Станешь старым — настоишься…
Вопросы пенсионного обеспечения в последнее время приобрели особую остроту во многих странах мира. В парламенте России кипят нешуточные страсти, Украину то и дело сотрясают шествия недовольных пенсионеров, Франция испытывает жесткий прессинг со стороны молодого поколения — потенциальных пенсионеров, забастовка которых уже стоила кабинету Саркози миллиардов евро. Причина — увеличение срока выхода на пенсию на два года, и это только с 2018 года. В Казахстане в этом отношении тишь да гладь. Хотя из сказанного вовсе не следует, что наши ветераны труда находятся в лучшем положении, чем их современники в той же Франции. Скорее наоборот, в пору сказать: нам бы их проблемы.
Посмотреть на жизнь зарубежных пенсионеров, причем не обязательно из развитых стран, например Китая, так у них после 60 жизнь только начинается. Тамошние пенсионеры путешествуют по миру, могут позволить себе не только отдых на престижных курортах да в санаториях, но и открыть собственное дело. Разумеется, казахстанским пенсионерам тоже хочется «жить по-человечески», красиво одеваться и ездить с туристическими турами. В действительности же они ломают голову над другим: как выкроить денег на лекарства или сколько раз в месяц включать в рацион мясо?
Правда, так было не всегда. Например, во времена СССР понятие «пенсия» прочно ассоциировалось с заслуженным отдыхом. Человек многие годы трудится на благо государства, общества, исправно платит налоги, за что может рассчитывать на материальное благополучие и почтительное отношение в преклонном возрасте. Согласно солидарной пенсионной системе, общая сумма полученной за всю трудовую жизнь зарплаты не влияла на размер пенсии, а дополнительный трудовой стаж влиял незначительно. И денег хватало, и можно было даже откладывать «на старость» и «на похороны». При этом для ветеранов труда устанавливалось не только приличное денежное вознаграждение, но и целый перечень льгот, начиная от проезда в общественном транспорте и заканчивая визитами к врачу. Право на пенсию имел практически любой работник при наличии определенного трудового стажа. Был установлен также достаточно низкий пенсионный возраст — 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин при стаже работы, соответственно, 20 и 25 лет. Ну а тем, кто трудился на тяжелых или вредных производствах (шахты, горячие цеха), в неблагоприятных климатических условиях (на Севере) или на социально значимой работе (врачи, учителя), устанавливались еще более ранние, льготные сроки выхода на пенсию, а иногда и сокращенный стаж работы.
Так жили миллионы советских пенсионеров. Однако развал огромного государства сопровождался инфляцией, которая в бывших республиках СССР переросла в гиперинфляцию и съела все сбережения пенсионеров и людей, как принято говорить, среднего возраста, которые готовились к достойной и спокойной жизни в старости.
«Нас всех попросту ограбили, — вспоминает лидер казахстанского движения пенсионеров «Поколение» Ирина Савостина. — Сначала сгорели все наши деньги в банках, потом деньги поменялись, и нам остались одни копейки, на которые не проживешь».
В окружающем мире все дискуссии вокруг пенсионеров упираются в дилемму, поднимать или не поднимать пенсионный возраст. Для Европы, где продолжительность жизни сравнительно высока и наблюдается тенденция к старению населения, эта тема не лишена актуальности: доля людей трудоспособного возраста в общем составе населения там повсюду сокращается, каждому работающему приходится содержать всё больше пенсионеров. А вот в Казахстане ситуация совершенно иная. Многие пенсионеры обижены на государство и считают свою пенсию несопоставимой с реальной стоимостью потребительской корзины и прожиточным минимумом. Они сегодня полностью платят за коммунальные услуги, налог на землю и имущество, нет льгот для пенсионеров на проезд в общественном транспорте. Льготы и привилегии для пенсионеров не сохранены.
Действительно, говоря о пенсионерах и их проблемах, мы, как правило, обращаемся к государству. Анатолий Вишневецкий, директор Института демографии при Высшей школе экономики в Москве, объясняет это так: «Пенсии — это зона ответственности государства. Государство очень чувствительно к этому. Однако еще больше чувствительны люди, тем более что население постсоветских стран, находящихся в европейской части бывшего СССР, стареет. А это значит, что люди, которым за 65, становятся весомым фактором в политике, особенно когда наступают выборы. И власти это понимают. Поэтому часто получается так, что пенсии повышаются в предвыборный период, для того чтобы получить поддержку людей старшего поколения».
