Природоневедение
Софья Балакина
Государственная политика РК по управлению доходами от добывающей промышленности подверглась критике ведущих экспертов Казахстана и России. Повод для дискуссии дал открытый форум «Казахстанская нефть – шанс для развития», состоявшийся в Алматы по инициативе фонда «Сорос-Казахстан». Все его участники согласились с необходимостью реализации новой модели формирования и использования Национального фонда РК.
Результаты исследований, проведенных известными экспертами Арыстаном Есентугеловым, Станиславом Жуковым и Еленой Шариповой специально к форуму, в очередной раз продемонстрировали, как нефтяное богатство республики может превратиться в тормоз всех ее структурных преобразований. По мнению советника министра экономики и бюджетного планирования РК Арыстана Есентугелова, Казахстан наравне с Ботсваной, Алжиром и другими развивающимися странами стал примером страны, попавшей в экономический капкан. «Ловушка заключается в полной сырьевой зависимости республики, - констатирует эксперт. - Мы добиваемся успехов не за счет экономического роста, а посредством увеличения объемов добычи. Правительство блокирует необходимые для страны структурные и институциональные реформы, инвестируя огромные средства в быстро окупаемые сырьевые проекты». Состояние казахстанского общества Арыстан Есентугелов характеризует как синдром эйфории. «Мы сегодня полагаем, что надолго имеем экономический рост, что можем тратить нефтяные деньги сколько захотим и что будем располагать ресурсами, в том числе финансовыми, бесконечно. Такой популизм может привести Казахстан к дефолту». По мнению ученого, лозунг прошедших выборов «Хватит копить, будем тратить» пора отложить в сторону. Наступило время подумать о будущем, подумать о том, что останется следующим поколениям.
Что скрывается за видимым благополучием Казахстана? По данным, приведенным участниками форума, прогнозные запасы нефти страны на суше составляют 13 млрд. тонн, а извлекаемые запасы - около 2,76 млрд. тонн. Два года подряд, в 2005 и 2006 гг., Казахстан добывал по 56,1 млн. тонн черного золота. По государственной программе в планах республики добыть к 2015 году 179 миллионов тонн. Для сравнения: Ирак имеет 15 млрд. тонн извлекаемых запасов, добывает ежегодно 145 млн. тонн, Кувейт располагает 13 миллиардами, но добывает 105 млн. Насколько необходимо такое увеличение объемов добычи углеводородных ресурсов Казахстану? И что делать с таким большим количеством нефтедолларов? Притом, что реальные цифры доходов от операций с черным золотом в Казахстане не подлежат огласке, не могут не впечатлить и официальные данные. В 2004 году согласно платежному балансу прибыль нефтедобывающих компаний в Казахстане составила свыше 5 млрд. долларов. Государственный бюджет из этих средств получил примерно 2,8 миллиарда. Однако доходы от черного золота пока вряд ли можно назвать полезными для государства. Нефтедоллары не инвестируются в капитал обрабатывающего сектора, уже не говоря о многочисленных социальных проблемах, требующих не менее серьезных вложений. Нефтяникам нет смысла вкладывать деньги в развитие других направлений экономики страны, бюджет же справиться с развитием трудоемких отраслей экономики не в состоянии. Именно при таких обстоятельствах, считает А. Есентугелов, должен быть использован Национальный фонд. «Нефтяные доходы можно и нужно тратить,- говорит он, предлагая вкладывать эти средства в человеческое развитие. - Я исхожу из того, что одно повышение зарплаты ученым, учителям, врачам мало что изменит. Нужно оборудование, технологии, лаборатории». Учитывая собственные наблюдения правил ведения бизнеса в Центральной Азии, профессор Есентугелов предложил создавать казахстанским компаниям совместные предприятия с иностранными фирмами. «Иностранцы будут использовать льготы по назначению. Они привезут в страну технологии. Им известно, что такое хороший менеджмент, они изучили рынок и более ответственны», - заключил он.
Мировой опыт государств, располагающих ресурсами, подсказывает эффективный способ борьбы с голландской болезнью. Своеобразную вакцину - стабилизационный фонд, имеют сегодня Норвегия, Чили, Нигерия, Саудовская Аравия и многие другие государства. Однако модель подобной структуры, выбранная Казахстаном, далека от совершенства, считают экономисты. «НФРК не предусматривает главного - принятия и использования эффективных способов аккумулирования нефтедоходов государства, -говорит А.Есентугелов. - В Национальный фонд направляются платежи не от всех предприятий нефтяного сектора (лишь от 6 из 34), а правительство имеет право менять по своему усмотрению список этих компаний и сумму нефтяных доходов, перечисляемых ими в НФРК и госбюджет». Неэффективными считает А.Есентугелов также налоговые льготы, кредиты и прямые субсидии, предоставляемые до недавнего времени правительством отраслям нефтяного сектора. «Неудивительно, что из года в год поступления в НФРК от нефтяного сектора уменьшались, а в 2005 году оказалось, что перечислять в фонд вообще нечего, - говорит эксперт. - До последнего времени НФРК был неспособным осуществлять стабилизационную функцию». Одной из причин вольного обращения со средствами НФРК как при их аккумулировании, так и при использовании Арыстан Есентугелов считает непрозрачность управления активами фонда и проведение правительством экспансионной фискальной политики.
