ЦМАИ работает на всю «проектную мощность»
Нурлан Кусаинов, председатель совета директоров АО «ЦМАИ»
С момента образования АО «Центр маркетингово-аналитических исследований» прошло три года. За это время было выполнено около 50 исследовательских и аналитических проектов как по заказу государственных органов, так и частного сектора.
Среди наиболее значимых можно выделить следующие проекты:
Создание Регионального финансового центра в г. Алматы
Мы разработали модель Международного финансового центра в г. Алматы, предоставляющего финансовые услуги международного класса и обслуживающего близлежащие страны. Сейчас рынок акций в Казахстане почти полностью неликвиден, и основная задача, которую должен решить Финансовый центр, – это создание емкого и ликвидного отечественного фондового рынка. Он будет способствовать диверсификации привлекаемых в страну финансовых потоков, усилению конкурентоспособных преимуществ РК в финансовом секторе региона и расширению инвестиционного потенциала национальной экономики.
Этот проект был реализован АО «ЦМАИ» совместно с «Бостон Консалтинг Групп» (BCG) – мировым лидером по консультированию правительств в области развития финансовых систем.
В итоге были достигнуты следующие результаты:
• разработана структура нового Финансового центра, интегрированного в существующую финансовую систему Казахстана;
• определены целевые участники и инструменты Финансового центра;
• проведен анализ затрат на необходимые инвестиции;
• оценен потенциальный объем эмиссии ценных бумаг в РФЦА;
• определены налоговые льготы, стимулы и преференции, необходимые для привлечения в центр качественных эмитентов и инвесторов.
Документы были переданы на рассмотрение правительству, разработанные проекты законов были рассмотрены и приняты парламентом.
5 июня 2006 года глава государства подписал закон об РФЦА и сопутствующий ему проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам создания РФЦА».
Выход Казахстана на рынок еврооблигаций увеличит приток капитала в страну и снизит уровень процентных ставок в целом как по банковским кредитам, так и по долговым обязательствам. Как следствие - финансовые инструменты (длинные деньги) станут доступнее для среднего и малого бизнеса как альтернатива банковским кредитам.
Также у средних и мелких инвесторов, физических лиц появится возможность работать с ценными бумагами, увеличится привлекательность местного рынка ценных бумаг для отечественных и зарубежных эмитентов.
По пессимистичным предположениям, ежегодный объем выпуска облигаций составит около $3 млрд. к 2010 году (по оптимистичному сценарию– $4,3 млрд.)1. Налоговых поступлений от администрации РФЦА, как от госоргана, не предусмотрено. Возможно получение дохода от сборов за регистрацию и других сборов в размере до $64,8 млн. до 2015 г. Налоговые поступления от зарегистрированных участников РФЦА не являются самоцелью, в этой связи установлено полное освобождение от КПН для брокерско-дилерских организаций, а операции с ценными бумагами не облагаются НДС. Прогнозируется рост налоговых поступлений от организаций, оказывающих сопутствующие услуги (юридические, нотариальные, аудиторские, рейтинговые компании), которые не освобождаются от уплаты КПН и НДС. Ожидается также косвенный эффект от развития сферы обслуживания РФЦА: рестораны, парикмахерские и т.п.
Реализация проекта позволит создать новые рабочие места, в частности, в РФЦА – до 100 мест, до 1000 мест - в брокерских, аудиторских и юридических фирмах, в сфере обслуживания – еще до 3500 мест. Все это даст толчок новым инвестиционным возможностям, созданию и развитию индустрии Казахстана.
Казахстанская кластерная инициатива
Работа над проектом проводилась совместно с американской консалтинговой компанией J.E.Austin Associates, Inc., а также к работе был привлечен Майкл Портер, основатель теории конкурентных преимуществ наций. В процессе работы над проектом были определены 7 пилотных кластеров, такие как туризм, текстиль, пищевая промышленность, строительные материалы, услуги транспортировки и логистики, нефтегазовое машиностроение и металлургия.
Существенные результаты реализации проекта ожидаются к 2014 году. Изменится структура ВВП в пользу обрабатывающей продукции, например, доля текстильной промышленности в ВВП Казахстана увеличится в 5 раз (с 0,36% в 2004 г. до 1,76% в 2014 г.) и составит $2,5 млрд., доля швейной промышленности возрастет соответственно с 0,063% до 0,76% .
Увеличение производства готовой продукции с более высокой добавленной стоимостью повысит объемы внутреннего потребления, что приведет к снижению импорта. Так, по оценкам экспертов, кластерная инициатива позволит увеличить объем потребления отечественных строительных материалов до 50%, при этом объем импорта строительных материалов снизится на $120–170 млн.
