пятница, 15 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

ЦМАИ работает на всю «проектную мощность»

Нурлан Кусаинов, председатель совета директоров АО «ЦМАИ»

С момента образования АО «Центр маркетингово-аналитических исследований» прошло три года. За это время было выполнено около 50 исследовательских и аналитических проектов как по заказу государственных органов, так и частного сектора.

Среди наиболее значимых можно выделить следующие проекты:

Создание Регионального финансового центра в г. Алматы
Мы разработали модель Международного финансового центра в г. Алматы, предоставляющего финансовые услуги международного класса и обслуживающего близлежащие страны. Сейчас рынок акций в Казахстане почти полностью неликвиден, и основная задача, которую должен решить Финансовый центр, – это создание емкого и ликвидного отечественного фондового рынка. Он будет способствовать диверсификации привлекаемых в страну финансовых потоков, усилению конкурентоспособных преимуществ РК в финансовом секторе региона и расширению инвестиционного потенциала национальной экономики.
Этот проект был реализован АО «ЦМАИ» совместно с «Бостон Консалтинг Групп» (BCG) – мировым лидером по консультированию правительств в области развития финансовых систем.
В итоге были достигнуты следующие результаты:
• разработана структура нового Финансового центра, интегрированного в существующую финансовую систему Казахстана;
• определены целевые участники и инструменты Финансового центра;
• проведен анализ затрат на необходимые инвестиции;
• оценен потенциальный объем эмиссии ценных бумаг в РФЦА;
• определены налоговые льготы, стимулы и преференции, необходимые для привлечения в центр качественных эмитентов и инвесторов.
Документы были переданы на рассмотрение правительству, разработанные проекты законов были рассмотрены и приняты парламентом.
5 июня 2006 года глава государства подписал закон об РФЦА и сопутствующий ему проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам создания РФЦА».
Выход Казахстана на рынок еврооблигаций увеличит приток капитала в страну и снизит уровень процентных ставок в целом как по банковским кредитам, так и по долговым обязательствам. Как следствие - финансовые инструменты (длинные деньги) станут доступнее для среднего и малого бизнеса как альтернатива банковским кредитам.
Также у средних и мелких инвесторов, физических лиц появится возможность работать с ценными бумагами, увеличится привлекательность местного рынка ценных бумаг для отечественных и зарубежных эмитентов.
По пессимистичным предположениям, ежегодный объем выпуска облигаций составит около $3 млрд. к 2010 году (по оптимистичному сценарию– $4,3 млрд.)1. Налоговых поступлений от администрации РФЦА, как от госоргана, не предусмотрено. Возможно получение дохода от сборов за регистрацию и других сборов в размере до $64,8 млн. до 2015 г. Налоговые поступления от зарегистрированных участников РФЦА не являются самоцелью, в этой связи установлено полное освобождение от КПН для брокерско-дилерских организаций, а операции с ценными бумагами не облагаются НДС. Прогнозируется рост налоговых поступлений от организаций, оказывающих сопутствующие услуги (юридические, нотариальные, аудиторские, рейтинговые компании), которые не освобождаются от уплаты КПН и НДС. Ожидается также косвенный эффект от развития сферы обслуживания РФЦА: рестораны, парикмахерские и т.п.
Реализация проекта позволит создать новые рабочие места, в частности, в РФЦА – до 100 мест, до 1000 мест - в брокерских, аудиторских и юридических фирмах, в сфере обслуживания – еще до 3500 мест. Все это даст толчок новым инвестиционным возможностям, созданию и развитию индустрии Казахстана.

Казахстанская кластерная инициатива
Работа над проектом проводилась совместно с американской консалтинговой компанией J.E.Austin Associates, Inc., а также к работе был привлечен Майкл Портер, основатель теории конкурентных преимуществ наций. В процессе работы над проектом были определены 7 пилотных кластеров, такие как туризм, текстиль, пищевая промышленность, строительные материалы, услуги транспортировки и логистики, нефтегазовое машиностроение и металлургия.
Существенные результаты реализации проекта ожидаются к 2014 году. Изменится структура ВВП в пользу обрабатывающей продукции, например, доля текстильной промышленности в ВВП Казахстана увеличится в 5 раз (с 0,36% в 2004 г. до 1,76% в 2014 г.) и составит $2,5 млрд., доля швейной промышленности возрастет соответственно с 0,063% до 0,76% .
Увеличение производства готовой продукции с более высокой добавленной стоимостью повысит объемы внутреннего потребления, что приведет к снижению импорта. Так, по оценкам экспертов, кластерная инициатива позволит увеличить объем потребления отечественных строительных материалов до 50%, при этом объем импорта строительных материалов снизится на $120–170 млн.
Кластерная инициатива направлена на увеличение несырьевого экспорта, например, планируется снижение экспорта хлопка-волокна на 50%, при этом возрастет объем экспорта текстильной и швейной продукции. А с развитием кластера «Нефтегазового машиностроения», объем ненефтяного экспорта возрастет с $10 млн. до $18 млн. (с 1,47% до 2,5%). Также планируется увеличение экспорта молочных продуктов в 9 раз, увеличение доли экспорта плодоовощной продукции до 50% в сравнении с 5% в 2005 г.2
Количество рабочих, занятых в этих отраслях, возрастет на 50%, например, в секторе нефтегазового машиностроения планируется создать около 30 500 новых рабочих мест. Это существенно сократит безработицу и повысит уровень жизни населения. Спрос на квалифицированные кадры будет стимулировать повышение уровня образования населения.
Ожидаемый объем инвестиций составит от $30 млн. до $550 млн. в каждый из кластеров.3

