Мозговой штурм
После «холодного душа», каковым для всех стал глобальный кризис, экономика Казахстана и, в частности, финансово-банковский сектор постепенно восстанавливаются. Правда, этот процесс проходит не столь быстро и однозначно, как того хотелось бы. Здесь есть причины как внешнего ряда, так и внутреннего. Существует также немало подводных камней, с которыми, вероятно, только предстоит столкнуться отечественным финансовым институтам. В свою очередь, это может негативно повлиять на социально-экономическое положение страны в целом. «Эксклюзив» попросил известных экспертов высказать свое мнение по ряду наиболее актуальных проблем, которые были сформулированы следующим образом:
1. Как вы считаете, будет ли третья волна кризиса и в чем она выразится?
2. Каковы, на ваш взгляд, уроки национализации системообразующих банков Казахстана?
3. Как вы считаете, оправданы ли амбиции казахстанской финансовой системы на лидерство в СНГ?
Анвар Сайденов, председатель правления «БТА Банка»
1. Это серьезный теоретический вопрос. В качестве одной из ее причин называют кризисы в странах Европейского союза. Сегодня особые опасения вызывает так называемая группа PIGS — Португалия, Ирландия, Греция и Испания. Все будет зависеть от того, смогут ли правительства этих стран урезать расходы, чтобы удержать ситуацию под контролем. Думаю, сейчас этот риск значительно снизился, и в целом, по мнению многих экспертов, возможность очередной волны кризиса минимальна, потому что выход из рецессии глобальной экономики происходит очень медленно. Темпы роста, которые демонстрируют основные экономические центры, очень незначительны. То есть потенциал волны значительно снижается. Если температура в мировой экономике медленно повышается, если пузыри в ней не надуваются, то теоретически нет источников для второго кризиса. Конечно, предполагать стопроцентно сложно. Особенность кризиса в том и заключается, что он «ударяет» неожиданно и в том месте, о котором никто не думает. Поэтому надо быть начеку и налаживать систему управления рисками отдельных институтов и экономик в целом. Я присоединяюсь к мнению тех экспертов, которые говорят, что очередной волны кризиса в ближайшее время не будет.
Что касается Казахстана, то, на мой взгляд, дно кризиса уже пройдено и никаких предпосылок для его повторения нет, конечно, при условии сохранения существующего уровня цен на основные статьи казахстанского экспорта.
2. Главный урок в том, что любой банк, неважно, крупный, средний или мелкий, должен максимум внимания уделять риск-менеджменту. Несоблюдение этого принципа как раз и приводит к таким печальным последствиям. Кризис просто выявил наши слабые стороны: чрезмерное увлечение зарубежными инвестициями — в случае с БТА и массовая выдача необеспеченных кредитов — в случае с «Альянс Банком». В итоге — национализация, без которой эти банки просто не выжили бы. Впрочем, соответствующие выводы из всей этой истории уже сделаны: АФН подготовило пакет поправок в банковское законодательство, которые ограничивают кредитование аффилированных компаний и ужесточают требования к собственному капиталу коммерческих банков.
3. Думаю, вопрос лидерства банковских систем временно ушел с повестки дня. Сейчас всех больше волнует стрессоустойчивость, а в этом, я считаю, мы немало преуспели. Наша банковская система первой в СНГ испытала на себе влияние глобального кризиса и первой вышла из него — обновленной и без существенных потерь. А казахстанский опыт реструктуризации системообразующих банков многими зарубежными экспертами признан уникальным и, насколько мне известно, принят на вооружение такими передовыми странами, как Германия.
Магбат Спанов, доктор экономических наук
1. Это вопрос дискуссионный. На мой взгляд, Казахстан как был в кризисе, причем не в мировом, а в кризисе собственном, так в нем и остался. Если рассматривать экономику дифференцированно, по отраслям, будь то банковская сфера, строительство, производство продуктов питания, — здесь, по большому счету, практически нет иностранного участия. Кризис в Казахстане продолжается. Это в первую очередь кризис управления. Во время любого кризиса существует хорошая возможность для проведения жесткой модернизации экономики. Правительство нашей страны, к сожалению, этот шанс не использовало. Мы все слышим об увеличении ВВП, однако реальные доходы населения, его покупательная способность уменьшились.
