Инвестировать в СНГ перспективно
На вопросы отвечает председатель правления АО «БАНК ТУРАНАЛЕМ» Садуакас Мамештеги
- В чем заключается новая стратегия банка?
- Новой стратегией БТА, принятой нами при содействии консультантов Делойт на 2006-2015 годы, предусматривается консолидация существующих активов и расширение деятельности Банка ТуранАлем в СНГ и за его пределами. Мы поставили перед собой достаточно амбициозные, но вполне реальные цели – не менее 25% казахстанского рынка, не менее 2% в России и не менее 5% в других странах присутствия. Собственно говоря, на текущий момент группа БТА уже присутствует в большинстве стран СНГ (не считая Казахстана), в частности, в России, Украине, Белоруссии, Грузии, Армении, Кыргызстане. Однако доля банков группы в активах банковского сектора стран СНГ в основной своей массе пока не очень велика. В то же время рыночный потенциал постсоветского пространства еще далеко не исчерпан.
- Выкуп контрольных пакетов каких еще банков планирует провести ТуранАлем?
- Банк ТуранАлем намерен выкупить до конца 2007 года контрольные пакеты акций Славинвестбанка, Омскбанка, банка БТА-Казань, Агроинкомбанка (РФ), Астанаэксимбанка (Беларусь), БТА СилкРоудБанка (Грузия), БТА-Инвестбанка (Армения).
- Каковы, на ваш взгляд, резервы роста банка?
- Консолидация активов БТА позволит повысить их уровень c нынешних $10 млрд. до $25 млрд. уже в 2010 году. БТА, являясь лидером банковского сектора Казахстана, страны, обладающей по общему признанию одной из самых развитых финансовых систем в СНГ, накопил сегодня приличный опыт работы на постсоветском пространстве. Мы намерены обслуживать ежегодно растущий внешнеторговый оборот Казахстана, предоставляя полный спектр финансовых услуг. В то же время мы доросли до понимания того, что сегодня уже мало идти за клиентом, все чаще надо опережать его на новых рынках и быть для него интеллектуальным партнером. Это наши стратегические резервы роста за пределами Казахстана. А внутренние резервы роста - это, безусловно, одна из самых развитых филиальных сетей, активное расширение розничного кредитования и малого и среднего бизнеса и внедрение кросс-продаж, то есть продаж полного комплекса банковских и финансовых услуг, включая услуги дочерних - кредитных, ипотечных, страховых, лизинговых компаний БТА. В то же время мы намерены также сохранять и наращивать свои конкурентные преимущества в кредитовании корпоративного бизнеса.
- Какие направления будет развивать БТА после завершения процесса консолидации своих позиций на рынках СНГ, на какие сегменты рынка направит основные усилия Банк ТуранАлем?
- После покупки банков ТуранАлем объединит управление ими. В них будет внедрена существующая в БТА система управления рисками и принятия решений, стандарты качества обслуживания корпоративных и розничных клиентов, увеличено количество филиалов и дополнительных офисов. Это будут основные каналы обслуживания клиентов БТА. Их продуктовый ряд планируется расширять. Основные усилия будут направлены на ключевые клиентские сегменты: крупные корпорации, предприятия малого и среднего бизнеса и частных лиц. БТА будет через эти банки с учетом региональных особенностей и рыночных условий продвигать свои продукты и таким образом расширять присутствие в СНГ.
- Какие услуги помимо финансирования оказываете вы своим корпоративным и розничным клиентам?
- Мы всегда гордились тем, что внедрили у себя систему персональных менеджеров. Бизнес-процессы «генетически», еще со времен Алембанка и Туранбанка, отработаны и отлажены. Роль менеджера по работе с клиентами банка не сводится только к обработке их запросов, мы стремимся максимально учесть их интересы и при этом дать грамотный совет. В частности, многие наши менеджеры подобраны по принципу компетентности в какой-либо из отраслей промышленности. Крупный корпоративный бизнес традиционно приносил большую часть доходов Банка. Только за период с 2004 по 2005 г. объем кредитного портфеля вырос на 44%. Сохранение лидирующих позиций на этом рынке является стратегической целью развития БТА в средне- и долгосрочной перспективах. Что касается розницы, то с 2002 года Банк удерживает достаточно ощутимую долю рынка розничных депозитов - на конец 2005 г. она составляла около 20%. Роль ключевого канала продаж в розничном сегменте отводится зарплатным проектам. К 2015 году банк планирует достичь в рознице: доли рынка – 30%, розничных клиентов – не менее 1,2 млн. человек, доли кредитов физических лиц в активах банка – 25%, депозитов в пассивах Банка – 21%, кредитов в общем кредитном портфеле БТА – 31% (около $8 млрд.). Планируемые показатели будут достигнуты за счет переориентации бизнеса с привлечения на продажи, роста скорости и качества обслуживания, снижения себестоимости продуктов.
- Почему банк заходил на рынки СНГ именно через покупки региональных банков?
- Банк и открывал свои представительства в России, и заходил на российский рынок именно через покупки небольших пакетов в региональных банках, поскольку изначально инвестировать крупные суммы было бы нецелесообразно. Мы покупали небольшие доли, внедряли международные стандарты финансовой отчетности, подключали наших менеджеров и только теперь сочли целесообразным увеличить свою долю. Представительства же занимаются анализом рынка и торговым финансированием.
- А как вы намерены конкурировать с другими банками в обслуживании малого и среднего бизнеса? И вообще, с чем вы связываете активизацию банков на рынке малых и средних предприятий?
- БТА намерен нарастить долю розничного бизнеса в банковском портфеле в целом до 50% за счет повышения качества обслуживания, инвестиций в технологическую модернизацию и выделения розничного направления в отдельный бизнес. Банк предоставляет широкий спектр услуг, начиная с расчетно-кассового обслуживания и заканчивая сложными финансовыми инструментами и услугами, такими как консалтинг и торговое финансирование… И наконец, я думаю, введение кросс-продаж позволит создать целый ряд преимуществ для наших клиентов. Доля кредитного портфеля малого и среднего бизнеса в БТА только за 2005 год составила около $660 млн., увеличившись по сравнению с предыдущим годом практически в два раза. Поскольку темпы роста кредитного портфеля МСБ БТА опережали темпы роста рынка, его доля на рынке выросла до 10%. Однако стратегическая цель Банка - 30% рынка МСБ. Реализация кредитной программы совместно с ЕБРР позволила Банку сформировать продуктовую линейку, наладить процессы и стандарты, заимствовать технологии кредитования малого бизнеса. По итогам успешной работы, в конце 2005 года ЕБРР передал Банку полномочия по кредитованию в рамках своей программы. Помимо ЕБРР БТА в сфере кредитования субъектов МСБ сотрудничает с KfW, Азиатским Банком Развития и Исламским Банком Развития. Что касается активности банков, то тут целый ряд объективных причин. Во-первых, в условиях зависимости от мировых цен на энергоносители развитие предпринимательства – единственная альтернатива для сохранения социальной стабильности в обществе. Понимая это, глава государства и правительство предприняли активные меры. Реализуется «Программа ускоренных мер по развитию малого и среднего предпринимательства на 2005-2007». Кроме того, в целях диверсификации экономики планируется проведение инвентаризации непрофильных функций национальных компаний и мегахолдингов с целью дальнейшего перевода этих видов деятельности в конкурентную среду малого и среднего бизнеса. Хотя порядок реализации программы на сегодня до конца неясен, одним из ее результатов должно стать увеличение доли МСБ в ВВП Казахстана.