Дорогая Снежана Денисовна!
Магжан Куанышбаев
Exclusive продолжает обзор парадоксов, которые сопровождают жизнь современных казахстанцев. Речь идет о нестыковках между официальными декларациями и тем, что происходит в действительности. Сфер, где подобные нелепости имеют место быть, можно насчитать огромное количество. Но поскольку настоящий номер посвящен вопросам среднего образования, мы решили обратить внимание на такую набившую оскому проблему, как поборы в школах.
Общеизвестно, что в 30-й статье Конституции Республики Казахстан черным по белому прописано: «Гражданам гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях». Но житейский опыт свидетельствует об обратном. Достаточно зайти в любую школу, и в ее вестибюле обязательно будет висеть огромный стенд примерно следующего содержания: «Уважаемые родители! Напоминаем, что, согласно законам Республики Казахстан, а также в соответствии с постановлением (приказом) Министерства (Департамента) по образованию, взимать с детей или их родителей какие-либо финансовые средства категорически запрещается. В случае таких фактов просьба незамедлительно обращаться в администрацию школы». Однако дальше этой вывески начинается совсем иная жизнь, которая имеет мало общего с конституционными гарантиями. Рассмотрим лишь некоторые классические примеры.
Проводимые из года год замеры общественного мнения, анализ «горячих линий» показывают, что в списке жалоб на первом месте — упреки родителей на денежные суммы, которые требуют при поступлении в первый класс либо при переводе ребенка из одной школы в другую. Причем сегодня уже не считается зазорным, когда при поступлении учеников в школу у родителей прежде всего спрашивают, платежеспособны они или нет. В крупнейшем мегаполисе республики Алматы данный вид поборов даже имеет свое название: вступительный взнос. Если человек не прописан на микроучастке школы, то его ребенок может попасть в стены интересующей школы, только если будет внесен подобный взнос — он составляет, в зависимости от района и престижности школы (гимназии), от 10 до 130 тысяч тенге (данные приводятся из интернет-форумов).
На втором месте в рейтинге поборов стоит сбор денег в классные и школьные фонды. Иногда они существуют даже в форме юридического лица, которые собирали и собирают деньги с учащихся и их родителей под самыми разными благовидными предлогами. Формально директора школ к таким фондам отношения стараются не иметь, но позволяют им действовать только под своим негласным контролем. Часто взимаются небольшие суммы, в среднем в год от 300 долларов и выше, в зависимости от достатка родителей и возраста ученика: в младших классах — поменьше, в старших — побольше. С одной стороны, сумма вроде не столь крупная и даже скромная в материальном смысле семья наскребет эти деньги для своего чада. Однако не стоит забывать, что одних школьников в Казахстане — свыше миллиона, школ — более тысячи, да и других образовательных заведений немало. То есть в масштабах страны набегает приличная сумма в сотни миллиардов тенге — таков оборот криминального бизнеса на детях.
Деньги собираются на всё подряд: приобретение школьного оборудования, спортивного инвентаря, оформление кабинетов, обустройство территории школы, оплату услуг охраны, техничек, покупку учебников, необыкновенные рабочие тетради и учебники, которые «гораздо лучше тех, что рекомендованы министерством», на организацию питания в начальных классах, на подарки учителям, директорам, завучам, на подписку газет, журналов. Средства на приобретение грамот и дипломов для отличившихся школьников — и те идут за счет родителей. Также взимается плата за «дополнительные» учебные курсы, предусмотренные образовательной программой.
Расценки тоже самые разные. За так называемые дополнительные услуги родители ежемесячно раскошеливаются на 3–7 тысяч тенге. В фонд школы на различный учебный материал — от 2 до 5 тысяч дважды в год. На ремонт школы или классного кабинета — от 3 до 10 тысяч тенге и т. д. Вместе с тем прейскурант цен был бы неполным без учета расходов на экзамены, на которые родители в принудительно-добровольном порядке скидываются от 5 до 10 тысяч тенге «на дастархан». Само собой, день рождения классного руководителя, выпускной вечер, подарки — это еще 10–30 тысяч тенге.
