В Китае уважают Казахстан!
Все чаще в российских изданиях появляются материалы о грядущей экономической экспансии Китая. Некоторые журналисты высказывают опасения по этому поводу. Но, как оказалось, китайцы вполне удовлетворены экономическим партнерством с Казахстаном и не помышляют о захвате его территорий.
В этом еще раз убедилась студентка 3 курса Восточно-Китайского университета науки и технологий Индира Кизатова. Она поделилась с нашим изданием опытом своего участия в подготовке международной выставки «Expo 2010-Астана», которая проходит сейчас в Шанхае.
«А ты знаешь, что твоя республика будет представлена на Expo Shanghai China?» Вопрос сокурсницы привел меня в замешательство. Как бы здесь ни было интересно, но любой казахстанец, пусть даже и временно находящийся на чужбине, испытывает радость, заслышав имя своей страны. Было немного обидно оттого, что не я, а моя подруга-китаянка первой услышала эту новость. Но звонок в консульство подтвердил: выставка будет! Шесть месяцев — с 1 мая по 31 октября — павильон Казахстана будет открыт всем посетителям Expo, крупнейшей международной выставки в странах Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского побережья.
Могла ли я остаться в стороне? Свое желание принять участие и оказать посильную помощь я выразила администрации выставочной компании, где моя просьба была воспринята с одобрением. Так я оказалась в числе тех, кто проводил экспозицию.
Казахстан не в первый раз участвует в Expo. Первый казахстанский павильон был открыт в 2005 году в Испании. Затем прошла выставка в Японии. И вот Expo пришло в Китай. В этом году устроители выставки предоставили нашей стране огромную по китайским меркам площадь для экспозиции — 1200 квадратных метров!
«Астана — сердце Евразии» — такое название выбрали казахстанские производители для своего павильона. Столица Казахстана должна стать его самым главным брендом — это идея нашего президента. В Китае знают, что Астана является географическим центром Евразии, который находится на перекрестке древнейших цивилизаций мира, культурных и идеологических связей между Востоком и Западом, Югом и Севером, между Европой и Азией.
Но, являясь центром, Астана выстроена практически на пустом месте, и в самом начале строительства города вкладывался принцип «Лучший город — лучшая жизнь». Это лучший город-столица, построенный в эпоху независимости Казахстана, город, который своим рождением дал импульс развитию всего Казахстана.
А вообще же целью выставки стало приобщение наших китайских партнеров к идеям экономической интеграции. Тем более что наши предки давно указали нам на это как на самый эффективный путь развития.
Великий Шелковый путь, который брал свое начало в Китае, проходил по территории будущего Казахстана. Так в Средней и Центральной Азии зародилась торговля. Это не только стимул для развития экономики, но и огромное культурное наследие.
И наша задача как хозяев павильона была не только в том, чтобы показать экономические и технологические достижения Казахстана, но и познакомить другие страны с культурой нашей республики. Гостеприимство — одна из добрых традиций казахского народа. И то, что гости видели у нас каждый день, — танцы, игра на национальных инструментах, народные песни, — это то, как мы привыкли встречать уважаемых гостей. Но помимо этого Expo — это площадка для обмена опытом и достижениями в различных областях, будь то строительство нефтепроводов или пищевых предприятий.
Надо заметить, что казахстанская сторона достойно воспользовалась предоставленной возможностью, продемонстрировав в убранстве интерьера синтез национальных традиций и современности. В конструкции нашего павильона использован национальный элемент — кереге. Напомню, что кереге — это неотъемлемая деталь стены кочевого жилища «киiз yй». Для казахов, потомков древней кочевой цивилизации, оставившей свой яркий след во всем мире, кереге — это символ памяти и почтения к культурному наследию предков.
В технологии оформления использованы ноу-хау от носителей известнейших мировых брендов. В сотрудничестве с рядом компаний были созданы специальные игры и софты, учитывающие главную тематику национального павильона. Боле того, было использовано несколько вариантов технологий для того, чтобы привнести разнообразие и возложить на каждую из них свою смысловую нагрузку. При этом учитывались возрастная категория и интересы посетителей.
