воскресенье, 22 сентября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

ШОС: отряд не заметит потери бойца?

На фоне проблем и пересудов, которыми сопровождается внутренняя жизнь Казахстана, начиная от экономики, кончая ростом цен на ТНП, куда более в лучшую сторону отличается внешняя политика нашего государства. Во всяком случае, именно такое ощущение складывается из обзора официальных пресс-релизов, посвященных международной деятельности страны. Текущее председательство в ОБСЕ и предстоящее – в Организации Исламская конференция и ШОС, проведение всевозможных форумов в Астане и зарубежные вояжи казахстанского руководства настраивают на позитивный лад: современный Казахстан узнаваем и уважаем в мире. Ничуть не подвергая сомнениям бодрые рапорты, считаем уместным проанализировать приоритеты  казахстанской дипломатии, с ее многовекторностью, громкими международными инициативами, в привязке с крупными многосторонними организациями. Этой теме посвящается наша новая рубрика «Дипломатия».

В 2011 году Шанхайская организация сотрудничества отметит уже десятую годовщину своего образования. При этом экономическая роль и значение организации еще не получили должного осмысления.

ШОС: первая китайская организация многосторонней дипломатии
Уже из названия организации следует и, главное, фактически стратегическая инициатива в ШОС принадлежит Китаю. В самом общем виде эта организация представляет собой дипломатический механизм, который позволяет КНР решать многоплановые задачи в Центральной Азии и на постсоветском пространстве.
КНР последовательно стремится активизировать экономическое направление деятельности ШОС путем создания государствами–членами организации зоны свободной торговли. Впервые эту задачу китайская сторона поставила в мае 2002 года. В августе 2003 года Китай предложил комплекс мер по снижению нетарифных барьеров во взаимной торговле, включая упрощение таможенных процедур и санитарно-гигиенических стандартов. В сентябре 2004 года КНР предложила членам ШОС создать единое экономическое пространство.
В принципе, для КНР такая позиция представляется вполне логичной. Опираясь на универсальные политико-дипломатические рычаги, Китай стремится обеспечить продвижение своего экспорта на внешние рынки, особенно в Казахстан и Россию, где массовый приток нефтедолларов в 2004–2008 годах способствовал заметному увеличению платежеспособного спроса.
Фактически создание зоны свободной торговли или единого экономического пространства между участниками ШОС представляет собой своеобразный вариант мини-ВТО (Всемирной торговой организации). Не имея возможности в настоящее время применить весь комплекс рычагов из арсенала ВТО — членами ВТО являются только КНР и Кыргызстан, — Китай стремится создать подобные рычаги в рамках ШОС. Другое дело, что стремительное продвижение китайского экспорта на центральноазиатские рынки и так происходит практически свободно и не нуждается в специальных мерах поддержки в виде свободной торговой зоны. Настойчивые усилия КНР по экономизации ШОС заставляют многих аналитиков полагать, что за этими усилиями стоят долгосрочные энергетические интересы.
Следует при этом иметь в виду, что основные вопросы экономического, политического и стратегического порядка КНР решает посредством двустороннего диалога с каждой из центральноазиатских стран в отдельности. ШОС фактически дублирует двусторонние отношения КНР–Казахстан, КНР–Узбекистан и т. д. Сотрудничество Китая с Центральной Азией по большому счету не нуждается в механизмах ШОС. Можно согласиться с казахстанским экспертом Муратом Лаумулиным, считающим, что Китай стремится придать ШОС экономическое измерение, особенно в области энергетических ресурсов, с целью обеспечения доминирующего положения КНР в регионе.

