Дениэл Р. Фунг: Мы верим в ренессанс Азии, и Казахстан должен стать частью этого процесса
Г-н Дениэл Р. Фунг, c которым мы познакомились в Гонконге, поражает своей неистощимой энергией. Обладая огромным количеством полномочий, он тем не менее с легкостью принял наше приглашение посетить Казахстан. Надо признать, что у нашего официального истеблишмента он вызвал интерес. И вообще, судя по всему, они понравились друг другу.
Фунг - первый человек китайского происхождения, состоявший на службе в качестве главного прокурора Гонконга в период с 1994 по 1998 г. и оказывавший содействие по вопросу возвращения Гонконга под юрисдикцию Китая. На сегодняшний день г-н Фунг является главным адвокатом судебной коллегии Гонконга, специализирующимся на конституционном и торговом праве, председателем палаты Dex Voeux, признанной азиатской адвокатской практикой в качестве палаты 1999, 2000, 2002, 2003, 2004 и 2005 гг. Г-н Фунг одновременно исполняет обязанности председателя управления телерадиовещания от правительства Гонконга. Г-н Фунг также является основателем и председателем комитета по стратегическому развитию Восток - Запад, целью которого является проведение диалога между деловыми кругами и правительством для стимулирования экономического роста развивающихся рынков. Начиная с 1999 года данный комитет действовал в таких странах, как Индия, Казахстан, Республика Чехия, Тонга, Внутренняя Монголия и в настоящее время фокусирует свою деятельность на дельте Жемчужной реки Китайской Народной Республики.
Г-н Фунг - член консультативного совета по юриспруденции и праву Международного Всемирного Банка, является специальным советником программы развития ООН по корпоративному управлению в Китае и правовому регулированию укрепления потенциала в Камбодже и Лаосе.
Дополнительно г-н Фунг является народным депутатом Китайской народной политической консультативной конференции, председателем Китайского законодательного совета, президентом ассоциации международного права Гонконга, почетным президентом международной ассоциации промышленности и торговли, заместителем председателя Фонда мира и развития при поддержке ООН, заместителем председателя американо-австрийского семинара в Зальцбурге, вице-президентом академии экспертов в Великобритании, членом международного консультативного совета в Шанхае и в комитете стратегического развития правительства Гонконга. Член совета колледжа университета в Лондоне, где он получил степени бакалавра (1974 г.) и магистра (1978 г.) права, является членом «Среднего Темпла» с 1974 года, членом английской судебной коллегии с 1975 года и судебной коллегии Гонконга с 1977 года, в 1990 году г-н Фунг был назначен королевским юридическим советником. В 1985-1990 годы г-н Фунг возглавлял совещательный комитет по основному закону для вступления в силу Конституции Гонконга, с 1992 по 2004 годы являлся заместителем судьи верховного суда, в 1993-2004 годы - член центрального политического блока правительства Гонконга. Получив последнее британское назначение в качестве генерального прокурора Гонконга губернатором Крисом Паттеном в 1994 году, г-н Фунг перешел на службу к главе исполнительной власти в 1997 году в качестве первого генерального прокурора САР Гонконга КНР.
Оставив государственную службу, г-н Фунг получил успешное назначение в качестве ученого в Гарвардскую школу права (1998-1999), приглашенного научного сотрудника - в Йельскую школу права (1999), получил звание выдающегося ученого Гонконга 2000 года в США, приглашенный профессор в китайский университет Сунн Ят Сен, член совета директоров Комиссии по безопасности (1999-2004) и администрации Гонконгского аэропорта (1999-2005). Г-н Фунг награжден серебряной звездой Баухиния в 2003 году за заслуги правового и конституционного развития Гонконга, а также за справедливость во всем мире в 2004 году.
- Прежде всего хочу сказать, что мы были впечатлены вашим резюме. У вас так много обязанностей. Скажите, пожалуйста, какие из них являются приоритетными? И на что вы сейчас больше всего тратите время, как его распределяете?
