Семь —
Очень скоро крупнейшая международная региональная структура, каковой является Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, соберется на свой седьмой саммит в Астане.
Предыдущие форумы проводились в 1975 году в Хельсинки, в 1990 году в Париже, в 1992 году в Хельсинки, в 1994 году в Будапеште, в 1996 году в Лиссабоне и в 1999 году в Стамбуле. Каждый из них созывался на переломных этапах человеческой истории и принимал узловые решения по обеспечению мира. Но важность предстоящей встречи в верхах заключается также в том, что она состоится после 11-летнего перерыва. Чего ждать от Астанинского саммита ОБСЕ, конечно, покажет время. Пока же есть резон осмыслить уроки аналогичных форумов ОБСЕ, в чем можно положиться на Интернет.
В далеком 1973 году в Женеве и Хельсинки было положено начало Совещанию по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в составе 33 государств Европы, а также США и Канады. Это был переломный момент для всего мира, когда в рамках СБСЕ были объединены усилия стран–членов НАТО и Организации Варшавского договора, а также нейтральных государств Европейского континента.
В современной истории это был один из сложнейших и критических периодов, когда напряженность в отношениях двух противоборствующих военно-политических блоков достигла максимума. Холодная война, при неблагоприятном развитии ситуации, могла перерасти в «горячую». Понадобилось политическое мужество лидеров ведущих мировых держав, чтобы избежать ядерного апокалипсиса и сделать шаг навстречу друг другу (http://www.neonomad.kz/sobytiya/kaz/index.php?ELEMENT_ID=6548).
Основополагающим документом СБСЕ/ОБСЕ является Хельсинкский заключительный акт, подписанный 1 августа 1975 года СССР, США, Канадой и 33 европейскими государствами. Этот документ был призван закрепить сложившийся «статус-кво» на Европейском континенте и продолжить дальнейшее движение по пути разрядки напряженности в отношениях между Западом и Востоком. Он содержал базовые принципы, определяющие нормы взаимоотношения и сотрудничества стран-участников, и состоял из трех разделов (или трех «корзин»), соответствовавших числу основных задач совещания.
Первая «корзина» касалась общих вопросов, связанных с проблемами европейской безопасности. Вторая «корзина» посвящалась вопросам экономического, научно-технического сотрудничества и кооперации в области экологии и сохранения окружающей среды. Третья включала гуманитарные вопросы и проблему защиты прав человека (VII, VIII и XI принципы). Она вызывала наибольшее сопротивление со стороны СССР, так как такая постановка проблемы переводила идеологический конфликт между двумя блоками в совершенно иную плоскость. Вопрос защиты политических прав и свобод граждан являлся «слабым звеном» советской системы, и подписание Хельсинкского акта стало международным признанием, хотя так и не реализованным на практике, права на существование диссидентского движения и политической оппозиции в СССР. Позже это было не раз использовано американским руководством для оказания дипломатического давления на СССР. По мнению многих аналитиков, принятие Заключительного акта не только символизировало эпоху «разрядки», но также привело к «реидеологизации» противостояния между Востоком и Западом, переведя его в плоскость соблюдения прав человека. Тем не менее сам факт созыва совещания способствовал преодолению напряженности в Старом Свете и установлению режима относительно свободного обмена идеями, информацией, а также свободного перемещения людей. Хельсинкский акт также стал основой для принятия всех последующих базовых документов этой организации (http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/ORGANIZATSIYA_PO_BEZOPASNOSTI_I_SOTRUDNICHESTVU_V_EVROPE_OBSE.html).
До 1990 года OБСЕ функционировало в виде серии встреч и конференций, на которых вырабатывались нормы и обязательства, периодически заслушивалась информация об их выполнении.
