Государственная программа развития образования на 2011–2020 годы
Exclusive
Образование было признано одним из важнейших приоритетов развития еще с первых лет независимости Казахстана. Об этом ясно говорилось в Конституции сначала 1993 года, затем 1995 года, долгосрочной стратегии «Казахстан-2030», Плане по вхождению республики в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира, проекте «Интеллектуальная нация-2020», целом ряде других программ развития. Сообразно тому принимались отраслевые программы, в которых отражались конкретные задачи, сроки их исполнения с перечислением всех ответственных инстанций. Не беремся судить о степени успешности этих программ, а обратим внимание на очередной проект Государственной программы развития образования, теперь уже на 2011–2020 годы. По заявлению главного разработчика, Министерства образования и науки, документ подготовлен в целях реализации задач, определенных в Послании Президента народу «Новое десятилетие — новый экономический подъем — новые возможности Казахстана».
Анализ показывает, что, за исключением отдельных цифр и сроков реализации, главные задачи не претерпели существенных корректив. Как и прежде, декларируется, что образование необходимо понимать как экономические инвестиции, а не просто как затраты на социальные нужды. Развитие образования должно стать платформой, на которую будет опираться будущее экономическое процветание страны. Как и прежде, государство намерено оказывать всестороннюю поддержку школе и вузам. Вместе с тем налицо более четкая привязка образовательной деятельности к реальным потребностям государства, а также гибкие формы финансирования, стимулирующие здоровую конкуренцию, модернизацию учебного процесса с применением новых технологий. Остается признать, что новая программа, помимо внушительного объема, подкупает своими масштабами. И надеяться, что все это великолепие будет претворено в жизнь. Что касается самой программы, то основные ее положения состоят в следующем.
Целевые индикаторы:
– введение подушевого финансирования в организациях среднего образования — 100%;
– средняя зарплата педагогов достигнет средней зарплаты в экономике;
– 70% педагогов пройдут повышение квалификации по принципу ваучерного финансирования;
– в 90% организаций образования созданы попечительские советы, используется система электронного обучения;
– 100% детей обеспечены организованным дошкольным образованием в 2020 году, осуществлен полный переход на 12-летнюю школу;
– уменьшение доли выпускников школ, не прошедших пороговый уровень для поступления в вуз по результатам независимого тестирования, с 22,2 до 10%;
– в 100% школ реализуется программа нравственно-духовного развития личности «Самопознание»;
– участие в международных сравнительных исследованиях;
– доля выпускников ТиПО, прошедших независимую оценку квалификации в сообществе работодателей с первого раза, — 80%;
– доля выпускников вузов, прошедших независимую оценку квалификации в сообществе работодателей с первого раза, — 60%;
– трудоустройство выпускников высших учебных заведений в первый год после окончания вуза — до 80%.
Финансирование образования
Финансирование системы образования в 2015 году увеличится в 1,3 раза по сравнению с 2011 годом. В 2011 году будет разработана методика подушевого нормативного финансирования, которая позволит повысить эффективность бюджетных расходов и будет способствовать повышению доступности качественного образования для разных слоев населения. В 2013 году данная система будет апробирована на базе четырех старших школ. К 2015 году дошкольное воспитание и обучение будет финансироваться из государственного бюджета посредством целевого трансферта на основе подушевого финансирования. Местные власти будут являться администраторами закупа услуг у провайдеров на конкурсной основе. В системе технического и профессионального образования будут утверждены нормы затрат на подготовку одного специалиста по 12 отраслям Программы форсированного индустриально-инновационного развития (ФИИР).
Статус педагога
Средняя зарплата педагогов достигнет средней зарплаты в экономике, 70% педагогов пройдут повышение квалификации по принципу ваучерного финансирования. С 2011 года в рамках программы «Болашак» будет обеспечена подготовка англоязычных педкадров для ТиПО и вузов. Подготовка педагогических кадров с полиязычным образованием будет осуществлена через расширение объема кредитов по иностранному языку в цикле базовых дисциплин. Ежегодно на 10% будет увеличиваться государственный заказ на повышение квалификации педагогических кадров системы дошкольного и среднего образования. Начиная с 2013 года будет увеличен размер доплаты за квалификационную категорию педагогическим работникам дошкольного и среднего образования. С 2016 года будет внедрена процедура подтверждения уровня квалификации педагогов, поступающих на работу впервые или после перерыва педагогической деятельности. Для них предусматривается прохождение тестирования.
Электронное обучение
Обеспечение равного доступа учащихся, педагогов к лучшим образовательным ресурсам, автоматизация учебного процесса для повышения качества образования и эффективности управления. Внедрение электронного обучения потребует внесения изменений и дополнений в ряд нормативных документов. 90% организаций образования будут иметь веб-сайты с необходимыми учебными ресурсами. По каждому предмету, изучаемому в основной и старшей средней школе, будут разработаны 30 единиц цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) на один предмет. Планируется полное обеспечение цифровым образовательным контентом в открытом доступе (всего 25 800 единиц).
Дошкольное воспитание и обучение
Обеспечить полный охват детей в возрасте от 1 года до 6 лет качественным дошкольным воспитанием и обучением, равный доступ детей к различным программам дошкольного воспитания и обучения для их подготовки к школе. К 2015 году в рамках программы «Балапан» будет развита сеть государственных и частных детских садов, обеспечивающая 70%-ный охват дошкольным воспитанием и обучением. В целях стимулирования частных поставщиков предусмотрено размещение государственного образовательного заказа в дошкольных организациях, независимо от форм собственности. Появятся малокомплектные детские сады и мини-центры — на нижних этажах жилых комплексов. Во всех регионах — комплексы «школа-сад». Альтернативой государственным садам будут детские сады при крупных компаниях, организациях, предприятиях.
