Правительство Казахстана: заметки постороннего
Ядвига Ядова
Шутить на тему «нового-старого» правительства Казахстана уже не смешно. Хотя поводы для сарказма, не успев начать работу, нынешний состав правительства уже дал. Само переназначение практически всех министров с редким вкраплением перетасовок из одного кресла в другое – чем не «тонкий политический юмор»?
А «новый-старый» премьер Даниал Ахметов, не успев повторно занять кресло, уже породил слухи о своей скорой отставке летом этого года. Забавно, но именно нынешнему премьер-министру аналитики чаще других «грозят» отставкой, а господин Ахметов упорно остается на месте.
Впрочем, непонятно, имеет ли смысл ему радоваться своему нынешнему переназначению, ведь в новом составе Кабинета министров Даниалу Ахметову отведена роль «дежурного по текучке». Стратегическое планирование поручили единственному вице-премьеру Кариму Масимову. Впрочем, с точки зрения чистой эстетики это распределение ролей смотрится вполне гармонично: внешне всегда невозмутимый, «погруженный в себя» (сказалось китайское образование?) стратег и энергичный, легкий на подъем оперативный руководитель.
Не первый год требующий от правительства перевести работу в современный «электронный» режим президент, видимо, решил «простимулировать» процесс. И повелел оставить только одного вице-премьера. Теперь Даниалу Ахметову не остается ничего другого, кроме как поторопить подчиненных с введением электронного правительства.
С другой стороны, е-правительство – это удобно и практично. По крайней мере, машина вряд ли может оказаться в таком двусмысленном положении, как это случилось с нынешним правительством. Через неделю после представления нового-старого премьер-министра парламенту президент проводит совещание с новым составом Кабинета. Практически все совещание президент посвятил критике… прежнего правительства. От «новых» министров он потребовал решительно навести порядок в возглавляемых ими ведомствах. «Новые» усиленно кивали головой в знак согласия, видимо, искренне осуждая своих «предшественников».
Так, министру энергетики Бакыткоже Измухамбетову президент поручил разобраться в неразберихе с тендерами на месторождениях. А уже через полчаса напутствовал прежнего министра энергетики Владимира Школьника на новое место в министерство индустрии и торговли с формулировкой «опытный человек, близкий и к науке, и к инновациям». Помнится, Владимир Сергеевич не только доктор наук, но и профессиональный энергетик, а значит, и к этой сфере «близок». Что не помешало возглавляемому им предыдущему ведомству попасть под огонь президентской критики. Впрочем, новое место - министерство индустрии и торговли (МИТ), по определению президента, «работало в последнее время фактически без министра», хотя здесь «сконцентрирована работа во многих отраслях; это индустрия, строительство, конкурентоспособность, тарифы, вступление в ВТО, прикладная наука, инновации, маркетинг». Так что Владимиру Школьнику будет чем себя занять.
При этом Сауат Мынбаев, без которого «фактически работал МИТ», направлен возглавлять подготовительную работу по созданию холдинга по управлению государственными активами «Самрук».
Новому министру финансов Наталье Коржовой президент также дал важное поручение разобраться со «слывущими в народе, как продажные, в которых работают непрофессионалы», таможенным и налоговым комитетами и агентством по госзакупкам. При этом пре-дыдущий министр Арман Дунаев отправляется руководить агентством по финансовому надзору. К которому, кстати, у президента также есть претензии за неэффективную работу и рост инфляции… О карьерной судьбе господина Жамишева, который ранее возглавлял АФН, пока ничего не известно. Впрочем, тенденции нынешнего политического сезона не исключают, что и он не останется без государственного дела…
Министерство сельского хозяйства подвергается критике президента за малую эффективность агропромышленного комплекса: «В сельское хозяйство направлены огромные средства… есть желание увеличивать дотации и расходы, но прозрачности в использовании этих денег нет». При этом министром назначается человек, много лет либо руководивший, либо курировавший эту сферу, – Ахметжан Есимов.
Министерство образования и науки, по словам президента, «до сих пор в поисках оптимального метода руководства наукой и инновациями». При этом само руководство ведомства себя уже нашло – в прежнем кресле.
Жанрово совещание 23 января напоминало «семейную мелодраму»: мудрый отец журит детей за безалаберность, дети справедливость слов осознают. Но собираются ли что-то менять – вот в чем интрига. Голливудский сценарист обязательно ввел бы в мизансцену персонаж, в порыве благородного угрызения совести молящий отправить его в отставку «за неоправдание высокого доверия». Не то у нас.
Единственное министерство, которое почти сразу отреагировало на критику президента - министерство иностранных дел. Президент пристыдил главу МИДа за прогулы его подчиненных – послов, а также за неразборчивое обращение с госсобственностью (имея в виду историю с продажей исторических зданий в Алматы). Не прошло и месяца, как казахстанский «форин-офис» объявил выговоры чрезвычайным и полномочным и начал служебное расследование. А вот отставок так и не последовало.
Впрочем, по информации самого президента, один отказ от должности в истории нынешнего состава правительства все же был. Правда, не в связи с просьбой об отставке, а в порыве профессионального рвения. По признанию президента, сделанному им на пресс-конференции в день совещания, он предлагал пост министра индустрии Жанар Айтжановой – заместителю главы этого ведомства. Президент процитировал ее ответ: «Я счастлива принять Ваше предложение, но я должна довести вопрос вхождения Казахстана во Всемирную торговую организацию». Такое вот женское самопожертвование.
Кстати, о женщинах в нынешнем правительстве. Их стало не больше, но и не меньше, чем в предыдущем составе. Причем министерши заняли «огневые» позиции: финансы, юстиция, образование, социальная защита. «Огневые» - потому что именно от ситуации в сферах, курируемых Натальей Коржовой, Бырганым Айтимовой, Загипой Балиевой и Гульжан Карагусовой, во многом зависит стабильность страны. Нурсултан Назарбаев доверился женским рукам, тем более что все упомянутые дамы зарекомендовали себя надежными, верными и исполнительными соратницами президента.
Из четырех новых лиц в правительстве: Наталья Коржова, Камалтин Мухамеджанов, Бакыткожа Измухамбетов и Ермухамет Ертысбаев – полноценным «новичком» в системе исполнительной власти, пожалуй, можно считать только последнего (администрация не в счет – т.к. это в большой степени центр принятия политических решений, а не их исполнения). Еще одна «особенность» этого назначения – практически впервые в исполнительную власть приходит человек, в свое время бывший в оппозиции к власти. Примеры прихода-ухода Ораза Джандосова, Алтынбека Сарсенбаева и Газиза Алдамжарова несколько из другой серии. Это были передвижения по линии «власть-оппозиция-власть-оппозиция». Ермухамет Кабединович – совсем другой случай. Человек сначала набрался опыта публичной политики и только потом занял кресло министра. Какой будет из этого толк – трудно предсказать. Пока же стоит пожалеть авторов программы «Жетi кун» телеканала «Хабар», которые лишились своего постоянного и авторитетного эксперта и комментатора.
Комментируя назначение господина Ертысбаева, аналитики поначалу говорили о том, что экс-советник по политическим вопросам делегируется в правительство для того, чтобы реализовать обещанную президентом и пропагандированную самим советником программу политических реформ. Однако на совещании с правительством, ставя перед министрами различные социально-экономические задачи, президент ни словом не упомянул о политическом развитии страны. Задачи, стоящие перед новым министром информации, культуры и спорта, президент охарактеризовал так: «Культура, информация, межнациональные отношения - это те сферы, которые всегда должны быть открыты и доступны. Министерство должно информировать через средства массовой информации о деятельности и президента, и правительства».