НПО в Казахстане:
Одним из условий либерализации политической системы любой страны является широкое участие граждан в общественно-политической жизни, их самоорганизация. В этом плане неправительственный сектор выступает как неотъемлемый атрибут взаимодействия институтов гражданского общества с властью.
Неправительственные организации, или НПО, что называется, в «чистом» виде представляют собой частные организации, не преследующие в качестве основной цели извлечение прибыли и не перераспределяющие ее между собой. Их задача — оказывать определенные услуги или попытаться повлиять на государство или общество с целью улучшения социально-экономической или политической ситуации в обществе. Они объединяют граждан на основе важных для всего народа (или его части) задач, представляют и защищают интересы широких слоев населения и лоббируют их в госструктурах.
Исторически в разных государствах складывались различные модели возникновения, функционирования и прогресса НПО. Процессы развития неправительственного сектора связаны в каждой стране с особенностями социально-экономической и общественно-политической жизни, а также с историко-культурными традициями. В транзитных государствах НПО становятся одним из главных инструментов рыночно-демократических преобразований, содействуют государственной политике модернизации, социально-политической структуризации общества, формированию и реализации разнообразных интересов групп граждан, самоорганизации населения, реализации гражданских инициатив, созданию инфраструктуры стабильной и эффективной демократии. Как это ни парадоксально на первый взгляд, эффективность работы неправительственного сектора во многом зависит и от усилий государственных органов. Чаще всего претворение в жизнь выдвигаемых идей осуществляется за счет поддержки со стороны компетентных властных структур, вследствие чего одно из важных направлений деятельности НПО — привлечение внимания государственных органов, то есть инициирование межсекторного взаимодействия. Суть межсекторного взаимодействия — налаживание конструктивного сотрудничества между тремя силами, действующими на социальной арене страны, области, города или иной территории: государственными структурами, коммерческими предприятиями и некоммерческими организациями.
В силу отсутствия в стране собственных традиций функционирования неправительственного сектора НПО республики начинали свою деятельность, во многом ориентируясь на международный опыт. В 1990-х годах минимальная поддержка со стороны государства стала главным фактором нацеленности на всестороннюю зарубежную помощь, прежде всего финансовую. Однако несмотря на то, что и сегодня деятельность ряда НПО спонсируется международными фондами путем предоставления грантов, существует мнение, что слабость развития неправительственного сектора в республике ранее состояла именно в том, что подавляющая часть его организаций действовала благодаря помощи западных доноров. Тем не менее основная проблема заключалась не только в отсутствии институциональной устойчивой поддержки третьего сектора государством, но и в отсутствии диалога между государственными органами и НПО. В сотрудничестве власти и НПО важную координирующую роль играет и законодательная основа, регламентирующая межсекторное взаимодействие. С одной стороны, законодательство выступает элементом государственного контроля над НПО, с другой — «амортизатором» государственной политики в отношении неправительственного сектора. Существуют точки зрения, сводящиеся к тому, что, установив определенные запреты, государство должно в наименьшей степени вмешиваться в развитие неправительственного сектора. В целом законодательные основы общественного участия в принятии и реализации государственных решений рассматриваются в качестве одного из основных элементов взаимоотношений между властью и неправительственным сектором.
Наверное, первой неправительственной организацией в суверенном Казахстане был унаследованный еще с советских времен профсоюз. Правда, в условиях развала и приватизации предприятий он быстро утерял свое влияние, значение и имущество, да и, строго говоря, до сих пор не оправился от пережитого. Следующими, кто, хоть и с разного рода потерями, пережили метаморфозу политического строя, были общественные объединения ветеранов Великой Отечественной и Афганской войн, ликвидаторов Чернобыльской аварии, инвалидов и т. д.
Новые веяния привнесли в нашу жизнь с Запада такие новые НПО, как правозащитные организации, общественные фонды, союзы по гуманитарным направлениям и откровенно оппозиционные официальным властям политические организации.
На сегодняшний день гражданское общество Казахстана насчитывает десять политических партий, более четырех тысяч религиозных организаций, несколько десятков профессиональных союзов, три тысячи СМИ, а также около двадцати тысяч НПО, реализующих широкий спектр услуг для общества. Всего в Казахстане зарегистрировано около 35 тысяч некоммерческих организаций.
Безусловно, одним из наиболее развитых институтов гражданского общества в Казахстане являются неправительственные организации. Они в определенной степени играют роль посредников между государством и гражданами, берут на себя некоторые функции социальных преобразований и работ в обществе, вносят свой вклад в решение различных проблем социальной сферы. Государство оказывает существенную поддержку НПО, и к этому оно пришло через осознание их роли в демократических процессах. В Казахстане раз в два года проводится Республиканский гражданский форум в Астане, который стал хорошей диалоговой площадкой, где власть, НПО и бизнес-структуры совместно обсуждают вопросы развития региона, неправительственного сектора, определяют пути решения имеющихся проблем. Последний IV Гражданский форум прошел в Астане в октябре 2009 года.
