воскресенье, 22 сентября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Электронные учебники

Абу Алиев

Заменят ли электронные учебники бумажные? Что станет с ролью учителей с широким внедрением в школах интерактивных и дистанционных форм обучения? Как это повлияет на образовательный процесс в целом и на становление грамотной личности в частности? Подобные вопросы давно перестали считаться объектом фантазий. С каждым годом новая система активно входит в нашу жизнь.

Развитие информационных технологий, пускай запоздалое, но неуклонное перемещение компьютера из разряда роскоши в предмет повседневной необходимости, Интернет — всё это рано или поздно должно было затронуть и такую консервативную область, как образование. Тем паче что на фоне других стран СНГ Казахстан действительно преуспел в плане освоения новаций в различных социальных институтах, будь то электронное правительство, компьютеризация школ или запуск интерактивных кабинетов. Только за три последних года 3385 школ оснащены интерактивными кабинетами, обеспеченность компьютерами достигла 18 учеников на один компьютер. При этом подключено к Интернету 98% школ, к широкополосному Интернету — 34%.
Безусловно, сегодня, как и в прежние времена, одним из ключевых слагающих школьного образования остаются учебники. Вокруг качества школьных учебников в последние годы было поломано множество копий. Одна из ставок в выходе из порочного круга делается на учебники нового поколения. Хотя замена привычной бумажной учебно-методической литературы на электронные аналоги диктуется также быстро меняющимся объемом знаний, которыми должен обладать современный человек. Их отличительными признаками являются мультимедийность, интерактивность и модульность. Преимуществ здесь появляется на самом деле масса. Начнем с того, что проведенные эксперименты выявили прямую взаимосвязь между методом усвоения материала и способностью восстановить полученные знания в будущем. Так, если материал был звуковым, то человек запоминал всего 14% его объема, если визуальным — 13%, а вот при комбинированном воздействии (зрительном и слуховом) запоминание повышалось до половины. Если же ученик вовлекался в активные действия в процессе изучения, то усвояемость материала повышалась до 75%. Эту задачу и выполняют мультимедиа, которые объединяют сразу несколько способов подачи информации — текст, статичные и движущиеся изображения, звук — в интерактивный продукт.
Другим неоспоримым плюсом новой системы является доступ к качественным образовательным услугам независимо от места проживания ученика. Это особенно важно в условиях Казахстана, где более половины школ являются сельскими и малокомплектными. Попутно компенсируется пресловутая разница в возможностях между школьниками, которые принадлежат к различным социальным группам.
Сама электронная начинка учебника помимо сугубо учебно-методологического материала вмещает и средства контроля — также одного из основных условий обучения. Долгое время в отечественной системе образования контроль знаний, как правило, проводился в устной форме, в основном путем экзаменов. В последние годы применяются различные методы тестирования, что, кстати, сопровождалось серьезными нареканиями. Многие открыто выступали против тестов, считая, что они исключают такие необходимые навыки, как анализирование, сопоставление и т. д. Электронные учебники дают возможность по-новому решить эту проблему. Кстати, в них же может быть помещен дневник ученика, который в любую минуту могут посмотреть родители. И здесь же могут быть не только пятерки-четверки-тройки, но и более полный мониторинг.
Между тем хорошо известно, что для овладения конкретной предметной областью необходимо не только изучить теорию, но и сформировать практические навыки. Для этого нужно научиться строить модели изучаемых процессов и явлений, проектировать алгоритмы решения и реализовывать их в виде программ. В этих целях в электронные учебники включается серия модельных программ, обеспечивающих графическую иллюстрацию структуры и работы алгоритмов, что позволяет повысить степень их понимания, способствует развитию у школьника интуиции и образного мышления.
В пользу электронных учебников говорит также их гораздо большая гибкость и адаптируемость в сравнении с традиционными бумажными носителями. С точки зрения скорости подготовки электронные учебники также имеют существенные преимущества перед печатными. Для тех же учебных предметов, темой которых являются быстро меняющиеся технологии, скорость подготовки и модернизации учебных пособий вовсе является чрезвычайно важным фактором. Вместе с тем это еще более актуально на фоне стремительного старения библиотечных фондов в школах. Восполнять их путем переиздания все новых и новых учебников с каждым годом становится дороже, да и сопряжено с большими организационными издержками. В случае же с электронными книгами, куда можно закачать огромные, фактически безлимитные объемы информации, процесс становится не только мобильным, но и финансово менее затратным. С другой стороны, вполне может статься, что в будущем окажется целесообразным создавать те самые учебники сначала на электронных носителях, отрабатывая разные версии, и только потом переносить наиболее перспективные и качественные из них на бумагу.
Наконец, электронный учебник в каждом рюкзаке может положить конец ущербной практике, когда учащимся даже младших классов приходится носить тяжеленные портфели весом 5–6 килограмм. А это уже вопрос здоровья будущих поколений.
Замечено, что всякое новое начинание не может являться сгустком одних только позитивов. Не исключены, разумеется, и негативы. В частности, немало опасений со стороны родителей высказывалось в адрес безопасности электронных учебников, вреда, которые они могут оказывать на зрение, другие жизненно важные функции организма. Однако по всему видно, что это вопрос времени. Уже есть электронные книги, которые имеют защитные экраны, и читать их так же безвредно, как и обычные.
Отдельный вопрос — роль учителя в новой системе образования. С развитием электронных учебников эта ипостась может, действительно, претерпеть определенные изменения. Но значимость учителя как такового вряд ли снизится, ибо даже самая умная книга не способна составить конкуренцию живому контакту, который прививает способность думать и делать выводы, анализировать, правильно выстраивать и излагать мысли. Здесь есть и обратная связь, поскольку у учителей велика потребность в электронной литературе, где собраны авторские наработки передовых учителей страны по тем или иным предметам. Вместе с тем сам учитель новой формации должен в совершенстве владеть компьютерными технологиями. Пока, несмотря на курсы подготовки, обучение специальным мультимедийным программам, эта сторона оставляет желать лучшего.
Всего в Казахстане уже создано более сотни электронных учебников. Но большой вопрос заключается в том, каково их качество, кто и как их готовит, не повторят ли они судьбу бумажных предшественников. Тем более пока зачастую эти книги далеки от должной кондиции — их правильнее назвать электронными версиями обычных книжек. Настоящие же образцы должны рассказывать и наглядно показывать, например, как собрать трактор, как найти месторождение нефти, как действует закон Ома и т. д. Интерактивные разработки, заложенные в компьютерные версии обучающих программ, позволяют превратить обычный урок в увлекательный познавательный курс, наподобие того, как это делают телеканалы Explorer или National Geographic. Так, учебник по биологии может содержать не только текст, но и ролики, показывающие всё разнообразие растительного и животного мира. Или, пролистывая учебник по химии, можно поучаствовать в экспериментах с химикатами, которые не требуют сумасшедших средств на их приобретение. Всё нарисованное на экране бурлит, натурально кипит, и если надо — безопасно взрывается, еще и комментируется заботливым, а не нервным голосом. Всё это создает ощущение живого контакта, заставляет думать и помогает учиться.
Если брать в целом, то электронные учебники раскрывают большие возможности для изобретения новых методик в образовании, тем самым способствуют повышению его качества. Конечно, переход на новую систему займет определенное время и потребует серьезных усилий со стороны как государства, так и педагогов. Главное — отходить от формального подхода, как, например, происходило с интерактивным досками: купить купили, однако отнюдь не везде они используются по назначению. За электронными учебниками — будущее, и это не дань моде. Хотя надо и понимать, что любые технологии, даже самые продвинутые, в сути своей есть обычное подспорье в учебном процессе, в котором решающее значение всегда будет принадлежать Его Величеству Учителю.

