Неважно, какого цвета кошка
Над Казахстанским институтом менеджмента, экономики и прогнозирования сгущаются тучи. Уже несколько лет кряду один из ведущих вузов Казахстана преследуют скандалы и интриги: то часть преподавателей пишет петицию на имя главы государства с требованием прекратить необоснованное давление со стороны администрации вуза, то группа студентов и их родителей жалуются на регулярное повышение стоимости обучения и непрозрачность бухгалтерии. Немало шума наделало заявление Министерства образования о том, что КИМЭП, вопреки заверениям своего руководства, оказывается, не имеет международной аккредитации. Органы прокуратуры выявили массу нарушений в части законности приема на работу иностранцев. Акимат Алматы отчитал президента института за недальновидную политику в отношении студенчества. А последняя новость вовсе грозит подвести черту в истории учебного заведения, которое долгое время считалось гордостью Казахстана, — у вуза на полгода приостановлена лицензия. С чем связан столь массированный наезд на КИМЭП?
Для начала несколько сухих фактов. КИМЭП является старейшим и крупнейшим университетом Центральной Азии, работающим по североамериканской модели образования. Основан 14 января 1992 года постановлением Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. В июне 1994 года состоялся первый выпуск студентового администрирования. КИМЭП является независимым, некоммерческим образовательным учреждением. Его студенческий контингент составляют представители 25 различных стран, включая Казахстан, Россию, Кыргызстан, Узбекистан, США, Великобританию, Германию, Китай и Корею. Международный преподавательский состав КИМЭПа состоит из представителей более 20 стран мира, включая США, Великобританию, Канаду, Австралию, Францию, Италию, Россию и Казахстан. При этом вуз обладает наибольшим среди государств СНГ количеством преподавателей со степенью Ph.D, полученной в странах Запада.
Неудивительно, что выходцы института пользуются большим спросом на рынке труда. Бывали случаи, когда наличие КИМЭПовского образования, указанное в резюме, затемняло пробел в графе «Опыт работы». Да и сам вуз проявляет заботу о будущем своих подопечных: здесь же существует Центр карьеры и трудоустройства, образованный с конкретной целью — установить связь между деловым сообществом Казахстана (и других стран) с молодыми специалистами. На сегодняшний день банк данных центра содержит около 2000 кандидатов, в число которых входят даже выпускники аж 1994 года.
За вклад в развитие образования и подготовку кадров для рыночной экономики КИМЭП награжден общенациональной премией «Тарлан» высшей степени — «Платиновым Тарланом».
Материально-техническая база института общепризнанно считается одной из лучших среди высших учебных заведений не только Казахстана, но и Центральной Азии. Условия здесь, как говорится, дадут сто очков форы большинству отечественных университетов. Это не мрачные тесные катакомбы некоторых корпусов КазУМОиМЯ, это не пропахшая столовая КазНУ, не скучная однообразность «Санкт-Петербургского» и далеко не «обычная общага» внутренних помещений университетов «Кайнар» и «Туран».
Да, стоимость обучения в КИМЭПе не отличается дешевизной, но недостатка в охотниках стать студентом именно указанного вуза никогда не испытывалось.
А теперь перейдем к нарушениям, которые выявило Министерство образования и науки в КИМЭПе, что послужило причиной приостановки лицензии. Председатель комитета по контролю в сфере образования и науки МОН РК Найман Калабаев:
— Во-первых, площади вуза не соответствуют санитарным нормам. Во-вторых, соотношение количества студентов и числа преподавателей также нарушено: должно быть 8 студентов на каждого педагога. У них же на 1 преподавателя приходится 20 учащихся! В-третьих, одно из самых серьезных замечаний — КИМЭП не выдает дипломы государственного образца, хотя каждый вуз, имеющий лицензию, обязан вручать студентам такие дипломы. В результате выпускники КИМЭПа, уезжая в другие страны, не могут доказать, что такой вуз существует. Если замечания не будут исправлены, мы можем вообще отозвать лицензию через суд.
Однако почему-то представитель министерства не вспомнил, что выпускники данного вуза имеют самый большой процент трудоустройства и более высокие зарплаты по сравнению с выпускниками других вузов страны. Более того, большинство иностранных компаний в Казахстане набирают именно выпускников КИМЭПа. Возьмите, к примеру, Ernst and Young, Deloitte, PWC или же KPMG — все эти аудиторские компании предпочитают либо выпускников зарубежных вузов, либо «кимэповских». Именно востребованность выпускника во всем мире служит главным критерием в оценке рейтинга и престижа учебного заведения. Увы, к Казахстану, видимо, это не относится.
Возможно, у КИМЭПа действительно ощущается нехватка преподавателей или, например, библиотечного фонда. Как говорится, ничто в этом мире не совершенно. Но чего у института точно мало, а то и вовсе отсутствует как явление, так это коррупции, которая разъедает всю систему высшего образования республики. Девиз КИМЭПа гласит: «За образование, которое меняет общество». И судя по тому, что происходит ныне вокруг вуза, может быть, само общество не готово к переменам?
Стандарты Министерства образования и науки, конечно, дело серьезное. Их надо соблюдать, кто бы спорил. Проблема в том, что эти стандарты заведомо жесткие и применяться могут на усмотрение членов комиссии, следовательно, выборочно. В Казахстане сейчас имеется 132 вузов, и хотелось бы увидеть хотя бы один, который целиком соответствовал бы требованиям МОН. Отдельного внимания требуют комиссии, которые проверяют вузы на соответствие, а именно как организуется их деятельность, как формируется состав, наконец, насколько беспристрастен их подход к государственным и частным вузам. Например, известны факты, когда в комиссии по проверке частных вузов включались ректоры государственных вузов, то есть их прямые конкуренты и «доброжелатели». Образование — один из самых прибыльных видов бизнеса. Здесь вертятся огромные деньги, в борьбе за которые все средства хороши.
Да и потом, несмотря на наличие лицензии Министерства образования и науки, КИМЭП в своей деятельности не следует программе, принятой в казахстанских государственных вузах. Соответственно, его дипломы никогда и не служили подтверждением того, что выпускники института завершили обязательную государственную учебную программу. То есть изначально КИМЭП руководствовался и продолжает руководствоваться учебной программой, разработанной по североамериканскому образцу. И с этим вплоть до последнего времени никто не спорил. Кстати, в схожем положении находится недавно открытый Назарбаев Университет в Астане, к которому почему-то не предъявляются требования о соответствии госстандарту.
Великий китаец Дэн Сяопин любил повторять: «Неважно, какого цвета кошка, главное, чтобы она ловила мышей». Применяя эту цитату к казахстанскому высшему образованию, можно сказать так: «Неважно, соответствует ли вуз каким-то стандартам, главное, чтобы он отвечал своему главному предназначению — готовил высококвалифицированных и грамотных специалистов». Если исходить из этого тезиса, представляется, что в списке казахстанских вузов на предмет отзыва лицензии КИМЭП должен стоять на последнем месте. А посему можно заключить, что главная причина претензий к КИМЭПу заключается, как это ни парадоксально, в его успешности.