Однако имеется и ряд трудностей в развитии казахстанского неправительственного сектора. Так, например, из общей массы зарегистрированных в Казахстане НПО реально функционирует около 20–30% организаций, имея для этого необходимую материально-техническую базу, достигая заметных результатов в решении социальных проблем населения. Определенная категория НПО считает обязательным финансирование и поддержку со стороны государства, что говорит в первую очередь о патерналистском подходе представителей «третьего сектора», а также о недостаточной зрелости для реального участия в процессе принятия политических решений, касающихся социальных проблем населения. Сказывается нехватка квалифицированных специалистов, в большинстве случаев работа общественных организаций происходит определенными периодами, «от конкурса до конкурса», и работники, соответственно, также набираются на сезон. Нередко отдельные НПО больше работают на имидж руководителя организации, соответственно, их деятельность направлена в большей мере на участие в политической жизни страны.
В последнее время наметилась тенденция поворота государства к НПО через «социальный заказ». В то же время между двумя данными полюсами отсутствует довольно прочная связка в виде постоянного диалога. Неповоротливость государственных структур в своей попытке взаимодействия с НПО с лихвой компенсируется разрозненностью «НПОшного» лагеря. Причем разрозненность наблюдается не только в консолидации НПО «по интересам», но и в региональном срезе их деятельности. Наиболее активны НПО в городах Астана и Алматы, а также в промышленных зонах, среди которых выделяются Карагандинская, Восточно-Казахстанская и Южно-Казахстанская области. При этом относительно слабо развиты НПО в сельской местности. Население все еще не до конца понимает роль неправительственного сектора в общественной жизни страны, что говорит о недостаточном уровне политической культуры. Это объясняется отсутствием традиции в области деятельности НПО, сложившейся культурой взаимодействия государства и «третьего сектора». На данный момент не все исполнительные органы принимают активное участие в развитии «третьего сектора» в рамках реализации Концепции развития гражданского общества, необходима поддержка и эффективная работа государственных органов на всех уровнях, центральном, региональном и местном.
Таким образом, Казахстану необходимо дальнейшее совершенствование механизма взаимодействия власти и неправительственного сектора, привлекая бизнес-сообщество, а также расширение уровня осведомленности общества в сфере деятельности общественных организаций; это должно привести к качественному развитию НПО в нашей стране.
Неправительственные организации, или НПО, что называется, в «чистом» виде представляют собой частные организации, не преследующие в качестве основной цели извлечение прибыли и не перераспределяющие ее между собой. Их задача — оказывать определенные услуги или попытаться повлиять на государство или общество с целью улучшения социально-экономической или политической ситуации в обществе. Они объединяют граждан на основе важных для всего народа (или его части) задач, представляют и защищают интересы широких слоев населения и лоббируют их в госструктурах.
Исторически в разных государствах складывались различные модели возникновения, функционирования и прогресса НПО. Процессы развития неправительственного сектора связаны в каждой стране с особенностями социально-экономической и общественно-политической жизни, а также с историко-культурными традициями. В транзитных государствах НПО становятся одним из главных инструментов рыночно-демократических преобразований, содействуют государственной политике модернизации, социально-политической структуризации общества, формированию и реализации разнообразных интересов групп граждан, самоорганизации населения, реализации гражданских инициатив, созданию инфраструктуры стабильной и эффективной демократии. Как это ни парадоксально на первый взгляд, эффективность работы неправительственного сектора во многом зависит и от усилий государственных органов. Чаще всего претворение в жизнь выдвигаемых идей осуществляется за счет поддержки со стороны компетентных властных структур, вследствие чего одно из важных направлений деятельности НПО — привлечение внимания государственных органов, то есть инициирование межсекторного взаимодействия. Суть межсекторного взаимодействия — налаживание конструктивного сотрудничества между тремя силами, действующими на социальной арене страны, области, города или иной территории: государственными структурами, коммерческими предприятиями и некоммерческими организациями.
