Последователи сериалов
Exclusive продолжает следить за событиями, активно развившимися после того, как власти Казахстана стали выяснять действительную сумму сделки, которую владельцы российской компании «Полюс Золото» цинично, под эгидой создания Таможенного союза, заплатили за 50,1% акций казахстанской компании KazakhGold.
Вероятность того, что сделка окончательно будет признана недействительной, более чем велика. Мошенничество Евгения Иванова со товарищи практически доказано, налицо и игнорирование 71-й статьи Закона «О недрах». Судя по последним событиям, такая практика менеджмента и акционеров «Полюса» прочно вошла в привычку российского бизнеса, строящего свои отношения с партнерами примерно так же, как это демонстрируют криминальные российские сериалы.
В конце сентября Кипрский суд по иску депутата Госдумы Ашота Егиазаряна арестовал активы Сулеймана Керимова и Аркадия Ротенберга. Под арестом оказались доли в многострадальном «Полюс Золото», «Уралкалии» и гостинице «Москва» общей стоимостью около $6 млрд. Егиазарян утверждает, что Керимов и Ротенберг отняли у него долю в гостинице «Москва». Ашот Егиазарян и его представители на прошлой неделе подали в Лондонский международный арбитраж и суд Никосии (Кипр) иски к Сулейману Керимову, Аркадию Ротенбергу и его партнеру Константину Голощапову, мэру Москвы Юрию Лужкову и его жене Елене Батуриной, а также к ряду юридических лиц, рассказал «Ведомостям» источник, близкий к одной из сторон процесса.
Егиазарян обвиняет ответчиков в захвате его доли в реконструируемой гостинице «Москва» рядом с Кремлем. В качестве обеспечительных мер суд Кипра наложил арест на принадлежащие Керимову акции «Уралкалия» (через Kaliha Finance контролирует 25%), «Полюс Золото» (27% через Wandle Holdings). Арестован также 51% акций владельца гостиницы «Москва» — ОАО «Декмос», — который принадлежит Керимову, Ротенбергу и Голощапову. Ранее эту долю контролировал Егиазарян. Формально ею владели его брат Артем Егиазарян и Дмитрий Фитисов, говорит источник, близкий к истцам. Ущерб от действий ответчиков Егиазарян оценивает примерно в $2 млрд. Он напоминает, что ранее акционеры гостиницы предлагали купить ее управделами президента за $2–2,5 млрд.
Построенная в 1930-х годах, гостиница «Москва» была снесена в 2004 году. Строительством нового отеля на ее месте занимается компания «Декмос». Изначально 51% ее акций принадлежал ЗАО «Декорум» и 49%— московской мэрии. Причем «Декорум» был инвестором проекта. Сначала 100% его акций контролировал сам Егиазарян. Правда, до последнего момента депутат отрицал свою причастность к строительству гостиницы. Но позже постановлением правительства Москвы о выборе инвестора 50% акций «Декорума» (25,5% в гостинице «Москва») передано Ротенбергу и Голощапову. В самый разгар кризиса Егиазарян лишился и всего остального. В конце 2008 года Deutsche Bank потребовал вернуть выданный на строительство отеля кредит в размере $87,5 млн. Источник, близкий к истцам, говорит, что реструктуризация кредита структурами Егиазаряна провалилась, так как город отказался ее утвердить. В итоге для реструктуризации этой задолженности была создана компания Konk Select Partners, куда были внесены права на кредит. Деньги Deutsche Bank выплатила компания «ОЭК-финанс» (100%-ная «дочка» правительства Москвы), которая рассчитывала получить за это 50% Konk и, соответственно, еще 25,5% гостиницы «Москва».
Владельцем оставшейся половины Konk являлся Виталий Гогохия, представляющий интересы Егиазаряна. Но в феврале 2009 года Сулейман Керимов, совладелец с Михаилом Прохоровым «Полюс Золото», а до отмены сделки и KazakhGold, потребовал передать ему доли в компаниях, владеющих «Декорумом». В июне прошлого года в интервью «Ведомостям» Егиазарян утверждал, что московские власти пообещали Керимову отдать долю в Объединенной гостиничной компании, как только он получит долю в «Москве». «Керимов мне сказал, что в этот проект он войдет 50 на 50 вместе с Батуриной», — говорил депутат. Было возбуждено уголовное дело на Гогохию, проведены обыски в офисе «Даев плаза» (принадлежит депутату). В июне 2009 года Егиазаряну пришлось уступить, и номинальные держатели переписали на структуры Керимова компании, владеющие 25,5% акций «Декмоса».