2. Я считаю, что государство не должно было вмешиваться в деятельность этих банков, оно не должно было сохранять их. Реструктуризация «Альянс Банка», на мой взгляд, была проведена грамотно, однако «БТА Банк» необходимо было обанкротить. Сейчас население Казахстана фактически оплачивает затраты прежнего менеджмента этого банка.
Вопрос выбора между экономикой и политикой в современных условиях следует решать в пользу экономики, необходимо возвращаться к эффективности. Если государство говорит, что у нас создана рыночная экономика, то должны работать рыночные механизмы, а не административные.
Мы, к сожалению, никаких уроков национализации для себя не вынесли. Даже кризис 1997 года не стал для нас уроком. Тогда была примерно аналогичная ситуация, но антикризисная программа в то время дала возможность всем последующим правительствам вывести экономику страны на стратегию роста. В последующие десять лет Казахстан фактически удвоил ВВП за счет принятых мер и решений. Нынешнее правительство в прошлом году «закачало» в экономику сумму, равную бюджету, и получило всего 1,1% роста ВВП. На мой взгляд, средства были растрачены неэффективно. Если бы правительство, используя эти деньги, провело резкую реструктуризацию, реформы, нацеленные на последующий рост (как это было в 1999 году), то я бы поставил «плюс», несмотря на минус ВВП. Сейчас, притом что рост ВВП составляет 1,1%, я ставлю большой «минус» этому правительству. Это самое неэффективное из всех правительств, которые были до этого в Казахстане. Экономические реформы в стране уперлись в политические. Для модернизации экономики необходимы политические преобразования. При этом я не имею в виду смену президента, парламента. Необходимо не усиление, а распределение ответственности, полномочий между ветвями власти. Люди на местах должны отвечать за свои результаты. К сожалению, такой практики еще нет. Людей, которые «проваливают» один участок работы, нельзя перемещать на другой, прикрывая это нехваткой людей. Должна быть жесткая система прихода к руководству, выполнения тех или иных программ. Я негативно отношусь к нынешнему правительству, так как оно не выполнило ни одной социальной программы Стратегии развития-2030, которые были заложены, скорректированы этим же правительством. И это правительство не несет ответственности, несмотря на то что, казалось бы, чуть ли не треть правительства находится под следствием или осуждено. За все несет ответственность персонально первый руководитель, то есть премьер-министр в данном случае. Если он так построил работу, что люди не работают, а воруют, он тоже должен за это отвечать.
3. Ситуация парадоксальна. На тот момент, начиная с 2000 по 2007 год, казахстанская финансовая система была лучшей в СНГ, потому что могла отвечать ожиданиям и стремлениям того периода. Однако когда началось давление извне, правительство страны перестало контролировать внешние займы. В нынешней ситуации финансовая система Казахстана при поддержке государства начала выходить из кризиса. Главное, чтобы Нацбанк РК и АФН провели комплекс мер, чтобы не позволить этой ситуации повториться.
Многие руководители отечественных банков, особенно тех, которые получают государственную поддержку, очень амбициозны. Основа для амбиций есть: все-таки Казахстан — богатая страна. Но, по сути, эта амбициозность, на мой взгляд, пока не подкреплена ни проектами, ни отношением к делу, ни ответственностью — ничем, кроме желания быть амбициозными. Поэтому говорить о том, что мы будем лидерами, сейчас не время. Необходимо еще несколько лет, и если мы вернемся на позиции конца 2006–начала 2007 года, то это станет возможным. К сожалению, сейчас финансы ищут источники для заработка легких денег.