Кластерная инициатива направлена на увеличение несырьевого экспорта, например, планируется снижение экспорта хлопка-волокна на 50%, при этом возрастет объем экспорта текстильной и швейной продукции. А с развитием кластера «Нефтегазового машиностроения», объем ненефтяного экспорта возрастет с $10 млн. до $18 млн. (с 1,47% до 2,5%). Также планируется увеличение экспорта молочных продуктов в 9 раз, увеличение доли экспорта плодоовощной продукции до 50% в сравнении с 5% в 2005 г.2
Количество рабочих, занятых в этих отраслях, возрастет на 50%, например, в секторе нефтегазового машиностроения планируется создать около 30 500 новых рабочих мест. Это существенно сократит безработицу и повысит уровень жизни населения. Спрос на квалифицированные кадры будет стимулировать повышение уровня образования населения.
Ожидаемый объем инвестиций составит от $30 млн. до $550 млн. в каждый из кластеров.3
Разработка бизнес-плана создания государственного холдинга по управлению государственными активами
Данный проект осуществляется совместно с компанией McKinsey&Company, занимающей первое место в рейтинге консалтинговых компаний мира. АО «ЦМАИ» является ответственным за координацию и мониторинг проекта, организационно-техническую, информационную и аналитическую поддержку. В рамках проекта была подготовлена концепция создания Государственной холдинговой компании. А 28 января 2006 г. вышел Указ президента «О мерах по дальнейшему обеспечению интересов государства в управлении государственным сектором экономики», в соответствии с которым был создан АО «Казахстанский холдинг по управлению государственными активами «Самрук».
Государственные компании имеют большое влияние на экономику Казахстана, для примера достаточно сказать, что на 12 крупных национальных компаний в Казахстане приходится 8% ВВП и около 4%4 общей занятости. Создание холдинга по управлению государственными активами позволит повысить эффективность работы госкомпаний за счет профессионального корпоративного управления. А это, в свою очередь, ускорит развитие экономики Казахстана в целом. Повысится оперативность в принятии решений, так как ключевые задачи будут сконцентрированы в госхолдинге, а не в нескольких министерствах.
Став более эффективными, госкомпании повысят производительность и эффективность компаний во всех секторах. Они будут содействовать диверсификации экономики, снизят ее зависимость от нефти и газа, будут стимулировать экономическое развитие отдаленных регионов. На макроэкономическом уровне эти госкомпании повысят международную конкурентоспособность казахстанской экономики, в частности, увеличится приток прямых инвестиций.
Оценка перспективных направлений развития нефтехимической промышленности
Данный проект был выполнен совместно со всемирно известной компанией Nexant Chem Systems. В его рамках была показана целесообразность проведения модернизации, расширения существующих нефтехимических производств и создания новых производственных мощностей в Атырауской области. На основании расчета прогнозных значений экономических, рыночных и финансовых показателей предложена дорожная карта развития нефтехимической промышленности. Прогноз совокупных капитальных затрат составил приблизительно 7 млрд. долларов, а реализация самой нефтехимической стратегии потребует капитальных вложений в течение последующих 15 лет около 0,5 млрд. долл. в год.
В результате реализации данного проекта планируется создание СЭЗ «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк в Атырауской области». В частности, будут запущены 8-10 нефтехимических заводов согласно дорожной карте развития нефтехимической промышленности в РК.
За счет развития отраслевой науки появляется возможность коммерциализации научных разработок и прототипов в области нефтехимии. Будут готовиться высококвалифицированные специалисты в нефтехимической отрасли. Ожидаемый спрос на рабочую силу – 3000 человек, непосредственно занятых в отрасли, еще 3000 занятых во вспомогательных отраслях, а также косвенно занятых – 5000 человек.
Нефтегазовые компании, оперирующие в Казахстане, получат импульс к переработке нефти и газа. Будут созданы производства более высоких переделов и широкомасштабное производство продуктов из пластика, усилится развитие пищевой, строительной отрасли.
За счет импортозамещения ориентировочно на 20% снизятся цены на отечественные нефтехимические продукты. Все это приведет к увеличению экономической активности на 2–3% от ВВП, а также изменению структуры ВВП.
Объем инвестиций, ожидаемый в результате реализации проекта, составит около 7 млрд. долларов США. Доход от реализации проекта – около 1 млрд. долларов США в год.
Эти проекты имеют государственное значение и направлены на диверсификацию и повышение конкурентоспособности национальной экономики. Они несомненно окажут сильное положительное влияние на социально-экономическое положение Казахстана в целом и каждого отдельно взятого гражданина. Однако рассмотренные проекты – это всего лишь часть работы, выполненной Центром за время его существования. Можно привести еще десятки примеров качественно выполненных заказов, также нашедших практическое применение.
1 The Boston Consulting Group – отчет по проекту, апрель 2005 г.
2 The Economic Competitiveness Group (ECG) – отчет по проекту.
3 J. Е . Austin Associates, Inc. – отчет по проекту.
4 Агентство РК по статистике – статистический отчет, 2004 г.