Неравный брак
А.Б. Кошербаева – кандидат экономических наук, эксперт АО «КазМунайГазКонсалтинг»
На сегодняшний день в Казахстане действует 493 предприятия с участием китайского капитала (или 5,7% от общего количества действующих предприятий с участием иностранного капитала), из них с долевым участием иностранных инвесторов - 147 (см. рис. 1). Уставной капитал действующих предприятий на 1 января 2006 года составил 216 665,87 тыс. тенге.
О масштабах деятельности китайских инвесторов в Казахстане можно судить по притоку прямых иностранных инвестиций. В 1993 году валовой приток ПИИ из Китая составил всего 5 млн. долл. США, в 2005 году эта цифра возросла до 195 млн. долл. США, т.е. в 39 раз больше. При этом доля китайских ПИИ в общем объеме привлеченных ПИИ составляла всего 0,4%, в 2005 году – 3% (см. табл. 1).
Одной из характерных черт нового этапа развития торгово-экономических отношений между КНР и РК является развитие сотрудничества по крупным объектам.
Инвестируя в казахстанский нефтепровод, Китай рассчитывал прокачивать по нему в основном нефть, которую будут добывать китайские компании. Импорт дешевой нефти для ее переработки внутри страны обеспечит Китаю наибольшую прибыль. Поэтому компании КНР усиленно стремятся наращивать собственную сырьевую базу в Казахстане, причем не только за счет получения новых лицензий, но и путем вхождения в уже действующие проекты.
Экспорт нефти в общем объеме экспорта в Китай составил в 2005 году 17,2%. При этом темпы роста в физическом выражении в 2005 году значительно снизились по сравнению с 2004 годом — на 50,7%, но в стоимостном выражении темпы снижения составили всего 15%, что объясняется ростом цен на мировом рынке, в том числе на рынок Китая. Если посмотреть цены за баррель нефти, то в 2005 году нефть в Китай продавалась по цене 48,8 долл. за баррель (рост по сравнению с 2004 годом на 73,1%) (см. рис. 2). При этом цены на мировом рынке на нефть в 2005 году были на уровне 54,52 долл. за баррель (рост по сравнению с 2004 годом на 42,5%). Таким образом, нефть в Китай экспортировалась по ценам на 10,5% ниже мировой цены. При этом цена экспорта нефти в целом на мировой рынок была на уровне 45,5 долл. за баррель (рост по сравнению с 2004 годом на 54,5%). Таким образом, нефть в Китай экспортировалась по ценам на 7,3% выше, чем на другие рынки.
Китай на сегодняшний день владеет контрольным пакетом акций следующих предприятий (см. табл. 2).
В прошлом году китайские компании значительно упрочили свои позиции в Казахстане. Особую роль в этом сыграла покупка CNPC канадской компании PetroKazakhstan. На начало 2005 года ее подтвержденные запасы оценивались в 535 млн. баррелей. Основным активом PetroKazakhstan являлась группа кумкольских месторождений в Кызылординской области. Кроме того, PetroKazakhstan имела по 50% акций в совместных предприятиях «Тургай Петролеум» (с «Лукойлом») и «Казгермунай» (с рядом германских компаний). Большие перспективы CNPC также связывает с освоением месторождения Дархан в казахстанском секторе Каспийского моря.
Кроме того, в настоящее время CNPC владеет 85,4% акций СП «CNPC-Актобемунайгаз», разрабатывающего месторождения с запасами более 100 млн. тонн нефти. Другой крупный актив CNPC – 50%-ная доля в компании Buzachi Operation Ltd., которая разрабатывает месторождение Северные Бузачи с извлекаемыми запасами 75 млн. тонн. Еще один актив CNPC – компания «CNPC-АйданМунай», ведущая добычу на двух месторождениях в Кызылординской области. Китайская Sinopec, выкупившая в 2004 году активы американской FIOC (First International Oil Company), стала совладельцем лицензий на разведку 6 блоков.
Тем не менее для полной загрузки восточного трубопровода нынешних запасов нефти, контролируемых китайскими компаниями в Казахстане, пока недостаточно. «Проблем с загрузкой нефтепровода не возникнет после выхода на проектную мощность добывающих предприятий в казахстанском секторе Каспия, а также с развитием нефтедобычи CNPC на месторождении Жанажол», - считает директор НИИ энергетики Госкомитета КНР по развитию и реформам Чжоу Дади. Активы CNPC обеспечивают добычу около 12 млн. тонн нефти в год. Однако из этих объемов китайские компании смогут направлять в восточный нефтепровод не более 5 млн. тонн в год, поскольку по ранее подписанным соглашениям обязаны поставлять нефть на НПЗ в Шымкенте и в КТК. Поэтому Китай планирует новые приобретения в Казахстане. В частности, китайская нефтяная компания CNOOC рассматривает возможность покупки канадской Nations Energy, добывающей нефть на одном из крупных месторождений в Казахстане.
