Мы благодарны Казахстану
Генеральный секретарь ОБСЕ Марк Перрен де Бришамбо отвечает на вопросы Exclusive
— Саммиты ОБСЕ не проводились 11 лет. В чем, на ваш взгляд, главная причина?
— Трудно идентифицировать и назвать одну-единственную причину, почему главы государств и правительств ОБСЕ не встречались начиная со Стамбульского саммита 1999 года. На самом деле существует целый ряд причин, которые связаны с событиями прошлого десятилетия. Например, спустя всего несколько недель после форума в Стамбуле в одной из ключевых стран ОБСЕ России Владимир Путин сменил Бориса Ельцина на посту президента. В следующем году в Соединенных Штатах также произошла «смена караула» в руководстве государства. Вместе с тем с наступлением XXI столетия возникли доселе невиданные вызовы безопасности. Я имею в виду угрозу международного терроризма, ставшую глобальной после печально знаменитых событий 11 сентября 2001 года. Произошли вооруженные столкновения в Афганистане и Ираке, которые имели далеко идущие для всей планеты последствия. Эти и другие явления стали объектами первостепенного внимания правительств, экспертов и профессионалов на всем пространстве ОБСЕ. НАТО и ЕС прилагали усилия в рамках антитеррористической миссии, интегрируя в нее многие государства-партнеры. В то же самое время Россия, значение которой на пространстве от Ванкувера до Владивостока трудно переоценить, сосредоточилась на усилиях по объединению под своей эгидой государств в ближайшем окружении. Как результат, был нанесен существенный ущерб единству сообщества ОБСЕ, нашей общей приверженности неукоснительно соблюдать взятые на себя обязательства.
— В 2010 году 56 стран-членов все же решили провести форум организации на высшем уровне. Что изменилось, какие факторы сыграли определяющую роль?
— А так же сказался набор факторов, которые в конечном итоге подвигли страны–участники ОБСЕ к пониманию, что настало время сообща решать глобальные политические проблемы. Многие события прошлых трех лет ясно указывали на необходимость создания режима всесторонней безопасности в пределах ОБСЕ, где участвующие государства принимают согласованные правила поведения. Вооруженное столкновение в августе 2008 года в Грузии, напряженность вокруг поставок газа между Россией и Украиной, внутриполитический кризис в Кыргызстане — вот далеко не полный перечень конфликтных ситуаций, которые предстоит решать.
Спустя двадцать лет после принятия Парижской хартии для Новой Европы и окончания холодной войны все еще остается немало острых углов. Речь идет о затяжных локальных конфликтах, об укреплении контроля над вооружениями, о нарушении обязательств в области соблюдения прав и свобод человека, основополагающих принципов демократии. Вместе с тем наблюдается растущее понимание того, что без коллективных усилий мы не сможем справиться с новыми вызовами безопасности, такими как терроризм, организованная преступность, торговля и быстрое увеличение оружия массового поражения, межнациональными проблемами и прочее. Все эти проблемы есть предмет общего беспокойства для участвующих в ОБСЕ государств и требуют пристального внимания со стороны наших лидеров.
Конечно, решение о проведении саммита было принято отнюдь не спонтанно. Ряд особенно энергичных председателей ОБСЕ, включая Финляндию (2008), Грецию (2009) и особенно Казахстан (2010), внесли большой вклад в дело выработки и принятия данного решения. Благодаря этим усилиям у наших стран появилась воля инвестировать свой потенциал в организацию и таким образом защитить общие интересы.
— В прежние годы между членами ОБСЕ имелись серьезные разногласия вокруг так называемой третьей «корзины» — гуманитарного измерения. Как вы считаете, удалось ли в текущем году продвинуться к консенсусу?
— Человеческое измерение охватывает широкий круг вопросов, касающихся прав человека, его основных свобод и соблюдения демократических стандартов. Некоторые обязательства в этой области могут казаться достаточно требовательными, порой жесткими, но надо также понимать, что все они принимались с согласия и одобрения всех стран–участников ОБСЕ. Ясно, что временами появляются различия в интерпретации и акценте среди разных государств. Казахстан, например, учитывая свои национальные традиции и достижения, на первый план выдвинул вопросы межкультурной и межрелигиозной терпимости, а также недопущения дискриминации. С другой стороны, продолжающиеся дискуссии, в том числе в рамках Обзорной конференции ОБСЕ, свидетельствует о настрое многих государств-участников выполнять принятые обязательства в полном объеме. Особенно это относится к обязательствам в области прав человека, которая остается жизненно важным элементом в деятельности ОБСЕ, важной предпосылкой в обеспечении безопасности. Надеюсь, что указанная тема будет обсуждаться и в ходе предстоящего саммита.
