Реформы, которых не было
Арыстан Есентугелов
…После того, как были исчерпаны все возможности вывода советской экономики из глобального кризиса методами, характерными для социалистической плановой экономической системы, правительство Рыжкова приняло в марте 1990 года решение об умеренном переходе к рынку.
Этот факт развеял миф о бескризисном развитии плановой экономики, признав системный экономический кризис СССР, выход из которого возможен только на почве радикального изменения всей общественной системы – перехода из социалистической системы в капиталистическую, из плановой экономики – в рыночную.
В стране начался свое-образный программный бум – разрабатывались правительственные программы в СССР и союзных республиках, каждая из которых предлагала свой путь безболезненного перехода к рынку. Но камнем преткновения всех программ был вопрос о том, как вывести из-под государственного контроля цены. Главную проблему создавали имеющиеся в экономике «горячие» деньги, необеспеченные товарами и выплаченные населению за последние несколько лет. Их объем оценивался тогда в сумме от 200 млрд. до 300-350 млрд. рублей, которые оказывали мощное инфляционное давление на экономику. Очевидно, что если бы цены были в одночасье отпущены на свободу, то они сразу же взлетели бы вверх (по оценкам экспертов в 3-3,5 раза), катастрофически снизив уровень жизни и без того небогатых советских людей.
В мае 1990 года был опубликован проект официальной правительственной программы, условно названной программой Рыжкова - Абалкина. Это была программа умеренного перехода к рынку. В ней предусматривалось государственное регулирование объемов производства, медленное поэтапное освобождение цен от госконтроля, сохранение сложившихся структур, а значит, и методов управления экономикой и восстановление прерванных хозяйственных связей. Все это должно было осуществляться преимущественно административными методами. Программа рассматривала СССР как обновленное федеративное государство.
Одновременно группой ученых во главе с С.Шаталиным и Г.Явлинским была разработана так называемая программа «500 дней». Суть ее состояла в том, чтобы в течение шести месяцев, продавая различные виды государственной собственности, изъять с рынка избыточные горячие деньги, а затем безболезненно освободить цены от госконтроля. Все процессы проведения различных реформ, формирования необходимых для функционирования полнокровного рынка институтов и т.д. были разложены по дням, предлагалось создание экономического союза, что значило - спасение СССР как политического союза невозможно.
Обе программы не были приняты в Верховном Совете СССР. Первая – из излишней консервативности, а вторая – излишней радикальности.
Президент СССР М.С.Горбачев решил сделать из двух программ одну, создав рабочую комиссию во главе с академиком Аганбегяном. Результаты ее работы под названием «Основные направления по стабилизации народного хозяйства и переходу к рыночной экономике» были одобрены на третьей сессии Верховного Совета СССР. В своей монографии, написанной в 1995 году, я оценил ее так: «Венцом всех работ стала бездарная некомпетентно составленная компиляция из двух программ, находящихся на двух непримиримых позициях, которая тут же всеми была забыта». Е.Ясин в своей монографии, изданной в 2003 году, дал ей следующую оценку: «Это была пустая бумага, отписка, ее никто не собирался выполнять».
Эти программы, не успев выйти в свет, привели к развалу потребительского рынка, резкому росту цен на черном рынке. Таким образом, если в стране и была возможность проведения мягкой реформы и перехода к рынку умеренными темпами, то она была упущена в конце 80-х и в 90-х годах. Теперь в арсенале оставались только болезненные и непопулярные в народе меры.
К концу лета 1990 года не только социально-экономическое, но и политическое положение в стране стало настолько катастрофическим, что на повестке дня выдвинулась наряду с переходом к рынку и выводом страны из экономического кризиса задача сохранения Союза ССР как единого федерального государства. Именно тогда был опубликован проект Союзного договора. Тем временем в СССР произошла смена правительства Рыжкова правительством В.С.Павлова.
В такой обстановке проблема стабилизации народного хозяйства и перехода к рынку рассматривалась как на концептуальном, так и на программном уровнях и в Казахстане.
