Реальность и формальности
Елена Бутырина
В минувшем году многим промышленным предприятиям было чем удивить рынок
По прогнозам министерства экономики и бюджетного планирования республики, в 2006 году рост внутреннего валового продукта составит не менее 10%, а объем промышленного производства вырастет на 7%. В 2005 году эти показатели равнялись 9,4% и 4,6% соответственно. Аналитики международного рейтингового агентства Moody’s утверждают, что за последние пять лет по скорости экономического развития Казахстан серьезно обогнал даже Россию: если у нас этот рост за указанный период достиг 79%, то у северного соседа - всего лишь 48%. Казахстан выбрал модель стимулирования национальной экономики за счет собственных природных ресурсов. А это значительно лучше, чем политика стабилизации отсталости в других странах СНГ, считают эксперты.
По данным Агентства РК по статистике, в январе-ноябре 2006 года малые, средние и крупные промышленные предприятия Казахстана произвели продукцию на общую сумму 5825 млрд. тенге, что на 6,8% превысило аналогичный прошлогодний показатель. Причем рост объемов производства наблюдался во всех регионах республики. Наибольший прирост в объеме промышленного производства за истекшие одиннадцать месяцев в сравнении с тем же периодом прошлого года обеспечил обрабатывающий сегмент – 7,2%, в горнодобывающем секторе рост достиг 6,8% (при этом объем производства угля вырос на 11,3%, нефти – на 6,7%, а железных руд – на 16,3%), а в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – 4,3%.
В уходящем году многие промышленные предприятия, в основном из числа нефтяных и металлургических, не просто продемонстрировали свой потенциал, но, что самое главное, сумели удивить рынок. Деятельность компаний в этом году условно можно поделить по трем направлениям: покупка-продажа ликвидных активов, выход на международные рынки капитала, а также инвестиционные вливания в реализацию крупных, порой даже амбициозных проектов в самых разных секторах. В текущем году осуществить задуманное, правда, удалось не всем компаниям. Впрочем, некоторые «неудачники» отказываться от собственных планов вовсе не собираются и намерены реализовать непростые, но «модные» задачи в будущем: положительный опыт коллег-производственников, пусть даже из других, неродственных областей, все ж таки заразителен.
«Большая переделка»
Инвестиции казахстанских компаний в производственные проекты за рубежом называют признаком благополучия и расцвета отечественного бизнеса. Аппетиты Казахстана растут на фоне повышения цен на нефть, газ и металлы. Неудачи, постигшие в начале этого года казахстанских нефтяников в борьбе за российскую «Удмуртнефть» и литовский нефтеперерабатывающий комплекс Mazeikiu Nafta, позже были сполна компенсированы покупкой отечественными производственниками других, не менее выгодных активов в ближнем и дальнем зарубежье.
Так, в конце весны этого года государственная газотранспортная компания «КазТрансГаз», входящая в состав нацхолдинга «КазМунайГаз», выкупила у грузинского правительства за $12,5 млн. газораспределительное предприятие «Тбилгаз», обслуживающее свыше 210 тыс. абонентов, 3 тыс. объектов коммунального назначения, а также до 400 крупных промышленных предприятий. Почти одновременно с этим компания International Mineral Resources (IMR), аффилированная с крупнейшей в Казахстане Евразийской промышленной ассоциацией (ЕПА), получила контроль над российским производителем хромистых ферросплавов – ОАО «Серовский завод ферросплавов» (СЗФ, город Серов, Свердловская область), который ранее был в собственности Kermas Group. Еще дальше в плане географии и бизнес-возможностей шагнула компания KazakhGold Group Ltd., являющаяся учредителем АО «Горно-металлургический концерн Казахалтын» (Акмолинская область), которая совсем недавно совместно с британской Oxus Gold выиграла два открытых тендера на покупку золотых активов в Румынии, находящихся с 2005 года на стадии ликвидации. Эти партнеры выкупили в общей сложности за $6,99 млн. активы Transgold SA - совместного предприятия австралийской Eurogold и Румынской государственной горной компании. Кроме того, стороны заплатили $300 тысяч за компанию Explorer SA, владеющую тремя дополнительными разведочными площадями в этой местности. Для управления золотым проектом в Румынии KazakhGold Group и Oxus Gold уже создали на равнодолевой основе совместное предприятие Romaltyn.
