пятница, 15 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Что необходимо предпринять участникам оппозиционного движения, чтобы вместо «разочарования года» побороться за номинацию «политическая идея года»?

Подготовила Софья Балакина

По итогам конкурса «Политик - 2006», проводимого информационно-аналитическим агентством «Маркетинг и консалтинг», в номинации «разочарование года» респонденты назвали кризис в рядах оппозиции. Именно непримиримые разногласия оппозиционных лидеров и эксперты, и обыватели единодушно признали самым обидным политическим фактом.

 

Константин Сыроежкин,
политолог:

- Главная проблема оппозиции на постсоветском пространстве – отсутствие новых конкурентоспособных идей и знаковых лидеров. В полной мере это относится и к казахстанской оппозиции. Все, что ею предлагается, либо уже озвучено (взято на вооружение) действующей властью, либо не выдерживает критики. Единственное исключение составляли в свое время ДПК «Ак жол» и РП «Асар», которые предложили развернутые, хотя и небесспорные, программы политических и социальных реформ. Данный факт свидетельствует о том, что только эти партийные структуры работали системно. Исчезновение их с партийного поля страны и обусловило идейный кризис оппозиции.
Поэтому первое, что необходимо предпринять казахстанской оппозиции, попытаться на системной основе осмыслить ту социально-политическую и экономическую реальность, в которой сегодня существует Казахстан, и предложить обществу новые конкурентоспособные идеи по ее совершенствованию.
Вторая серьезная проблема – необходимость для оппозиции выступать единым фронтом. Сегодня мы наблюдаем концентрацию провластных политических сил. По логике, аналогичные процессы должны иметь место и в противоположном лагере. Однако этого не происходит. И не происходит по одной простой причине – в стане оппозиции отсутствует общепризнанный политический лидер. Отсюда вторая задача – поиск этого политического лидера и объединение на основе отличной от предлагаемой властью конкурентоспособной идеи.
Насколько это вообще возможно, сказать трудно. Все оппозиционные партии построены по вождистскому принципу, и амбиции их лидеров – одна из основных проблем на пути объединения.


Владимир Рерих,
журналист, продюсер:

- Прежде всего, ухитриться как-то предъявить эту самую «политическую идею», то есть внятно ее сформулировать и предложить обществу. Риторическая фигура, сотканная из «50 конкурентоспособных», тоже не бог весть какой пропагандистский шедевр, но этот механизм есть, и он, как ни странно, работает на обывательское сознание или, если угодно, на подсознание. Создается важная иллюзия того, что власть знает, куда двигаться, знает, каким маршрутом идти. Пропагандистская карта оппозиции, семантика которой банальна и неубедительна («все плохо», потому что «режим преступный»), не может переломить хода игры. Ее злокачественная мифология не корреспондируется с обыденным сознанием, которое не перегружено эксцессами и вполне адаптировано к реальности, несмотря на все мерзости, в ней наличествующие. Сравнительно широкий спектр моделей личного экономического поведения, позволяющих стремиться к уровню массового потребителя «радостей жизни», блокирует жертвенный пафос тираноборчества, который пытаются реанимировать оппозиционеры. Они не учитывают важное обстоятельство: общий психологический климат в стране уже далеко не люмпенский, а, скорее, мелкобуржуазный, благодушно-мещанский, утробно-комфортный, в этой атмосфере зарождаются желудочные ветры, но не революционные бури. Поэтому в «Шаныраке» подобие бунта получается, а на площадях и улицах все спокойно, потому что никто «бунтоваться» просто не хочет, ибо есть возможность как-то обустроить свою жизнь: спекулировать квартирами, покупать и продавать землю, отдавать что-то в аренду, торговать привозными автомобилями, давать деньги в рост, мудрить с ипотекой и так далее...
Словом, на мой взгляд, деятели оппозиции проигрывают, потому что пашут они неглубоко. Довольствуются банальными штампами, вместо того чтобы осваивать политическую реальность. Не ищут слов, которые по-новому описывали бы действительность и ее несовершенства, а тоскливо и неизобретательно клянут власть. По-моему, у них просто мало талантливых людей. Их нет и во власти, но у власти больше ресурсов, с помощью которых этот недостаток можно какое-то время компенсировать. Оппозиция находится в атаке, у нее много должно быть «матросовых», «гастелло» и «клочковых», а все эти роли как может, так и играет один пятидесятилетний Булат Абилов... Грустно жить на свете, господа.


