Непересекающиеся прямые
Ярослав Разумов
Хрестоматийный литературный образ воза, который, сколько с ним ни бьются, так и остается на одном месте, как нельзя подходит к проблеме профессионального образования в нашей стране. Динамика здесь, если и есть, то совсем незначительна, а вызовы только нарастают.
В очередной раз это показала прошедшая недавно ежегодная Республиканская конференция на тему: «О состоянии и проблемах подготовки специалистов в системе образования и на промышленных предприятиях Республики Казахстан. Перспективы интеграции производства и профессионального образования». Инициатором конференции традиционно выступает Конфедерация работодателей Республики Казахстан (КРРК), акимат города Алматы совместно с Ассоциацией вузов Республики Казахстан и Ассоциацией организаций профессионального образования Казахстана. То, что на первом месте среди организаторов названа Конфедерация, знаково: именно бизнес-общественность раньше и глубже других секторов нашего общества осознала, насколько то, что происходит с образованием в стране, плохо. Естественно, что обеспокоенность предпринимателей этой проблемой есть не только плод гражданской позиции, но и проявление вполне практического интереса, даже лучше сказать, озабоченности, тем, кто и как будет работать на казахстанских предприятиях.
- В последнее время работодатели и предприниматели республики острее стали ощущать нехватку профессионально подготовленных рабочих кадров. Система совершенствования профессионального образования и подготовки рабочих является, пожалуй, сегодня узким местом, которая уже тормозит начавшееся возрождение перерабатывающих отраслей экономики Казахстана, - заметил еще в своем прошлогоднем выступлении на аналогичной конференции Кадыр Байкенов, председатель правления Конфедерации работодателей Республики Казахстан. В этом году фактически речь шла о тех же проблемах и тенденциях.
Вот лишь один пример: структура колледжей и лицеев Казахстана в разрезе специальностей в 2005 году выглядела так: медицинских -10%, гуманитарных – 13%, экономических - 20%, образования - 21%, транспорта - 7%, информатики и вычислительной техники – 6%, искусства и культуры - 3%, нефти и газа - 3%, строительства - 2%, энергетики - 2%, связи - 2%, сельского и лесного хозяйств – 2%, машиностроение -1% и сферы обслуживания - 1%. За прошедший год в стране продолжался рост ВВП, статистика отмечает позитивные тенденции в развитии малого и среднего бизнеса (отметим, однако, что с этим согласны не все специалисты), фиксируется рост в перерабатывающих отраслях экономики, но… Практически не изменилась приведенная выше структура профессионально-технического образования.
То же и с отношением высшего образования, с одной стороны, и средне- и специально-технического (то есть вместе взятых, по советским определениям, техникумов и ПТУ), с другой. У нас на пять-шесть студентов вузов приходится 1 пэтэушник! Представители Конфедерации предпочитают другое сравнение, в более близкой им системе образов – «мы готовим одного рабочего на шесть инженеров» - заметил г-н Байкенов.
- Как известно, для экономики развитой страны нормальным соотношением по количеству подготовленных специалистов с высшим, среднеспециальным и начальным профессиональным образованием является соотношение 1:1:5. В Казахстане это соотношение составляет 6:2:1, в то время как в других странах на одного инженера приходится пять подготавливаемых рабочих, - отметил в своем выступлении председатель правления Конфедерации. Похожий расклад и в структуре вузовского образования. Вот лишь одна, но красноречивая, цифирь: в Казахстане на 15 миллионов населения приходится 178 вузов, а в то время как, например, в Израиле с его несколькими миллионами граждан - всего 7!
Естественно, что на таком фоне кадровый дефицит в казахстанской экономике стал проблемой, во-первых, перманентной, во-вторых, обостряющейся. И структурный, и качественный, и количественный ее аспекты не дают поводов для оптимизма. Можно поднять эту проблему в разговоре с представителем практически любого производственного сектора казахстанской экономики и услышать совершенно одинаковые ответы и сетования. Прав г-н Байкенов: кадровый аспект превращается в самое большое препятствие для динамичного развития экономики, и без решения этой проблемы никакие программы, даже самые детализированные и подкрепленные финансами, не будут работать.