Оставить комментарий

Антресоли

Зона риска Зона риска
Редакция Exclusive
14.09.2010 - 14:20
Счастье — Счастье —
Редакция Exclusive
14.09.2010 - 14:20
Маленькая страна Маленькая страна
Редакция Exclusive
04.08.2010 - 10:46
«Менэ, тэкел, фарэс» «Менэ, тэкел, фарэс»
Редакция Exclusive
04.08.2010 - 10:46
Родом из казахстана Родом из казахстана
Редакция Exclusive
04.08.2010 - 10:46
Взгляд со стороны Взгляд со стороны
Редакция Exclusive
04.08.2010 - 10:45
Наши в Европе: Наши в Европе:
Редакция Exclusive
04.08.2010 - 10:45
«Живой» товар, «Живой» товар,
Редакция Exclusive
04.08.2010 - 10:45
Долгий путь на Родину Долгий путь на Родину
Редакция Exclusive
04.08.2010 - 10:45
Многие спрашивают, Многие спрашивают,
Редакция Exclusive
04.08.2010 - 10:45
Лучше было бы, Лучше было бы,
Редакция Exclusive
04.08.2010 - 10:45
Нация «перекати-поле» Нация «перекати-поле»
Редакция Exclusive
04.08.2010 - 10:45
Советский туркестан Советский туркестан
Редакция Exclusive
04.08.2010 - 10:45
Сат Токпакбаев: Сат Токпакбаев:
Редакция Exclusive
03.08.2010 - 18:50
Пётр своик: Пётр своик:
Редакция Exclusive
03.08.2010 - 18:50
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33