Взгляд из вены
Как вша страна оценивает ход председательства Казахстана в ОБСЕ и какие надежды вы связываете с предстоящим саммитом организации в Астане?
Посол Фуад Исмаилов, Азербайджан
Мы высоко оцениваем казахстанское председательство в ОБСЕ, которое привнесло свежий ветер в деятельность организации. В череде важных мероприятий, проведенных за этот период, можно также упомянуть неофициальную встречу министров иностранных дел в Алматы, которая позволила обсудить самые насущные и не требующие отлагательства проблемы на повестке дня ОБСЕ. Однако особого внимания заслуживает идея о проведении саммита после затянувшегося интервала в одиннадцать лет. С самого начала Азербайджан поддержал это предложение, подчеркивая, что новый саммит ОБСЕ станет уникальной площадкой, где все участвующие государства смогут подтвердить свою приверженность основным нормам и принципам Устава ООН, а также духу Хельсинкского заключительного акта 1975 года. Прежде всего это касается тех обязательств, которые предусматривают уважение территориальной целостности и государственного суверенитета. На наш взгляд, это и должно стать главным итогом встречи в Астане.
Это особенно важно в свете многочисленных конфликтных ситуаций в зоне ответственности ОБСЕ. Мы в Азербайджане знаем об этом не по слухам, так как более одного миллиона наших граждан продолжают испытывать страдания от последствий вооруженной агрессии и занятия большой части нашей территории, граничащей с Арменией. В связи с этим хочется верить, что саммит в Астане сможет прийти к важным решениям во имя мира и стабильности. Несомненно, одним из главных результатов предстоящей встречи на высшем уровне должно стать принятие «дорожной карты» относительно будущего ОБСЕ и путей, которыми организация будет противостоять существующим угрозам.
Посол Ашот Ховэкимиэн, Армения
Считаю, что период председательства Казахстана в ОБСЕ был уникальным, и сразу в нескольких аспектах. Во-первых, это была первая страна среди республик бывшего СССР, которая получила столь ответственный пост. Во-вторых, Казахстан стал первым азиатским государством, возглавившим ОБСЕ. Наконец, Казахстану выпала честь принимать у себя первый в XXI столетии саммит организации. Указанные факторы оставили значительный отпечаток в истории международной организации. Вместе с тем председательство Казахстана в ОБСЕ явилось беспрецедентным случаем, когда во главу угла были поставлены интересы группы стран, находящихся к востоку от Вены. Имея тесную связь с ними и на собственном опыте зная многие проблемы, казахстанские дипломаты смогли продемонстрировать новые подходы в их решении и предотвращении.
Что касается саммита ОБСЕ, то сама идея его проведения на первоначальном этапе, возможно, и доминировала над повесткой дня. Но сейчас мы видим серьезный настрой Казахстана, как и других стран–членов организации на обеспечение максимальной результативности форума. Конечно, все покажет время. Однако на данном этапе мы уже можно констатировать, что казахстанское председательство в ОБСЕ имело историческое значение. Мы воздаем должное своим казахстанским коллегам за огромный труд, проделанный в течение 2010 года. Надежда на большую безопасность, стабильность и процветание — это общий вектор в деятельности ОБСЕ, и такое, я бы сказал, эталонное событие, как встреча ОБСЕ на высшем уровне, должно укрепить наши надежды на будущее.
На подобных масштабных конференциях обычно присутствует искушение разрешить все узловые вопросы. Однако жизненная мудрость подсказывает, что необходимо сосредоточится на прагматичном и конструктивном диалоге, нацеленном на достижение практического результата. Кроме того, мы полагаем, что переподтверждение странами–членами ОБСЕ своих обязательств, которые должны применяться одинаково и без исключения ко всем, должно составить одну из важных частей заключительного документа саммита. Не менее важно заручиться общей безоговорочной приверженностью усилиям, которые будут включены в план действий астанинского форума.
Посол Николай Сычёв, Беларусь
Должен сразу подчеркнуть, что те ожидания, которые Республика Беларусь связывает с председательством Казахстана в ОБСЕ, к настоящему моменту полностью оправдались. Активно поддержав в свое время казахстанскую заявку на пост действующего председательства ОБСЕ, мы исходили из того, что Казахстан, его дипломатическая мудрость, опыт и энергия способны вдохнуть «второе дыхание» в деятельность данной организации, «встряхнуть» ее, а также на деле способствовать укреплению доверия, взаимопонимания и безопасности на пространстве ОБСЕ.