КНР
Главным бенефициаром от открытия Евразии глобальной конкуренции является КНР. В самом общем виде ШОС представляет собой бюрократический механизм, который позволяет КНР не столько решать, сколько идеологически озвучивать свою повестку дня для Евразии, а частично — и свою глобальную повестку дня. Основные вопросы экономического, политического и стратегического порядка КНР решает в двусторонних форматах: КНР–Россия, КНР–Казахстан, КНР–Узбекистан и т. д. В практическом плане Китай мало нуждается в ШОС. Нет ни одной значимой проблемы в отношениях с новыми независимыми государствами, которую КНР не могла бы решить в двустороннем порядке. В чем же тогда заключается привлекательность ШОС для Китая?
Не стоит сбрасывать со счетов элемент национальной гордости — ШОС представляет собой первую международную организацию, в названии которой присутствует китайский этноним (Шанхай). Понятно, что этот момент является особенно ценным для выстраивания внутрикитайской идеологической картинки мира — традиционно китаецентричной. Для набирающего силу китайского национализма лидерство КНР в новой организации, возникшей уже после крушения биполярной структуры мира, является несомненной ценностью. Более того, возможность апеллировать к опыту ШОС получила и китайская дипломатия, которая рекламирует опыт межстранового сотрудничества под руководством Китая в Евразии и предлагает другим странам строить отношения по сходному алгоритму.
Особо следует сказать и об интересах Синьцзян-Уйгурского автономного района. Диспропорции в социально-экономическом развитии провинций представляют собой одну из острейших проблем развития КНР. Отставание в развитии западных регионов рассматривается в Китае как важнейшая внутренняя проблема, требующая незамедлительного решения. Через граничащий с Казахстаном СУАР проходит основная масса нарастающих контактов КНР и Центральной Азии, что буквально превратило столицу района город Урумчи в фактическую экономическую столицу формирующегося региона «Большая Центральная Азия».
В долгосрочной перспективе КНР, возможно, намерена сформировать азиатско-европейский трансконтинентальный транспортный коридор, связывающий порт Ляньюнгань (КНР) с портом Роттердам (Нидерланды). Вплоть до того момента, пока морские перевозки являются более дешевыми в сравнении с наземным транспортом, эта идея в экономическом смысле остается виртуальной. Тем не менее если по соображениям безопасности Китай примет решение о создании коридора, последний будет построен в кратчайшие сроки. Стратегическая значимость этого коридора заключается в том, что по нему Китай обеспечит себе прямой выход к нефтегазовым ресурсам Ирана, а, возможно, и нефтеэкспортеров Персидского залива через территорию стран, находящихся в критической зависимости от экономических связей с КНР.

Казахстан
Вторым главным бенефициаром открытия Евразии глобальной конкуренции стал Казахстан. Эта страна на обозримую перспективу останется основным экономическим партнером Китая в Центральной Азии, что обусловлено нарастающей вовлеченностью китайских компаний в казахстанский нефтегазовый сектор и атомную промышленность.
В ближайшие два-три года Астана и Пекин завершат реализацию двух крупных по региональным меркам проектов экспорта центральноазиатских углеводородов в Китай. Во-первых, к 2012 году предполагается ввести в эксплуатацию вторую очередь нефтепровода Казахстан–Западный Китай, с доведением его совокупной пропускной способности до 20 млн т нефти в год. Во-вторых, Казахстан подключился к проекту прокладки газопровода Центральная Азия–Западный Китай. По газопроводу в Китай будет экспортироваться туркменский, а возможно, и казахский и узбекский газ.
В более отдаленной перспективе Казахстан и Китай намерены интенсифицировать сотрудничество в сфере сельского хозяйства. Экономический рост и повышение благосостояния в Китае сопровождается быстрым ростом потребления продуктов питания, в том числе зерновых. Казахстан с его достаточно крупными площадями сельскохозяйственных земель является для Китая естественным партнером в области сельского хозяйства.
Начиная с 2005 года Китай для Казахстана представляет собой более крупный рынок экспорта, чем Россия, что особенно заметно в том случае, если пользоваться более полными данными китайской таможенной статистики.
С 2008 года через Казахстан в КНР поступает и российская нефть. Предполагается, что в ближайшие годы по казахстанско-китайскому нефтепроводу Атасу–Алашанькоу российские компании смогут прокачивать ежегодно около 5 млн т нефти. Коммерческие условия экспорта через Казахстан существенно более привлекательны, что может закрепить за этой страной функцию важнейшего энергетического входного узла в общей схеме китайского нефтяного импорта.
Географически Казахстан является естественным партнером КНР в проекте создания азиатско-европейского транспортного коридора, а также возможного энергетического коридора Китай–Ближний Восток. Для Казахстана принципиально важно закрепить роль железнодорожного пункта Достык–Алашанькоу в качестве начальной точки входа китайских товаров в постсоветское пространство.
Все эти соображения относительно распределения товаропотоков по сухопутным транспортным коридорам являются гипотетическими, так как на настоящий момент объем железнодорожных перевозок по маршруту КНР–Европа незначителен, а подавляющая часть торговли между Азией и Европой идет морем.