К примеру, задействована система Ground FX — напольная интерактивная проекция, на которой расположен чудо-мост, при наступании на который переворачиваются отдельные камни и отображается та или иная фотография, связанная с Казахстаном. Или система Wall FX — настенная интерактивная проекция, в основе которой полет священной птицы Самрук — также одного из почитаемых символов Казахстана — над столицей Казахстана Астаной. Посетителям павильона нужно было помочь птице облететь все пункты назначения и, преодолев всевозможные преграды и собрав все нужные артефакты, достичь заданной цели — священного тополя Байтерек — и выиграть! Этот аттракцион пользовался небывалой популярностью не только у детворы, но и у взрослых «геймеров».
Пятого июня был назначен Национальным днем Республики Казахстан. В этот день все наши партнеры и коллеги по выставочному центру чествовали нашу республику. Торжественные мероприятия проводились не только в нашем павильоне, но и на концертных площадках. Примечательно, что на шанхайских китайцев впечатление произвели не только выступления наших эстрадных и рок-групп — нескончаемые аплодисменты свидетельствовали о том, что наши исполнители могут потягаться с признанными «звездами». Игра оркестра национальных инструментов и танец «Жар-Жар» в исполнении танцовщиц из Астаны также никого не оставили равнодушными. Но, конечно, больше всех мы порадовали этнических казахов, бывших самыми активными посетителями выставки.
В этот день наш павильон посетило свыше трех тысяч человек! Надо сказать, что народ интересовался не только нефтью и полезными ископаемыми Казахстана. Особое внимание привлекла экспозиция казахстанских кутюрье, продолжающих традиции национальной одежды. Особенно активными зрителями были арт-директора китайских предприятий легкой промышленности. Представленные работы казахстанских мастериц были придирчиво обсуждены, сфотографированы и запротоколированы. Один из посетителей тут же высказал идею о строительстве пошивочного предприятия на территории Казахстана: якобы в Китае есть люди, способные проинвестировать подобный проект…
С момента открытия павильон посетило свыше полумиллиона человек, и люди всё прибывают и прибывают. Казахстан интересен всем. И не только избытком углеводородных ресурсов. В центре внимания деловой общины Шанхая — казахстанское зерноводство. Мне не раз приходилось слышать о затруднениях, которые испытывают китайские аграрии в связи с нехваткой пахотных угодий. Но вопреки заявлениям, звучавшим в нашей прессе, мы не слышали ничего о намерениях покупки земли. Наоборот, китайские агротехники с большим энтузиазмом обсуждали тему передачи Казахстану технологий борьбы с опустыниванием и методики разведения огородных культур в условиях засушливой степи и неплодородных почв.
Интерес вызвали достижения Казахстана в горнорудной промышленности. В частности, представители крупного авиационного концерна всерьез заинтересовались продукцией Усть-Каменогорского титаномагниевого комбината, поставляющего материалы для строительства самолетов.
И, конечно же, посетители выставки не могли не заинтересоваться новой инициативой Казахстана — форсированной индустриально-инновационной политикой. Жители Шанхая сами стали свидетелями массовой инновационной индустриализации, которая доказала реальность мирного сосуществования экономик двух разных укладов и — трансферта новых технологий. Вот почему новая программа Казахстана стала предметом самого кропотливого изучения деловых общин Шанхая. Нас даже попросили перевести текст программы на китайский и размножить его.
Вы спросите, кого это — «нас»? Вездесущих студентов! А знаете ли вы, что в павильоне Республики Казахстан на всемирной выставке Expo 2010 Shanghai China работает свыше 50 стендистов со знанием китайского и английского языков, обслуживающий и технический персонал — свыше 20 человек? И большинство из них — казахстанские студенты, обучающиеся в китайских вузах. Замечу, что персонал отбирался на строжайшем кастинге, и только наше трехъязычие дало конкурентные преимущества.
Нам выставка дала возможность понять: китайцы гораздо ближе к нам, чем это кажется. Вопреки расхожему мнению об этноцентризме китайцев, они с интересом следят за нашими успехами, переживают наши поражения. Один из общавшихся с нами посетителей выставки откровенно признался, что после распада Советского Союза Казахстан был и остается «последним островком стабильности». В глазах китайских бизнесменов мы неторопливы, прагматичны и основательны. И на их взгляд, нам нужно только «немножко подучиться бизнесу». А все остальное — приложится…