Прошедшие 10 месяцев председательства убедительно доказали, что Казахстан способен не только ставить перед собой конкретные цели, но и последовательно добиваться их достижения, эффективно решать поставленные задачи.
В 2010 году Казахстан проявил должное лидерство в развитии в рамках ОБСЕ широкого и открытого диалога по вопросам европейской безопасности — т.н. «процесса Корфу». Казахстанскому председательству удалось вовлечь государства-участники в заинтересованный обмен мнениями по ключевым вызовам и угрозам безопасности, повысить внимание и в определенной степени изменить отношение к ОБСЕ. Это наглядно продемонстрировали множество конкретных национальных инициатив в рамках «процесса Корфу», подготовка его «промежуточного отчета» и успешное проведение в июле этого года неформального СМИД ОБСЕ в г. Алматы.
Высоко ценим усилия председательства по содействию активизации в рамках ОБСЕ переговоров по контролю над вооружениями и мерам укрепления доверия и безопасности, поиску путей урегулирования «замороженных конфликтов», противодействию транснациональным вызовам и угрозам, развитию экономико-экологического измерения, а также равноправного диалога и сотрудничества государств-участников по гуманитарным вопросам.
Эффективность казахстанского председательства и его способность оперативно реагировать на вызовы безопасности проявились также в связи с кризисом в Кыргызстане. Во многом благодаря решительным и последовательным шагам Казахстана и его руководства удалось не допустить дальнейшей дестабилизации ситуации в стране и предотвратить перерастание кыргызстанского кризиса в региональный.
Отмечаем высокий профессионализм председательства в организации целого ряда ключевых мероприятий ОБСЕ в этом году, включая Обзорную конференцию, Ежегодную конференцию по обзору в области безопасности, Экономико-экологический форум, Конференцию высокого уровня по вопросам толерантности и недискриминации, антитеррористическую и антинаркотическую конференции, семинар по новым избирательным технологиям. Безусловно, ключевым достижением председательства стало принятие исторического решения о проведении в нынешнем году саммита ОБСЕ в Астане.
Надеемся, что предстоящий саммит ОБСЕ — первая встреча лидеров наших государств за последние 11 лет — позволит закрепить прогресс в совместных усилиях по созданию подлинного сообщества безопасности на евроатлантическом и евразийском пространстве, а также укрепит организацию, придаст импульс ее развитию.
Сегодня исключительно важно преодолеть фрагментацию пространства безопасности в регионе ОБСЕ, укрепить доверие между государствами-участниками, наметить пути разрешения существующих противоречий. Именно эти ключевые задачи, по нашему мнению, стоят перед саммитом ОБСЕ и должны быть в центре внимания в Астане. Рассчитываем, что встреча на высшем уровне подтвердит востребованность ОБСЕ и позволит повысить ее роль в будущей архитектуре европейской безопасности. Для этого важно на саммите не только подтвердить приверженность основополагающим документам и принципам ОБСЕ, но и согласовать конкретный план действий, который бы определял ключевые направления нашей совместной работы на перспективу.
Для нас очевидно, что такой план должен быть направлен в первую очередь на исправление существующих дисбалансов, присущих деятельности ОБСЕ в последние годы, а также на адаптацию организации и ее инструментов к современным вызовам и угрозам. Без дальнейшего реформирования ОБСЕ и повышения ее эффективности, по мнению Беларуси, вряд ли удастся переломить негативные тенденции и предотвратить дальнейшую маргинализацию организации. В частности, необходимо завершить процесс преобразования ОБСЕ в полноценную международную организацию со своим Уставом. Исходим из того, что главы государств и правительств дадут четкое поручение по разработке такого юридического документа.
Ожидаем также, что будут достигнуты конкретные договоренности по выводу из тупика режима контроля над обычными вооружениями в Европе, а также модернизации военно-политического инструментария ОБСЕ, в частности обновления Венского документа 1999 года, переговоров по мерам укрепления доверия и безопасности. Важно также повысить внимание ОБСЕ к экономическим и экологическим вопросам безопасности, в первую очередь в плане усиления роли организации в сфере энергетической безопасности. В рамках человеческого измерения, на наш взгляд, необходимы активизация деятельности ОБСЕ по вопросам обеспечения свободы передвижения, дальнейшей либерализации визовых режимов, дополнительные меры в сфере антитрафикинга, введение единого стандарта при проведении мониторинга выборов в государствах-участниках.