В Казахстане на сегодняшний день средняя пенсия составляет 146 долларов, это после повышения со стороны государства. Для сравнения: среди стран СНГ самый высокий уровень пенсии зафиксирован в России — примерно 250 долларов, в Азербайджане — 200 долларов, в Белоруссии — 176 долларов. Самые маленькие пенсии, наверное, в Таджикистане, где средняя пенсия где-то порядка 30 долларов. При этом в Таджикистане всего около полумиллиона пенсионеров, и эта страна — одна их самых «молодых» в мире: примерно две трети ее населения моложе 25 лет.
При той дороговизне жизни, как сейчас, о такой «роскоши», как снижение пенсионного возраста, наши граждане даже не мечтают. Хотя уже по такому фундаментальному критерию, как продолжительность жизни, ситуация складывается далеко не в пользу Казахстана. Средняя продолжительность жизни в республике, которая в 1980 году была 66,9 года, достигла пика в 1990 году (68,7). Но уже тогда у мужчин эта цифра была намного ниже (63,9), чем у женщин (73,4). Еще десятилетие спустя средняя продолжительность жизни у мужчин уменьшилась до 60,5 года. Если сравнивать Казахстан со странами Европы, то там этот показатель на 10–12 лет больше, чем у нас. И это при общей для Европы тенденции к увеличению средней продолжительности жизни.
По данным движения «Поколение», в Казахстане в настоящее время проживает 1,5 млн пенсионеров, а на начало реформ в 1993–1994 годах их насчитывалось 2,8 млн. За этот промежуток в Казахстане ежегодно умирало около 100 тыс. пенсионеров. Такая статистика больше подходит для военного времени.
Тем не менее Казахстан стал первым государством в СНГ, повысившим пенсионный возраст для основной массы трудящихся. (Для мужчин пенсионный возраст теперь составляет 63 года, для женщин — 58 лет.) На три года был повышен пенсионный возраст и для тех категорий трудящихся, которые сохранили право на досрочный выход на пенсию из-за вредных или тяжелых условий труда. К сожалению, абсолютное повышение пенсионного возраста не сопровождалось принятием (хотя бы на законодательном уровне) каких-либо социальных гарантий, обеспечивающих гражданам предпенсионного возраста приоритетные возможности сохранения рабочих мест при сокращении штатов на предприятиях и в организациях. Это значит, что большинство населения в нашей стране попросту не доживает до пенсии.
Казахстан стал первым в СНГ и по части реформирования пенсионного законодательства. Вместо солидарной системы времен СССР (когда молодое поколение работающих отчисляло часть заработка на содержание пенсионеров) была внедрена накопительная система (будущие пенсионеры отчисляют часть своего заработка в накопительные фонды). Эта модель была заимствована из чилийского опыта и долгое время преподносилась как весьма прогрессивная. Сегодня ежемесячные отчисления от заработной платы стали обязательной и неотъемлемой частью трудовых будней. Хотя при этом мало кто верит в то, что накопит достаточно средств для безбедной старости. Между тем эксперты полагают, что при нынешних темпах накопления к моменту выхода на пенсию средний работник сможет накопить приблизительно 750–900 тыс. тенге. В пересчете на доллары это примерно 5–6 тыс. Несложно подсчитать, что если среднестатистический ветеран труда после выхода на «заслуженный отдых» проживет 10 лет, то ему придется укладываться в 40–50 долларов в месяц. Незавидная, в общем, перспектива, с учетом реальной стоимости жизни в Казахстане.
Большие сомнения вызывает деятельность самих накопительных пенсионных фондов (НПФ), которых в Казахстане действует 14 единиц. При этом под государственным контролем по факту находятся 40% активов пенсионной системы.
Помимо собственных недостатков НПФ многих заставил усомниться в накопительной системе глобальный финансовый кризис. Во-первых, из-за увольнений и сокращений заработной платы снизились сами пенсионные отчисления в фонды, во-вторых, часть их съедает инфляция, в третьих, из-за кризиса многие предприятия задерживают пенсионные отчисления или вовсе их не перечисляют в надежде поиметь прибыль от «прокрутки». К тому же сейчас область вложения денег вкладчиков резко ограничилась. О доходности на время пришлось забыть. Почти вся нарабатываемая прибыль тратится пенсионными фондами на свои текущие дела. Неудивительно, что время от времени в обществе прокатываются панические разговоры: мол, в пенсионных фондах почти не осталось наших накоплений, говорят, их уже давно потратили, и т. д. Хотя реальных оснований если не для паники, то для серьезного беспокойства достаточно.
