Сукины дети
Расул Жумалы
«Самоса, конечно, сукин сын. Но это наш сукин сын!» — сказал как-то президент Америки Рональд Рейган. И хотя имелся в виду конкретно никарагуанский диктатор, эти слова стали лейтмотивом противостояния США и СССР на протяжении всего периода холодной войны — каждый старался перетянуть на свою сторону как можно больше лидеров третьего мира, не отягощаясь мыслями о том, коррупционер он или тиран.
Прошли годы, Советский Союз развалился. Но оказалось, что тезис Рейгана не потерял своей привлекательности. В зависимости от международной конъюнктуры американцы продолжали опекать диктаторов в разных частях света, лишь бы сохраняли лояльность. В этом списке отметились чилийский генерал Аугусто Пиночет, сгноивший в тюрьмах тысячи патриотов, иранский шах Реза Пехлеви, погрязший в коррупции и самолюбовании, индонезийский президент-мультимиллиардер Мухаммед Ходжи Сухарто, откровенно людоедские режимы в Африке и многие другие. Даже личный враг семейства Бушей Саддам Хусейн в свое время пользовался недвусмысленной протекцией Белого дома.
Несмотря на фрагментарные сбои, в целом эта тактика оправдывала себя вплоть до последнего времени. С ее помощью американцы сдерживали угрозу религиозного экстремизма, добивались выгодных контрактов для своих корпораций, обеспечивали стабильные поставки нефти самим и своим союзникам. Но, похоже, волна восстаний, накрывшая ныне страны арабского мира, поставила администрацию Обамы в тупик.
Как и Самоса, экс-президент Туниса бен Али, его египетский коллега Хосни Мубарак или «царь» Йемена Али Абдулла Салех не отличались чистотой нравов. За 20–30-летнее их правление, пожалуй, только власть имущие да приближенные не имели жалоб к своему материальному положению. Подавляющее большинство сограждан влачили жалкое существование, испытывая произвол чиновников и страдая от попрания элементарных свобод. Что действительно заботило местных правителей, так это продление властных полномочий, а по возможности — передача их по наследству. Данный сценарий сначала был апробирован в Сирии, где после 32-летнего владычества Хафеза Асада трон занял его сын Башар. Вслед за ним Мубарак тоже готовил своего сына Гамаля к важной миссии, как и ливийский вождь (42 года у власти) Муаммар Каддафи своего — Сейфульислама.
Не задалось. Теперь в Белом доме усиленно чешут затылки. Да, то были тоже «сукины дети», однако свои, прирученные. За похлопывания по спине, хвальбу мнимых успехов проводили нужную политику. Но их время стремительно уходит. А кто придет взамен — ответ на этот вопрос пока покрыт мраком. Возможно, сбудется кошмарный сон американцев и во власть прорвутся исламисты. Возможно, появятся менее одиозные персонажи. Но общая канва событий от этого мало меняется — новые власти в Египте, Тунисе, Йемене и иже с ними придут на гребне антиамериканских настроений. Они хорошо помнят, кто потворствовал авторитарным режимам, цинично закрывал глаза на их преступления. Итог весьма предсказуем — США рискуют потерять Ближний Восток.
К каким выводам натолкнут Барака Обаму революционные вихри в арабском мире? Сохранит ли его администрация прежнюю линию «двойных стандартов» в отношении других регионов и стран? Представляется, что Обаме, кстати, самому выходцу из третьего мира, предстоит сломать пускай неплохо зарекомендовавшую себя, но ущербную по сути политику. Заигрывания, преследующие сиюминутные задачи, удалили Америку от ее базовых ценностей, сделали заложником собственной неразборчивости. Впрочем, назревает также переоценка Штатами подходов к исламскому фактору. Практика диктата и демонизации, применение грубой силы дают совершенно обратный эффект. Да и взгляд на мир исключительно в черно-белых тонах не вписывается в современные рамки, ибо в конечном итоге он грозит оставить лишь один выбор: между черным и… черным.