Елена Садовская,
эксперт Независимого исследовательского совета по миграции стран СНГ и Балтии при Центре
миграционных исследований ИНП РАН:

- Дробление «оппозиции» естественно и неизбежно, ведь у них очень слабая социальная база. Слой демократически настроенной городской интеллигенции тонок, а предпринимательский еще слаб и занят борьбой с «административными барьерами», маргинальные слои борются за выживание, а лидеры «под контролем», под наблюдением, «в разработке» или под судом. О каком «осмыслении» и «единении» может быть речь?
Не только оппозиции, но в первую очередь государству необходимо уделить внимание анализу и решению одного из самых острых и деликатных и одновременно самого замалчиваемого вопроса, а именно - «национального».
Национальные меньшинства составляли на 1 января 2006 г. 41,4% населения Казахстана. Все они находятся в дискриминируемом положении.
В полиэтническом Казахстане отсутствует концепция государственной национальной политики. Законодательство Казахстана содержит лишь общие положения в области прав меньшинств, и в нем отсутствуют специальные нормативно-правовые акты, посвященные вопросам обеспечения и защиты прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам. В частности, положения о запрете дискриминации по мотивам расы, языка; о праве каждого на пользование родным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Более того, в законодательстве Казахстана, согласно которому он обязуется обеспечивать права меньшинств, отсутствует термин «национальное (этническое) меньшинство» и нет ни одного нормативно-правового акта, который бы содержал определение «дискриминации», соответствующее Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации.
Разработка и принятие специального антидискриминационного законодательства до сих пор не входили и не входят в планы законодательной работы правительства и парламента Казахстана. В составе правительства нет специального государственного органа: министерства, комитета или агентства по делам национальностей, а в двухпалатном парламенте нет комитета или комиссии по данному вопросу.


Любовь Худова,
председатель правления Ассоциации предприятий легкой промышленности РК:

- Вообще я не занимаюсь политикой. Но если говорить об оппозиции, то, на мой взгляд, на данном этапе в Казахстане достойной оппозиции просто нет. Был период, когда люди были несколько разочарованы деятельностью партии «Отан», которая рьяно начинала активизировать свою деятельность только накануне и в период выборов. А потом по затухающей синусоиде.
Я считала, что создание партии «Асар» - это не оппозиция, но альтернатива партии «Отан». Возможно, объединение партий «Асар», «Гражданской партии» в одну народно-демократическую партию «Нур Отан» позволит более продуктивно решать задачи, поставленные президентом нашей страны Нурсултаном Назарбаевым.
Я хотела бы пожелать, чтобы «политической идеей года» стал подъем обрабатывающей промышленности в Казахстане, насыщение внутреннего рынка товарами народного потребления собственного производства. Если говорить о легкой промышленности, то вопреки мировым тенденциям развития легкая промышленность в Казахстане не получает должного развития, находится в кризисной ситуации. Продолжается процесс вытеснения отечественных товаров текстильной и легкой промышленности с внутреннего рынка страны. Казахстан, обладая огромным потенциалом (сырьевыми: хлопок, шерсть, шкуры, трудовыми ресурсами и прочими), полностью импортозависим по товарам текстильной и легкой промышленности.
Растущие потребности населения покрываются в основном за счет импорта, в основном не декларированного, контрафактного, подпольной и фальсифицированной продукцией, удельный вес которой превышает 95%. Это является основным препятствием развития легкой промышленности в Казахстане.  Складывается неблагоприятная ситуация на внутреннем потребительском рынке, когда отечественное производство потребительских товаров сокращается до критической отметки, а импортозависимость возрастает.


Ораз Жандосов,
сопредседатель ДПК «Настоящий АК ЖОЛ»:

- На мой взгляд, «кризис в рядах оппозиции» и «непримиримые разногласия оппозиционных лидеров» - это совершенно разные плоскости проблемы.
Да, некоторый кризис оппозиции в целом наблюдается, и он проявляется прежде всего в отсутствии заметного притока в нее новых людей (и соответственно идей). И причинами здесь являются не внутреннее состояние оппозиции (если не считать потерю Алтынбека), а продолжающийся быстрый нефтедолларовый рост экономики, холодное дыхание с севера и определенная цикличность общественного интереса к «политике».
Что касается «непримиримых разногласий», то имеющиеся различия в мировоззренческих подходах между разными группами оппозиции к авторитарному режиму – это естественное состояние, отражающее состояние общества в целом.
Но по ключевым вопросам политической повестки дня прошлого года основные группы оппозиции имели более-менее общую позицию, сотрудничали и поддерживали друг друга. В качестве примера приведу позицию демократических сил по отношению к председательству Казахстана в ОБСЕ.
Если же в виду имеется грызня за «власть в оппозиции», то в сотый раз повторю, оппозиция – это не госорган с утвержденным штатным расписанием, в котором все места заняты. Оппозиция – это открытая комната, в которую любой может зайти и занять любое место, были бы мысли и дела. Поэтому для критики оппозиции хватит нескольких записных политологов, остальные неравнодушные должны оппозиции помогать.
Поэтому, отвечая на ваш вопрос, мой совет будет не представителям оппозиции, а представителям общества: если вам не нравится коррупция, социальная дифференциация, застой - помогайте оппозиции мыслями, деньгами, делами, тогда будет меньше разочарований.

Оставить комментарий

Антресоли

Alienation Alienation
Редакция Exclusive
11.12.2006 - 13:26
The island of freedom The island of freedom
Редакция Exclusive
11.12.2006 - 13:12
Bank owners Bank owners
Редакция Exclusive
11.12.2006 - 12:44
Страницы:1 2 3 4