Дело в том, что сейчас доля рисковых активов в текущей стоимости пенсионных активов, по данным АФН, составляет 55%. В случае же неблагоприятных сценариев развития в пенсионных фондах останется только 45% от нынешних сумм. Столь высокий процент рисков заставляет работающих сейчас молодых людей и граждан предпенсионного возраста тревожиться о своей старости. Это же обстоятельство вкупе с постоянным ростом цен и инфляцией, вероятно, порождает и довольно скептичное отношение молодежи к обязательным пенсионным выплатам. Многие признаются, что были бы рады не отчислять 10% заработной платы «в неизвестность», а распоряжаться ими на свое усмотрение уже сейчас, потому что есть вероятность того, что «к моменту выхода на пенсию цены вырастут настолько, что ее ни на что не хватит».
При этом фактически во всех НПФ имеет место отрицательная доходность инвестированных средств. «Пенсионные» деньги вкладывались в акции тех или иных средних предприятий и практически потеряли свои инвестиции. В результате средневзвешенный коэффициент дохода по пенсионным активам НПФ за последние пять лет оказался равен 43,35%, тогда как накопленный уровень инфляции, по официальным данным, за этот же период составил 61,53%. То есть количество накопленных средств реально не только не увеличилось, но и произошло уменьшение покупательской способности направленных в НПФ денег более чем на 18%.
Но причина происходящего связана не только с далеким от совершенства качеством работы НПФ либо последствиям финансового кризиса. Отчасти проблема заключается в монопольном характере казахстанской экономики, тотальном импорте потребляемых товаров, коррупции, износе ЖКХ. Это как бы общий фон, внутри которого приходится оперировать нашей накопительной пенсионной системе. Еще сюда надо добавить более 20 правительственных программ, которые не реализованы. Собственно пенсионные активы, которые перевалили за 2 трлн тенге, распределены следующим образом: 45% (округленные цифры) находятся в ГЦБ (государственные ценные бумаги) с доходностью ниже уровня инфляции, еще 15% — в зарубежных ГЦБ и негосударственных ценных бумагах, 32% приходится на ценные бумаги казахстанских организаций и порядка 5% размещены на депозитах. Прибыль НПФ (накопительных пенсионных фондов) складывается из разницы между доходностью ценных бумаг и уровнем инфляции.
Иного рода проблема вытекает в связи с положением так называемых самозанятой категории граждан. Это около 2,5 млн человек, которые накопительной пенсионной системой вообще не охвачены. Трудно даже предположить, какая их ждет старость.
Забота о пенсионерах — один из столпов социально ориентированного государства, показатель качества и продуманности его политики. История свидетельствует, что нормально развиваются только те нации, которые уважают своих старейшин. Можно с ними в чем-то не соглашаться, но уважение и достойное положение стариков — непременно присутствовать должно. Тем более в отношении военного поколения и тех, кто восстанавливал страну после войны, поднимал целину, строил города. Это поколение, стоявшее насмерть, ломившее, как ломовая лошадь, жившее впроголодь, заслужило уважение как никто другой. А вместо почета их обрекли на нищету, отобрав сбережения, продолжая обирать непомерными ценами на лекарства и за коммунальные платежи, продукты питания, одежду, просто несопоставимыми с их мизерными пенсиями.
P.S. Однажды довелось наблюдать такую картину: в автобусе молодой человек долго не уступал место старушке, стоявшей возле него. Наконец стоявшие рядом пассажиры не выдержали и просто подняли этого парня. Тот сделал вид, что дремал, и нехотя уступил свое место. Но бабулька оказалась непростой. Она его вновь усадила на место со словами: «Сиди, сынок, станешь старым — настоишься!»
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев поддерживает пенсионную и другие реформы Николя Саркози, из-за которых французы бастуют уже третью неделю. Об этом на днях сообщило РИА "Новости".
"Президент Саркози сейчас проводит очень решительные и необходимые для французского народа реформы. Их необходимость бесспорна. В конечном счете они будут работать на благо народа", – заявил Назарбаев журналистам по завершении встречи с президентом Франции Николя Саркози. "То, что сейчас предлагается, в Казахстане мы сделали семь-восемь лет назад", – добавил президент.