Поворотным моментом в деятельности форума стала Парижская встреча на высшем уровне 1990 года. В Парижской хартии для Новой Европы была поставлена задача внести вклад в управление процессом исторических перемен в Европе и дать ответ на новые вызовы, возникающие после окончания холодной войны. Для решения этих задач было создано несколько учреждений и институтов, поставлено на регулярную основу проведение встреч, работе совещания был придан системный характер (http://ns1.osce2010.kz/ru/statics/kratkaja-istorija-obse).
После распада СССР и завершения идеологического противостояния между Западом и Востоком обе стороны стремились превратить СБСЕ (а затем и ОБСЕ) в общеевропейскую организацию, занимающуюся поддержанием безопасности в Европе. Именно в это время были разработаны и подписаны такие ключевые документы, как Парижская хартия для Новой Европы, ДОВСЕ (Договор об обычных вооруженных силах в Европе), Договор по открытому небу, декларация «О модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы XXI века» и другие соглашения. Среди всех этих документов именно ДОВСЕ носит фундаментальный характер, так как он, с одной стороны, устанавливает в Европе допустимые уровни тяжелых вооружений, а с другой — вводит систему обязательных проверок и широкого обмена военной информацией.
Следует отметить, что трансформация СБСЕ/ОБСЕ в 1990-х была спонтанным ответом на новые вызовы безопасности. В частности, распад СССР вызвал не только увеличение числа участников Хельсинкского процесса, но и существенно расширил круг решаемых СБСЕ задач, для реализации которых были созданы новые институты. При этом разрешение этнополитических конфликтов на Европейском континенте стало основной целью ОБСЕ. Однако реальное миротворчество предполагает не только политическую волю всех стран-участников, но и наличие соответствующих институтов. Так, на встрече в Праге (январь 1992-го) Совета министров иностранных дел стран-участников был принято решение усилить роль Центра по предотвращению конфликтов, занимающегося планированием миротворческих миссий. В основном миссии организации преследуют две задачи: урегулирование или предотвращение конфликтов на территории стран–членов ОБСЕ и информирование о кризисных ситуациях (http://imc.rkc-74.ru/dlrstore/2/2dab246f-659e-143a-bf62-1a723dbea638/1010705A.htm).
На Будапештской встрече на высшем уровне (декабрь 1994 г.) государства-участники выразили озабоченность тем, что в регионе СБСЕ продолжаются вспышки военных действий, случаи нарушения прав человека, дискриминация в отношении национальных меньшинств. Признав необходимость решительных действий в связи с широкомасштабным несоблюдением принципов и обязательств, принятых в рамках СБСЕ, они декларировали, что СБСЕ является одним из главных инструментов в деле раннего предупреждения, предотвращения конфликтов и регулирования кризисов в регионе. Хотя в тексте декларации будапештской встречи было отражено стремление государств-участников систематизировать и перевести на более практическую основу сотрудничество с европейскими и другими региональными и трансатлантическими организациями и институтами, первые реальные шаги в этом отношении были сделаны только три года спустя, на заседании СМИД ОБСЕ в Копенгагене. На саммите был утвержден Кодекс поведения, касающийся военно-политических аспектов безопасности, в котором излагались принципы, определяющие роль вооруженных сил в демократическом обществе. Наконец, государства-участники признали, что резкое возрастание роли СБСЕ в формировании общего пространства безопасности в Европе позволяет переименовать СБСЕ в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), что, впрочем, не изменяет ни характера обязательств по СБСЕ, ни статуса СБСЕ и его институтов (http://window.edu.ru/window_catalog/pdf2txt?p_id=23302&p_page=23).
2–3 декабря 1996 года состоялась Лиссабонская встреча глав государств и правительств государств–участников ОБСЕ. Приняты Декларация лиссабонского саммита и декларация «О модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы XXI века», в которой подчеркивается необходимость строительства единой, мирной и демократической Европы без разделительных линий. Принят документ об обновлении ДОВСЕ. По инициативе России государства-участники приняли на себя обязательства проявлять сдержанность в отношении своих военных усилий, включая уровни вооружений и их развертывания. Приняты документы «Концептуальная база контроля над вооружениями» и «Развитие повестки дня Форума по сотрудничеству в области безопасности», которые закрепили роль контроля над вооружениями в качестве важного инструмента обеспечения стабильности в Европе. В работе ОБСЕ всё заметнее проявляется акцент на конфликтах, существующих на пространстве бывших СССР и Югославии (http://ru.wikipedia.org/wiki/OSCE).