Очевидно, что наше общество и экономика попались в ловушку, которую во многом сами себе и выстроили. Во-первых, в начале рыночной эпохи, наступившей после распада СССР, существовало представление о том, что абсолютно любое производство в Казахстане, коль скоро оно формировалось при советской системе, убого и нежизнеспособно. Отчасти это представление было занесено к нам извне, притом расчетливо и сознательно. Но винить, кроме себя, здесь некого: вместо поиска ответа как все же сохранить что-то из собственных перерабатывающих отраслей у нас махнули на них рукой. И так продолжалось до самого последнего времени. Голоса же того, немногочисленного, слоя предпринимателей, которые пытались и словом, и, главное, делом, оспорить этот взгляд, просто не были услышаны.
Другим «краем» этой ловушки было представление о том, что наш народ очень хорошо образован. Где и кем только не повторялся этот тезис в 1990-е! И это было правдой, но заключалась она в том, что эта образованность и профессионализм были наследством советской эпохи, а любое наследство, когда над ним не работают, тает. Окончательный удар, конечно, по самому понятию профессионализма нанесла коммерциализация образования, покончив с такой важнейшей вещью, как престижность знания. Так в результате и получилось, кадровый потенциал оказался совершенно бездарно растрачен.
Нельзя сказать, что опасность этих процессов никто не осознавал. Вспоминаю частный разговор с одним из руководителей министерства экономики лет десять назад: он совершенно обоснованно уже тогда говорил о нарастании кадровых проблем в экономике и о том, что замещать дефицит специалистов придется импортом их из других стран, но стоить это будет очень дорого, далеко не каждое предприятие и даже не каждая отрасль экономики смогут себе это позволить… Так оно и получилось, хотя замечу: тогда разговор шел об инженерах, технологах, менеджерах среднего звена. Что проблемой станут рабочие, еще не представлялось.
Сказать, что в этой сфере в самые последние годы вообще нет никакой позитивной динамики было бы неверно. Так, на недавней конференции одна из ее участниц заметила, что четыре года назад профессионально-техническое образование находилось «в зачаточном состоянии», а сейчас «эта ситуация мало-помалу сдвигается с места». Однако адекватны ли эти положительные тенденции тому объему проблем, что есть в стране? Один из ответов на этот вопрос звучал в выступлениях на той же конференции: основные претензии предпринимателей к системе профессионального обучения - недостаточная подготовка выпускаемых рабочих и техников к конкретным условиям производства, слабое владение техникой, отсутствие профессиональных навыков. Многие учебные заведения вообще не имеют производственной базы, а те, которые имеют, обучают молодежь на старом оборудовании, давным-давно снятом с производства. Хорошо, если у учебного заведения налажены тесные связи с промышленными предприятиями, где студенты могут проходить практику, но это происходит далеко не всегда. И здесь без помощи и государства, промышленных предприятий, представителей крупного бизнеса не обойтись.
- Главным сдерживающим фактором развития профессионального образования в стране является его недостаточное финансирование, поэтому если государственная политика направлена на промышленный прорыв в мировую экономику, то мы должны сегодня заботиться об увеличении квалифицированных кадров и не жалеть денег на их подготовку, - заметил г-н Байкенов.
Справедливо было отмечено, что заниматься образованием населения, подготовкой квалифицированных кадров надо не только исходя из экономических резонов; у этой задачи есть и социально-политическое назначение – не допускать маргинализации граждан, особенно молодых. Наконец, еще одно следствие былых провалов в образовательной политике - растущая зависимость нашего рынка труда от иностранной рабочей силы. Сейчас она бросается в глаза в строительном секторе, в некоторых регионах Казахстана уже заметна в сельском хозяйстве. Но не станет ли она и проблемой перерабатывающей, горнодобывающей сфер? Об этом как следствии, в том числе и проблем с кадровой политикой, говорилось, например, год назад на 5-м съезде профсоюза металлургов и горняков Казахстана. Об этом же говорила на прошлогодней конференции и министр труда и социальной защиты Гульжан Карагусова, заметившая, что «первое, что требуется при вступлении в ВТО, - это открыть наш рынок труда, а учитывая тот дисбаланс, который у нас есть в спросе и предложении на рабочую силу, мы действительно можем оказаться в плачевном состоянии, когда большая часть нашего трудоспособного населения в связи со своими квалификационными параметрами просто не сможет найти свое место».
Совершенно очевидно, что без очень энергичных и быстрых мер по реальному, а не чиновничье-декларативному реформированию всей системы образования на всех ее «этажах» дальнейшее эффективное развитие экономики страны становится проблематичным. В свое время Бисмарка спросили о причинах быстрой и эффектной победы Пруссии над Францией, ставшей международной политической сенсацией. На что великий политик ответил, что войну выиграл немецкий учитель. Лучше о системной важности хорошего образования не скажешь, будь то военная или созидательная сфера.