Медет Сартбаев, управляющий директор ОЮЛ «Ассоциация финансистов Казахстана»
1. Необходимо сразу оговориться: если мы будем рассуждать о волнах кризиса на мировом рынке и на внутреннем рынке, то это могут быть разные явления с точки зрения причин, условий происхождения событий и их последствий. Если оценивать развитие событий на мировом рынке, основными причинами последующих кризисных явлений могут быть:
а) рост денежных агрегатов и балансов центральных банков (как следствие эмиссионной антикризисной деятельности) может усилить инфляционное давление, прежде всего в странах–эмитентах резервных валют (доллары США, евро, японская иена);
б) в условиях низких процентных ставок и отсутствия восстановления объемов или роста кредитования события пункта а) будут усугубляться дефляцией, которая сопровождает стагнацию производства товаров и услуг;
в) политика стимулирования экспорта своих стран в период кризиса может явиться не только «театром боевых действий» в торговых войнах, но и валютных, что, безусловно, весьма чувствительно как для предприятий, так и для граждан отдельных стран и регионов;
г) технологические решения текущего антикризисного управления (ресурсосбережение) находятся в конфликте с основным мотивом рыночного производства источников энергии — максимизацией прибыли через увеличение объемов производства и потребления товаров и услуг. Данное обстоятельство не создает условий для устойчивого роста новых качественных видов производств как основы следующего экономического цикла.
Поэтому говорить о конкретных формах возможных кризисных явлений сложно, однако необходимо отдавать отчет о том, что мировая экономика не нашла еще новых решений, способных обеспечить устойчивое развитие экономических систем. Противоречия остаются и могут усугубляться, в этом причины циклической динамики.
2. В целом их следует оценивать как позитивные, поскольку последствия отсутствия действий по национализации могли бы быть катастрофическими, например, в платежной системе. Пример Аргентины в период кризиса в начале нынешнего века, когда паника среди населения явилась катализатором финансовой катастрофы, подтверждает данное мнение о позитивном результате.
3. Лидерство бывает разным: по масштабам системы, по темпам роста, по качеству и стандартам предоставляемых услуг, по устойчивости к внешним шокам. Давайте определимся, о чем мы говорим. По темпам роста амбиции казахстанской системы актуальны и сегодня, хотя бы с точки зрения объема экспортной выручки от энергоресурсов на душу населения. По масштабам финансовой системы, наверное, мы уступаем в абсолютных величинах таким странам, как Россия. По качеству услуг — вопрос спорный, требует детального изучения и более широкой статистической выборки. Лучше будет, если мы будем сравнивать себя с самими собой в разные периоды времени и спрашивать о впечатлениях экспертов, наблюдающих со стороны.
Рахман Алшанов, доктор экономических наук, профессор, академик Международной инженерной академии, президент Ассоциации вузов РК, ректор университета «Туран»
1. Глубинные причины мирового кризиса не преодолены. Ценой значительных потерь удалось лишь снять поверхностное напряжение, разрешить противоречие верхнего уровня. Суть глубинного цивилизационного противоречия — в масштабном столкновении стандартов жизни, которое на переднем фланге мы видим в борьбе гигантских экономик США и Китая. Дешевые китайские товары, радуя американских потребителей, «убивают» американского производителя. Дешевый юань вкупе с активным внедрением новых технологий повышает конкурентоспособность китайских товаров и услуг на американском рынке. Поскольку даже самой высокой американской производительности не удается победить на своем внутреннем рынке, американцы выбрали метод дешевого доллара.
Переизбыток дешевых долларов через механизм растущих из-за этого цен на нефть экспортирует инфляцию. Возможности для предложения денег растут. В то же время наученные горьким опытом страны перешли на режим экономии, больших сокращений бюджетных расходов. Над многими довлеют значительные долги, направленные на борьбу с кризисом. Падение спроса сопровождается дефляцией, снижением инфляции, сужает рынки сбыта, охлаждает производство. Ряд стран, например Китай, стремятся развернуть внутренний рынок. Однако масштабы компенсирующих мер неадекватны. Нет нужной теплоты возрождения, остается ощущение возможного повторения кризиса. Неустраненные последствия ипотечного кризиса давят на американский рынок жилья. Поэтому можно сказать, что базовые причины финансового кризиса существуют в другой, приглушенной форме. Пока нет резких оснований для того, чтобы все эти вялотекущие процессы взорвались и вылились в новый кризис.
