СПЕКА – еще один шанс для Центральной Азии
Гульжан Бегеева
Специальная программа ООН для экономик Центральной Азии (СПЕКА) наряду с инициативой о созыве стран, не имеющих выхода к морю, является одним из приоритетных для Казахстана проектов в рамках ЭСКАТО и в целом в системе Организации Объединенных Наций. Как заявлено в концепции программы, основной ее целью является «мобилизация дополнительных внутренних и внешних ресурсов на решение приоритетных для всех стран-участниц вопросов, которые совместными усилиями стран региона могут быть решены более эффективно, чем на национальной основе».
Центральную Азию – к европейским стандартам
Идея сотрудничества в рамках СПЕКА импонирует генеральной линии казахстанской внешней политики, которая заключается в тезисе, что наш успех невозможен без успеха наших соседей. Как неоднократно подчеркивалось на высшем уровне руководства республики, та же конкурентоспособность Казахстана, возведенная в ранг государственной стратегии развития, недостижима в принципе без повышения общей конкурентоспособности всего региона Центральная Азия. Согласно изначальной задумке, способствуя применению в странах региона норм и стандартов, выработанных в Региональных комиссиях ООН (ЕЭК и ЭСКАТО), Программа должна играть роль катализатора в усилении регионального сотрудничества в Центральной Азии и ее интеграции в мировую экономику. СПЕКА, как было заявлено, обеспечит принимающим решения органам стран Центральной Азии нейтральный форум для обсуждения вопросов развития региона. Специальная программа ООН для экономик Центральной Азии начала функционировать 26 марта 1998 г. после подписания Ташкентской декларации о СПЕКЕ президентами Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана, с одной стороны, и главами Европейской экономической комиссией ООН (ЕЭК) и Экономической и социальной комиссией ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) - с другой. Позднее к этой программе присоединились Туркменистан и Азербайджан, а затем и Афганистан. Целью программы является оказание содействия государствам Центральной Азии в углублении взаимного сотрудничества, стимулирования экономического развития и интеграции в экономику стран Европы и Азии.
Болевые точки
Несмотря на некоторые успехи экономического развития стран Центральной Азии и явный успех и лидерство Казахстана по целому ряду параметров, очевидно, остаются нерешенными проблемы бедности, снижения уровня человеческого потенциала, состояния систем образования и здравоохранения. Эти факторы, а также имеющиеся серьезные структурные проблемы в экономиках этих стран обуславливают низкую конкурентоспособность региона в целом. Важной задачей для стран Центральной Азии является проведение рыночных реформ. К направлениям экономического сотрудничества в регионе эксперты относят использование природных ресурсов в сфере энергетики и водопользования, расширение торговли, развитие транспортных коммуникаций, производственную кооперацию и развитие сети совместных предприятий. При этом приоритетным направлением сотрудничества центральноазиатских государств является совместное использование водных и энергетических ресурсов. Водохозяйственная сфера региона известна проблемами общего дефицита водных ресурсов, отсутствия правовой базы, игнорирования интересов соседних стран, нарушения принципов распределения воды на трансграничных реках. Разумеется, взаимодействие государств региона в этом направлении должно осуществляться на основе уважения суверенитета, равного партнерства, учета национальных интересов и выполнения взаимных обязательств. Усилия стран региона возможно направить для решения задач по разработке новой и единой стратегии рационального использования водных ресурсов региона, определению принципов эксплуатации межгосударственных водных объектов, созданию межгосударственного водно-энергетического консорциума, формированию единого экономического пространства Центральной Азии. О том, что СПЕКА нацелена на решение именно актуальных для региона проблем и задач, свидетельствует и тематика созданных Проектных рабочих групп (ПРГ) – в настоящее время эксперты таких групп работают в области транспорта и пересечения границы, водных ресурсов и энергетики, торговли, гендерных вопросов, экономики, устойчивого развития.