Уверен, что при наличии политической воли и ответственного подхода всех государств-участников консенсус в Астане будет достигнут, и саммит откроет новую страницу в истории ОБСЕ, страницу в общее более безопасное и стабильное будущее.
Посол Иан Клифф, Великобритания
Казахстан в ходе своего председательства в ОБСЕ проделал хорошую работу, в частности в плане стабилизации ситуации в Кыргызстане. Это стало как позитивным опытом в процессе предотвращения конфликтов на пространстве организации, так и заложило механизмы, которые могут быть взяты на вооружение нашими полевыми миссиями. Разумеется, подобные шаги дались нелегко, и мы приветствуем успешно проведенные референдум по новой Конституции Кыргызстана и недавние парламентские выборы в этой стране. Мы надеемся, что ОБСЕ будет и впредь в состоянии способствовать обеспечению мира в Кыргызстане в интересах всего мирового сообщества. В более широком плане председательство Казахстана сыграло эффективную роль во всех трех измерениях ОБСЕ, а также развитии неформального диалога по будущему европейской безопасности, более известному как «процесс Корфу». Мы также высоко оцениваем вклад Казахстана в активизацию позиции ОБСЕ по афганской проблеме.
Соединенное Королевство традиционно придает большое значение обеспечению основных свобод, таких как демократия, права человека, свобода выражения и свобода СМИ. Здесь мы видим потребность в дальнейшем усовершенствовании деятельности ОБСЕ, в частности через ясное подтверждение обязательств ОБСЕ со стороны всех 56 государств-участников, включая Казахстан. Мы также нуждаемся в принятии практического плана действий в таких направлениях, как контроль над обычными вооружениями, укрепление региональной безопасности, урегулирование затянувшихся конфликтов в Нагорном Карабахе, Приднестровье и Северном Кавказе, восстановление присутствия ОБСЕ в Грузии. Кроме того, надлежит провести большую работу в соответствии с рекомендациями Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека, особенно что касается выборных кампаний и соблюдения прав человека.
Что касается предстоящей встречи на высшем уровне в Астане, то полагаю, что она должна дать старт процессу, который будут способствовать достижению главной цели нашего сообщества — обеспечению безопасности на пространстве от Ванкувера до Владивостока, когда межгосударственные споры будут решаться без применения силы.
Посол Джон Бернхард, Дания
Казахстанское председательство в ОБСЕ имеет историческое значение, поскольку Казахстан стал первым постсоветским и первым центральноазиатским государством, возглавившим авторитетный международный институт. Данная миссия требовала многих материальных и интеллектуальных ресурсов с тем, чтобы поддерживать необходимую кондицию организации в решении как текущих дел, так и решении кризисных ситуаций. Казахстан успешно справился с возложенной задачей, его дипломаты проводили активную деятельность в Вене и Aстане. Это стало возможным благодаря умению выслушивать зачастую расходящиеся мнения стран-участников, на этой основе находить приемлемые компромиссы, которые устраивали бы всех. Сейчас можно перечислять немало конкретных итогов председательства Казахстана, но я хотел бы особенно обратить внимание на предстоящий саммит ОБСЕ в Астане. Для того чтобы данная идея была реализована, потребовались громадная настойчивость, гибкость и великодушие со стороны Казахстана. И страна-председатель справилась и с этой задачей.
Что касается непосредственно Дании, то хотел бы упомянуть две наиболее важные области сотрудничества с Казахстаном. Речь идет об июньской конференции, которая была посвящена 20-летию принятия Копенгагенского акта о правах человека и демократии. Данный форум стал итогом плодотворного сотрудничества между Данией и Казахстаном как председательствующей страной, который зафиксировал достижения в течение прошлых лет, а также отдельные моменты, где выполнение обязательств ОБСЕ все еще не является удовлетворительным. Кроме того, серьезная работа была проведена по линии Центра ОБСЕ в Дании и Казахстанской комиссией по правам человека, часто называемой «учреждением Омбудсмена».
