среда, 13 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Неравный брак

А.Б. Кошербаева – кандидат экономических наук, эксперт АО «КазМунайГазКонсалтинг»

На сегодняшний день в Казахстане действует 493 предприятия с участием китайского капитала (или 5,7% от общего количества действующих предприятий с участием иностранного капитала), из них с долевым участием иностранных инвесторов - 147 (см. рис. 1). Уставной капитал действующих предприятий на 1 января 2006 года составил 216 665,87 тыс. тенге.
О масштабах деятельности китайских инвесторов в Казахстане можно судить по притоку прямых иностранных инвестиций. В 1993 году валовой приток ПИИ из Китая составил всего 5 млн. долл. США, в 2005 году эта цифра возросла до 195 млн. долл. США, т.е. в 39 раз больше. При этом доля китайских ПИИ в общем объеме привлеченных ПИИ составляла всего 0,4%, в 2005 году – 3% (см. табл. 1).
Одной из характерных черт нового этапа развития торгово-экономических отношений между КНР и РК является развитие сотрудничества по крупным объектам.
Инвестируя в казахстанский нефтепровод, Китай рассчитывал прокачивать по нему в основном нефть, которую будут добывать китайские компании. Импорт дешевой нефти для ее переработки внутри страны обеспечит Китаю наибольшую прибыль. Поэтому компании КНР усиленно стремятся наращивать собственную сырьевую базу в Казахстане, причем не только за счет получения новых лицензий, но и путем вхождения в уже действующие проекты.
Экспорт нефти в общем объеме экспорта в Китай составил в 2005 году 17,2%. При этом темпы роста в физическом выражении в 2005 году значительно снизились по сравнению с 2004 годом — на 50,7%, но в стоимостном выражении темпы снижения составили всего 15%, что объясняется ростом цен на мировом рынке, в том числе на рынок Китая. Если посмотреть цены за баррель нефти, то в 2005 году нефть в Китай продавалась по цене 48,8 долл. за баррель (рост по сравнению с 2004 годом на 73,1%) (см. рис. 2). При этом цены на мировом рынке на нефть в 2005 году были на уровне 54,52 долл. за баррель (рост по сравнению с 2004 годом на 42,5%). Таким образом, нефть в Китай экспортировалась по ценам на 10,5% ниже мировой цены. При этом цена экспорта нефти в целом на мировой рынок была на уровне 45,5 долл. за баррель (рост по сравнению с 2004 годом на 54,5%). Таким образом, нефть в Китай экспортировалась по ценам на 7,3% выше, чем на другие рынки.
Китай на сегодняшний день владеет контрольным пакетом акций следующих предприятий (см. табл. 2).
В прошлом году китайские компании значительно упрочили свои позиции в Казахстане. Особую роль в этом сыграла покупка CNPC канадской компании PetroKazakhstan. На начало 2005 года ее подтвержденные запасы оценивались в 535 млн. баррелей. Основным активом PetroKazakhstan являлась группа кумкольских месторождений в Кызылординской области. Кроме того, PetroKazakhstan имела по 50% акций в совместных предприятиях «Тургай Петролеум» (с «Лукойлом») и «Казгермунай» (с рядом германских компаний). Большие перспективы CNPC также связывает с освоением месторождения Дархан в казахстанском секторе Каспийского моря.
Кроме того, в настоящее время CNPC владеет 85,4% акций СП «CNPC-Актобемунайгаз», разрабатывающего месторождения с запасами более 100 млн. тонн нефти. Другой крупный актив CNPC – 50%-ная доля в компании Buzachi Operation Ltd., которая разрабатывает месторождение Северные Бузачи с извлекаемыми запасами 75 млн. тонн. Еще один актив CNPC – компания «CNPC-АйданМунай», ведущая добычу на двух месторождениях в Кызылординской области. Китайская Sinopec, выкупившая в 2004 году активы американской FIOC (First International Oil Company), стала совладельцем лицензий на разведку 6 блоков.
Тем не менее для полной загрузки восточного трубопровода нынешних запасов нефти, контролируемых китайскими компаниями в Казахстане, пока недостаточно. «Проблем с загрузкой нефтепровода не возникнет после выхода на проектную мощность добывающих предприятий в казахстанском секторе Каспия, а также с развитием нефтедобычи CNPC на месторождении Жанажол», - считает директор НИИ энергетики Госкомитета КНР по развитию и реформам Чжоу Дади. Активы CNPC обеспечивают добычу около 12 млн. тонн нефти в год. Однако из этих объемов китайские компании смогут направлять в восточный нефтепровод не более 5 млн. тонн в год, поскольку по ранее подписанным соглашениям обязаны поставлять нефть на НПЗ в Шымкенте и в КТК. Поэтому Китай планирует новые приобретения в Казахстане. В частности, китайская нефтяная компания CNOOC рассматривает возможность покупки канадской Nations Energy, добывающей нефть на одном из крупных месторождений в Казахстане.
Казахстанские специалисты полагают, что в среднесрочной перспективе для трубопровода в Китай свободного сырья в стране не хватит. Нефть, добываемая в рамках действующих казахстанских проектов, будет разрываться по различным экспортным направлениям. Все, что может предложить сегодня Казахстан с Жанажола, это 3-5 млн. тонн нефти. По словам представителя министерства энергетики и минеральных ресурсов Казахстана, «CNPC-Актобемунайгаз» придется распределять экспортную нефть между западным и восточным направлениями. СП «Тенгизшевройл» намерено поставлять нефть по южному и северному маршрутам. Западноказахстанская нефть будет делиться между экспортом в Россию, по казахстанско-каспийской транспортной системе и в Китай, а прибрежная – между теми же направлениями и Ираном. Теперь даже планируемое ранее расширение мощности нефтепровода Атырау–Самара с 15 млн. тонн до 25 млн. тонн в год оказывается под вопросом, поскольку компании не дают гарантий поставок в необходимых объемах.