Ясно, что родители вынуждены идти на такие траты. Чаще всего решение о сборе денег продавливается через родительские комитеты класса как наиболее удобный способ — никто и никогда никаких отчетов по бумагам о потраченных деньгах не требует или проходит формальная отчетность. Надежно и, главное, безопасно. Да и кто потребует отчет, когда речь идет о благополучии собственного ребенка? Причем делается это под видом добровольных взносов, но одновременно оказывается сильное психологическое давление на детей в случае несвоевременной сдачи денег, комментирует, в частности, председатель правления Союза кризисных центров в Казахстане Зульфия Байсакова.
Опасаясь именно морально-психо-логического давления со стороны учителей на детей, большинство пап и мам предпочитают не поднимать шум. Их стандартные ответы: «Дешевле заплатить, чем найти другую школу», «Мой ребенок мне дороже», «Здоровье сына и психологическое состояние мне важнее», «Боюсь гонений со стороны учителей», «Педагоги обязательно найдут способ начать воздействовать на ребенка».
Еще одна больная тема — учебники. Если доверять данным, которые предоставляют региональные департаменты образования, обеспеченность школ комплектами учебников практически стопроцентная. На деле все сложнее. Недешевые комплекты учебников в первую очередь распределяются по малообеспеченным и многодетным семьям. Это порядка 80% «бюджетных» книг. Оставшиеся 20% распределяются между отличниками учебы, детьми репатриантов и военнослужащих. Остальным родителям приходится за источник знания своего чада выкладывать немалые суммы, особенно если учитывать спекулятивную сторону процесса. Всё лето учебники лежат на прилавках, никем не востребованные, а в первые недели сентября спрос на них зашкаливает за 250% — и цены, по законам рынка, тоже зашкаливают.
Немалые нарекания вызывает проблема отсутствия централизации в местах продажи школьных учебников. Особенно остро эта проблема стоит в регионах, где каждый учебник нужно искать в разных точках сбыта: какой-то — в магазине, а какой-то и на рынках. В общей сложности за комплект учебников придется раскошелиться на 10 тысяч тенге.
Но самое страшное в поборах в школах заключается отнюдь не в материальной стороне вопроса. Главная беда состоит в развращении базовых ценностей общества, когда предмет «коррупция» наши дети начинают постигать уже со школьной скамьи.
Бой с тенью
Борьба с поборами в школах идет не первый год. Сказать, что с переменным успехом — язык не поворачивается. Как правило, эти меры сводятся к появлению очередных грозных на вид инструкций-предостережений, совещаниям на разных уровнях и заверениям начальствующих особ, что, дескать, прекратим, наведем порядок, виновных строго накажем и прочее. Изредка появляются пресс-релизы с отчетами о количестве педагогов, пойманных за руку, которые, тем не менее, сопровождаются бодрыми рапортами о снижении уровня поборов в школах в текущем году по сравнению с предыдущим, соответственно в прошлом — по сравнению с позапрошлым. Реже появляются репортажи и публикации СМИ, где завуч или директор какой-нибудь школы уличен в получение взятки ну и образцово-показательно привлечен к ответственности. Однако воз и ныне там. Сама же борьба с поборами в школах больше напоминает бой с тенью, в котором реального контакта нет, а происходит обычное сотрясание воздуха. В лучшем случае борьба идет со следствиями, но не с причинами, как должно быть.
Казалось бы, государство за счет средств налогоплательщиков обязано финансировать школу в объеме, достаточном для организации нормального учебного процесса. Но этого не происходит, и среди причин можно привести следующие.
Практика показывает, что бюджет любой школы составляется не на реальное число учеников, а на то количество, которое должно обучаться в школе. Допустим, школа рассчитана на 1200 мест, а обучается в ней 1700 детей. Эта разница при расчете бюджета не учитывается и средства выделяются только на 1200 человек. Таким образом, происходит дефицит школьного бюджета, который компенсируется за счет родителей.
В качестве следующего фактора, заставляющего родителей опустошать семейные бюджеты, следует признать нецелевое использование государственных средств. В связи с этим было бы полезно установить порядок декларирования финансового состояния чиновников (и членов их семей) при назначении на должность и при освобождении от нее. Например, в Уганде в начале 1990-х всего лишь 13% от средств, ежегодно выделявшихся школам в расчете на одного учащегося, доходили до назначения, остальная же часть растворялась в карманах чиновников, использовавших их на цели, не связанные с образованием. Общенациональная кампания по разъяснению местным общинам, кем и на что были израсходованы выделенные средства, привела к кардинальному изменению положения дел: 85% от фондов стали направляться на цели образования.
