Судьба, согласная с эпохой…
Год назад в Алматы скончалась культовая советская художница Виленина Кузнецова
Будущая художница родилась 17 октября 1927 года на Украине, в Житомире, где ее отец, Павел Михайлович Грибук, учился в пограничном училище. Имя девочке дали в духе времени, вместив в него инициалы и псевдоним вождя мирового пролетариата В. И. Ленина. Кстати, двадцать лет спустя ее мужем стал Ким Архипович Кузнецов. Его имя расшифровывается: Коммунистический Интернационал Молодежи.
В 1943 году она без особого труда стала в 15 лет студенткой. Учеба шла успешно. В архиве сохранился протокол заседания цикловой комиссии училища, отметившей в апреле 1944 года эскиз композиции студентки Грибук в числе двух лучших на первом курсе. Но трудностей было немало. Добираясь каждый день до училища, приходилось километры идти пешком, невзирая на погоду. В военные годы в Алма-Ате было и голодно, и холодно. Зимой в мастерской замерзала вода. Дежурные топили печи, но дров не всегда хватало. Из-за тесноты занятия шли в три смены. Чтобы учиться в таких условиях, нужна была воля и большая любовь к искусству. Не все выдерживали эти испытания.
Зато преподавали в училище замечательные педагоги. Любое высшее художественное учебное заведение было бы радо иметь у себя профессора живописи из Киева Абрама Марковича Черкасского, и преподавателя рисунка из Московского института кинематографии Георгия Александровича Брылова, и выпускника Ленинградского института им. Репина Леонида Павловича Леонтьева (они вели основные дисциплины).
Но в Казахстане в то время не было не только высших, но и средних художественных учебных заведений, кроме Алма-Атинского театрально-художественного училища им. Гоголя. В нем готовили учителей черчения для средней школы. Но педагоги поднимали планку много выше, воспитывая одаренных учеников как художников. Многие их воспитанники здесь получили основы мастерства. Продолжив образование в высших учебных заведениях СССР, целая плеяда мастеров живописи взошла на небосклон казахстанского изобразительного искусства. Ученики Абрама Марковича Черкасского Айша Галимбаева, Канафия Тельжанов, Сабур Мамбеев, Молдахмет Кенбаев, Нагимбек Нурмухамедов, Гульфайрус Исмаилова за свой вклад в искусство получили звания народных художников. Кроме них еще десятки воспитанников мастера стали профессиональными художниками и ярко проявили себя в творчестве.
В 1961 году В. П. Кузнецова стала членом Союза художников СССР. Это был период исключительно активной и плодотворной творческой работы.
Для творчества Кузнецовой характерны обостренное социальное восприятие действительности и высокая оценка плодов коллективного труда современников. Эта особенность личной позиции долгие годы определяла ее выбор объектов изображения и сюжетов, помогала создавать впечатляющие картины достижений социализма и прогресса.
Теперь, на заре третьего тысячелетия, при виде промышленных гигантов мы сразу ищем глазами дымящие трубы и в первую очередь думаем с тревогой об экологии. Но вспомним энтузиастов-строителей этих гигантов! Вспомним восторг Маяковского («Пыхтят мои фабрики!») и с позиций общественного сознания 60-х, 70-х, 80-х годов посмотрим на творчество Кузнецовой.
Она деятельно и неутомимо собирала материалы в поездках по республике, а также использовала любую возможность поработать в домах творчества в Подмосковье, в Прибалтике, на Украине, на Дальнем Востоке страны. Работа в творческих группах помогала профессиональному росту, расширяла кругозор и укрепляла связи с коллегами. Отовсюду она привозила массу этюдов. В основном этот «урожай» оседал в мастерской. Кое-что экспонировалось на камерных весенних и осенних выставках, где можно было увидеть разнообразные лирические или эпические пейзажи, ее роскошные натюрморты с плодами и фруктами, букеты цветов в раскованном буйстве красок. А на последующих тематических выставках она вновь и вновь была представлена серьезными и значительными тематическими работами. Ее не оставляли равнодушной темы большого строительства. Появлялись, например, картины: «Прокладка газопровода «Дружба», «Резервуарный парк», «Узенький карьер», одухотворенные подлинным интересом автора.
Объекты внимания художницы находились во многих краях Казахстана, но Мангышлак притягивал ее, как магнит. Сюда она приезжала много раз. Здесь родились запоминающиеся пейзажи: «Голубая бухта», «Бухта Баутино», «Каньон Султан-Апе», «Дорога на Темир-Баба», картины, посвященные нефтяникам и геологам, запечатлевшие буровые вышки, нефтехранилища и сложную технику на фоне величественной природы.
Среди «промышленных» пейзажей нельзя не вспомнить «Балхаш» и «Окраины Кентау», опубликованные на страницах журналов «Простор» (№ 3 за 1987 г. и № 8 за 1985 г.) и «Жулдыз» (№ 1 за 1986 г.).
В разные годы Кузнецова обращалась к теме освоения целины. Разработка этой темы привела к размышлениям о вековом укладе традиционной жизни казахов. Так возникли картины «На джайляу», «На той чабанов», «Матери», «Мастерицы у юрты», а также сложная тематическая картина «Трудом и хлебом едины». По сюжету дело происходит в XIX веке. Крестьянин-переселенец готовится сеять на поднятой целине. Ему помогают жена и сын. Подъехал с сыном немолодой казах. Мужчины беседуют, мальчики тоже нашли общий язык. Простая бытовая сценка, но с символичным подтекстом. Невольно вспоминается любимый учитель, А. М. Черкасский. В его традициях и сюжетная режиссура (естественно и убедительно взаимодействуют пять персонажей), композиция и цельный живописный колорит.
Социальная ориентированность творчества
В. П. Кузнецовой была востребована временем. Ее произведения, как воздух, были необходимы для тематических выставок. Их приобретало государство, приобретали художественные, исторические, мемориальные музеи. Всем они были нужны.
Без произведений Виленины Павловны не обходилась ни одна значительная тематическая выставка. А из этого следует, что ее произведения видели десятки тысяч людей, и лозунг «Искусство принадлежит народу» был верен для их судьбы.
Виленина Павловна Кузнецова в изобразительном искусстве Казахстана занимает свое особое место. Более сорока лет ее произведения, участвуя в выставках, были заметны и находили душевный отклик у зрителей.
Многое меняется с годами: меняются общественные и эстетические ценности, меняются вкусы и взгляды. Но живописные достоинства картин и заключенная в них душа художника — неизменны.