среда, 13 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Полеты во сне и наяву

Государство не первый год прилагает усилия по возврату контроля над крупными нефтегазовыми месторождениями. Почему самые лакомые куски оказались в руках иностранцев, всё это время объясняли тем, что в начале 1990-х, то есть в первые годы независимости, у Казахстана не было ни денег, ни собственных технологий, чтобы начать широкомасштабную добычу нефти. Тем более что в условиях деградации практически всех отраслей экономики основная ставка в выводе страны на траекторию роста делалась именно на добычу сырья. Тогда в страну и пришли иностранные компании, условием чего стали беспрецедентные льготы на разработку крупнейших месторождений.
С тех пор была поломана не одна сотня копий вокруг целесо-образности контрактов с «Шевроном», «Бритиш Газ», «Мобилом» и прочими «зубрами» мирового нефтяного бизнеса, насколько они учли стратегические интересы Казахстана. Но соответствующие обращения депутатов, СМИ, общественности в целом не возымели какого-либо эффекта. Заключенные в обстановке строжайшей секретности контракты так и остались тайной за семью печатями. Да и сама тема об их пересмотре стала из разряда табуированных.
Но уже с начала 2000-х, когда у государства появились свои деньги, настала пора собирать камни. Государство через национальные компании стало предпринимать попытки приобретения активов в стратегическом секторе. Увеличение цены на сырую нефть до уровня выше 80 долларов за баррель и неожиданно высокая прибыль лишь подстегивали интересы растущего государства. Стратегия и тактика возврата государственного контроля в каждом отдельном случае была разная. Хотя в сути своей все они использовали окольные пути к цели — путь прямиком был заказан, когда правительство собственноручно выдало инвесторам охранную грамоту от любых неприятностей. Поэтому где-то удавалось договориться относительно полюбовно, где-то пришлось прибегнуть к помощи третьих сил, где-то задействовать регулирующие и налоговые органы, претензии социального характера либо нарушение условий контракта, как в случае с Кашаганом. Вместе с тем имелся ряд законодательных преимуществ, которые дают национальным компаниям Казахстана возможность получения права недропользования без проведения конкурса, на основе прямых переговоров, гарантируют долю в размере не менее 50% в проектах по освоению казахстанского шельфа Каспия.
Однако, несмотря на все подобные опции, не сказать, что усилия по возврату активов увенчались серьезным успехом. Сегодня Казахстан в лице национальной компании «КазМунайГаз» контролирует всего лишь 28% добычи нефти, причем в основном на старых месторождениях. Что касается крупнейших месторождений, то в них КМГ владеет лишь небольшими долями (16,81% в Кашаганском проекте и 20% в «Тенгизшевройле» (ТШО)). В третьем по величине Карачаганакском проекте доля Казахстана вовсе равна нулю. Конечно, страна получает свою часть прибыли в виде налогов, но, не находясь «внутри», не в состоянии оказывать существенное влияние на ход развития проекта.
Проводимые в случае с Карачаганаком проверки, конечно, приносят свои маленькие результаты: возбуждаются дела, вчиняются многомиллионные иски. На каком-то этапе иностранцы «дозревают» до переговоров о выкупе Казахстаном 10% акций предприятия. Называется даже сумма предстоящей сделки — 1 миллиард долларов. Однако сам переговорный процесс проистекает с большим скрипом. Как бы то ни было, но пресловутые соглашения о разделе продукции (СРП) сроком на 30–40 лет стали своеобразной петлей на шее казахстанского правительства. С одной стороны, перекрывают кислород в организм, в данном случае доходы от нефти в казну государства, с другой — не дают возможности снять и даже ослабить петлю, ибо нарушение стабильности контрактов грозит навлечь серьезное международное давление.
Очевидно, что в период кризиса страна испытывает острый дефицит в средствах. Секвеструется бюджет, идет сокращение чиновничьего аппарата, урезаются «нескромные» зарплаты менеджеров, вводятся новые налоги. И та активность, которая наблюдается в плане увеличения доли государства в добывающих предприятиях, в решающей степени связана именно с ухудшающимся экономическим положением.
В числе прочих мер, призванных восполнить «упущенную прибыль», в середине августа 2010 года правительство Казахстана ввело экспортные таможенные пошлины (ЭТП) на сырую нефть в размере 20 долларов за тонну. Ранее эта ставка равнялась нулю (для сравнения: в России экспортная таможенная пошлина на сырую нефть варьирует в пределах 250–270 долларов за тонну). Но даже столь смешные пошлины вызвали резко отрицательную реакцию иностранных компаний. В ряде зарубежных СМИ прокатилась волна публикаций об ухудшении инвестиционного климата в Казахстане. С одной стороны, правительство поспешило успокоить не на шутку встревоженных партнеров. В качестве оправдания отмечалось, в частности, что от экспортной пошлины освобождаются все 15 контрактов, заключенных на условиях СРП до 1 января 2009 года. Во-вторых, ее могут не платить компании, в контрактах которых предусмотрено освобождение от уплаты вывозных таможенных пошлин. С другой стороны, планы правительства уже в нынешнем году получить порядка 60 млрд тенге от новых пошлин невыполнимы без привлечения крупнейших месторождений, в частности Карачаганака и «Тенгизшевройле».
Открыто идти на нарушение контрактов не с руки, поэтому приходится изворачиваться и прибегать к испытанным многоходовым комбинациям. Так, в случае с ТШО в августе текущего года разгорелся скандал. Компания была обвинена в нанесении ущерба Казахстану из-за буровых работ ниже оговоренных глубин. На ряд должностных лиц компании финансовая полиция даже завела уголовные дела. Со своей стороны, американская компания привлекла «тяжелую артиллерию» в лице специального посланника президента США по вопросам энергетики Ричарда Морнингстара. Он срочно прибыл в Астану, где встретился с премьер-министром Каримом Масимовым и министром нефти и газа Сауатом Мынбаевым. Содержанием переговоров, как обычно, общественность «грузить» не стали. Дали только понять, что уголовного преследования, наверное, удастся избежать, а ситуация должна быть решена путем переговоров. Договариваться есть о чем, ибо в контракте с ТШО есть двусмысленная фраза, что казахстанские власти вправе налагать на компанию некие обязательства, «если они не дискриминационные». Возможно, ЭПТ в 20 долларов за тонну нефти (а это при нынешнем объеме добычи нефти на Тенгизе в 24 млн тонн 480 млн долларов в год) и не дискриминационный побор, но уже в сентябре премьер-министр Казахстана Карим Масимов заявил, что правительство намерено увеличить ЭТП на нефть в 2011 году до 40 долларов за тонну. По его мнению, такая пошлина является справедливой в нынешних условиях: «Я считаю, что при нынешнем уровне цен этот размер пошлин вполне приемлем. По крайней мере, у казахстанских экспортеров нефти прибыли остается больше, чем у некоторых экспортеров стран Таможенного союза», — сказал К. Масимов.
Таким образом, вопрос, согласятся ли иностранные компании платить ЭТП или нет, остается открытым. Да и не это важно. Главная проблема в том, что любой шаг Казахстана по защите национальных интересов будет наталкиваться на жесткий отпор, подкрепленный подписями казахстанских же чиновников. Страна оказалась в плену собственных ошибок. Ошибок, когда-то допущенных, надо полагать, не из-за нехватки серого вещества у отечественных переговорщиков или недостатка государственного мышления. Здесь совсем иное. И соблазн «лучше синица в руках, чем журавль в небе» сыграл с Казахстаном дурную шутку, которая будет аукаться еще долгое время.    


