Несущие дух Тенгри Умай
Магжан Куанышбаев
Происхождение, среда, гены, воспитание — это и многое другое наряду с предначертанным свыше накладывает свой уникальный отпечаток на жизнь человека. Впрочем, особая роль в этом длинном списке принадлежит половой принадлежности, коль скоро сама Природа разделила все живое на две половины. Согласно Корану и Библии Бог сотворил сначала мужчину. А чтобы поддерживала и скрашивала его одиночество, из ребра первого человека Адама создал женщину — Еву. У казахов сохранилась даже такая присказка: «Посоветуюсь с ребром», то есть с супругой.
С тех доисторических времен прошло много времени. Но женщины, несмотря на все новшества, в сути своей остались верны первоначально заложенному коду. Хотя в зависимости от стран и регионов проявляется он по-разному. Где-то «слабые создания» полны желания стереть грань между собой и «сильной половиной», как это происходит во многих странах Запада. На Востоке женщины, напротив, остаются преимущественно в притесненном положении, будь то в жизни общественной или семейной. Факт заключается в том, что исторически само положение Казахстана на перекрестке Запада и Востока, Севера и Юга отразилось, помимо прочего, и на роли наших женщин.
Веками поклоняясь Тенгри, кочевники высоко чтили его супругу и богиню Земли Умай — мать всех людей. Кочевая культура ставила женщину наравне с мужчиной. Отличие составляло лишь бытовое разделение труда. То есть еще в те стародавние времена наши предки исповедовали принципы степной демократии. Женщины наравне с мужчинами делили все тяготы кочевой жизни, самозабвенно защищали шанырак, а если придется, и Родину с оружием в руках. Бытует мнение, что позже, с распространением ислама, женщины стали подвергаться ущемлению своих имущественных и личных прав. Но и при этом казашки на фоне других восточных народов продолжали отличаться независимым характером и высоким общественным статусом. В самом деле, во внутрисемейных отношениях они принимали активное участие, помогали мужьям советом, растили достойное поколение. А в случае отсутствия мужа они должны были решать все житейские вопросы не только в кругу семьи, но и в целом роду. Таких женщин в народе очень уважали, имена многих из них остались в памяти потомков.
Одной из них была Борте, старшая жена Чингисхана. Эта представительница казахского племени конырат была путеводной звездой для своего могущественного супруга, опорой и самым верным товарищем. Неудивительно, что именно ее совместные с Чингисханом четверо сыновей унаследовали крупнейшую за всю историю человечества империю. Их же прямые потомки — Керей и Жанибек основали Казахское ханство.
Но лица с определенным количеством казахских генов занимали заметное положение и в российской элите. Отличительные качества казахского генетического ресурса заключались в том, что мужчины наследовали полководческие таланты, а женщинам передавалась необыкновенная привлекательность. Вследствие этого особы женского пола из рода чингизидов имели, как правило, превосходные внешние данные. Так, казахи гордятся тем, что у легендарного князя Александра Невского мать была казашкой-кыпчачкой, у русского генерала Корнилова мать была казашкой-аргынкой.
Доминантные казахские гены проявились у виднейших европейских дворянок. Например, княгиня Зинаида Волконская, в девичестве княжна Белосельская-Белозерская, была потомком внучки хана Батыя (родоначальник князей из рода Белозерских Глеб Васильевич был женат на внучке хана Батыя), стало быть, несла в себе некоторое количество казахских генов. Ее красота покоряла многих современников, а сам Пушкин посвящал ей стихи. Она вела роскошный образ жизни, и ее дворец впоследствии превратился в известный Елисеевский магазин. Другой пример — княгиня Зинаида Юсупова также блистала своей внешностью. Она происходила из рода князей Юсуповых, которые вели одно из своих начал от золотоордынского хана Ибака. Чингизидка получила широкое признание. В частности, испанская принцесса-инфанта отмечала, что «ее красота была символом эпохи». Памятуя о том, что обе княгини получили наследственную информацию казахских красавиц, необходимо отметить, что они были занесены в довольно ограниченный список наиболее выдающихся россиянок (М. Ганичева. Самые знаменитые красавицы России. М., 2001. С. 325–331, 194).
Или еще один типичный случай, связанный с графиней Екатериной Тизенгаузен. Ее бабушка Байбекова (Бибикова) была чингизидкой и потомком ханов Синей орды. Графиня имела поистине ангельскую внешность и, будучи внучкой чингизидки, отображала в себе пленительное очарование казахской женщины. Интересно, что ангелоподобная графиня Тизенгаузен объединила чингизидов с родом хана Аттилы. Ее двоюродным братом был принц Валентин Эстерхази, являвшийся потомком выдающегося гуннского правителя. Таков был исторический курьез. Лучезарная и милейшая женщина соединила потомков двух великих завоевателей, некогда наводивших ужас на Европу.
С точки зрения редкого сочетания внешней привлекательности и интеллектуально-волевых качеств одной из самых выдающихся женщин Востока являлась Бопай-ханым. Ее брачный союз с Абулхаир-ханом по значимости в деле управления казахами Младшего и Среднего жузов сопоставим с такими супружескими тандемами, как Юлий Цезарь и царица Клеопатра, князь Игорь и княгиня Ольга, эмир Тимур и Биби-ханым.
Случалось, что после гибели отца или мужа казахские женщины сами принимали бразды правления улусом или целым государством. И успешно справлялись с нелегкой миссией. Хрупкие хранительницы домашнего очага вмиг перевоплощалась в дальновидных политиков и отчаянных воителей. История подарила нам великую Томирис. Именно благодаря своей царице одухотворенные ею саки смогли отстоять независимость и надолго отбить охоту иностранных завоевателей вторгаться в Казахстан. Женщины-батыры появлялись в самые трудные моменты истории кочевых племен, как Гаухар, жена Кабанбай-батыра, в период освободительной борьбы против джунгар, Маншук Маметова и Алия Молдагулова в годы Великой Отечественной войны, Ляззат Асанова в ходе декабрьского 1986 года восстания, и многие, многие другие. В истории других народов, пожалуй, кроме Жанны д’Арк, очень сложно припомнить аналогичные примеры героизма и беззаветной преданности, которые демонстрировали казашки.
Но казашки играли не менее выдающуюся роль и в общественной жизни, науке и культуре. Среди них можно отметить Алму Оразбаеву, основательницу женского движения в Казахстане, Назипу Кульжанову, первую казахскую журналистку, переводчика и педагога, Куляш Байсеитову, оперную приму, Ляйлю Галимжанову, министра культуры Казахской ССР, Акмарал Арыстанбекову, министра иностранных дел Казахской ССР, Ляйлю Ауэзову, академика, Маю Багизбаеву, профессора.
Природа казахских женщин гармонично сочетает в себе острый ум и поразительную терпеливость, уважительное отношение к мужчине и чувство собственного достоинства, независимый нрав и преданность родным и близким. Следуя материнским инстинктам, она в первую очередь ориентируются на любовь и сохранение домашнего уюта. Однако в трудный час способна взять всю ответственность на себя и отдать себя без остатка ради благополучия близких. Возможно, в этом кроется главная причина, почему казахи, несмотря на все превратности судьбы, смогли выжить и сохраниться как народ.
Комментарий независимого редактора
В казахской женщине есть тайна. И эта тайна – верность и преданность мужу, семье и стране. В казахской женщине есть загадка. И эта загадка – любовь и забота о детях, родителях и родственниках. В казахской женщине есть секрет. И этот секрет – доброта и умение прощать ошибки и заблуждения.