Стоит ли торопиться в ВТО?
Сергей Букатов, предприниматель, директор рекламной группы «Арат», Петропавловск
Вот уже несколько лет в деловых и политических кругах, в СМИ настойчиво звучит тема о вступлении Казахстана в систему ВТО. И почти всегда со знаком плюс. Президент республики в своем Послании успешную интеграцию Казахстана в мировую экономику поставил в числе первых приоритетов. В обществе сложилось довлеющее мнение, что вступление республики в ВТО - это однозначно положительное явление, способствующее экономическому подъему Казахстана, скорейшей интеграции страны в глобальную экономическую систему со всеми вытекающими из этого преимуществами, такими как увеличение занятости и доходов населения, рост экспорта продукции, удешевление импорта и другое.
Не преуменьшая роли ВТО в современном мире, спросим себя, так ли это на самом деле? Действительно ли перспективы вступления нашей страны в ВТО окажутся столь однозначно радужными и положительными? Какие реальные последствия ожидают экономику Казахстана и соответственно граждан, населяющих его территорию?
Система ВТО - образование достаточно молодое, членство в ней поддерживают 148 стран, 20 из которых вступили в организацию после 1995 года. Четкой связи между вступлением этих стран в ВТО и их экономическим процветанием, к сожалению, не наблюдается. Это Монголия, Панама (1997 г.), Кыргызстан (1998 г.), Литва, Молдова (2001 г.). Высокие темпы экономического роста демонстрирует Китай, вступивший в ВТО в 2001 году, но так и не добившийся получения прав и торговых льгот в полном объеме, которыми обладают все другие члены организации.
Деятельность ВТО и стран - участниц регулируется соглашениями и юридическими документами. Если рассмотреть или смоделировать действие только некоторых из так называемых «Многосторонних торговых соглашений» в зеркале нашей казахстанской действительности, получается безрадостная картина. Возьмем, к примеру, соглашение по сельскому хозяйству, соблюдение которого предполагает прекращение или значительное сокращение под контролем международного торгового сообщества государственных дотаций отечественных сельхозпроизводителей, что может сделать неконкурентоспособными многие неокрепшие отрасли сельхозпроизводства и сельхозпереработки. А это повлечет за собой рост безработицы и в без того избыточно заселенных сельских районах. Следом за ней – маргинализация населения, ведущая к непредсказуемым социальным последствиям. За примерами далеко ходить не нужно. Перед нашими глазами соседний Кыргызстан, вступивший в систему ВТО чуть ли не с момента объявления своего суверенитета. Но и не это самое ужасное. Ставится под сомнение выполнение одной из важных государственных доктрин по продовольственной безопасности республики.
Далее – соглашение по применению статьи VI ГАТТ 1994 г. Так называемый антидемпинг, который определяет условия и процедуры применения мер для противодействия демпингу. Под эту статью можно без труда подвести целые секторы экономики, где производство товаров имеет низкую себестоимость, в частности, по причине относительно низкого по сравнению с мировыми стандартами уровня оплаты труда.
Теперь о Генеральном соглашении по торговле услугами, определяющем основы режима торговли услугами, и его приложении по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. Бедные местные кулибины. Теперь по причине дороговизны регистрации изобретений и сложности правового сопровождения при внедрении и привлечении инвестиций доступ на интеллектуальный рынок для них будет практически закрыт. Заметьте, на местный рынок, не говоря уже о мировом. Да, мы привлечем в свою экономику недорогие так называемые технологии вторичного использования, но начисто лишим стимула к развитию казахстанскую науку и усилим процесс утечки мозгов.
Нужно сказать, что у нарождающегося предпринимательства Казахстана в связи с интеграцией в систему ВТО также появятся новые проблемы. Смогут ли они выдержать финансовую, технологическую и правовую конкуренцию с мировыми транснациональными корпорациями или станут их рядовыми операторами?
По мере того как все больше технологизируются самые различные виды производства, право интеллектуальной собственности на высокотехнологичные патенты становится привилегией узкой группы международных корпораций, работающих фактически во всех сферах экономики. Права интеллектуальной собственности транснациональных компаний распространяются даже на многие сферы так называемого традиционного аборигенного знания, например, в сфере народной медицины и производства уникальных национальных продуктов.
Конечно, интеграция в мировую экономическую систему для любой национальной экономики – явление, несомненно, прогрессивное. Не зря в ВТО стремятся многие страны. О необходимости вступления в ВТО не раз говорил президент нашей республики. Но только на условиях, полностью учитывающих интересы Казахстана. В своем Послании 1 марта президент подтвердил свою позицию: «Убежден, что вступление нашей страны в эту международную экономическую организацию открывает широкие возможности для укрепления конкурентоспособности Казахстана на международных рынках. Однако эти возможности нужно умело и выгодно использовать». Вопрос, сумеем ли мы умело и выгодно использовать свои возможности, остается открытым.