Особая тема — социальное положение учителей. После последнего 25%-ного повышения зарплаты работникам бюджетной сферы учителя в Казахстане стали получать от 25 до 55 тысяч тенге, в зависимости от квалификации, — сумма мизерная, принимая во внимание состояние потребительских цен, стоимость коммунальных услуг и прочее. Да и вопрос о том, насколько увеличилась «реальная» зарплата бюджетных работников, включая учителей, с учетом инфляции, остается открытым. Но надо учитывать также специфику профессии учителя, которому помимо школьных занятий приходится вечерами, а то и ночами проверять диктанты и контрольные работы, заполнять уйму табелей и отчетов. Плюс психологические нагрузки. При этом нужно сносно одеваться, необходимо покупать книги и пособия для повышения квалификации. Понятно, что от безысходности часть учителей идут на взятки.
Поборы в законе
Как бы то ни было, с поборами в школах бороться пока не получается. В наших реалиях многие попросту смирились с этим как с данностью. Вероятно, отсутствие веры в успех даже со стороны тех, кто должен возглавить поход против коррупции в школе, рождает в свет порой причудливые идеи. Логика проста: если бороться с определенным явлением бесперспективно, то лучше это узаконить да еще снимать налоги. Как в свое время некоторые государственные мужья предлагали поступить с проституцией.
Прецеденты уже есть. Так, в прошлом году министр здравоохранения Жаксылык Доскалиев предлагал узаконить финансовое вознаграждение врачей со стороны благодарных больных. Да и один из прежних руководителей Министерства образования Бырганым Айтимова пыталась провести через сенат Парламента законопроект об утверждении перечня услуг, которые государственные учебные заведения могут оказывать за дополнительную плату. В списке было 16 наименований: факультативные занятия, репетиторство, улучшенное питание, работа школьных летних лагерей, оплата котельных и т. д. А чтобы придать поборам внешне пристойный вид, предполагалось открыть для каждого учебного заведения специальный лицевой счет, куда будут поступать коммерческие доходы школы, детского сада или вуза. По этому поводу сенатор Евгений Аман даже заявил: «Я посмотрел весь этот перечень внимательно. У меня такое ощущение, что, кроме как сидеть за партой, всё остальное становится платным».
А может, действительно, взять и легализовать поборы в школе? Во всяком случае, очевидное будет признано, вещи будут названы своими именами, тем самым уменьшится пропасть, зияющая между тем, что мы говорим, думаем и делаем.
Родительница: «Очень жаль, господа, что мы живем в такое время. Когда учителя ставят хорошие отметки только тем детям, родители которых спонсируют либо преподавателей, либо школу. У меня детки — ученики начальных классов. Знаете, не только моим детям, но уже даже мне не хочется идти в школу. Достали бесконечные сборы денег, хотя везде кричат, что это все запрещено. У нас в школе заставили собирать по 5000 тенге в фонд школы! Еще по 5000 тенге собирали в фонд класса, это еще не считая других «мелких расходов» суммой до 1000 тенге. А забрать детей не могу, так как хотела бы, чтобы начальные классы они закончили в одной школе. Теперь не знаю даже, как быть...»
Комментарий независимого редактора
Как ни парадоксально звучит, но мне кажется, что если бы родители еще с конца 1980-х не поддержали школу деньгами, ни о каком среднем образовании сегодня речи не было бы. Именно это помогло спасти подавляющее большинство наших школ и какую-то часть наших преподавателей от полного разложения. Я застал времена, когда в некоторых школах не было даже досок. На стене черной краской была изображена доска, на которой писали непонятно чем. Поэтому уверяю, без этих самых поборов было бы совсем плохо.
С другой стороны, вспоминается, как на одном из совещаний в правительстве лет восемь-девять назад я наблюдал странный эпизод. Министр финансов буквально осаждал министра образования словами: «А вы почему не просите денег на повышение заработной платы учителей, строительство школ, издание учебников и другие нужды? Да, раньше было туго, но сейчас у государства денег достаточно. Вы только четко сформулируйте, сколько и на что вам нужно». И представляете, министр образования не нашелся что ответить. Словом, денег для школы выделяется немало, но система их использования так забюрократизирована, что финансы используются крайне неэффективно. Да и менталитет сильно изменился. Иной раз, посещая коллег в некоторых школах, удивляешься: это кабинет директора средней школы или председателя правления банка? Хотя внутри школы особенных преобразований не заметно. Становится не по себе.