Для всех трех казахстанских компаний, шагнувших на зарубежные рынки, выгоды от участия в перечисленных проектах весьма ощутимы.
«КазТрансГаз», явившийся единственным претендентом на покупку тбилисских активов, получил контроль над столичным газовым рынком Грузии и возможность лишний раз продемонстрировать способности опытного управленца на пространстве СНГ. Топ-менеджеры «КазТрансГаза» не исключают, что в будущем грузинское руководство, довольное состоянием компании, в которую необходимо вложение $82 млн., пожелает получить ее обратно, однако в этом случае ему придется выложить сумму, на порядок превышающую ту, за которую газораспределительные сети были проданы.
Для ЕПА, объединяющей казахстанских промышленных монстров - АО «Алюминий Казахстана», АО «Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение», АО «Евроазиатская энергетическая корпорация», предприятия транснациональной корпорации «Казхром», АО «Жайремский ГОК» и угольные компании АО «Шубарколь Комир» и АО «Муготекс», - получение в собственность Серовского завода - это не только существенная прибавка к общему объему выпуска и экспорта продукции, но и возможность закрепиться на российском рынке. Последний, как показал опыт прошлых лет, не очень-то жалует инвесторов-соседей (достаточно вспомнить пример с казахстанским медным монополистом «Казахмысом», которого россияне не пустили на Удоканское месторождение).
В свою очередь KazakhGold Group, которая совместно с британским партнером намерена инвестировать в Румынию $5,25 млн., получила в Европе низкозатратный проект, с высокой доходностью, способный генерировать большие объемы наличных. Капиталовложения СП должны окупиться через полгода, а доходы ожидаются в размере $19 млн.
Судя по всему, казахстанская экспансия на запредельные рынки продолжится в будущем. Все тот же «КазТрансГаз», уже работающий в Грузии и еще раньше в Кыргызстане, совсем недавно вошел в так называемый short-list претендентов на покупку двух ТЭЦ в столице Боснии и Герцеговины – Сараево, а также подал заявку на участие в проекте строительства двух новых энергетических мощностей и разработки угольного разреза в Косово. Казахстанская госкомпания имеет серьезные преимущества перед своими конкурентами из европейских стран, располагая собственными топливными ресурсами – газом и имея опыт работы в энергетическом бизнесе нашей республики.
Что касается казахстанского рынка промышленного производства, в этом году он тоже не остался без должного внимания инвесторов, причем как местных, так и внешних. Начавшиеся в прошлом году тенденции передела собственности были активно продолжены в этом.
На рынке поглощений в минувшем году были две крупнейшие сделки. Первая из них - июльская покупка «КазМунайГазом» у Китайской национальной нефтяной корпорации (CNPC) 50% акций компании PetroKazakhstan Inc. Вторая - приобретение у немецкой RWE Dea AG («дочки» Gas de France) и Международной финансовой корпорации половины доли СП «Казгермунай». Примечательно, что вторым участником в этом предприятии выступает как раз PetroKazakhstan. Спустя всего месяц после этого события 67% акций PetroKazakhstan Inc. выкупила у CNPC ее «дочка» PetroChina Co. Ltd. А уже осенью «КазМунайГаз» оформил сделку по приобретению у китайской стороны 50% акций Шымкентского НПЗ. Все это лишний раз подчеркнуло стремление Казахстана усилить госрегулирование на рынке.
Казахстанско-китайское сотрудничество в топливно-энергетическом секторе на этом, похоже, не заканчивается. В гонке за казахстанскими нефтяными активами китайская государственная инвестиционная корпорация China International Trust and Investment Corp. Group (CITIC Group) договорилась купить за $1,9 млрд. АО «Каражанбасмунай», которым владеет Nations Energy Co Ltd., зарегистрированная в Канаде и принадлежащая индонезийским инвесторам. Несмотря на то что казахстанские власти опасаются усиления в последнее время китайской экспансии на местном рынке, все же именно CITIC Group, скорей всего, выиграет схватку за Каражанбас у российского «Лукойла» и индийской ONGC, также претендовавших на данный актив. Кстати, последние две заключили свое собственное соглашение о партнерстве: в начале следующего года ожидается завершение сделки по продаже «Лукойлом Оверсиз» компании Mittal Investments, входящей в группу Mittal, половины уставного капитала его 100%-го дочернего предприятия Caspian Investments Resources Ltd, которое контролирует ряд нефтяных месторождений в Мангистауской и Актюбинской областях Казахстана.