Возвращаясь же к теме саммита ОБСЕ, хотел бы отметить, что само по себе замечательно проведение встречи на высшем уровне после 11-летнего перерыва. Организация весьма нуждается в успехе саммита, и казахстанское руководство инвестировало огромные усилия, чтобы обеспечить это. Но в организации, которая работает исключительно на основе всеобщего согласия, требуется прагматизм и гибкость со стороны всех 56 участвующих государств, чтобы достигнуть прогресса. Дания со своей стороны надеется, что, помимо подтверждения обязательств в рамках Хельсинкского заключительного акта 1975 года, мы сможем принять долгосрочный план действий, который определит конкретные цели для будущей работы ОБСЕ. Мы находим, в частности, важным усилить роль организации в урегулировании конфликтов на различных стадиях, модернизировать механизмы контроля над обычными вооружениями и укреплять меры доверия.
Как правило, во многих международных организациях и форумах не испытывается нехватки в принятых обязательствах, однако в плане их выполнения не все обстоит так радужно, как хотелось бы. Поэтому мы видим потребность в обзоре существующих процедур и механизмов, а также рассмотрении новых с целью четкого выполнения обязательств во всех трех измерениях, особенно человеческом. Наконец, начиная с последнего саммита ОБСЕ в 1999 году появились новые вызовы безопасности. Считаю, что нашей организации, учитывая ее вес и возможности, необходимо выстраивать более активную деятельность в этом направлении. В свою очередь, хочу пожелать стране-председателю и всем нам успешного проведения саммита ОБСЕ в Астане.
Посол Лидия Иманалиева, Кыргызстан
Этот год выдался для Казахстана очень сложным и напряженным — многовекторный круг проблем, с которыми сталкивается как страна-председатель. Для их решения Казахстан приложил и делает немало усилий. Без преувеличения хотела бы отметить, что казахстанское председательство обогатило нашу организацию своим собственным подходом и видением политической обстановки, можно сказать, временами своей уникальной позицией.
2010 год стал годом серьезных испытаний для Кыргызстана. И Казахстан как действующий председатель оказал столь важную и необходимую моральную и материальную поддержку, оперативную гуманитарную и техническую помощь Кыргызстану. Все эти усилия и инициативы позволяют правительству страны успешно претворять в жизнь план действий по постконфликтному обустройству Кыргызстана.
Конечно, не все аспекты проблем Кыргызстана решены именно так, как, может быть, этого требовала повестка дня организации, но, безусловно, фактор скорости принятия важнейших решений в крайне напряженной обстановке, системность подходов к процессу урегулирования показательны. Главное то, что Казахстан в данной ситуации смог консолидировать усилия всех основных международных организаций и стран в этом вопросе. В этом плане мы высоко ценим вклад действующего председателя в ОБСЕ государственного секретаря–министра иностранных дел Республики Казахстан Каната Саудабаева и его контакты с руководством Кыргызстана, деятельность его специального представителя посла Жаныбека Карибжанова.
За истекший период Казахстан смог динамизировать вопросы глобальной безопасности, направить внимание на основные проблемные точки на пространстве ОБСЕ, а также на ситуацию в Афганистане и вопросы укрепления пограничной безопасности. Удалось в полезной степени гармонизировать деятельность ОБСЕ путем активизации экономической и экологической составляющей. В первую очередь это инициатива «Маастрихт плюс», а также новые стандарты экологической безопасности.
Благодаря председательству мы сумели определить «контуры будущего» для последующих проектов в сфере безопасности, ориентированные на сотрудничество и взаимодополнение. Именно в этом направлении в перспективе мы ожидаем дальнейшую эволюцию ОБСЕ как структуры, органично реагирующей на новые риски и вызовы в XXI столетии. А это прежде всего укрепление всеобъемлющей безопасности в зоне ответственности организации, развитие на новом уровне хельсинкских принципов, их обновление в отдельных областях, противодействие транснациональным вызовам и угрозам во всех трех измерениях ОБСЕ, выработка на согласованных началах принципов мирного урегулирования т. н. «затяжных конфликтов» и посткризисного восстановления на пространстве ОБСЕ. Немаловажное значение будет иметь и дальнейшее развитие «процесса Корфу» как нового методологического подхода к безопасности и нового взгляда на формирование, интеграцию и модернизацию Евроатлантического и Евразийского сообщества безопасности.
