среда, 13 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Непересекающиеся прямые

Ярослав Разумов  

Хрестоматийный литературный образ воза, который, сколько с ним ни бьются, так и остается на одном месте, как нельзя подходит к проблеме профессионального образования в нашей стране. Динамика здесь, если и есть, то совсем незначительна, а вызовы только нарастают.

В очередной раз это показала прошедшая недавно ежегодная Республиканская конференция на тему: «О состоянии и проблемах подготовки специалистов в системе образования и на промышленных предприятиях Республики Казахстан. Перспективы интеграции производства и профессионального образования». Инициатором конференции традиционно выступает Конфедерация работодателей Республики Казахстан (КРРК), акимат города Алматы совместно с Ассоциацией вузов Республики Казахстан и Ассоциацией организаций профессионального образования Казахстана. То, что на первом месте среди организаторов названа Конфедерация, знаково: именно бизнес-общественность раньше и глубже других секторов нашего общества осознала, насколько то, что происходит с образованием в стране, плохо. Естественно, что обеспокоенность предпринимателей этой проблемой есть не только плод гражданской позиции, но и проявление вполне практического интереса, даже лучше сказать, озабоченности, тем, кто и как будет работать на казахстанских предприятиях.
- В последнее время работодатели и предприниматели республики острее стали ощущать нехватку профессионально подготовленных рабочих кадров. Система совершенствования профессионального образования и подготовки рабочих является, пожалуй, сегодня узким местом, которая уже тормозит начавшееся возрождение перерабатывающих отраслей экономики Казахстана, - заметил еще в своем прошлогоднем выступлении на аналогичной конференции Кадыр Байкенов, председатель правления Конфедерации работодателей Республики Казахстан. В этом году фактически речь шла о тех же проблемах и тенденциях.
Вот лишь один пример: структура колледжей и лицеев Казахстана в разрезе специальностей в 2005 году выглядела так: медицинских -10%, гуманитарных – 13%, экономических - 20%, образования - 21%, транспорта - 7%, информатики и вычислительной техники – 6%, искусства и культуры - 3%, нефти и газа - 3%, строительства - 2%, энергетики - 2%, связи - 2%, сельского и лесного хозяйств – 2%, машиностроение -1% и сферы обслуживания - 1%. За прошедший год в стране продолжался рост ВВП, статистика отмечает позитивные тенденции в развитии малого и среднего бизнеса (отметим, однако, что с этим согласны не все специалисты), фиксируется рост в перерабатывающих отраслях экономики, но… Практически не изменилась приведенная выше структура профессионально-технического образования.
То же и с отношением высшего образования, с одной стороны, и средне- и специально-технического (то есть вместе взятых, по советским определениям, техникумов и ПТУ), с другой. У нас на пять-шесть студентов вузов приходится 1 пэтэушник! Представители Конфедерации предпочитают другое сравнение, в более близкой им системе образов – «мы готовим одного рабочего на шесть инженеров» - заметил г-н Байкенов.
- Как известно, для экономики развитой страны нормальным соотношением по количеству подготовленных специалистов с высшим, среднеспециальным и начальным профессиональным образованием является соотношение 1:1:5. В Казахстане это соотношение составляет 6:2:1, в то время как в других странах на одного инженера приходится пять подготавливаемых рабочих, - отметил в своем выступлении председатель правления Конфедерации. Похожий расклад и в структуре вузовского образования. Вот лишь одна, но красноречивая, цифирь: в Казахстане на 15 миллионов населения приходится 178 вузов, а в то время как, например, в Израиле с его несколькими миллионами граждан - всего 7!
Естественно, что на таком фоне кадровый дефицит в казахстанской экономике стал проблемой, во-первых, перманентной, во-вторых, обостряющейся. И структурный, и качественный, и количественный ее аспекты не дают поводов для оптимизма. Можно поднять эту проблему в разговоре с представителем практически любого производственного сектора казахстанской экономики и услышать совершенно одинаковые ответы и сетования. Прав г-н Байкенов: кадровый аспект превращается в самое большое препятствие для динамичного развития экономики, и без решения этой проблемы никакие программы, даже самые детализированные и подкрепленные финансами, не будут работать.
Очевидно, что наше общество и экономика попались в ловушку, которую во многом сами себе и выстроили. Во-первых, в начале рыночной эпохи, наступившей после распада СССР, существовало представление о том, что абсолютно любое производство в Казахстане, коль скоро оно формировалось при советской системе, убого и нежизнеспособно. Отчасти это представление было занесено к нам извне, притом расчетливо и сознательно. Но винить, кроме себя, здесь некого: вместо поиска ответа как все же сохранить что-то из собственных перерабатывающих отраслей у нас махнули на них рукой. И так продолжалось до самого последнего времени. Голоса же того, немногочисленного, слоя предпринимателей, которые пытались и словом, и, главное, делом, оспорить этот взгляд, просто не были услышаны.
