PRIUSпевающая технология
Сергей Пручай
Генетически различающиеся формы в автоиндустрии — это двигатель внутреннего сгорания и электромотор. В современной автоселекции гибридизация, похоже, единственно возможный вариант их выживания. С одной стороны, цена на нефть берет все новые высоты, что неизбежно приближает закат славной истории двигателя внутреннего сгорания, и в том же направлении работают экологические нормативы. С другой — отсутствие способов компактно и долго хранить электрическую энергию ставит под большое сомнение будущее электромобилей в их генетически чистом виде.
Новое и неизведанное всегда пугало наших автолюбителей. Пару десятков лет назад, когда на рынке страны появились первые автомобили с автоматической коробкой передач, большинство как опытных, так и начинающих автовладельцев относились к таким авто с опаской. Кто-то остерегался непредвиденных поломок и высоких затрат на обслуживание, кого-то смущала на первый взгляд ничем не оправданная более высокая цена. Тем не менее сегодня продажи авто, оснащенных «автоматом», составляют львиную долю всего автомобильного рынка. Аналогичная история вхождения на рынок, скорее всего, ждет и автомобили с пока загадочным и пугающим гибридным приводом.
Во владении гибридом есть своя доля патриотизма, скрытая под капотом универсальной покупки, позволяющей экономить собственный бюджет, время и одновременно вносить реальную лепту в спасение экологии. При применении гибридной технологии в автомобилестроении отпала необходимость устанавливать двигатель из расчета пиковых нагрузок. В момент, когда необходимо резкое усиление тяговой нагрузки, в работу включаются одновременно как электро-, так и обычный двигатель. Это позволяет сэкономить на установке менее мощного двигателя внутреннего сгорания, работающего основное время в наиболее благоприятном для себя режиме. В городском цикле эксплуатации гибридный автомобиль 80% времени работает в режиме электромобиля.
Но в каждой стране к машинам с электротопливными тяговыми установками относятся по-разному. Например, в Америке действуют серьезные экологические нормы и государственные программы, которые стимулируют разработчиков авто изготавливать, а покупателей приобретать безопасные машины. Сегодня в Соединенных Штатах продается больше гибридных авто, чем где-либо в мире, по улицам колесят гибридные купе, внедорожники и даже автобусы не только от японских разработчиков, но и родных General Motors и Ford. Популярностью пользуются мощные и большие машины, такие как полноразмерный внедорожник Mercury Mariner. В нашей же стране сегодня все попытки оздоровления экологии в части автомобильного транспорта разбиваются о местный менталитет, предпочитающий многолитровые, тоннами пожирающие углеводороды моторы. При равной цене нового гибридного автомобиля и бывшего в употреблении внедорожника выбор нашего покупателя останавливается на замыленном «джипе». И хорошо бы, если внедорожник использовался по назначению, покоряя горные хребты или распугивая черепах в степях и пустынях, но 87% внедорожников Алматы никогда не съезжают с асфальтированной дороги и не покидают границ города.
В июле 2010 года в Казахстане начались официальные продажи первого гибридного автомобиля в Казахстане — Toyota Prius третьего поколения, являющегося воплощением пятнадцатилетнего опыта Toyota в области создания серийных экологичных автомобилей.
В 1994 году компания Toyota запустила проект G21, целью которого являлось создание «экологичного автомобиля XXI века», который, несмотря на превосходные экологические показатели, обеспечивал бы комфорт и удовольствие от вождения, свойственные традиционным автомобилям. Кроме того, перед разработчиками ставилась задача сконструировать систему, в полтора раза более эффективную, чем обычные бензиновые или дизельные двигатели. В дальнейшем была поставлена еще более сложная задача: улучшить эффективность данной системы в два раза. Модель Prius первого поколения появилась на японском рынке в 1997 году (в Европе она появилась тремя годами позже) и стала первым серийным автомобилем с гибридным приводом. В переводе с латыни слово prius означает «идущий впереди», и это название стало символичным для автомобиля, выпущенного еще до наступления эпохи всеобщей обеспокоенности вопросами охраны окружающей среды. Новая Toyota Prius 2010 снова установила высокие стандарты в сегменте гибридных автомобилей. Инновационные технологии, уровень комфорта и даже дизайн настоящего гибрида — теперь есть эталон, к которому остальным производителям остается только тянуться.