Комментарий независимого редактора
Лишь немногие помнят предысторию создания «Тенгизшевройла» и то, как тогда Казахстан пошел на многие уступки иностранным инвесторам. Создавалось СП в бытность СССР в 1989–1990 годы еще при М. Горбачеве. Советской и американской сторонами был подписан контракт о создании технико-экономического обоснования компании «Шеврон» для освоения этого месторождения. И естественно, что в первоначальном контракте вовсе не было речи о казахстанском содержании. Стороны, согласно контракту, делили прибыль напополам — 50 на 50. А нефть куда хотят, туда и увозят.
В начале 1991 года тома технико-экономического обоснования компании «Шеврон» (где-то около 20 томов!) были привезены из Москвы в Алма-Ату. Нурсултан Назарбаев в то время был первым секретарем ЦК КП Казахской ССР. Документы были направлены в нашу Академию наук на экспертное научное заключение. Мне дали два тома: «Переработка Тенгизской нефти» и «Экология». Оба тома я раскритиковал. Во-первых, откуда было взято такое соотношение долей — 50 на 50, ведь наша прибыльная доля должна быть куда значительней? И второе, что возмутило: почему нефть от ядовитых газов должна очищаться на нашей земле, избавляясь от меркаптанов, серы, сернистых газов, сероводорода, и в очищенном, готовом виде увозиться? Хорошее разделение труда!
Геологи тоже сделали кое-какие замечания, и к концу 1991 года Н. А. Назарбаев написал ответ, что в таком виде мы не будем принимать их обоснования, и выслал им наши замечания. «Шеврон» начал было возмущаться, но это уже потеряло всякий смысл по причине развала могучей державы СССР. Руководству компании пришлось смириться с тем фактом, что Советского Союза уже нет, соответственно, и его главы — М. Горбачева.
Весь 1992 год представители «Шеврона» ходили вокруг да около Тенгизского проекта, а потом пришли к выводу: надо работать с независимым Казахстаном, заново строить отношения, с чистого листа.
6 апреля 1993 года в Алматы в Доме Дружбы состоялось историческое событие. С нашей стороны Н. А. Назарбаев и с американской глава «Шеврона» Кеннет Дерр подписали контракт. Его потом называли «контрактом века». Шутка ли, прибыльная доля Казахстана в этом проекте уже составляла 80,4%, а американской стороны — 19,6%. И опять в контракте не было ничего сказано о казахстанском содержании! Но Казахстан тогда пошел на уступки, поскольку это был наш первый крупный нефтяной проект. В итоге американская сторона очищала и увозила отсюда нефть, а из своей страны привозила продукты питания, кадры и др. Как показала практика, «Тенгизшевройл» создал очень много своих суборганизаций, субпредприятий, также по льготному налогообложению. То же самое можно сказать и о попутном газе, о котором также ничего не было сказано в контракте. И сейчас, когда мы собираемся в Атырауской области строить крупный нефтехимический комбинат с использованием попутного газа для получения нефтехимических продуктов, нам приходится у ТШО покупать эти продукты.
К сожалению, подобных упущений было сделано немало. Но с течением времени, уверен, все они будут устранены в угоду национальным интересам.