Представляющий интересы компании Керимова Denoro Investments партнер юридической компании Akin Gump Strauss Hauer & Feld LLP Майкл Стипик говорит, что ему известно о решении Кипрского суда. Он указывает, что оно было вынесено заочно, «то есть без направления уведомления в адрес Denoro и в отсутствие представителей компании». «Постановление было вынесено на основании надуманных и необоснованных обвинений, которые неверно и некорректно представили суду реальное положение дел, — указывает Стипик. — Denoro готова ответить на эти обвинения в суде и уверена, что после этого решение суда будет отменено». Соответственно, аресты имущества прежних акционеров KazakhGold также вынесены на основании надуманных и необоснованных обвинений, которые неверно и некорректно представили суду реальное положение дел.
Пакет Керимова в «Полюс Золото» стоит $2,45 млрд. Совсем недавно в открытом письме совет директоров KazakhGold Group Limited просил президента Казахстана лично вмешаться в ситуацию вокруг предполагаемого объединения KazakhGold и российского ОАО «Полюс Золото».
В совет директоров KazakhGold Group Limited с 20 мая этого года входят Евгений Иванов, Герман Пихоя и Алексей Текслер, то есть персоны, в отношении которых финансовой полицией Казахстана заведено уголовное дело и которые в своих регулярных заявлениях для прессы то называют финансовую полицию РК абсурдом, то шантажируют власти остановкой предприятия «Казахалтын», то пугают Казахстан, а теперь и его президента, потерей инвестиционного имиджа.
Евгений Иванов уже давно находится под пристальным вниманием Financial Services Authority (FSA) — британского рыночного регулятора. В 2008 году эта организация выяснила, что «Полюс Золото» стала объектом схемы по выводу активов, и по этой причине «Полюс» листинга на Лондонской бирже, в отличие от KazakhGold Group Limited, не имеет.
Организатор схемы — компания Polyus Exploration Ltd. — зарегистрирована 18 декабря 2007 года в Тортоле, Британские Виргинские острова. Компания создана Михаилом Прохоровым и Евгением Ивановым. В этой связке Евгений Иванов действует как исполнительный директор закрытого акционерного общества «Полюс Золото». Это 100%-ная дочка уже открытого акционерного общества «Полюс Золото», которое и является публично торгуемой компанией.
У Polyus Exploration Ltd. есть офис в Швейцарии. Он принадлежит Jennington International Plc, компании, которая тоже зарегистрирована на Британских Виргинских островах. Jennington, которая позже была одной из сторон в сделке между «Полюсом» и казахстанской KazakhGold, стала тем активом, который использовался в качестве держателя 20% акций Gold Fields, компании, которую Прохоров и его советники приобрели в марте 2004 года. В тот момент начался было процесс приобретения офшорных активов Gold Fields и обратного листинга для «Норильского никеля». Но эта схема не сработала, поскольку Кремль запретил сделку в интересах России.
В юридическом плане Jennington на 100% принадлежит ЗАО «Полюс», а не ОАО — открытой компании, имеющей листинг. Но в то же время Jennington является держателем 9% акций в материнской компании. Закрытое АО «Полюс Золото», таким образом, является материнской компанией и — не напрямую — 100%-ным акционером Polyus Exploration Ltd. (Британские Виргинские острова).
Теоретически это делает виргинское подразделение полным, стопроцентным подразделением публично торгуемой компании ОАО «Полюс Золото», но на практике, в соответствии с нынешним уставом и кодексом корпоративного управления «Полюс Золото», Иванов может приобретать активы и осуществлять распоряжения через ЗАО «Полюс» без разрешения, без голосования, без консультаций со стороны совета директоров материнской компании и, более того, даже не ставя его в известность о своих действиях. Это значит, что Иванов может продавать активы, не говоря ничего никаким акционерам компании, за исключением Прохорова.
Всё это становится возможным из-за нехватки независимого контроля и надзора над советом директоров, многоярусной корпоративной структурой, созданной специально для того, чтобы дать возможность руководству принимать решения по ключевым вопросам и сделкам единолично, без одобрения совета, и с неудовлетворительной степенью раскрытия данной информации акционерам компании. Достаточно отметить, что на официальном сайте KazakhGold, которую инвесторы и общественность по-прежнему связывают с Казахстаном, исчезли все финансовые отчеты, кроме отчета за 2009 год, а на сайте Лондонской фондовой биржи доступны только те документы, которые были обновлены в период с сентября 2009 года по настоящее время.