С появлением казахстанско-китайского трубопровода мощности по транспортировке нефти опередили рост ее добычи в стране. Поэтому владельцы трубопровода все стартовые надежды возлагают на российскую нефть. В «КазТрансОйле» предполагают, что на первом этапе соотношение российской и казахстанской нефти в трубе Атасу–Алашанькоу составит 50:50. Однако пока Астана и Пекин не получили подтверждения своих планов. По оценке российских источников, CNPC получит в этом году в лучшем случае 2 млн. тонн российской нефти. Сегодня Россия гарантирует Китаю поставку нефти в больших объемах лишь по железной дороге. Уже в этом году РЖД готовы поставить в Китай до 15 млн. тонн сырья. Российские компании, экспортирующие нефть в Китай цистернами, давно проявляют интерес к казахстанско-китайскому нефтепроводу, поскольку железнодорожные перевозки на сегодняшний день малорентабельны. Но для транспортировки нефти в Китай требуется модернизировать нефтепровод Омск–Павлодар, который соединяется с Атасу. Владелец российской трубы – «Транснефть» - предлагает осуществить эти дорогостоящие работы за счет нефтяных компаний. РЖД, напротив, обещают собственными средствами модернизировать транспортную инфраструктуру и при наращивании объемов перевозок нефти создать экспортерам из России условия, аналогичные транспортировке по трубопроводу. Появление двух вариантов экспорта нефти в Китай может принести российским нефтяникам дополнительные выгоды уже в ближайшие несколько лет.
Планируемый тариф на услуги транспортировки нефти еще не согласован. Предварительно тариф на услуги транспортировки нефти находится в коридоре max. $26 - min $13 за тонну на всю протяженность нефтепровода, то есть в среднем возможно принять 17 долл. за одну тонну на всей протяженности нефтепровода.
Теперь давайте посмотрим, какие стратегические угрозы национальным интересам республики создала продажа «ПетроКазахстан» Китаю. Первая из них – зависимость экономики от «моноэкспорта» сырьевых ресурсов в Китай. CNPC получила в свое распоряжение нефтяные активы в Казахстане и в то же время имеет прямое участие в трубопроводном проекте «Атасу – Алашанькоу», связывающем месторождения, на которых работает «ПетроКазахстан», с КНР. В итоге китайская сторона имеет доступ к казахстанской нефти уже не по мировым ценам, а по тем, которые ей удобны. Соответственно и налоги, и роялти, и другие отчисления в бюджет Казахстана Китай платит на основе своих рыночных интересов. Вторая очевидная угроза заключается в том, что внутренние рынки нефтепродуктов Казахстана, где «ПетроКазахстан» является одним из основных монополистов, оказываются в руках китайской стороны. А дальше сработает элементарная экономическая логика – Китай сможет диктовать Казахстану свои собственные и необязательно выгодные для нас условия.
С экономической точки зрения Казахстану необходимы инвестиции в проекты в обрабатывающую промышленность, но реальных инвесторов из Китая нет. Логика присутствия китайских инвесторов проста – необходимо сырье по доступным ценам и выгодным маршрутам транспортировки. Это позволяет достаточно быстрыми темпами развивать приграничные районы Китая (Синьзян-Уйгурский автономный округ в частности). Одновременно решаются вопросы социального плана – занятость китайского населения, укрепление среднего класса. Выгодное соседство с Казахстаном позволяет Китаю решить и другие вопросы – эффективное вложение своего капитала и рост конкурентоспособности китайских производителей товаров и услуг на фоне фиксированного валютного курса китайской национальной валюты по отношению к доллару США. В то время как казахстанский экспорт в Китай снизился с 9,7% в 2004 году до 8,7% в 2005 году в общем объеме экспорта (из них всего лишь 0,1% приходится на продукцию обрабатывающей промышленности), импорт увеличился с 5,5 до 7,2%1 соответственно.
Рост присутствия Китая в Казахстане будет продолжаться до тех пор, пока будут продаваться объекты добывающей промышленности, пока не начнут привлекаться инвестиции в обрабатывающий сектор экономики, пока не будут пересмотрены принципы экономической безопасности и т.д. Как только Казахстан станет членом ВТО, будут расширены границы не только товарных рынков, но и рынков услуг, и китайские бизнесмены будут вкладывать свои капиталы в «плодородную почву» казахстанской экономики. А конкурентоспособность казахстанских товаропроизводителей будет ниже по сравнению с китайскими товарами. Выход известен: необходимо более обоснованно подходить к вопросам диверсификации казахстанского производства, особенно в области обрабатывающей промышленности. Нужна более целенаправленная политика по росту национальных сбережений, что позволит в определенной степени решить проблему инвестиций в обрабатывающую промышленность со стороны среднего бизнеса. Таким образом, можно несколько смягчить экспансию китайского капитала и товаров в экономику Казахстана и контролировать деятельность китайских бизнесменов.