Из досье Exclusive:
ТОО «Тенгизшевройл» образовано в 1993 году для добычи углеводородного сырья на Тенгизском месторождении. Участниками ТШО являются ChevronTexaco Overseas (50%), ExxonMobil Kazakhstan Ventures Inc (25%), «КазМунайГаз» (20%) и LuKArco (5%).

Karachaganak Petroleum Operating B.V. (KPO) разрабатывает одно из крупнейших в мире нефтегазо-конденсатное месторождение Карачаганак, которое расположено на северо-западе Казахстана. Площадь месторождения составляет 280 кв. км, его запасы оцениваются в более чем 1,2 млрд тонн нефти и конденсата и более 1,35 трлн кубометров газа. Согласно подписанному в 1997 году и рассчитанному на 40 лет СРП, доли участия между участниками консорциума распределены следующим образом: British Gaz Group (BG) и Eni — по 32,5%, Chevron — 20% и «ЛУКОЙЛ» — 15%.

Оставить комментарий

Антресоли

Зона риска Зона риска
Редакция Exclusive
14.09.2010 - 14:20
Счастье — Счастье —
Редакция Exclusive
14.09.2010 - 14:20
Утомленные солнцем, Утомленные солнцем,
Редакция Exclusive
14.09.2010 - 14:18
Беспонтовые эстонцы Беспонтовые эстонцы
Редакция Exclusive
04.08.2010 - 10:46
Маленькая страна Маленькая страна
Редакция Exclusive
04.08.2010 - 10:46
Взгляд со стороны Взгляд со стороны
Редакция Exclusive
04.08.2010 - 10:45
Наши в Европе: Наши в Европе:
Редакция Exclusive
04.08.2010 - 10:45
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33