Узбекистан
Позднее других вошедший в орбиту «шанхайского форума», Узбекистан оказался в неоднозначном, возможно, самом непростом положении среди всех участников ШОС. Дело в том, что Узбекистан — это единственная постсоветская республика (наряду с Беларусью), сделавшая ставку на развитие собственной обрабатывающей промышленности. Опуская вопрос о том, насколько реалистичной и осуществимой является такая ставка, отметим здесь лишь то, что интенсификация экономического взаимодействия с Китаем объективно подрубает возможности промышленного развития. Узбекская промышленность не способна составить конкуренцию китайским товарам ни по качеству, ни по ассортименту, ни, что особенно важно, по цене. Легальный и нелегальный импорт китайских товаров широкого потребления и продукции машиностроения выбивает узбекских производителей с внутреннего рынка и тем более лишает их надежды занять какие-то экспортные ниши на рынках соседних стран и России.
В силу специфики экономического и государственного устройства современного Узбекистана эта страна не получила существенных кредитов и инвестиций со стороны развитых стран Запада и международных финансово-экономических организаций, включая Международный валютный фонд, Мировой Банк, Европейский банк реконструкции и развития и т. д. По этой причине Китаю принадлежит своеобразная лидирующая роль среди внешних экономических партнеров Узбекистана, исключая Россию.
Используя свое географическое положение, Узбекистан надеется стать важным транзитным узлом на пути, связывающем Китай с Европой по транспортному коридору ТРАСЕКА.
Экономические отношения КНР с двумя наименее развитыми государствами Центральной Азии — Кыргызстаном и Таджикистаном — развиваются во многом по сходной модели.

Кыргызстан и Таджикистан
Кыргызстан и Таджикистан по разным причинам не состоялись в качестве нормальных государств, контролирующих свою собственную территорию, и пополнили обширный список так называемых «провалившихся» государств. В отношениях с другими членами международного сообщества они выступают в качестве просителей ресурсов, причем обе страны мало что могут предложить донорам взамен помощи.
Экономики обеих стран дезинтегрированы, большая часть экономической активности находится в теневом секторе. Остатки унаследованного от СССР современного сектора экономики представлены электроэнергетикой и считанным числом промышленных предприятий, главным образом металлургических. В Таджикистане экономическая система критически завязана на алюминиевый комплекс, в Кыргызстане — на золотоносное месторождение Кумтор.
Специфической специализацией Кыргызстана в ШОС и ЕврАзЭС является транзит контрабанды из Китая в Казахстан, частично Узбекистан и главным образом в Россию. Таможенная статистика Кыргызстана «не замечает» товарные потоки на миллиарды долларов, которые тщательно фиксирует китайская статистика. Нерегистрируемый китайский импорт начал взрывообразно расти с 2002 года, после того, как Кыргызстан выбрал все объемы официальной помощи, предоставленной международным сообществом и финансово-экономическими организациями под так называемые «рыночные реформы». В 2006 году нерегистрируемый импорт Кыргызстана из КНР приблизился к $2 млрд, а в 2008 году скачкообразно возрос до $7,8 млрд.
Поразительно, что в 2008 году нерегистрируемый импорт из КНР по объему составил 195% от официально зарегистрированного кыргызского импорта из Китая и 149% от валового внутреннего продукта страны. Понятно, что столь внушительный товарный поток предназначен не для кыргызского рынка, а транзитом следует в другие постсоветские страны, главным образом Россию. Параллельное членство Кыргызстана в ШОС и ЕврАзЭС заметно облегчает продвижение нарастающей китайской товарной массы через дырявые постсоветские границы. В принципе, в Россию транзитом следует и значительная часть нерегистрируемого импорта Казахстана из КНР. По сути дела, «интеграционные» группировки постсоветского пространства на деле обслуживают интересы китайских экспортеров.
Таджикистан также с готовностью встроился бы в обслуживание нерегистрируемого импорта из КНР, однако не располагает сопоставимыми с Кыргызстаном возможностями в силу своего невыгодного географического положения. Тем не менее нерегистрируемый таджикской таможенной статистикой импорт вырос с нулевых отметок в 2005 году и ранее до более $550 млн в 2008-м. Очевидно, что значительная часть данного потока в конечном счете поступает на российский рынок.