- Основная область, которой я интересуюсь, - концепции трансформации стран из государственных экономик в рыночные. Очевидно, что рынок – оптимальный механизм для инвестиций и торговли. Но он может работать только в условиях транспарентности и продуманного законодательства. Поэтому эти две составляющие - в основном фокусе моих интересов. Азия переживает очень интересную фазу своего развития. Она началась после Второй мировой войны сначала в Японии, позднее - в Гонконге, затем - в Сингапуре, Таиланде, Малайзии и т.д. Сегодня в этот перечень по праву может войти и Казахстан. Он стал независимым в 1992 году, и с тех пор мы наблюдаем за ним со всевозрастающим интересом. Мы знаем, что Казахстан - это не только большие энергетические ресурсы, но еще и ряд очень важных преимуществ, включая его расположение на стыке логистических схем для всей Азии, а теперь еще и Алматы, который вы намерены развивать как финансовый центр Центральной Азии. Наш опыт вполне может быть полезен для вас, хотя бы потому, что Гонконг в последние 50 лет имеет опыт в логистике торговли Китая. Более того, мы еще с 1840 года являемся связующим звеном Китая с миром. Гонконг сегодня дает 40% валютных поступлений Китая. И этот процент остается неизменным с 1950-х годов и по сей день. Это основной торговый порт, логистический центр плюс фондовая биржа Гонконга - единственный международный финансовый центр в Азии. Несмотря на то что мы намного меньше, чем Токио, их рынок сфокусирован на внутреннюю промышленность Японии, а Гонконг – на внешние рынки. И по объему первичного размещения акций (на фондовом рынке) мы превысили объемы Лондона и Токио и сейчас вторые после Нью-Йорка. Мы хотим сотрудничать с Алматы и помочь вам продвигать Алматы как главный финансовый центр в Центральной Азии. Один из факторов нашего успеха - это транспарентность плюс правовые нормы, которые мы унаследовали от Великобритании. Гонконг - это на самом деле международная платформа для общения, бизнеса и идей. Мы очень рады видеть Казахстан, идущим по тому же пути. Мир слишком долго не обращал внимания на Центральную Азию, фокусируясь на основных центрах тяжести - Россия, Китай, Индия. Но Центральная Азия всегда играла стратегическую роль для каждого из этих государств. И мы думаем, сейчас пришло ее время, и мы хотим быть частью этого процесса. Мы очень заинтересованы в евразийской концепции, которую вы развиваете. У вас появился шанс возродить свою роль в транзите между Китаем и Европой, построив новую концепцию Шелкового пути. Мы также видим очень важное сотрудничество в ШОС, потому что в случае окончательного присоединения Индии и Пакистана она станет объединением 2/3 человечества. Впервые в истории человечества Азия объединится. Очевидно, что сейчас никто не согласится создать новую империю, но речь идет о взаимовыгодном сотрудничестве между всеми странами континента в продвижении торговли и инвестиций без препятствий и конфликтов, и это станет главным достижением в истории. Мы верим в силу экономической интеграции для улучшения уровня жизни всех людей. И мы верим, что эта концепция послужит снижению конфликтного потенциала между людьми и нациями. И мы хотим видеть ХХI век как век ренессанса в Азии.
- Когда несколько лет назад я спрашивала у японских и китайских инвесторов, почему они так пассивны в Центральной Азии в отличие от западных инвесторов, они ответили, что Азия слишком поглощена своим развитием. Вы думаете, этот период закончился?
- Я думаю, да. Факт в том, что пока всех интересуют прежде всего ваши энергетические ресурсы. В том числе Японию и Китай. Кроме этого наших инвесторов очень привлекают ваши инфраструктурные проекты: дороги, железные дороги, отели, офисы, дома. И это только начало. Мы можем возобновить связи, которые для нас естественны и необходимы.
- Вы, наверное, знаете о наших амбициях войти в число 50 конкурентоспособных стран мира. Но мои визиты в Китай говорят о том, что это нереально. Мы не можем конкурировать с китайским импортом с учетом нашей слаборазвитой транспортной инфраструктуры, высокой стоимости рабочей силы и уровня бизнес-климата. А как считаете вы?
- Вы правы, и все это факторы, которые нужно брать в расчет. Основное преимущество Казахстана над другими странами с подобным уровнем развития - это богатые природные ресурсы как важная база для развития. И ваше правительство пытается благоразумно использовать это богатство во благо людей. Фокус на развитие не нефтяного сектора очень важен. Кроме того, мы считаем, что вы не очень эффективно используете потенциал СНГ как общего рынка. СНГ должно согласиться на беспошлинный импорт – ведь это рынок в 300 млн. людей. Как и США, вы имеете преимущество общего языка, истории, менталитета и огромных природных ресурсов, которые нужно правильно использовать. Меня воодушевляет возраст, образование и энергия тех членов правительства, с которыми я встречался в Астане, - Келимбетов, Мамин, Исекешев, Акчулаков… Я под впечатлением, как они усердно работают, их видением будущего страны. СНГ имеет потенциал стать основным экономическим силовым блоком, как Евросоюз, США, Китай. И у вас есть все предпосылки стать основным игроком.