Разработка бизнес-плана создания государственного холдинга по управлению государственными активами
Данный проект осуществляется совместно с компанией McKinsey&Company, занимающей первое место в рейтинге консалтинговых компаний мира. АО «ЦМАИ» является ответственным за координацию и мониторинг проекта, организационно-техническую, информационную и аналитическую поддержку. В рамках проекта была подготовлена концепция создания Государственной холдинговой компании. А 28 января 2006 г. вышел Указ президента «О мерах по дальнейшему обеспечению интересов государства в управлении государственным сектором экономики», в соответствии с которым был создан АО «Казахстанский холдинг по управлению государственными активами «Самрук».
Государственные компании имеют большое влияние на экономику Казахстана, для примера достаточно сказать, что на 12 крупных национальных компаний в Казахстане приходится 8% ВВП и около 4%4 общей занятости. Создание холдинга по управлению государственными активами позволит повысить эффективность работы госкомпаний за счет профессионального корпоративного управления. А это, в свою очередь, ускорит развитие экономики Казахстана в целом. Повысится оперативность в принятии решений, так как ключевые задачи будут сконцентрированы в госхолдинге, а не в нескольких министерствах.
Став более эффективными, госкомпании повысят производительность и эффективность компаний во всех секторах. Они будут содействовать диверсификации экономики, снизят ее зависимость от нефти и газа, будут стимулировать экономическое развитие отдаленных регионов. На макроэкономическом уровне эти госкомпании повысят международную конкурентоспособность казахстанской экономики, в частности, увеличится приток прямых инвестиций.

Оценка перспективных направлений развития нефтехимической промышленности
Данный проект был выполнен совместно со всемирно известной компанией Nexant Chem Systems. В его рамках была показана целесообразность проведения модернизации, расширения существующих нефтехимических производств и создания новых производственных мощностей в Атырауской области. На основании расчета прогнозных значений экономических, рыночных и финансовых показателей предложена дорожная карта развития нефтехимической промышленности. Прогноз совокупных капитальных затрат составил приблизительно 7 млрд. долларов, а реализация самой нефтехимической стратегии потребует капитальных вложений в течение последующих 15 лет около 0,5 млрд. долл. в год.
В результате реализации данного проекта планируется создание СЭЗ «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк в Атырауской области». В частности, будут запущены 8-10 нефтехимических заводов согласно дорожной карте развития нефтехимической промышленности в РК.
За счет развития отраслевой науки появляется возможность коммерциализации научных разработок и прототипов в области нефтехимии. Будут готовиться высококвалифицированные специалисты в нефтехимической отрасли. Ожидаемый спрос на рабочую силу – 3000 человек, непосредственно занятых в отрасли, еще 3000 занятых во вспомогательных отраслях, а также косвенно занятых – 5000 человек.
Нефтегазовые компании, оперирующие в Казахстане, получат импульс к переработке нефти и газа. Будут созданы производства более высоких переделов и широкомасштабное производство продуктов из пластика, усилится развитие пищевой, строительной отрасли.
За счет импортозамещения ориентировочно на 20% снизятся цены на отечественные нефтехимические продукты. Все это приведет к увеличению экономической активности на 2–3% от ВВП, а также изменению структуры ВВП.
Объем инвестиций, ожидаемый в результате реализации проекта, составит около 7 млрд. долларов США. Доход от реализации проекта – около 1 млрд. долларов США в год.
Эти проекты имеют государственное значение и направлены на диверсификацию и повышение конкурентоспособности национальной экономики. Они несомненно окажут сильное положительное влияние на социально-экономическое положение Казахстана в целом и каждого отдельно взятого гражданина. Однако рассмотренные проекты – это всего лишь часть работы, выполненной Центром за время его существования. Можно привести еще десятки примеров качественно выполненных заказов, также нашедших практическое применение.

1 The Boston Consulting Group – отчет по проекту, апрель 2005 г.
2 The Economic Competitiveness Group (ECG) – отчет по проекту.
3 J. Е . Austin Associates, Inc. – отчет по проекту.
4 Агентство РК по статистике – статистический отчет, 2004 г.

Оставить комментарий

Антресоли

Alienation Alienation
Редакция Exclusive
11.12.2006 - 13:26
The island of freedom The island of freedom
Редакция Exclusive
11.12.2006 - 13:12
Bank owners Bank owners
Редакция Exclusive
11.12.2006 - 12:44
Bureaucratic ballad Bureaucratic ballad
Редакция Exclusive
11.12.2006 - 12:21
Страницы:1 2 3 4