Мы надеемся, что саммит в Астане позволит ОБСЕ найти пути преодоления ряда кризисных проблем, в котором она находилась на протяжении последнего десятилетия. Сам факт его организации в Астане убедительно свидетельствует о том, что наша организация постепенно приведет себя, как мы сами этого хотим, в должный вид. Важно, чтобы лидерам государств удалось запустить, а лучше сказать — «перезагрузить» сильный и гибкий механизм реагирования на возникающие проблемы и тем самым усилить авторитет ОБСЕ в мировом сообществе.
Посол Штефан Скалдарзон, Исландия
ОБСЕ, как некоторые ошибочно считают, является не только евроатлантической организацией, это также и евроазиатская организация. В то же время и Казахстан с его обширной территорией, которая простирается от Китая на востоке до Каспийского моря на западе, является не только азиатским, но и европейским государством. В связи с этим считаю весьма правильным и своевременным решением, когда Казахстан предложил свою кандидатуру пост председателя ОБСЕ. Да, в самом начале данная инициатива вызвала определенный скептицизм, но сейчас, в преддверии саммита ОБСЕ в Астане, я думаю, что Казахстан полностью развеял существовавшие некогда сомнения. Казахское председательство не только соответствовало всем нашим ожиданиям, но в некотором смысле даже превзошло их. И приближающаяся встреча в верхах спустя одиннадцать лет после последнего саммита в Стамбуле в 1999 году, без преувеличения, станет драгоценным камнем в короне казахстанского председательства в ОБСЕ.
Председательству Казахстана были характерны емкость и масштабность, с одной стороны, и тщательность и внимательное отношение к мнению всех участвующих государств — с другой. Это дало возможность добиваться необходимого компромисса по многим злободневным проблемам. Ведущая роль Казахстана в ОБСЕ имела «торговую марку» «четыре T», то есть «траст» (доверие), «транспаренси» (прозрачность), «традишн» (традиция) и «толеранс» (терпимость). И я рекомендовал бы именно такой подход всем последующим председателям и делегациям, большим или маленьким.
Мы возлагаем огромные надежды на предстоящий саммит в Астане. Казахстанское лидерство с самого начала поставило перед собой высокую планку и ни разу не дрогнуло на пути к намеченной задаче. Поэтому встречу на высшем уровне по праву можно считать дипломатической победой Казахстана, сумевшего убедить все 56 участвующих государств ОБСЕ в важности этой встречи. Но это также успех всей организации.
Самое главное, что можно пожелать саммиту, это восстановление доверия между всеми участвующими странами, что должно проложить путь к нашему будущему сотрудничеству. Для того чтобы это случилось, необходимо не только реанимировать основные принципы ОБСЕ, но существенно усилить их. В этом контексте мы должны также выработать четкий план действий, нацеленный на обеспечение эффективной роли ОБСЕ в урегулировании конфликтных ситуаций, усиление контроля над вооружениями. Наконец, надо принять надлежащие меры по выполнению обязательств в области человеческого измерения. По всем перечисленным аспектам следует выработать механизмы, призванные гарантировать их практическую реализацию. В целом же мы, то есть все участвующие государства, должны сделать всё возможное, чтобы саммит в Астане совершил прыжок вперед к сообществу безопасности XXI столетия, простираясь от Ванкувера до Владивостока.
Посол Корнел Ферута, Румыния
Казахстан у руля ОБСЕ стал наглядным доказательством того, что организация с ее понятием о всесторонней, совместной и неделимой безопасности от Ванкувера до Владивостока продолжает вдохновлять все участвующие государства. Казахстанское председательство также имело особое значение для Центральной Азии, которая становится динамичным направлением в деятельности организации. Мы воздаем должное Казахстану не только за четкое исполнение текущих задач председателя, но также и за эффективную реакцию на возникающие проблемы. В этом плане мы рекомендуем опыт Казахстана последующим председателям, в частности в таких моментах, как кризисное управление, предотвращение конфликтов, усиление мер доверия.