Для Казахстана факторы, вызвавшие кризис, ослабли. Широкомасштабных заимствований дешевых денег, их массового прилива пока нет. Поэтому и бума не наблюдается. Хотя переизбыток на мировом финансовом рынке будет нарастать (особенно нефтедолларов), и вполне вероятен приток денег на казахстанский рынок. Рост экономики (особенно нефтедобычи) провоцирует инвесторов, ощущающих дефицит надежных сфер приложения, подталкивает их для вложений. Второй причины нашего кризиса — падения спроса и мировых цен на сырье — не наблюдается. Сырьевой рынок восстановился, и в ближайшее время пока нет тревожных сигналов. В то же время нельзя не видеть определенный пессимизм потребительского спроса, снижение производственной активности.
2. Подобные решения нуждаются в значительно большем обосновании и учете всех факторов. Не был рассмотрен и допущен факт банкротства одного из них при одновременном введении санитарного управления. Проведение реструктуризации можно отнести к достижениям. Но как быть с обращением к инвесторам по приходу на казахстанский рынок?! Холодный душ потерь финансовых вложений вряд ли является стимулирующим для возвращения на казахстанский рынок бывших инвесторов и служит уроком для других. Хотя ситуация на мировом рынке и развитие национальной экономики могут позволить махнуть рукой на прошлые утраты как вынужденные. Уроки неоднозначны.
3. Финансовая мощь страны зиждется на финансовой силе иностранных инвесторов, олигархов, крупных нацкомпаний, сосредоточенных на одном сырьевом рынке. Для развертывания действенной финансовой системы необходимо значительное расширение базы отечественного капитала, бизнеса. Эти диспропорции мешают развернуться финансовой системе страны, которая претендовала бы на лидерство в СНГ. Казахстан по целому ряду экономических и финансовых показателей разделяет пальму первенства с Россией. И если, извлекая правильные выводы от кризиса и наращивая наработанное, сможет двигаться вперед, освобождаясь от ложных амбиций, то такая задача стране вполне по плечу. Достигнутое не отобрать, но потерять вполне можно.
Досым Сатпаев, директор Группы оценки рисков, кандидат политических наук
1. Если суммировать основные прогнозы по дальнейшему состоянию мировой экономики, то большинство экспертов спорят лишь вокруг четырех схем развития ситуации, которые обозначаются такими буквами, как W, V, U и L. При этом первая схема предполагает цикличность экономического падения и скорого роста, вторая схема более оптимистична и говорит о быстром выходе из рецессии, а U и L относятся к пессимистичным прогнозам. Например, известный американский экономист Нуриэль Рубини, который предсказал финансово-экономический кризис 2007 года, считает, что рецессия может затянуться по U-схеме, хотя и не видит оснований для третьей волны кризиса. Хотя я считаю, что сейчас большую опасность для мировой экономики представляет не корпоративный сектор, которому оказали серьезную поддержку, а большой правительственный долг во многих странах плюс значительный бюджетный дефицит, что уже приводит к росту социальной напряженности в связи с принятием непопулярных мер по сокращению социальных расходов. Пример Греции или французской реформы пенсионной системы может быть одним из самых наглядных.
2. С точки зрения государственных структур мы выиграли войну, когда провели реструктуризацию в нескольких национализированных банках. Но возникает ощущение, что проиграем войну, так как сама схема реструктуризации очень сильно пошатнула репутацию всей банковской системы Казахстана, которой придется еще долгое время пробиваться на международные рынки заимствования.
3. Амбиции всегда должны быть. Они помогают встать с колен и идти дальше. Главное, чтобы амбиции подкреплялись не словами, а делами и серьезными ресурсами. Ведь даже после кризисных ударов наша банковская система смогла устоять. Как говорится, что нас не убивает, делает сильнее. Хотя даже в таком потрепанном виде казахстанская финансовая система выглядит более конкурентоспособной по сравнению с аналогичными системами многих стран СНГ. Здесь важно, чтобы мы учли все свои ошибки и не наступали на одни и те же грабли. И самой большой ошибкой была не только жадность на внешние заимствования, а оторванность финансовой системы страны от реального сектора экономики. Наглядный пример связан с нежеланием казахстанских банков участвовать в кредитовании реального сектора экономики, несмотря на рост избыточной ликвидности с начала этого года до $12 миллиардов, которые банки предпочитают держать на депозитах Национального банка.