Миссия —
Алексей Власов, генеральный директор информационно-аналитического центра по изучению постсоветского пространства (Россия).
— Истекает срок председательства Казахстана в ОБСЕ. Какие можно подвести итоги?
— Предварительные итоги достаточно положительны. В целом благодаря эффективной пиар-кампании Астане удалось создать позитивный образ страны-«реформатора», выполняющей функции «геополитического моста» между Востоком и Западом. То, что Нурсултан Назарбаев сумел добиться согласия на проведение в Астане саммита, — огромный успех как лично президента РК, так и казахстанской дипломатии в целом. Это безотносительно к тому, насколько успешными будут итоги самого саммита. Их, кстати, заранее предсказать достаточно сложно. Поэтому я бы разделил два момента — успех Казахстана как страны-председателя и результаты реформирования деятельности ОБСЕ, достижение консенсуса по вопросам европейской безопасности. По первой позиции достижений гораздо больше, чем по второй.
— Вступая в обязанности председателя ОБСЕ, Казахстан объявил о программе «четырех Т». Насколько заявленные приоритеты удалось претворить в жизнь?
— В целом знаменитые принципы «четырех Т», о которых говорил в начале года Нурсултан Назарбаев в своем специальном видеообращении, не только закреплены как часть некого пиар-проекта, но действуют на практике. Есть четко выверенный стратегический план. Он успешно реализуется, и теперь необходимо довести его до логического завершения в преддверии саммита. Причем это не означает, что здесь будет поставлена точка после завершения председательства. Скорее, напротив, Казахстан формирует тренды, которые будут продолжены и в последующие председательства.
— В прежние годы много споров внутри ОБСЕ вращалось вокруг трех «корзин». Кто-то делал упор на гуманитарном измерении, другие выступали за сохранение баланса. Не кажется ли вам, что в 2010 году эти разногласия рассеялись?
— Полагаю, это и есть главный успех Астаны. Страна-председатель формирует повестку дня, определяет контуры «главных тем» года, и было заметно, что Казахстану удалось создать разумный баланс между тремя «корзинами» безопасности. Особенно динамичным было продвижение по так называемой второй «корзине», в сфере экономики, экологической безопасности. Явный перекос деятельности ОБСЕ в сторону третьей «корзины» был исправлен, причем в этом отношении Астана выражала не только собственную позицию, но и подходы других стран СНГ, включая Россию. Более разумной и эффективной стала деятельность БДИПЧ. Хотя понятно, что не все эти изменения можно отнести на счет только лишь казахстанского председательства. Многие моменты, логика перемен отражают общее изменение обстановки в мире.
— Многие зарубежные эксперты и дипломаты небезосновательно считают, что Астана смогла «оживить» ОБСЕ, привнеся в ее деятельность новую струю. Но что мешало сделать это другим странам?
— Казахстану удалось придать новую динамику деятельности ОБСЕ. Дело в том, что Астана заняла пост председателя этой организации, опираясь на очень сильный бэкграунд в виде стратегических инициатив, которые казахстанская дипломатия отрабатывала на протяжении последних нескольких лет. Что же касается предшествующих стран-председателей, например Греции, то, отягощенные внутренними проблемами, они не смогли акцентироваться на том комплексе вызовов и рисков, с которыми столкнулось пространство европейской безопасности. Казахстанская стратегия в этом отношении оказалась более осмысленной и дальновидной, хотя отчасти правы те эксперты, которые говорили о том, что у Астаны даже слишком много инициатив и что, возможно, стоило бы сконцентрировать внимание на нескольких ключевых вопросах, таких как «Маастрихт плюс». Но в целом понятно, что секрет казахстанского успеха — это сочетание стратегической линии и гибких тактических решений, ну и, пожалуй, высокий уровень компетентности МИДа РК.
— Некоторые эксперты продолжают считать, что ОБСЕ находится в кризисе. Вы разделяете такое мнение?
— Да, безусловно, организация находится в кризисе. Сделаны только первые шаги по выходу ОБСЕ из тупика, но заслуга Казахстана в том, что в конце тоннеля забрезжил свет. Заметно, что в 2010 году уровень конфликтности внутри самой организации заметно снизился. Меньше стало скандалов и споров вокруг деятельности БДИПЧ ОБСЕ. Этот факт, кстати, показывает, что Астане удалось достичь более выверенного баланса между тремя «корзинами ОБСЕ.
В то же время по некоторым вопросам и на саммите едва ли удастся добиться полного взаимопонимания. Например, по вопросу урегулирования конфликтов на Южном Кавказе. То же самое касается реформирования внутренней структуры ОБСЕ. По этим вопросам, скорее всего, не удастся найти компромисс. С другой стороны, очевидно, что саммит будет способствовать укреплению позитивных тенденций и генерирует взаимное понимание и сближение всех государств Евроатлантики. Можно согласиться с мнением директора департамента МИДа РФ Владимира Воронкова, который отметил, что саммит будет способствовать укреплению тех позитивных неконфронтационных тенденций, которые проявились в последние полтора года.
— В чем все-таки вы видите причины того, что саммиты ОБСЕ не созывались одиннадцать лет?
— Причина проста: внутренние разногласия между основными центрами влияния ОБСЕ, системные противоречия между Россией и Западом, которые особенно обострились в середине нулевых годов, что нашло отражение в знаменитой «мюнхенской речи» Путина и выходе России из ДОВСЕ. Иными словами, зачем было собираться, если нет консенсусного понимания общей повестки дня? Ну а Казахстан в этом смысле сыграл роль геополитического «моста», сумел снизить чрезмерно высокий уровень внутренней конфликтогенности в ОБСЕ.
— Ваши ожидания от астанинского форума?
— Саммит должен сыграть важную роль в создании новой повестки евроазиатской безопасности. Встреча на высшем уровне позволит усилить роль организации в формировании эффективной архитектуры безопасности в самом широком смысле.
Астана уже сумела внятно определить «контуры будущего» для главных проектов в сфере безопасности через открытые стратегии, ориентированные на сотрудничество и взаимодополнение. Именно в этом направлении следует ожидать дальнейшей эволюции ОБСЕ как организации, органично реагирующей на новые риски и вызовы в XXI столетии. Безусловно, роль казахстанского председательства в обретении этих подходов исключительно значима. Следовательно, задача предстоящего саммита ОБСЕ состоит в том, чтобы закрепить и усилить эти позитивные тенденции, создать условия для сохранения позитивных импульсов, обозначенных в 2010 году.
Более того, нужно учитывать, что в 2011 году Астана становится председателем Организации Исламская конференция (ОИК). Таким образом, саммит ОБСЕ может сыграть роль своеобразного моста между ОБСЕ и ОИК, не только придав новый импульс деятельности европейскому форуму, но и обозначив ключевые вопросы повестки дня для стран ОИК.