В силу отсутствия в стране собственных традиций функционирования неправительственного сектора НПО республики начинали свою деятельность, во многом ориентируясь на международный опыт. В 1990-х годах минимальная поддержка со стороны государства стала главным фактором нацеленности на всестороннюю зарубежную помощь, прежде всего финансовую. Однако несмотря на то, что и сегодня деятельность ряда НПО спонсируется международными фондами путем предоставления грантов, существует мнение, что слабость развития неправительственного сектора в республике ранее состояла именно в том, что подавляющая часть его организаций действовала благодаря помощи западных доноров. Тем не менее основная проблема заключалась не только в отсутствии институциональной устойчивой поддержки третьего сектора государством, но и в отсутствии диалога между государственными органами и НПО. В сотрудничестве власти и НПО важную координирующую роль играет и законодательная основа, регламентирующая межсекторное взаимодействие. С одной стороны, законодательство выступает элементом государственного контроля над НПО, с другой — «амортизатором» государственной политики в отношении неправительственного сектора. Существуют точки зрения, сводящиеся к тому, что, установив определенные запреты, государство должно в наименьшей степени вмешиваться в развитие неправительственного сектора. В целом законодательные основы общественного участия в принятии и реализации государственных решений рассматриваются в качестве одного из основных элементов взаимоотношений между властью и неправительственным сектором.
Наверное, первой неправительственной организацией в суверенном Казахстане был унаследованный еще с советских времен профсоюз. Правда, в условиях развала и приватизации предприятий он быстро утерял свое влияние, значение и имущество, да и, строго говоря, до сих пор не оправился от пережитого. Следующими, кто, хоть и с разного рода потерями, пережили метаморфозу политического строя, были общественные объединения ветеранов Великой Отечественной и Афганской войн, ликвидаторов Чернобыльской аварии, инвалидов и т. д.
Новые веяния привнесли в нашу жизнь с Запада такие новые НПО, как правозащитные организации, общественные фонды, союзы по гуманитарным направлениям и откровенно оппозиционные официальным властям политические организации.
На сегодняшний день гражданское общество Казахстана насчитывает десять политических партий, более четырех тысяч религиозных организаций, несколько десятков профессиональных союзов, три тысячи СМИ, а также около двадцати тысяч НПО, реализующих широкий спектр услуг для общества. Всего в Казахстане зарегистрировано около 35 тысяч некоммерческих организаций.
Безусловно, одним из наиболее развитых институтов гражданского общества в Казахстане являются неправительственные организации. Они в определенной степени играют роль посредников между государством и гражданами, берут на себя некоторые функции социальных преобразований и работ в обществе, вносят свой вклад в решение различных проблем социальной сферы. Государство оказывает существенную поддержку НПО, и к этому оно пришло через осознание их роли в демократических процессах. В Казахстане раз в два года проводится Республиканский гражданский форум в Астане, который стал хорошей диалоговой площадкой, где власть, НПО и бизнес-структуры совместно обсуждают вопросы развития региона, неправительственного сектора, определяют пути решения имеющихся проблем. Последний IV Гражданский форум прошел в Астане в октябре 2009 года.
Однако имеется и ряд трудностей в развитии казахстанского неправительственного сектора. Так, например, из общей массы зарегистрированных в Казахстане НПО реально функционирует около 20–30% организаций, имея для этого необходимую материально-техническую базу, достигая заметных результатов в решении социальных проблем населения. Определенная категория НПО считает обязательным финансирование и поддержку со стороны государства, что говорит в первую очередь о патерналистском подходе представителей «третьего сектора», а также о недостаточной зрелости для реального участия в процессе принятия политических решений, касающихся социальных проблем населения. Сказывается нехватка квалифицированных специалистов, в большинстве случаев работа общественных организаций происходит определенными периодами, «от конкурса до конкурса», и работники, соответственно, также набираются на сезон. Нередко отдельные НПО больше работают на имидж руководителя организации, соответственно, их деятельность направлена в большей мере на участие в политической жизни страны.
В последнее время наметилась тенденция поворота государства к НПО через «социальный заказ». В то же время между двумя данными полюсами отсутствует довольно прочная связка в виде постоянного диалога. Неповоротливость государственных структур в своей попытке взаимодействия с НПО с лихвой компенсируется разрозненностью «НПОшного» лагеря. Причем разрозненность наблюдается не только в консолидации НПО «по интересам», но и в региональном срезе их деятельности. Наиболее активны НПО в городах Астана и Алматы, а также в промышленных зонах, среди которых выделяются Карагандинская, Восточно-Казахстанская и Южно-Казахстанская области. При этом относительно слабо развиты НПО в сельской местности. Население все еще не до конца понимает роль неправительственного сектора в общественной жизни страны, что говорит о недостаточном уровне политической культуры. Это объясняется отсутствием традиции в области деятельности НПО, сложившейся культурой взаимодействия государства и «третьего сектора». На данный момент не все исполнительные органы принимают активное участие в развитии «третьего сектора» в рамках реализации Концепции развития гражданского общества, необходима поддержка и эффективная работа государственных органов на всех уровнях, центральном, региональном и местном.
Таким образом, Казахстану необходимо дальнейшее совершенствование механизма взаимодействия власти и неправительственного сектора, привлекая бизнес-сообщество, а также расширение уровня осведомленности общества в сфере деятельности общественных организаций; это должно привести к качественному развитию НПО в нашей стране.