В июле только что созданная государственная комиссия по экономической реформе Совета Министров Казахской ССР во главе с заместителем председателя Совета Министров Казахской ССР К.Т.Турысовым создала правительственную рабочую группу для разработки концепции перехода КазССР к рынку на базе Института экономики АН КазССР. В ходе ее обсуждения было решено подготовить альтернативную концепцию перехода Казахстана к рынку.
В ней мы четко отстаивали необходимость либерализации цен без промедления, многообразия форм собственности с преобладанием частной приватизации госсобственности и прямой продажи предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, так называемых малых и средних промышленных предприятий, акционирования крупных и т.д. А также необходимость перестройки организационной структуры управления национальным хозяйством, формирования рыночной инфраструктуры, принятия мер по финансовой стабилизации экономики и т.п.
В концепции отмечалось, что переход республики на рыночную экономику возможен только через переходный период. Причем он будет чрезвычайно сложным и достаточно длительным – 7-10 лет. Мы предупреждали, что, несмотря на все трудности, промедление с переходом к рынку способно только осложнить наше положение и привести к непредсказуемым социально-экономическим и политическим последствиям. Дальнейший ход событий и переход к рынку в 1992 году подтвердил правильность нашей прогнозной оценки.
После обсуждения обеих концепций К.Т.Турысов принял нашу концепцию за основу правительственной концепции перехода экономики КазССР к рынку.
В августе новая рабочая группа, состоявшая в основном из ученых, работников некоторых правительственных органов под председательством К.Т.Турысова – зам.председателя Совета Министров КазССР была разработана «Программа стабилизации экономики КазССР и перехода к рынку». В проект наряду с рекомендацией о поэтапной либерализации цен по моему настоянию был включен и другой вариант рекомендации по ценам – единовременной либерализации цен на все товары и услуги, кроме 10-11 видов товаров первой необходимости.
Однако в ходе обсуждения проекта в окончательный вариант программы, который был принят Верховным Советом 6 декабря, была включена рекомендация только по поэтапной либерализации цен. Но, как мы знаем, в 1992 году реформа началась с единовременной либерализации цен. Что касается остальной части программы, в ней не было ничего интересного с точки зрения перехода к рынку и реальных шагов по стабилизации экономики республики. Все излагалось с позиции административно-командной экономики в привычных выражениях, предлагалось создать систему социальных гарантий, построить социально ориентированную рыночную экономику, не допускать в переходном периоде спада производства, временно замораживать цены при чрезмерном их росте и т.д.
Трудно было ждать другого от ученых и работников правительственных учреждений, представителей марксистско-ленинской политэкономической школы, которым до крайности чужда суть рыночной экономики.
Пока утверждался проект данной программы, новое правительство СССР во главе с Павловым повысило в сентябре 1990 году закупочные цены на сельхозпродукты, в основном на зерно в три раза, объявило о повышении с 1 января 1991 года оптовых цен на промышленную продукцию в 2 раза, а с 1 апреля розничных цен в три раза. Разработало и приняло бездефицитный бюджет, который трудно назвать иначе как популистским.
Я высказал свое негативное отношение к этой программе на совещании государственной комиссии экономических реформ Совета Министров КазССР. По поручению Турысова я написал свой вариант проекта выступления председателя Совета Министров КазССР У.К.Караманова, который должен был выступить в июне на совещании в правительстве СССР, но она была отклонена. На следующей день в газете «Правда» в информации об этом совещании сообщалось, что критика программы наиболее концептуально была высказана в выступлении председателя Совета Министров КазССР У.К.Караманова.
На этом эпопея экономических программ стабилизации экономики и перехода к рыночной экономике в СССР бесславно закончилась. Впереди нас ждало крупное неприятное событие, поставившее точку в истории советской экономики, – августовский путч, который в полной мере убедил всех в том, что все попытки спасти советскую экономику оказались тщетными, как и неизбежность краха плановой экономики, а вместе с ними и распад самого СССР.