Перспективы СПЕКА
Очевидно, СПЕКА является одним из перспективных диалоговых форм, в рамках которых экономическая интеграция в Центральной Азии представляется вполне реальной и выполнимой задачей. Решение этой задачи поможет региону на более выгодных условиях интегрироваться в глобальный мир и выстраивать равные партнерские взаимоотношения с влиятельными субъектами мировой политики и экономики. На данный момент СПЕКА получила поддержку России, США, Франции, Нидерландов, Японии, Республики Корея, Турции и ряда международных организаций. Наряду с ЕЭК и ЭСКАТО активными участниками СПЕКА являются Программа развития ООН и Исполком Межгоссовета Центральноазиатского экономического сообщества. Интерес к СПЕКА проявили ОБСЕ, Организация Экономического Сотрудничества, Европейская комиссия, Исламский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития. Предполагается приглашение к сотрудничеству широкого круга международных специализированных организаций, работающих в соответствующих секторах экономики, в частности ОСЖД – Организация сотрудничества железных дорог и МСАТ – Международный союз автомобильного транспорта. Финансирование программы СПЕКА осуществляется из нескольких источников. Это ресурсы стран Центральной Азии, стран-доноров и отдельных организаций. Не исключается возможность открытия целевого фонда СПЕКА, в котором были бы сосредоточены все ресурсы, предназначенные для реализации данного проекта. На сегодняшний день основными источниками финансирования программы являются Азиатский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития и Программа развития ООН. Была отмечена возможность финансирования программы СПЕКА в рамках имеющих к ней отношение проекта ПРООН «новый шелковый путь» и проектов Азиатского банка развития в области транспорта и торговли. Более того, предпринимаются попытки привлечь к выполнению программы СПЕКА Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Региональные комиссии ООН не принимают непосредственного участия в финансировании программы. Они оказывают содействие органам СПЕКА в разработке проектной документации и поиске финансирования. Важным шагом в привлечении финансирования проектов СПЕКА стало решение 54-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН о выделении средств из Счета развития ООН 1,75 миллиона долларов США на связанный с программой СПЕКА проект в области водных и энергетических ресурсов. На сегодняшнем этапе перед участниками СПЕКА стоит задача активизировать участие всех стран-членов СПЕКА и добиться в ближайшие годы финансирования региональных проектов в рамках одной из трех направлений СПЕКА, курируемых Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном с целью подтверждения привлекательности и выгодности Программы. Институциональное оформление Программы в свое время окончательно завершило начальный этап реализации СПЕКА, связанный с определением основных принципов, задач, организационной структуры, круга участников и создало условия для работы по привлечению инвестиций в регион со стороны международных организаций и заинтересованных в сотрудничестве стран. Неучастие и неактивность стран-членов СПЕКА могут стать препятствием на пути к достижению целей и задач, поставленных перед Программой. В этой связи представляется принципиально важным решение на высоком уровне вопроса полного и постоянного участия центральноазиатских государств в СПЕКА. Важным условием реализации СПЕКА является финансовая поддержка со стороны мирового сообщества. В этом смысле целесообразно поддержать реализацию проектов и обеспечить финансирование, в первую очередь, странами-участницами, что послужит хорошим сигналом для заинтересованных партнеров. Учитывая, что решающим моментом в привлечении финансовой поддержки донорского сообщества может стать положительный опыт сотрудничества стран-участниц СПЕКА с инвесторами в рамках региональных проектов, представляется важным направление усилий стран-участниц СПЕКА в ближайшей перспективе на разработку приоритетных региональных проектов и подготовку их проектной документации с целью ускорения начала реализации первых проектов в рамках СПЕКА с участием заинтересованных доноров. Успешная реализация проектов СПЕКА, очевидно, продемонстрирует приоритетность и эффективность регионального сотрудничества для стран Центральной Азии и повысит роль региона в международных делах.
-
25.11.2018 - 00:11Аскар АсетовЧитаю эту статью более чем десятилетней давности и замечаю, что европцентризм и вера в либеральную демократию как в панацею сгубил многие страны. Но зачем Казахстану европейские ценности? Зачем Казахстану становится европой? Сингапур, Южная Корея, Китая не являются европой, и как то не особо переживают по этому поводу. Япония, Южная Корея и Тайвань вполне вписаны в мировое сообщество, при этом они не являются европой, не стремятся европой стать.