Станислав Жуков, ведущий научный сотрудник Центра энергетических исследований ИМЭМО РАН, полагает, что Казахстану необходимо воспользоваться норвежским опытом информационного сопровождения деятельности НФ. «Кроме полного списка активов фонда, названия всех финансовых институтов, управляющих его инвестиционным портфелем, в постоянных публикациях выкладывается информация об объеме средств, направляемых правительством в фонд, динамике доходности портфеля фонда в разрезе основных финансовых инструментов и разбивка расходов по управлению фондом. Такие шаги позволяют Норвегии повышать транспарентность нефтегазового комплекса и использования финансовых ресурсов, получаемых в результате эксплуатации природного капитала», - говорит эксперт.
Норвегия является третьим крупнейшим мировым экспортером энергоресурсов после Саудовской Аравии и России. Опыт Норвегии Казахстану интересен уже потому, что именно эта страна сумела превратить природный капитал в человеческий. До сих пор скандинавы продолжают уделять внимание становящимся отраслям обрабатывающей промышленности, развитию образования и научно-технической сферы. Иностранные компании, допущенные к разработке норвежских нефтегазовых ресурсов, обязаны передавать ноу-хау местному персоналу, а профильные корпорации - сотрудничать с норвежскими научно-исследовательскими институтами и инжиниринговыми фирмами. Еще одним ключевым элементом норвежской политики в области освоения природных ресурсов можно назвать приоритетное внимание к проблемам экологии. В Казахстане же на сегодняшний день тема защиты окружающей среды остается одной из самых закрытых. Как сообщает Станислав Жуков, ведущий научный сотрудник Центра энергетических исследований ИМЭМО РАН, «при том, что два ведущих сектора казахстанской экономики - нефтедобывающая промышленность и металлургия - относятся к экологически сложным производствам, есть основания полагать, что экологические издержки производства (платежи за истребление, расходы по предотвращению экологического ущерба и затраты на восстановление окружающей среды) в стране находятся на очень низком уровне». Еще одним немаловажным фактом, свидетельствующим о халатном отношении власти к природоохранной тематике, является то, что Казахстан на настоящий момент не имеет национальной системы мониторинга за состоянием экологической среды. Парадоксально, что при определении объемов выбросов загрязняющих средств в атмосферу на месторождениях и металлургических предприятиях правительство пользуется информацией, которую предоставляют сами предприятия - загрязнители окружающей среды.
В настоящее время в глобальном масштабе Казахстан остается скромным экспортером нефти и газа. Вместе с тем очевидно, что в предстоящие 10 - 20 лет макроэкономическая ситуация в Казахстане, если не произойдет глобальных экономических шоков, будет улучшаться практически при любой экономической политике властей. Несмотря на то что в распоряжении республики окажется далеко не вся прибыль, а, возможно, и меньшая ее часть от использования природных ресурсов, интенсивная их эксплуатация обеспечит высокие темпы роста ВВП и постепенное улучшение социально-экономической ситуации в стране. Таковы прогнозы Станислава Жукова. Эксперт предлагает ряд собственных рекомендаций. В первую очередь они касаются информационной открытости нефтегазового сектора Казахстана. Полное отражение в СМИ и официальных публикациях соответствующих структур, по мнению ученого, должны получить налоговая статистика, статистика добычи минеральных ресурсов. Экономическая политика, считает эксперт, также нуждается в реформах. В первую очередь необходимо повысить абсолютный уровень расходов государства. «В основе дефицита государственных расходов Казахстана лежит низкий уровень налоговой нагрузки на экономику», - говорит С.Жуков. Вторым по значимости шагом экономист называет изменение структуры расходов государственного бюджета. Причем приоритет должен отдаваться образованию и здравоохранению. В-третьих, считает он, Казахстану необходимо повысить норму накопления, поскольку сейчас она в ненефтяном секторе находится на недопустимо низком уровне. Наконец, существенные усилия, уверен С.Жуков, должны быть направлены на преодоление анклавного характера нефтедобывающей промышленности. Поскольку несоответствие между объемами ресурсов, оцениваемых в миллиарды долларов, и скромными возможностями местного обрабатывающего сектора просто разительно.
Общество имеет право знать реальное состояние дел в экономике страны и уровень эффективности использования ее природных ресурсов. Исходя из этих соображений, вопреки традиции адресатом исследования, организованного фондом «Сорос-Казахстан», предполагались все заинтересованные граждане Казахстана. Несмотря на массу выявленных негативных тенденций, эксперты сошлись в положительной идее - нефть, а точнее благоприятная конъюнктура цен на нее, предоставляет Казахстану редкий шанс, необходимо сделать все возможное, чтобы, не упустив его, оставить хорошее наследство будущим поколениям.
На сегодня на территории республики находится 330 учтенных нефтегазовых месторождений, из них открыто 162. На балансе нефтегазовых предприятий состоит 86, в разработку вовлечено 58 месторождений. На 13 крупнейших месторождений приходится 86% всех разведанных запасов. Более 90% разведанных месторождений находится в Западном Казахстане – Атырауской, Западно-Казахстанской, Мангистауской и Актюбинской областях и только около 10% в Южном Казахстане - в Кызылординской области. Наиболее крупными месторождениями являются: Тенгиз и Королевское в Атырауской области; Карачаганак в Западно-Казахстанской; Узень, Каламкас, Жетыбай в Мангистауской; Жанажол и Алибекмола в Актюбинской; Кумколь в Кызылординской области. Кроме того, есть крупное месторождение на шельфе Каспия - Кашаган с извлекаемыми запасами нефти 1,7 млрд. тонн и прогнозными запасами 7 млрд. тонн.