Нефтепровод Атасу–Алашанкоу протяженностью 998 км построен за 15 месяцев и официально введен в строй 16 декабря 2005 года. В том же месяце он был состыкован с нефтепроводом Аланшанькоу–Душаньцзы длиной 246 км, строительство которого осуществлялось одновременно. НПЗ Душаньцзы в настоящее время рассчитан на переработку 6 млн. тонн нефти. Сейчас ведется строительство второй очереди предприятия, после чего его перерабатывающая мощность возрастет до 10 млн. тонн нефти, а выпуск этилена увеличится с 220 тыс. тон до 1 млн. тонн в год. Пропускная способность казахстанско-китайского трубопровода на первом этапе (2006 – 2010 гг.) рассчитана на 10 млн. тонн нефти в год, на втором (с 2011 года) ее планируется нарастить до 20 млн. тонн с возможностью увеличения до 30 млн. тонн в год.
На строительство участка Атасу–Алашанькоу затрачено 806 млн. долл., из которых 700 млн. долл. были привлечены под гарантии CNPC на условиях проектного финансирования. Владельцем трубопровода и оператором поставок является компания «Казахстанско-китайский трубопровод», акционерами которой на паритетных началах стали CNPC и национальная нефтегазовая компания «КазМунайГаз».

Оставить комментарий

Антресоли

Кадровый ответ Кадровый ответ
Редакция Exclusive
26.06.2007 - 10:41
Второед дыхание Второед дыхание
Редакция Exclusive
26.06.2007 - 10:41
Что сжигаем? Что сжигаем?
Редакция Exclusive
26.06.2007 - 10:41
Грезы по Курмангазы Грезы по Курмангазы
Редакция Exclusive
26.06.2007 - 10:41
Природоневедение Природоневедение
Редакция Exclusive
26.06.2007 - 10:41
Новые назначения Новые назначения
Редакция Exclusive
25.06.2007 - 16:46
Температура в тени Температура в тени
Редакция Exclusive
25.06.2007 - 16:43
Навязанная свобода Навязанная свобода
Редакция Exclusive
25.06.2007 - 16:39
А воз и ныне там А воз и ныне там
Редакция Exclusive
25.06.2007 - 16:28
Авианашествие Авианашествие
Редакция Exclusive
25.06.2007 - 16:26
Космомания Космомания
Редакция Exclusive
25.06.2007 - 16:21
Скоро на экранах Скоро на экранах
Редакция Exclusive
25.06.2007 - 16:09
По ту сторону танцев По ту сторону танцев
Редакция Exclusive
25.06.2007 - 16:09
Индустрия завлечений Индустрия завлечений
Редакция Exclusive
25.06.2007 - 16:09
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33