Россия
В российском экспертном дискурсе проблематика деятельности ШОС рассматривается преимущественно через призму устаревших геополитических мифологем «большой игры» за влияние в Центрально-Азиатском регионе. Нередко считается, что структуры ШОСа являются попыткой России в партнерстве с КНР сформулировать эффективный ответ на усиление активности в Центральной Азии и на Кавказе Запада, главным образом США.
Как и Китай, все значимые проекты экономического сотрудничества с центральноазиатскими странами Россия реализует в формате двустороннего сотрудничества, лишь символически используя структуры ЕврАзЭС и тем более ШОС. У России отсутствует реальный геоэкономический проект для Центральной Азии и всего постсоветского пространства, который можно было бы хоть потенциально рассматривать как альтернативу китайскому проекту. Причина этого кроется не в каких-то просчетах и/или конкретных ошибках властей, но в самой природе российской модели сырьевого роста и, как следствие, отсутствии каких-либо заметных рыночных интересов и возможностей в Евразии. В принципе, такого продуманного и четко сформулированного проекта нет и у КНР, однако промышленная мастерская мира втягивает Евразию в свой геоэкономический контур эвентуально, самим ходом своего развития.
В чем заключается в таком случае действительный смысл ШОС? Суммируем в схематичном виде те выгоды и приобретения, а также минусы, которые каждое государство–участник ШОС получает от членства в этой организации.
Во-первых, наиболее существенные плюсы от интенсификации экономического взаимодействия Евразии и КНР приходятся на сам Китай, а также Казахстан. Причем для КНР активизация взаимодействия с Евразией не сопровождается какими-либо отрицательными последствиями.
Во-вторых, почти все реальные и потенциальные выигрыши центральноазиатских государств и КНР оборачиваются либо грозят обернуться минусами для России. Точнее, эти минусы следует определить как новые вызовы для России в ситуации кардинальной реконфигурации бывшего советского пространства и изменения положения страны в системе мировых экономических координат.
В-третьих, особо следует подчеркнуть то важнейшее обстоятельство, что все главные процессы по линии КНР–Евразия развиваются вне зависимости от наличия или отсутствия ШОС. В том случае, если бы эта организация не была бы создана, ход и направление перемен в этой части мира принципиально не изменился бы.  

Оставить комментарий

Антресоли

Экспертная оценка Экспертная оценка
Редакция Exclusive
06.10.2010 - 11:33
Мексиканский синдром Мексиканский синдром
Редакция Exclusive
06.10.2010 - 11:33
За бугор по-казахски За бугор по-казахски
Редакция Exclusive
06.10.2010 - 11:33
Зона риска Зона риска
Редакция Exclusive
14.09.2010 - 14:20
Счастье — Счастье —
Редакция Exclusive
14.09.2010 - 14:20
Кому урок не впрок? Кому урок не впрок?
Редакция Exclusive
14.09.2010 - 14:18
«Менэ, тэкел, фарэс» «Менэ, тэкел, фарэс»
Редакция Exclusive
04.08.2010 - 10:46
Родом из казахстана Родом из казахстана
Редакция Exclusive
04.08.2010 - 10:46
Замуж за иностранца: Замуж за иностранца:
Редакция Exclusive
04.08.2010 - 10:46
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33