Задание на завтра
Асель Асхатова
2-3 февраля в Усть-Каменогорске прошел семинар «Пути дальнейшего экономического и кластерного развития региона и повышения конкурентоспособности областных предприятий». Его организаторами выступили акимат Восточно-Казахстанской области, казахстанская корпорация «Шарт» и международная консалтинговая компания Shell Global Solutions (входящая в концерн Shell). Участниками – представители предприятий ВКО, акиматов соседних областей (Алматинской, Павлодарской, Мангистауской), а также районных и городских акиматов Восточного Казахстана.
Если попытаться коротко сформулировать основную мысль, которую организаторы хотели донести до участников семинара, то это необходимость основательной подготовки регионов к предстоящему вступлению Казахстана в ВТО. Нет, наверное, такого предприятия или местного органа власти, в котором бы не слышали о том, что страна готовится стать членом Всемирной торговой организации. Однако последствия, связанные с этим, мало кто себе представляет четко и в полной мере. Если сегодня регионы не перестроят свои планы развития с учетом грядущих изменений на рынке, завтра они окажутся беззащитными перед лицом сильнейшей конкуренции с зарубежными производителями.
С другой стороны, не все компании понимают, как можно с наибольшей выгодой для себя использовать преимущества открытых границ. До сих пор существует информационный барьер между предприятиями из разных областей и отраслей промышленности, который мешает им наладить сотрудничество. Возможности партнерства между внутренними производителями еще далеко не исчерпаны. Пример с деталями для буровых установок уже стал хрестоматийным в казахстанской экономической истории. Но до сих пор значительная часть комплектующих, которые с успехом могли бы производиться на отечественных металлургических и других заводах, импортируется из-за рубежа, а нефтяники жалуются на дефицит запчастей для оборудования. Встречи на предприятиях в Усть-Каменогорске, проведенные в рамках семинара, показали, что эта проблема до сих пор остается актуальной. Из-за низкого уровня менеджмента некоторые производственные компании используют одни и те же схемы сбыта своей продукции, даже не пытаясь найти для нее новые рынки.
Понятно, что в одночасье ситуация не изменится. И наиболее передовые компании уже принимают комплексные меры для того, чтобы усовершенствовать всю систему управления производством, перейти на международные стандарты ведения бизнеса и в итоге выйти со своей продукцией на мировой рынок. Но, как правило, это либо промышленные гиганты, производящие экспортоориентированную сырьевую продукцию, либо новые предприятия, изначально создававшиеся с учетом современных экономических требований. Что касается остальных – то в интересах не только их самих, но и государства начать работу по повышению конкурентоспособности их производства. Вопрос в том, как это делать? По мнению организаторов семинара – с помощью профессионалов, специализирующихся в этой области.
В этих целях отечественная корпорация «Шарт» и международная Shell Global Solutions в июне 2005 года подписали Меморандум о сотрудничестве. Он предполагает объединение усилий этих компаний в области повышения конкурентоспособности отечественных производителей в Республике Казахстан. Эти усилия будут направлены на оказание комплексных услуг отечественным предприятиям по предоставлению рекомендаций по развитию и оптимизации производства, что в конечном итоге предполагает выход казахстанской продукции и услуг на экспортоориентированный уровень. Выступая в Усть-Каменогорске, представители обеих консалтинговых компаний рассказали о том, какими методиками и инструментами они пользуются в своей работе и каких конкретных результатов достигают компании с помощью внедрения простых и эффективных систем управления бизнес-процессами.
В презентации своей компании представитель Shell Global Solutions Ричард Арти (Richard Arthey) рассказал, что это подразделение группы компаний Shell по консалтингу и внедрению бизнес-решений. Она насчитывает порядка 4,5 тыс. сотрудников, которые являются специалистами-практиками в различных направлениях и работают с предприятиями во многих странах мира. Клиенты Shell Global Solutions - это не только нефтяники, но и металлургические, целлюлозно-бумажные и др. комбинаты, что позволяет компании иметь развитую индустриальную практику. Ею тратится порядка 80 млн. долларов в год только на исследования в области новых технологий и инноваций.
Подобные семинары специалисты Shell Global Solutions проводят постоянно. Одна из тенденций, которую отметил г-н Арти, это то, что наиболее простые варианты решения производственных проблем уже знакомы предприятиям и успешно используются ими. Растет спрос на все более сложные программы усовершенствования бизнес-процессов, улучшения взаимодействия с другими производствами. Сегодня клиенты уже говорят о том, что им нужны от консультантов не только хорошие идеи, но и решения по реализации этих идей. Нужны партнеры, которые готовы инвестировать их проекты, брать на себя определенные риски.
