пятница, 15 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Сауран

В 40 километрах к северу от Туркестана на границе ЮКО и Кызылординской области расположен пост дорожной полиции. Миновать его невозможно и не заметить тоже, но мало кто из проезжающих здесь ежедневно сотен людей знает, что стоит лишь выглянуть из окна машины, чтобы в километре от поста увидеть крепостные стены города, крупнейшего некогда на территории всего Казахстана. Это Сауран, поистине забытая жемчужина на Великом Шелковом пути. С XVIII столетия здесь живут только ящерицы. Не вспомнили о Сауране и составители современных туристических маршрутов по Южному Казахстану. А между тем объект этот уникален, здесь все дышит историей.

 Алексей Гончаров


Чимкент-Сауран-Чимкент

Форпост
мусульманского мира
Мы сворачиваем с оживленной трассы. Пара минут езды по сухой степи. Проезд под железнодорожными путями. И перед нами вырастают во всей красе величественные стены Саурана. В главной башне сохранился проход внутрь города. Сухая трава, ветер, пыль. И полное безлюдье. Мы в кругу городских стен, в кругу богатой истории региона средней Сырдарьи с его знаменитыми городами, которые всегда были вожделенным куском как для среднеазиатских правителей, так и для казахских ханов.
Первое упоминание о Сауране можно встретить у арабского историка Истахри и относится оно к началу X века.
Тогда город был окружен семью стенами, внутри которых и находился рабат, населенный горожанами. Считалось, что Сауран – это пограничная крепость, форпост мусульманского мира против еще не принявших ислам тюркских племен огузов и кипчаков. Город не раз переходил из рук в руки.
В начале XIII века, когда в Южный Казахстан пришли монголы, Сауран формально подчинялся державе Хорезмшахов. В отличие от Отрара жители Саурана решили – сопротивляться им бесполезно. И когда к городу подошла армия старшего сына Потрясателя вселенной Джучи, ему просто открыли ворота. За это монголы не тронули Сауран, ограничившись выкупом.
В XIV столетии город считался одной из лучших крепостей региона и стал столицей Ак-Орды.
В следующем веке вокруг Саурана сложился обширный земледельческий оазис. Тогда его захватил вождь кочевых узбеков Шейбани-хан, сделавший город своей базой для наступления на юг, где в будущем и осели подвластные ему племена.