«Большая переделка» настигла и секторы нефтехимии и металлургии. В январе британская Petroinvest Corporation Ltd. купила у ТОО «Азия Петролеум» 40% акций АО «Казнефтехим». В мае известный российский предприниматель Виктор Вексельберг через аффилированные структуры стал владельцем 24,9% акций Eurasia Gold Inc. после того, как эта канадская компания поглотила казахстанского золотодобытчика «Чаралтын». А в августе крупнейший российский производитель цинка - Челябинский цинковый завод - объявил о приобретении 100% акций швейцарской Nova Trading & Commerce AG, которая является единственным владельцем Nova Цинк, ведущей добычу и обогащение свинцово-цинковых руд на месторождении Акжал в Казахстане.
Учитывая благоприятную конъюнктуру основных сырьевых рынков, можно предположить, что передел собственности в Казахстане, как и во всем мире, еще не завершен.
«Ваш выход…»
После прошлогоднего удачного выхода акций казахстанских металлургических компаний «Казахмыс» и KazakhGold Group на зарубежные фондовые рынки «мода» на IPO захлестнула всех – производственников и банки. К слову, последние в этом году были расторопнее. Среди промпредприятий АО «Разведка Добыча «КазМунайГаз» в сентябре этого года синхронно разместила в общей сложности 40% своих акций на Лондонской и Казахстанской фондовых биржах, выручив от продажи свыше $2 млрд. Затем уже в начале декабря казахстанская компания «ШалкияЦинк», в которой мажоритарным акционером является предприниматель Рифат Ризоев, а остальными долями владеют несколько ее менеджеров, разместила в ходе IPO в Лондоне глобальные депозитарные расписки. Интрига вокруг готовящегося IPO «Разведка Добыча «КазМунайГаз» тянулась почти год. Компания долгое время не желала раскрывать свои планы, по-видимому, чтобы лишний раз не притягивать внимания общественно-политических кругов, обеспокоенных возможной потерей госконтроля над Атырауским НПЗ (в этой связи ей даже пришлось передать активы этого завода непосредственно под контроль материнской компании). Зато IPO компании «ШалкияЦинк» стало для многих настоящей неожиданностью.
Теперь аналитики и знатоки фондовых рынков пребывают в ожидании готовящегося в 2007 году IPO ENRC Kazakhstan Holding B.V., холдинга, объединяющего активы крупных горно-металлургических предприятий ЕПА. Участники предстоящего события не торопятся делиться мыслями по этому поводу. Известно лишь, что в июне этого года правительство Казахстана, имеющее определенные доли участия в предприятиях ЕПА, и ENRC Kazakhstan Holding B.V. подписали документы, определившие условия и процедуру создания компании ENRC PLC (UK). Примерно четверть уставного капитала в ней будет принадлежать правительству и три четверти - частным инвесторам. Создание новой компании поможет консолидировать данную группу предприятий, повысить ее финансовую привлекательность, выйти на мировые фондовые рынки, осуществить региональную и глобальную экспансию казахстанского продукта. Объединение сырьевых предприятий в один холдинг само по себе привлекательно для инвесторов, а если этот холдинг стремится не только поставлять сырье и полуфабрикаты, но и заниматься реальным производством, то он может стать привлекательным вдвойне. Более того, как считают эксперты, ситуация на мировом рынке металлов сегодня явно благоприятствует созданию новой компании. Анализ рынка показывает, что в ближайшие два года спрос на железорудное сырье вырастет примерно на 17%, причем и в последующем будет сохраняться тенденция дефицита сырья, и даже при насыщении рынка его цена снизится не более чем на 10–15%.