В числе аспектов, наиболее важных для успешной реализации программ развития, представитель Shell Global Solutions отметил человеческий фактор. По его словам, консультантам-практикам известны случаи, когда компании выступали с серьезными инициативами, тратили на их осуществление немало денег, но не получали устойчивого долгосрочного эффекта. «Мы говорим о больших деньгах, о больших компаниях, но забываем о людях, которые непосредственно реализуют программы».
Упоминание об HR-проблеме нашло самый живой отклик у участников семинара. Многие из них признавались, что испытывают катастрофический дефицит квалифицированных кадров и это для них сегодня едва ли не главное препятствие на пути к повышению конкурентоспособности. Потому что как бы правильно ни были выстроены процессы на производстве, от качества их исполнения зависит конечный результат работы. У нас же в стране как раз настает тот давно уже предсказанный период, когда старые специалисты или уходят с предприятий, или не могут приспособиться к новым методам работы, а новые приходят с очень низким уровнем профессиональной подготовки. И не всегда есть возможность доучивать их уже на производстве.
Основной деятельностью казахстанской корпорации «Шарт» являются оказание аналитических услуг отечественным предприятиям и местным исполнительным органам по повышению конкурентоспособности производимых товаров, работ и услуг. Работы по повышению конкурентоспособности носят системный и комплексный характер и включают в себя следующие мероприятия:
- обследование казахстанских предприятий и оценка их текущего состояния;
- подготовка методик, эталонов, проектов бизнес-программ и других методических документов для отечественных предприятий;
- работа с клиентами над требованиями, предъявляемыми компаниями-импортерами к собственным поставщикам товаров, работ и услуг;
- разработка целевых программ модернизации и оптимизации отечественных предприятий, предусматривающие достижение конкурентоспособного уровня.
По словам президента корпорации «Шарт» Айдына Тумышева, «первоочередной целью этой поездки было рассказать, что есть такие методологии и технологии, с которыми, если предприятие пожелает, можно успешно работать. Думаю, этой цели мы достигли. Теперь уже разговор идет о том, что конкретно мы можем сделать и какие результаты можем гарантировать».
Айдын Тумышев также предложил 10-ступенчатую систему классификации предприятий для определения их уровня развития:
1. Устаревшее оборудование и низкое качество выпускаемой продукции.
2. Привлечение усовершенствованной технологии.
3.Модернизация оборудования.
4. Оптимизация производственного цикла.
5. Повышение квалификации персонала.
6. Модернизация структуры управления.
7. Сертификация по ISO 9000.
8. Сертификация по API, ASME.
9. Производство продукции по международным стандартам.
10. Выход на международный рынок.
Причем первые шесть ступеней являются базовыми, а четыре последние – необходимыми именно для экспортоориентированных предприятий, нацеленных на конкурентоспособность в условиях ВТО. В каждом из предприятий должен быть разработан свой «путеводитель» от нижних ступеней к высшим. Это стратегия, основанная на детальном исследовании технического, технологического и экономического состояния предприятия и маркетингового анализа ситуации в отрасли.
В среднем работа с консалтинговой компанией, начиная от изучения положения дел на предприятии до выработки конкретных рекомендаций и внедрения их на производстве, занимает порядка двух-трех лет. Если говорить о цене этих услуг, то они сильно варьируются в зависимости от сложности и объема работы. Но есть, например, такая форма договора, при которой заказчик выплачивает консультанту только заранее оговоренный процент от той дополнительной прибыли, которая была им получена в результате оптимизации работы и сокращения издержек.
Можно предположить, что в процессе работы с предприятиями консультанты столкнутся с рядом уже известных проблем. Главная из них – нежелание многих компаний раскрывать свою реальную финансовую отчетность и полную информацию о производственной деятельности, связанное с практикой ведения двойной бухгалтерии и использования других неформальных методов «оптимизации» бизнеса. Понятно, что на основе недостоверных сведений невозможно выработать действенные рекомендации, как бы высокопрофессиональны ни были консультанты. Еще один фактор, который необходимо учитывать, – вопрос доверия потенциальных заказчиков к внешним консультантам. Любое предприятие, в том числе и такое, которое ведет прозрачную финансовую отчетность, заинтересовано в защите определенной части информации о своей деятельности от конкурентов и мошенников. Поэтому многое будет от того, смогут ли консалтинговые компании гарантировать своим клиентам высокий уровень конфиденциальности полученных от них сведений.
Но в целом нужно признать, что консалтинговые услуги по подготовке региональных предприятий к вступлению страны в ВТО, являются сегодня весьма своевременными. Впрочем, специалисты полагают, что спрос на них резко возрастет уже после того, как Казахстан станет членом Всемирной торговой организации. То есть только тогда, когда предприятия на собственном опыте ощутят все изменения рынка, которые несет с собой международная конкуренция.