До 2015 года в вузах и организациях профессионального и технического образования будут подготовлены более 18 тысяч педагогических работников дошкольного образования. К 2020 году численность детей, охваченных дошкольным воспитанием и обучением, увеличится с 70 до 100% от числа всех детей дошкольного возраста.
Среднее образование
В 2015 году 1-й, 5-й, 11-й классы начнут заниматься по программе 12-летней школы, полный переход на которую будет осуществлен в 2020 году. Увеличится количество школ, предоставляющих образование на трех языках. В 2015 году все учащиеся будут обеспечены бесплатными учебниками и цифровыми образовательными ресурсами за счет местных бюджетов. На базе 16 региональных вузов будут созданы учебные заведения, реализующие программу профильного обучения «Бейіндік мектеп».
Новая 10-балльная система оценивания будет обеспечивать более точную оценку результатов образования. Количество школ сети «Назарбаев Интеллектуальные школы» расширится с 6 до 20. Появятся опорные школы — социокультурные центры, в которые входят сельские библиотеки, медицинские пункты, творческие клубы; школы-агробиолаборатории с углубленной теоретической и практической подготовкой по сельскохозяйственным профилям; школы неклассно-урочного типа обучения, предполагающие организацию педагогического процесса на основе коллективных учебных занятий с разновозрастным составом обучающихся. Начиная с 2011 года все малокомплектные школы с контингентом 10 и более учащихся будут обеспечены компьютерами новой модификации и доступом к широкополосному Интернету. Дистанционное обучение будет организовано в рамках электронного обучения. К 2015 году сеть организаций дополнительного образования будет увеличена с 620 до 625.
Техническое и профессиональное образование
Разработка 12 отраслевых квалификационных рамок в нефтегазовой, нефтехимической, горно-металлургической, химической, машиностроительной, агропромышленной, фармацевтической, строительной, космической, легкой, туристической, энергетической, транспортной отраслях и национальной квалификационной рамки с установлением четких уровней квалификаций и их описанием.
В сельской местности будут построены 44 профессиональных лицея. Количество ученических мест увеличится на 20 тысяч с учетом потребностей проектов Карты индустриализации. До 2015 года 543 учебных заведения, готовящие кадры для проектов Карты индустриализации, будут закреплены на договорной основе за базовыми предприятиями для прохождения производственной практики, стажировки.
Высшее и послевузовское образование
100%-ное прохождение выпускниками вузов независимой оценки квалификации, трудоустройство выпускников высших учебных заведений — до 80%. Увеличится объем государственного образовательного заказа на подготовку кадров с послевузовским образованием. Социальные партнеры будут выделять гранты и стипендии (по 5 грантов/стипендий от каждого проекта ФИИР, количество проектов — 101) для подготовки кадров для ФИИР. На 35 предприятиях, реализующих проекты ФИИР, будет создана база производственной практики. Будет обеспечен 100%-ный доступ вузов к широкополосному Интернету, созданы университетские порталы.
Этапы реализации программы
Программа будет реализовываться в два этапа: 2011–2015 годы и 2016–2020 годы. При этом на реализацию только первого этапа потребуется 3 846 920 млн тенге (дополнительные расходы — 457 876 млн тенге). К 2015 году переходный период будет завершен и образовательная система Казахстана по структуре, содержанию, механизмам управления и финансирования будет соответствовать модели развитых стран. К 2020 году система образования будет давать результат в виде высокого качества знаний и уровня развития человеческого капитала, подтверждаемых международными индикаторами.
Комментарий независимого редактора
Вообще к новым концепциям в области образования отношусь с сомнением, к этим талмудам в десятки страниц. В 1989 году мне довелось участвовать в подготовке законопроекта об образовании. Документ уместился на трех страницах. Потом в парламенте суть законопроекта оказалась полностью выхолощена, хотя в объеме он увеличился до 22 страниц. Поэтому сегодня я даже не сознаюсь, что участвовал в этом деле.
Недавно прочитал Государственную программу развития образования на 2011–2020 годы. Первое, что удивило в этом документе, — огромная преамбула. Полагаю, что обосновывать на нескольких страницах, зачем нужна эта программа, — явный перебор. Во-вторых, в тексте самой программы есть немало толковых предложений, хотя имеется и безумное количество попросту неосуществимых идей. Потому что опять наступаем на прежние грабли, а именно никак не хотим определиться с содержанием образования. Третье, что меня пугает, — это отсутствие в программе каких-либо механизмов реализации намеченных планов. И все это должно заработать в лучшем случае с 2015 года. Мне же представляется, что должен быть жесткий план, который надо опубликовать, всесторонне обсудить, четко расставить приоритеты. Конечно, без государственной поддержки не обойтись. Но государство не должно заниматься всем и вся. Например, в части высшего образования достаточно, если государство будет тащить 20–30 вузов. При этом должен иметься классный национальный университет, шикарные технический, педагогический и медицинский институты. Такие кадры, кроме государства, никто не сможет подготовить. Надо только понять, сколько их нужно стране. А все остальные надо передавать в отрасли. Тем же нефтяникам либо энергетикам нужно энное количество специалистов? Пускай делают заказ или открывают свои институты. Вот и все.