Ярким событием для KazakhGold Group стало ноябрьское размещение на Люксембургской фондовой бирже семилетнего европейского облигационного займа, так называемых евробондов, на сумму $200 млн. Евробонды были размещены среди инвесторов из 21-й страны. KazakhGold Group Ltd. стала первой частной компанией в Казахстане и четвертой золотодобывающей компанией в мире, привлекающей средства облигационных займов. До этого средства облигационных займов, предоставляемых на развитие предприятий без залога и являющихся как бы профессиональными, привлекали для своего развития такие крупнейшие золотодобывающие компании мира, как «Баррик Голд», «Англо Голд» и «Ньюмонт».
«Большая стройка»
Учитывая рост стоимости экспортных позиций, на расширение производственных мощностей нацелены все крупные игроки рынка.
Так, в 2006 году масштабную трехлетнюю стройку, потребовавшую инвестирования $370 млн., завершил подконтрольный «КазМунайГазу» Атырауский НПЗ. Реализация данного проекта, профинансированного Японским банком международного сотрудничества (200 млн. долларов), синдикатом в составе японской Marubeni и коммерческих банков - HSBC и французского BNP–Pariba (более 35 млн. долларов) и собственно «КазМунайГазом» (18,4 млрд. тенге), позволила заводу обрести второе дыхание и улучшить все производственные и экологические показатели. К слову, подобные реконструкции в скором времени затронут и два других нефтеперерабатывающих завода Казахстана – Павлодарский и Шымкентский, подсчитывающих объемы инвестиций, необходимые на эти цели.
Одним из масштабных проектов, реализуемых «Казахмысом», станет строительство к 2009 году в Восточном Казахстане крупнейшего в мире Актогайского горно-обогатительного комбината проектной мощностью 50 млн. тонн руды в год (при том, что компания в настоящее время ежегодно добывает 40 млн. тонн руды). К этому же времени «Казцинк» намерен построить на востоке медеплавильный и электролизный заводы, которые позволят сбалансировать горно-обогатительные возможности с металлургическими мощностями компании. Проект реализуется в рамках государственной политики ресурсосбережения, поскольку новая технология позволит извлекать дополнительное количество металлов и позволит производить дополнительно 70 тыс. тонн катодной меди в год.
А вот НАК «Казатомпром» все к тому же 2009 году для удовлетворения растущих потребностей мировой ядерной энергетики запланировала ввести в эксплуатацию сразу 12 новых рудников. С учетом эксплуатации «старых» и «новых» рудников общая добыча урана в Казахстане к 2010 году должна возрасти до 18 тыс. тонн в год, а к 2015 году - до максимального уровня не менее 20 тыс. тонн в год, и на этом уровне планируется добывать уран вплоть до 2027 года.
К слову, «Казатомпром», который в последнее время удивляет мир своими амбициозными производственными планами, не зацикливается лишь на уране. В апреле этого года на территории гидрометаллургического завода Степногорского горно-химического комбината (СГХК) компания впервые в горнодобывающей и перерабатывающей промышленности Казахстана запустила в строй молибденовую обогатительную фабрику, тем самым выведя республику на мировой рынок молибдена. В сентябре на СГХК состоялся запуск сернокислотного завода. А сейчас рассматривается проект по производству в Степногорске еще и вольфрама. Кроме того, в настоящее время АО «Ульбинский металлургический завод» (УМЗ), работающий в составе «Казатомпрома», создает на паритетной основе с китайской Ningbo Shine Investment Co. Ltd. совместное предприятие по производству проката бериллиевой бронзы и рассматривает возможность организации производства топливных сборок.
Это лишь ряд проектов, в конечном счете нацеленных на дальнейший рост объема производства в республике и повышение конкурентоспособности казахстанских товаров на мировых рынках.
Вообще, уходящий год стал своеобразным фундаментом для закладки новых инновационных проектов в области промышленного производства. Появились идеи, а главное, инвестиции для возведения в стране современных, высокотехнологичных заводов по выпуску самых разных видов продукции – от нефтехимии до строительных материалов или даже атомных электростанций. Большинство из них будут запущены в эксплуатацию благодаря крупным капиталовложениям как со стороны казахстанских инвесторов, так и извне. А вот лакмусом для привлечения внешних инвестиций, во всяком случае, в область, связанную с недропользованием, станет политика прозрачности, продекларированная на весь мир казахстанским правительством. Здесь, главное, не путать реальность с формальностью. А это уже задача государственная.