Стамбульский саммит ОБСЕ 1999 года завершился подписанием Хартии европейской безопасности, в которой отражена концепция безопасности мирового сообщества, ориентированная на XXI век. В ее основу положены два принципа: коллективности, при которой «безопасность каждого государства-участника неразрывно связана с безопасностью всех других», и «первоочередной ответственности СБ ООН за поддержание международного мира». ОБСЕ определена как одна из основных организаций по мирному урегулированию споров в ее регионе и один из главных инструментов в области раннего предупреждения и предотвращения конфликтов (www.1rre.ru/news/doc/28945/).
С момента проведения последнего саммита организации мир полностью изменился, перед всеми странами встали новые вызовы. Мы все переживаем беспрецедентный по своей разрушительной силе и масштабам экономический кризис. С новой силой заявил о себе международный терроризм. Особую значимость приобрели вопросы укрепления системы европейской безопасности. Международному сообществу не удается добиться урегулирования «затяжных» конфликтов. Зияющей раной на карте мира является Афганистан.
И еще одно тревожное обстоятельство. В течение десяти лет на своих ежегодных итоговых встречах министры иностранных дел ОБСЕ не могут принять единую политическую декларацию. Поэтому Казахстан считает, что встреча на высшем уровне в рамках ОБСЕ позволит преодолеть кризисные явления в организации, оживить процесс, начатый в Хельсинки 35 лет назад (http://www.embkaztm.org/news/565).
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев: «Мы — реалисты и отчетливо осознаем, что процесс обновления ОБСЕ не ограничивается лишь 2010 годом, это задача на длительную перспективу, и Казахстан, как активный член организации, настроен на кропотливую и многолетнюю работу в этом направлении. Казахстан призывает все страны–участники ОБСЕ продемонстрировать готовность действовать в общих интересах, во имя коллективных целей и приоритетов, реализация которых поддержит и укрепит ОБСЕ, повысит доверие и уважение к организации. ОБСЕ должна доказать всему миру, что она была эффективна не только во времена холодной войны, но и остается активно развивающейся структурой, тесно вплетенной в живую ткань современной глобальной политики и экономики (http://www.neonomad.kz/sobytiya/kaz/index.php?ELEMENT_ID=6548).
В том, что саммит ОБСЕ в Астане пройдет успешно, сегодня уверены многие политики и политологи. Казахстанская столица готовится к встрече высокопоставленных делегатов, которые не собирались в подобном составе вот уже 11 лет. О своем участии на уровне глав государств и правительств объявили 55 стран–участников ОБСЕ. Принять участие в дискуссиях также хотят все 12 азиатских и средиземноморских стран–партнеров ОБСЕ по сотрудничеству. Кроме того, на саммит прибудут делегаты от таких «тяжеловесов» международной политики, как ООН, ЕС, НАТО, Совет Европы, СНГ, ОДКБ, ШОС, ОИК, СВМДА, ЕврАзЭС, ЕБРР, ОЭСР, МВФ, АСЕАН.
«Формирование консенсуса о проведении саммита ОБСЕ является большим достижением председательства Казахстана, — заявил недавно генеральный секретарь ОБСЕ Марк Перрен де Бришамбо. — Проведение саммита — это вызов как для страны, проводящей его, так и для всех государств–участников организации. Саммит поможет сфокусировать политический диалог и актуализировать наши усилия на преодоление оставшихся разночтений между странами–участниками организации (http://www.ukg.kz/Page.aspx?mid=1&news=1440).