Жизнь за стенами
Внутри кольца стен древнего города сейчас, кажется, нет ничего примечательного. Но стоит взглянуть под ноги, как обнаруживаешь, что идешь буквально по ковру из битой керамики. Сколько же ее накопилось здесь за века… Особенно много черепков, среди которых встречаются и очень красивые.
Археологи установили, что в городе существовал собственный центр керамического производства. Причем сауранская керамика существенно отличается от керамики Отрара. Для окрашивания посуды в желтый цвет местные гончары пользовались сурьмой, чего их коллеги из других присырдарьинских городов делать не умели. Расцвет керамического производства в Сауране приходится на XIII - XIV века, затем оно постепенно клонится к упадку.
Практически ничего не осталось от жилищ горожан. Хотя ученые установили, что они были трех типов: землянки до двух метров глубиной, полуземлянки, уходившие в землю до метра, и наземные жилища. Причем последние порой были похожи на юрты.
Ах, какой здесь когда-то шумел базар! Через Сауран проходило одно из ответвлений Великого Шелкового пути, так называемый Степной путь. По нему караваны, вышедшие из Крыма, шли в Китай и обратно. Дорога в один конец занимала 290 дней.
По Степному пути везли шелк, парчу, хлопчатобумажные ткани, рис, шафран, сухофрукты, фаянс, фарфор и просто высококачественную керамику.
При Шейбани-хане Сауран достиг своего расцвета. Тогда здесь было возведено красивейшее медресе, о котором с восторгом писали все побывавшие в городе путешественники и которое, увы, не дошло до наших дней. Кстати Шейбани-хан воздвиг в Сауране и мечеть с «качающимися минаретами», о которой сообщают источники. Ее остатки во второй половине XIX века успели застать первые исследователи заброшенного города. Но мы ничего подобного уже не обнаружили.
Именно тогда Сауран стал крупнейшим городом на всей территории нынешнего Казахстана. Площадь его составляла 44 гектара, а проживали на ней, по подсчетам историков, не менее 11 тыс. человек. Для сравнения отметим, что Отрар в ту пору был всего лишь 20 гектаров, а Туркестан - 35.
До сих пор в планировке Саурана можно проследить главную улицу, которая пересекала город, от нее отходили улочки, очерчивавшие границы кварталов, в каждом из которых насчитывалось от 6 до 12 домов.
Шейбани-хан, после того как он завоевал Мавераннахр, переселил туда лучших сауранских мастеров. А это означало начало конца великого города.   
- Сауран в своих записках упоминают практически все средневековые авторы, писавшие о Южном Казахстане. Этот город был известен с IX до XVII века и располагался на оживленной торговой трассе. Он был важным образовательным центром с множеством медресе, - говорит руководитель экспедиции, работавшей в нынешний полевой сезон на Сауране, Ербулат Смагулов.
В нынешнем сезоне под полом центральной мечети города был найден клад медных монет, которые после дешифровки позволят археологам уточнить время постройки этой мечети.
Найдены также множественные фрагменты глазурованных кирпичей.
- Сауран можно представить как город, сверкавший на солнце глазурью больших общественных зданий, - считает Ербулат Смагулов.
Сауранские медресе ученые считают одними из самых древних в стране, они относятся к XV веку. Открыты контуры соборной площади города и найдены основания знаменитых качающихся минаретов, о которых писали все авторы сообщений о Сауране.
Сейчас, по мнению ученых, важнейшим является вопрос сохранения Саурана, который должен быть включен в список туристических объектов на Шелковом пути, тем более что это единственный средневековый город Казахстана, где сохранились крепостные стены.

Печальное запустение
В XVI столетии Сауран вошел в состав Казахского ханства, правда, его пытался отвоевать у казахов правитель Бухары Абдалла-хан, на время овладевший Туркестаном, но неудачно.
А в 80-е годы XVII века начинается медленный упадок города, жители которого постепенно перебираются в ставший столицей Казахского ханства Туркестан.
В XVIII веке в этом некогда богатом городе осталось не более 100 домов, в которых жили примерно 600 человек сартов, то есть тюрок-горожан. Русские источники того времени называют Сауран «малым местечком близ Туркестана». В XIX веке отсюда ушли последние люди.
Интересно, что возле Саурана нет ни одной реки. Оказывается, город снабжался водой по системе подземных водоводов кяризов, протяженность которой составляла более 7 км. Воды этой было так много, что хватало для заполнения рва вокруг крепостных стен.
Стоя на башне, буквально чувствуешь себя правителем средневекового города - бредущие вдоль его стен верблюды живо напоминают караваны минувших эпох. Но вот по дороге грохочет поезд, и наваждение рассеивается.
По словам руководства управления по туризму ЮКО, туннель под железной дорогой не позволяет проехать к городу большим экскурсионным автобусам, это и послужило поводом к тому, что Сауран не включили в программу возрождения Великого Шелкового пути.

* * *

Возвращаясь из поездки, мы спросили у дорожных полицейских, часто ли сворачивают в Сауран машины? Оказалось, что практически никогда. Это, впрочем, и неудивительно, ведь на международной трассе нет никакого указателя, о том, что это за стены и башни видны из окна автомобиля.
По словам местных жителей, в советское время сюда возили туристов из Туркестана, сейчас эта практика прекратилась. То ли тоннель под дорогой стал ниже, то ли автобусы больше.

Оставить комментарий

Антресоли

Медленно и печально Медленно и печально
Редакция Exclusive
08.05.2007 - 15:03
Сага о Кашагане Сага о Кашагане
Редакция Exclusive
08.05.2007 - 15:01
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33