Мы полагаем, что Казахстан внес заметный вклад в обеспечение принципов ОБСЕ и всех ценностей, которые исповедуют наши государства и народы. В связи с этим мы искреннее приветствовали решение провести саммит ОБСЕ именно в Астане после 11-летнего перерыва. Надеемся, что этот форум на уровне глав государств и правительств будет соответствовать самым смелым ожиданиям. В первую очередь это касается восстановления доверия на пространстве ОБСЕ. В то же самое время необходимо строго выполнять взятые обязательства, поскольку их игнорирование в прошлом приводило к ослаблению самой организации, соответственно, ее способности выполнять свою миссию на должном уровне. От этого, в конечном итоге, зависит решение межнациональных проблем, конфликтных ситуаций, особенно в Афганистане, Нагорном Карабахе, Приднестровье, Северном Кавказе.
Саммит — это шанс для наших лидеров дать сигнал к последовательному решению этих проблем. Спустя 35 лет после принятия Хельсинкского заключительного акта и спустя 20 лет после принятия Парижской хартии астанинская встреча на высшем уровне дает всем нам превосходную платформу, чтобы подтвердить их силу и гарантировать их полноценное выполнение.
Посол Наджи Сарибас, Турция
Турция всегда и настойчиво поддерживала Казахстан в намерении занять кресло председателя ОБСЕ в 2010 году. Мы изначально были уверены, что Казахстан способен привнести новое понимание в решение задач, которые стоят перед нашей организацией. Исходя из этого турецкая делегация работала рука об руку с казахстанскими коллегами, чтобы по возможности способствовать успеху общего дела. И, конечно, мы искренне верили в важность проведения саммита в Астане спустя одиннадцать лет после аналогичного форума в Стамбуле.
Казахстан заслуживает высокой оценки и как первая центральноазиатская страна, возглавившая эту организацию, и как государство-председатель, которое принимает встречу на самом высоком уровне. Пользуясь предоставленной возможностью, хотелось бы поздравить посла Кайрата Абдрахманова и его компетентную команду здесь, в Вене, с большим успехом, который стал возможным под лидерством Его Превосходительства Нурсултана Назарбаева, Президента Республики Казахстан, и Его Превосходительства Каната Саудабаева, действующего председателя ОБСЕ, государственного секретаря–министра иностранных дел Казахстана.
Турция верит, что предстоящий саммит ОБСЕ увенчается принятием важнейших решений и займет достойное место в истории этой авторитетной международной структуры. Тем более что по времени астанинский саммит совпадает с 35-й годовщиной Хельсинкского заключительного акта и 20-й годовщиной Парижской хартии. В ходе нынешнего форума наши страны получат шанс подтвердить свои обязательства тем принципам, на которых и была основана организация. Мы сможем возобновить поддержку идее создания всесторонней, совместной и неделимой безопасности на пространстве ОБСЕ, сообщества миролюбивых и демократических наций.
Посол Франсуа Алабрюн, Франция
На мой взгляд, казахстанское председательство в ОБСЕ имело значительный успех и для нашей организации, и для Казахстана в частности. Казахстан продемонстрировал умелое и профессиональное лидерство в деле регулирования деятельности ОБСЕ в 2010 году. В этом контексте хотелось бы особо отметить тот факт, что Казахстану удалось убедить все страны-партнеры в необходимости проведения встречи ОБСЕ на высшем уровне, которая не созывалась в течение последних 11 лет, а также продвинуть «процесс Корфу». Вместе с тем Казахстан приложил немало усилий в решении проблем безопасности. Председательствующая страна внесла заметный вклад в обеспечение эффективной текущей деятельности организации. И, конечно, предстоящий саммит в Астане даст нам всем уникальную возможность оживить ОБСЕ. С другой стороны, возглавляя ОБСЕ, Казахстан сумел высоко поднять свой международный имидж. Франция в свое время с воодушевлением поддержала кандидатуру Казахстана на этот высокий пост, полагая, что это укрепит доверие и уверенность между всеми участвующими государствами, позволить определить стратегическое видение ОБСЕ на перспективу. Есть надежда, что саммит примет заключительный документ, в соответствии с которым мы будем строить реальное сообщество безопасности на пространстве от Ванкувера до Владивостока. Чтобы достичь этой цели, заключительный документ должен включать план конкретных действий. В частности, речь идет о модернизации режимов контроля над вооружениями, укреплении роли ОБСЕ в деле урегулирования спорных ситуаций, выполнении всех обязательств, особенно в области человеческого измерения. Также крайне важно, чтобы итоговый документ саммита в Астане заложил мощный стимул в решение длительных конфликтов, которые остаются серьезной угрозой для нашей общей безопасности.