Котировка ВУЗов
Дженнет Ачилдурдыева
Журнал «Эксклюзив» представляет итоги очередного исследования: «Рейтинг репутации вузов». Редакция журнала попыталась выяснить общественное мнение о репутации учебных заведений в Казахстане и за рубежом. В качестве экспертов выступили читатели журнала - менеджеры среднего и высшего звена, работающие в самых разных отраслях, HR-менеджеры, руководители рекрутинговых агентств. Одним словом, все те, кто так или иначе связан с принятием на работу молодых специалистов. Нам удалось получить 104 ответа, опрашиваемые сами вписывали в строки анкеты учебные заведения, которые, по их мнению, обладают хорошей репутацией и дают качественные знания.
В итоге на первый вопрос о наиболее авторитетных вузах в Казахстане, СНГ и дальнем зарубежье мы получили следующие ответы:
В Казахстане четко определилась пятерка лидеров. Первое место с большим отрывом от других претендентов на звание лучших занял КИМЭП (Казахстанский институт менеджмента экономики и прогнозирования), 23% респондентов посчитали его на сегодняшний день вузом №1 в Казахстане. Второе место по авторитетности занял КазГУ (Казахский национальный университет им. Аль-Фараби), который был отмечен 16% опрашиваемых. Третье место поделили между собой КБТУ (Казахстанско-британский технический университет) и UIB (Университет международного бизнеса), набравшие каждый по 10%. Четвертое место досталось КазНТУ (Казахский национальный технический университет им. К. И. Сатпаева)- 9% и пятое МАБ (Международная академия бизнеса) - 8%.
Также в первую десятку вошли: Казахский экономический университет им. Т. Рыскулова (КазЭУ) - 5%; Академия юриспруденции - Высшая школа права «Адилет» - 4%; Казахский университет международных отношений и мировых языков им. Абылай хана (КазУМОиМЯ) и Казахский гуманитарно-юридический университет (КазГЮА), набравшие каждый по 3%; Алматинский институт энергетики и связи (АИЭС) - 2%. И еще шесть вузов, преодолевших 1% барьер упоминаний, - Казахско-американский университет, Университет «Туран», Университет им. Сулеймана Демиреля, Казахская государственная академия управления, Карагандинский университет и Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова.
В СНГ лидерами стали российские вузы, а именно: московские и санкт-петербургские. Бесспорным лидером стал Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (МГУ), насчитывающий более чем 250-летнюю историю. Его отметили 37% опрошенных. Второе место разделили Московский государственный институт международных отношений (Университет) министерства иностранных дел Российской Федерации (МГИМО) и Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана (МГТУ), набравшие по 14% каждый. Продолжили список лидеров Санкт-Петербургский государственный университет (СПГУ) - 9%, затем Новосибирский государственный университет (НГУ) - 7% и Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы (РУДН) - 5%.
Кроме того, были отмечены Томский государственный университет - 4%, Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова - 4%, Московский государственный инженерно-физический институт (технический университет (МИФИ) - 2%, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) - 2% и Школа-студия Московского художественного академического театра им. А.П. Чехова (МХАТ) - 2%.
Из зарубежных вузов казахстанцы назвали старейшие европейские и западные учебные заведения.
На вопрос, в каких вузах учатся дети респондентов или где бы они хотели, чтобы учились их чада в будущем, были получены интересные ответы. При условии получения высокого уровня образования 33% хотели бы, чтобы их дети учились на родине, 38% - в Европе или на Западе, а в России - только 29%.
В ответах на этот вопрос было отмечено всего лишь 6 достойных казахстанских вузов. 45% детей опрашиваемых учатся или их родители предпочли бы, чтобы они учились в будущем в КИМЭПе. На второе место вышли КазНТУ им. К. И. Сатпаева, КБТУ и КазГУ им. Аль-Фараби, набравшие по 14% каждый, а на третье МАБ и UIB - по 8%.
По СНГ бесспорными лидерами стали МГУ им. М. В. Ломоносова - 54%, МГИМО - 14% и НГУ- 7%. Еще 25% опрошенных назвали другие вузы, находящиеся в основном в Москве, Санкт- Петербурге, а также в Томске.
По итогам исследования, на сегодняшний день большинство казахстанцев отправляют своих детей за рубеж или, по крайней мере, мечтают об этом.
Самые развернутые ответы мы получили на вопрос, как изменилось качество образования в Казахстане за последние 10 лет и почему. По этому поводу мнения разделились пополам. Одинаковое количество (46%) людей считают, что образование изменилось в худшую сторону, и столько же с ними не соглашаются, а 8% думают, что оно не изменилось вовсе.
Начнем, так сказать, с плохой новости. Среди причин изменения качества выпускаемых специалистов респонденты в один голос назвали масштабную коррупцию в вузах, слабый преподавательский состав из-за низкой оплаты труда и утечки профессионалов своего дела, а также безконтрольный рост частных вузов, не проходящих надлежащей аттестации. Эти причины выделили 69% опрошенных.
Оптимисты же считают, что в казахстанском образовании есть перемены к лучшему. Они связывают это с такими факторами, как конкуренция среди вузов, бурное развитие экономики страны и расширение внешнеэкономических связей. При приеме на работу большее значение сегодня имеют знания и умения, а не предъявляемая корочка об окончании вуза. Появилась возможность стажировок и обмена опытом как среди студентов, так и среди преподавателей. Участники опроса также отметили стремление государства изменить ситуацию в сфере образования.
Последний вопрос помог нам узнать, с чего, по мнению респондентов, нужно начинать работу по улучшению качества образования в Казахстане.
Как говорится, кадры решают все, по мнению 54% опрошенных, поднятие уровня образования нужно начинать с повышения зарплаты, уровня социального обеспечения и имиджа самих преподавателей вузов. Профессионализм последних, по мнению респондентов, поможет поддерживать периодическая аттестация и стажировки по обмену опытом с иностранными коллегами из зарубежных вузов. Сделать процесс обучения более продуктивным поможет формирование новых подходов и методик обучения, использование новых технологий и приглашение зарубежных специалистов. Материальная обеспеченность и построение правильных взаимоотношений между студентами и преподавателями должны стать главным шагом в борьбе с коррупцией, с этого предложили начать работу 5% опрошенных. Также были высказаны мнения о необходимости улучшения школьной базы, сокращения количества вузов и аккредитации их по высоким требованиям. Кроме того, респонденты упомянули важность более тесного сотрудничества вузов с работодателями.