— Нельзя обойти вниманием первые две «корзины» в деятельности вашей организации. С какими достижениями в этих областях завершает год ОБСЕ?
— ОБСЕ в своей деятельности, разумеется, заботится не только об интересах третьей «корзины». В текущем году участвующие в нашей организации государства большое внимание уделили проблемам безопасности и сотрудничества, в том числе в плане реакции на кризис в Кыргызстане, укрепления стабильности в регионе Северного Кавказа, координации соответствующей деятельности с ООН и Европейским союзом. В свою очередь, Минская группа ОБСЕ продолжила энергичный поиск путей по решению проблемы Нагорного Карабаха. Внутри самой организации был развит диалог в целях обновления Венского акта ОБСЕ 1999 года. По нашему мнению, этот документ способен стать эффективным инструментом в обеспечении прозрачности и предсказуемости действий между нашими странами. Что касается экономического и экологического аспектов, то усилия по ним также носили интенсивный характер.
— Как вы оцениваете в настоящее время степень развития институтов гражданского общества в Казахстане и других странах ОБСЕ?
— В ходе своего председательства в ОБСЕ Казахстан не раз выступал в поддержку построения эффективных демократических институтов. В то же время надо четко понимать, что становление гражданского общества в любой стране есть непрерывный процесс, а не какой-то результат, и никакое участвующее государство ОБСЕ не достигло совершенства. Мне сложно судить, насколько подвинулась та или иная страна в указанном направлении. Одно могу сказать с уверенностью: ОБСЕ в целом и Бюро по демократическим институтам и правам человека при нашей организации создали достаточно эффективные механизмы, которые способствуют плодотворному диалогу в этой важной области, перениманию наиболее успешного опыта. В конечном счете в этом и заключается наше предназначение, чтобы все участвующие в ОБСЕ государства могли извлекать максимальное преимущество от этих инструментов.
— После проведения саммита какой вы видите роль ОБСЕ в решении актуальных вопросов, в том числе сближения двух частей Евразийского континента?
— Я ожидаю, что встреча на высшем уровне в Астане послужит началом, а не концом процесса. В связи с этим казахстанское председательство заслуживает нашей благодарности уже за то, что своими неустанными усилиями смогло пробудить интерес всех стран-участников к повышению роли и престижа ОБСЕ. Безусловно, предстоит еще много сделать в деле решения проблем во всех трех измерениях безопасности. А это значит, что мы должны работать более эффективно, более активно преодолевать существующие разногласия, ибо только общие действия являются залогом выполнения ключевых задач ОБСЕ. Понятно, что 1–2 декабря эта работа не будет закончена, поэтому моя главная надежда заключается в том, что на предстоящей встрече в Астане главы государств и правительств смогут договориться о ясных целях и приоритетах организации, определить главные задачи и ориентиры на перспективу. Вместе с тем в нынешних условиях, когда требуется строгая финансовая дисциплина, с моей стороны как генерального секретаря было бы небрежностью не упомянуть о том, насколько важно для наших государств максимально рационально и полезно использовать имеющиеся человеческие и материальные ресурсы. От этого зависит эффективное выполнение задач, которые стоят перед нашей организацией.
— Казахстан в 2011 году возглавит такую крупную международную структуру, как Организация Исламская конференция. Есть ли у секретариата ОБСЕ планы наладить прямой диалог с ОИК, в частности в интересах укрепления взаимопонимания и терпимости между мусульманской и христианской цивилизациями?
— На самом деле подобный диалог уже поддерживается. Кроме того, Казахстан в числе первоочередных приоритетов своего председательства в ОБСЕ обозначил именно вопросы усиления терпимости между различными конфессиями, противодействия любым формам дискриминации. В мае текущего года по приглашению Казахстана генеральный секретарь Организации Исламская конференция господин Екмеледдин Ихсаноглу имел возможность напрямую обратиться к Постоянному совету ОБСЕ в Вене. В своем выступлении он подчеркнул общность целей, которые преследуют обе организации, и призвал к наращиванию практического сотрудничества между ОБСЕ и ОИК. Поэтому надеюсь, что этот процесс будет успешно развиваться. В свою очередь, в 2011 году Казахстан одновременно с председательством в ОИК будет также входить в руководящую «тройку» ОБСЕ, что, несомненно, даст импульс нашему диалогу.