Другим «краем» этой ловушки было представление о том, что наш народ очень хорошо образован. Где и кем только не повторялся этот тезис в 1990-е! И это было правдой, но заключалась она в том, что эта образованность и профессионализм были наследством советской эпохи, а любое наследство, когда над ним не работают, тает. Окончательный удар, конечно, по самому понятию профессионализма нанесла коммерциализация образования, покончив с такой важнейшей вещью, как престижность знания. Так в результате и получилось, кадровый потенциал оказался совершенно бездарно растрачен.
Нельзя сказать, что опасность этих процессов никто не осознавал. Вспоминаю частный разговор с одним из руководителей министерства экономики лет десять назад: он совершенно обоснованно уже тогда говорил о нарастании кадровых проблем в экономике и о том, что замещать дефицит специалистов придется импортом их из других стран, но стоить это будет очень дорого, далеко не каждое предприятие и даже не каждая отрасль экономики смогут себе это позволить… Так оно и получилось, хотя замечу: тогда разговор шел об инженерах, технологах, менеджерах среднего звена. Что проблемой станут рабочие, еще не представлялось.
Сказать, что в этой сфере в самые последние годы вообще нет никакой позитивной динамики было бы неверно. Так, на недавней конференции одна из ее участниц заметила, что четыре года назад профессионально-техническое образование находилось «в зачаточном состоянии», а сейчас «эта ситуация мало-помалу сдвигается с места». Однако адекватны ли эти положительные тенденции тому объему проблем, что есть в стране? Один из ответов на этот вопрос звучал в выступлениях на той же конференции: основные претензии предпринимателей к системе профессионального обучения - недостаточная подготовка выпускаемых рабочих и техников к конкретным условиям производства, слабое владение техникой, отсутствие профессиональных навыков. Многие учебные заведения вообще не имеют производственной базы, а те, которые имеют, обучают молодежь на старом оборудовании, давным-давно снятом с производства. Хорошо, если у учебного заведения налажены тесные связи с промышленными предприятиями, где студенты могут проходить практику, но это происходит далеко не всегда. И здесь без помощи и государства, промышленных предприятий, представителей крупного бизнеса не обойтись.
- Главным сдерживающим фактором развития профессионального образования в стране является его недостаточное финансирование, поэтому если государственная политика направлена на промышленный прорыв в мировую экономику, то мы должны сегодня заботиться об увеличении квалифицированных кадров и не жалеть денег на их подготовку, - заметил г-н Байкенов.
Справедливо было отмечено, что заниматься образованием населения, подготовкой квалифицированных кадров надо не только исходя из экономических резонов; у этой задачи есть и социально-политическое назначение – не допускать маргинализации граждан, особенно молодых. Наконец, еще одно следствие былых провалов в образовательной политике - растущая зависимость нашего рынка труда от иностранной рабочей силы. Сейчас она бросается в глаза в строительном секторе, в некоторых регионах Казахстана уже заметна в сельском хозяйстве. Но не станет ли она и проблемой перерабатывающей, горнодобывающей сфер? Об этом как следствии, в том числе и проблем с кадровой политикой, говорилось, например, год назад на 5-м съезде профсоюза металлургов и горняков Казахстана. Об этом же говорила на прошлогодней конференции и министр труда и социальной защиты Гульжан Карагусова, заметившая, что «первое, что требуется при вступлении в ВТО, - это открыть наш рынок труда, а учитывая тот дисбаланс, который у нас есть в спросе и предложении на рабочую силу, мы действительно можем оказаться в плачевном состоянии, когда большая часть нашего трудоспособного населения в связи со своими квалификационными параметрами просто не сможет найти свое место».
Совершенно очевидно, что без очень энергичных и быстрых мер по реальному, а не чиновничье-декларативному реформированию всей системы образования на всех ее «этажах» дальнейшее эффективное развитие экономики страны становится проблематичным. В свое время Бисмарка спросили о причинах быстрой и эффектной победы Пруссии над Францией, ставшей международной политической сенсацией. На что великий политик ответил, что войну выиграл немецкий учитель. Лучше о системной важности хорошего образования не скажешь, будь то военная или созидательная сфера.

Оставить комментарий

Антресоли

Котировка ВУЗов Котировка ВУЗов
Редакция Exclusive
25.06.2007 - 14:11
Блиц опрос Блиц опрос
Редакция Exclusive
25.06.2007 - 14:09
Пролетарии, Connect! Пролетарии, Connect!
Редакция Exclusive
25.06.2007 - 10:37
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33