- Некоторые эксперты считают, что между Москвой и Пекином началась подспудная пока еще конкуренция за влияние в Центральной Азии. Как вы думаете, действительно ли это так или речь идет только об энергоресурсах?
- Исторически так сложилось, что сильные нации пытаются влиять и создавать государства-сателлиты или сателлиты-экономики. В 2000-летней истории Китая были государства-сателлиты, включая Непал, Корею, Бирму и т.д. Так что конкуренция вполне логична. Но я думаю, это она может корректироваться определенными факторами. В частности, экономическим развитием и экономическими выгодами. Соревнование не должно быть обязательно негативным, оно может быть трансформировано во что-то позитивное, во что-то выгодное для обеих сторон или для всех трех сторон. Я убежден, что вам удастся заставить своих соседей не нарушать определенные правила игры. Трений, разногласий в игре сильнейших вам не избежать, но ими можно управлять. И один из механизмов этого является ВТО. Он для этого и был придуман. Разница в феномене глобализации ХХI века и той, что была 200 лет назад, в том, что не было разумных, продуманных механизмов для разрешения споров, и все решалось войной. Европейская экспансия в Азию, Латинскую Америку, Африку вызывала множество разногласий и в конце концов привела к Первой мировой войне. Мы не хотим повторения такого сценария. Мир должен создавать разные структуры для урегулирования конфликтов и развития наций, и одна из таких структур ВТО, опыт которой я расцениваю как относительно успешный. Некоторые считают даже более успешной, чем ООН. Разногласия всегда будут с нами. Подъем новых держав и упадок старых как естественный исторический феномен человечества неизбежен. Державы всегда будут бояться подъема новых. Новые державы будут всегда чувствовать разочарование, когда существующие державы будут хотеть контролировать их подъем. Разногласия такого рода могут быть смягчены. Мы видели пример США и Китая. США настораживает быстрый подъем и влияние Китая. Но эти противоречия не перерастут в войну, судя по последнему визиту китайского президента в США. Конечно, это не 100%-ный успех, но это позитивное развитие и продолжение диалога между нациями. И дефицит торговли будет решен добровольными ограничениями со стороны Китая и уважением к правилам ВТО.
Мы надеемся, что аналогичный принцип будет применяться в гонке за энергетические ресурсы. Нам не нужен второй Перл Харбор. Да, США без энтузиазма относятся к китайскому нефтепроводу, но вам пока удается балансировать между интересами супердержав. Я реалист, но я также и оптимист. Я думаю, нас всех спасет здравый смысл.
- У меня детский вопрос. Вы знаете, что наши компании и банки занимают деньги за границей. Но ведь деньги дешевле и длиннее в Гонконге или Юго-Восточной Азии. Как вы думаете, почему наши банки продолжают занимать деньги в Европе, а не в Азии и не выходят на азиатские рынки капитала?
- Я думаю, это нужно принимать в расчет вашему правительству. Вы знаете, что сейчас Китай имеет крупнейший денежный оборот, долларовые запасы больше, чем у Японии. После Китая и Японии идет Тайвань, Гонконг и Сингапур. И, конечно, Китай - главный кредитор после США. Я думаю, стоит над этим подумать. Вы правильно заметили, что у нас занимать дешевле, чем на Западе. Но мы еще пока слишком мало знаем друг друга. Лучшие условия, как всегда, получают те, кто придет первым. Время всегда право. Кстати, начать достаточно с прямого рейса Гонконг – Астана.
- Скажите, что повлияло на ваши действия по возвращению Гонконга под юрисдикцию Китая. Это были ваши личные убеждения или ваша работа?
- Исторически Гонконг был частью Китая и вошел под юрисдикцию Великобритании в 1841 году в результате первой опиумной войны. Как вы знаете, в 1997 году истекал срок 99-летней аренды порта, и Китай не видел никаких причин продлевать договор. В 1982 году начались переговоры между сторонами о возврате Гонконга Китаю. После очень тяжелых и долгих переговоров было решено, что все существующие системы Гонконга – политическая и экономическая - останутся прежними. И это стало главным достижением для обеих сторон. Это система, которую мы называем: две страны - одна система. В противном случае мы стали бы одним из городов Китая и не принесли бы ему пользы. И не стали бы финансовым центром. Поэтому я и работал в этом направлении в 94-97-х гг. со старым правительством, затем с новым - с 1998 года. Я занимался конституционными законами, чтобы быть уверенными в том, что наше законодательная система останется неизменной. Этого хотели все три стороны: Британия, мы и Китай. История Гонконга - пример мирного сосуществования для всего мира.