Проектируя третье поколение Prius, инженеры Toyota соединили в единое целое тщательно проверенные временем существующие гибридные технологии с инновационными разработками последних лет. В процессе развития Prius было зарегистрировано более 1000 патентов по всему миру. Новый гибрид построен с использованием технологий, которые уменьшают загрязнение окружающей среды на каждом этапе жизни автомобиля, начиная от производства, эксплуатации и заканчивая утилизацией автомобиля. Третье поколение Prius превзошло свой рекорд в области топливной экономичности. Под капотом скрывается новая 1,8-литровая бензиновая «четверка», не содержащая никаких ремней, мощность которой составляет 98 лошадиных сил, а максимальный крутящий момент — 142 Нм при 5200 об. (ранее на Prius устанавливался 1,5-литровый двигатель, развивающий 76 лошадиных сил). Время разгона нового Prius до «сотни» по сравнению с предыдущей моделью сократилось почти на секунду — до 9,8 с, а средний расход топлива в смешанном цикле уменьшился на 0,4 литра — до 4,7 литра на сто километров пути. Немалую роль в снижении расхода топлива сыграл уменьшенный, благодаря использованию сверхпрочных алюминиевых сплавов, вес гибрида. В отличие от большинства других существующих гибридных автомобилей, Prius является бескомпромиссным «полным» гибридом, то есть он может ездить только на одном двигателе, только на батарее или на их комбинации. Недавно разработанная регенеративная тормозная система, управляемая с помощью электроники, была оптимизирована для увеличения количества вырабатываемой энергии при торможении, идущей на пополнение заряда батарей.
Проведение нашего тест-драйва Toyota Prius в Алматы выпало на те сложные для всех водителей дни, когда обильный снегопад превратил город в сплошную пробку и какое-либо прогнозирование маршрутного времени становится бессмысленным на первом же раскатанном в лед перекрестке, схватившем в свои скользкие объятия неопытного бедолагу. В такие моменты безвыходного положения сидишь и тихо злишься на бесцельно потраченные время и совсем уже недешевый бензин, на то, что надо будет опять заехать на АЗС, изменив намеченный маршрут, и, скорее всего, вновь где-нибудь упереться в хвост бесконечной пробке. Но Prius, оглушив тишиной отключенного бензинового двигателя, напоминает, что вы находитесь в автомобиле, умеющем экономить время, самый ценный ресурс для человека, и его деньги. Система Hybrid Synergy Drive исключает более половины заездов на заправочные станции при езде по городу и высвобождает автовладельцу достаточное количество времени для других больших и важных дел. Посмотрев на соседние авто, беспрерывно выбрасывающие в атмосферу продукты сгорания углеводородов, с гордостью понимаешь, что твой автомобиль не накрывает свежевыпавший снег черной мантией вредных выбросов.
Во время ускорения подключается бензиновый двигатель, и система Hybrid Synergy Drive уравновешивает использование топлива с имеющейся электроэнергией, минимизируя выбросы. Автомобиль при полном заряде батареи двигается на электротяге вплоть до скорости 70 км/час. Предусмотрено три режима работы гибридной установки: «EV» — движение полностью на электротяге, экологичный — «ECO Mode» и динамичный — «PWR Mode». Они кардинально меняют характер автомобиля. В режиме «ECO Mode» Prius экономит топливо и неспешно набирает скорость. Только резкое нажатие педали газа в пол позволяет получить приемлемое ускорение. В режиме «PWR» Prius практически моментально отзывается на акселератор мощным ускорением. Если по-спортивному придавить педаль, 1,8-литровый двигатель выходит на обороты максимальной мощности и «виснет» на них, соединив мощности двух силовых установок. В это время гибридная электромеханическая трансмиссия плавно, как вариатор, меняет передаточное отношение. Десять секунд — и вот уже «сотня».
На мониторе «Eco Drive» вы всегда увидите необходимую вам информацию о потреблении топлива в реальном времени, индикацию работы гибридного привода. Индикацию можно выводить на лобовое стекло, что с непривычки к центральному расположению комбинации приборов очень удобно. С учетом просторного и комфортного салона, где никому не тесно ни спереди, ни сзади, а интерьер спокойный и приятный, где материалы отделки очень качественны и «по-тойотовски» тщательно проработаны и подогнаны, создается впечатление, что именно таким и должен быть идеальный городской автомобиль.
Немаловажно, что создатели нового Prius декларируют низкие расходы на обслуживание. Новое поколение гибридного привода Hybrid Synergy Drive специально разрабатывалось таким образом, чтобы обеспечить владельцу низкие эксплуатационные расходы и выдающуюся долговечность узлов и деталей. История гарантийного обслуживания предыдущего поколения Prius говорит о поразительной надежности полногибридного привода, а расходы на гарантийное обслуживание в расчете на один автомобиль оказались самыми низкими среди всех моделей Toyota.