровнях, отвечающего интересам как самой личности, так и государства. Во-вторых, из года в год увеличивается показатель среднего балла сдающих, число выпускников, получивших оценки «отлично» и «хорошо», процент подтвердивших знак «Алтын белгі». Кроме того, снижается количество учащихся, не прошедших пороговый уровень. В-третьих, ЕНТ позволило Казахстану адекватное вхождение в международное образовательное пространство, обеспечило сопоставимость наших национальных показателей и индикаторов развития образования с международными. Кроме того, проводимый опрос мнения выпускников школ, родителей и педагогов, представителей СМИ свидетельствует о растущем доверии населения к ЕНТ.
– Следующий вопрос – заработная плата учителей. После весеннего повышения они, в зависимости от квалификации, стали получать от 25 до 55 тысяч тенге. Лично вы верите, что на эти деньги можно нормально существовать?
– Глава государства, правительство и наше министерство, в частности, всегда уделяют первостепенное внимание вопросу заработной платы учителей. Ежегодно ее уровень увеличивается на 25 процентов. Чего, кстати, не наблюдается ни в одной стране СНГ. Эта же задача заявлена в качестве одной из приоритетных в проекте Государственной программы развития образования на 2011–2020 годы. Но позволю себе вновь сделать небольшой экскурс в недавнюю историю. Многие сегодняшние педагоги застали ситуацию, в какой пребывала школа образца 1980-х–начала 1990-х: многие образовательные учреждения на глазах деградировали, зарплата была не просто мизерная, ее еще и не выплачивали в срок из-за банального отсутствия денег у государства. Что уж скрывать, в тех условиях от безысходности немало наших коллег были вынуждены распрощаться со школой и податься на рынки или в сферу предпринимательства. Это тоже правда. Сегодня ситуация поменялась в корне. Причем речь идет не только о материальной стороне вопроса. Я считаю, самое главное заключается в том, что, пускай не так быстро, как хотелось бы, но к профессии учителя возвращается престиж и высокое уважение, которых она, безусловно, заслуживает.
– Продолжающиеся поборы в школах уже стали притчей во языцех. Признаться, борьба с ними пока не приносит зримых результатов. Помнится, министр здравоохранения предлагал узаконить подобные формы вознаграждения врачей. Может быть, и в среднем образовании поступить таким образом?
– С этим уродливым явлением наше министерство, другие компетентные органы ведут жесткую борьбу. И я не разделяю вашу точку зрения, будто зримых результатов нет. Это далеко не так. Имеющаяся статистика четко фиксирует снижение количества жалоб со стороны населения на поборы в школах. Государство, в свою очередь, ежегодно значительно увеличивает дотации в сферу образования. Руководители организаций образования предупреждены о строгой персональной ответственности за необоснованные сборы денег, допущение фактов формального отношения к обращениям граждан и волокиты. Были внесены изменения в уставы организаций образования относительно ответственности руководителей за коррупционные действия в указанных организациях. При этом все факты, связанные с поборами в организациях образования, как было сказано выше, министерство и местные исполнительные органы держат на постоянном контроле. По каждому выявленному случаю на местах должны приниматься самые строгие меры.
В частности, руководителям органов управления образованием поручено:
– осуществлять постоянный контроль над соблюдением действующего законодательства по вопросу привлечения внебюджетных средств на нужды образовательных учреждений;
– издавать распорядительные акты, в которых устанавливается персональная ответственность руководителя образовательного учреждения за соблюдение нормативной правовой базы при привлечении внебюджетных средств на нужды образовательного процесса;
– включить в планы проведения проверок вопросы осуществления внебюджетной деятельности, развития государственно-общественных форм управления образованием;
– обеспечить размещение полной и объективной информации о порядке предоставления платных услуг, привлечения целевых взносов и пожертвований, о порядке обжалования неправомерных действий по привлечению дополнительных финансовых средств в образовательном учреждении в доступном для родителей (законных представителей) месте;
– организовать работу постоянно действующего «телефона доверия» по вопросам привлечения денежных средств родителей (законных представителей);
– по всем обращениям родителей (законных представителей), связанным с нарушением порядка привлечения дополнительных финансовых средств, проводить служебное расследование.
Что касается предложения о легализации поборов в школах, то я считаю это неудавшейся шуткой. Хотя понимаю и его подоплеку. При всем рвении одно министерство либо отдельные управления образования вряд ли смогут быстро положить конец этому явлению. Поэтому мы очень надеемся на помощь и ответственность самих педагогов, школьников и их родителей. Только сообща мы сможем сформировать нетерпимое отношение к поборам в школах и в конечном итоге свести их на нет.