Казахстанские специалисты полагают, что в среднесрочной перспективе для трубопровода в Китай свободного сырья в стране не хватит. Нефть, добываемая в рамках действующих казахстанских проектов, будет разрываться по различным экспортным направлениям. Все, что может предложить сегодня Казахстан с Жанажола, это 3-5 млн. тонн нефти. По словам представителя министерства энергетики и минеральных ресурсов Казахстана, «CNPC-Актобемунайгаз» придется распределять экспортную нефть между западным и восточным направлениями. СП «Тенгизшевройл» намерено поставлять нефть по южному и северному маршрутам. Западноказахстанская нефть будет делиться между экспортом в Россию, по казахстанско-каспийской транспортной системе и в Китай, а прибрежная – между теми же направлениями и Ираном. Теперь даже планируемое ранее расширение мощности нефтепровода Атырау–Самара с 15 млн. тонн до 25 млн. тонн в год оказывается под вопросом, поскольку компании не дают гарантий поставок в необходимых объемах.
С появлением казахстанско-китайского трубопровода мощности по транспортировке нефти опередили рост ее добычи в стране. Поэтому владельцы трубопровода все стартовые надежды возлагают на российскую нефть. В «КазТрансОйле» предполагают, что на первом этапе соотношение российской и казахстанской нефти в трубе Атасу–Алашанькоу составит 50:50. Однако пока Астана и Пекин не получили подтверждения своих планов. По оценке российских источников, CNPC получит в этом году в лучшем случае 2 млн. тонн российской нефти. Сегодня Россия гарантирует Китаю поставку нефти в больших объемах лишь по железной дороге. Уже в этом году РЖД готовы поставить в Китай до 15 млн. тонн сырья. Российские компании, экспортирующие нефть в Китай цистернами, давно проявляют интерес к казахстанско-китайскому нефтепроводу, поскольку железнодорожные перевозки на сегодняшний день малорентабельны. Но для транспортировки нефти в Китай требуется модернизировать нефтепровод Омск–Павлодар, который соединяется с Атасу. Владелец российской трубы – «Транснефть» - предлагает осуществить эти дорогостоящие работы за счет нефтяных компаний. РЖД, напротив, обещают собственными средствами модернизировать транспортную инфраструктуру и при наращивании объемов перевозок нефти создать экспортерам из России условия, аналогичные транспортировке по трубопроводу. Появление двух вариантов экспорта нефти в Китай может принести российским нефтяникам дополнительные выгоды уже в ближайшие несколько лет.
Планируемый тариф на услуги транспортировки нефти еще не согласован. Предварительно тариф на услуги транспортировки нефти находится в коридоре max. $26 - min $13 за тонну на всю протяженность нефтепровода, то есть в среднем возможно принять 17 долл. за одну тонну на всей протяженности нефтепровода.
Теперь давайте посмотрим, какие стратегические угрозы национальным интересам республики создала продажа «ПетроКазахстан» Китаю. Первая из них – зависимость экономики от «моноэкспорта» сырьевых ресурсов в Китай. CNPC получила в свое распоряжение нефтяные активы в Казахстане и в то же время имеет прямое участие в трубопроводном проекте «Атасу – Алашанькоу», связывающем месторождения, на которых работает «ПетроКазахстан», с КНР. В итоге китайская сторона имеет доступ к казахстанской нефти уже не по мировым ценам, а по тем, которые ей удобны. Соответственно и налоги, и роялти, и другие отчисления в бюджет Казахстана Китай платит на основе своих рыночных интересов. Вторая очевидная угроза заключается в том, что внутренние рынки нефтепродуктов Казахстана, где «ПетроКазахстан» является одним из основных монополистов, оказываются в руках китайской стороны. А дальше сработает элементарная экономическая логика – Китай сможет диктовать Казахстану свои собственные и необязательно выгодные для нас условия.
С экономической точки зрения Казахстану необходимы инвестиции в проекты в обрабатывающую промышленность, но реальных инвесторов из Китая нет. Логика присутствия китайских инвесторов проста – необходимо сырье по доступным ценам и выгодным маршрутам транспортировки. Это позволяет достаточно быстрыми темпами развивать приграничные районы Китая (Синьзян-Уйгурский автономный округ в частности). Одновременно решаются вопросы социального плана – занятость китайского населения, укрепление среднего класса. Выгодное соседство с Казахстаном позволяет Китаю решить и другие вопросы – эффективное вложение своего капитала и рост конкурентоспособности китайских производителей товаров и услуг на фоне фиксированного валютного курса китайской национальной валюты по отношению к доллару США. В то время как казахстанский экспорт в Китай снизился с 9,7% в 2004 году до 8,7% в 2005 году в общем объеме экспорта (из них всего лишь 0,1% приходится на продукцию обрабатывающей промышленности), импорт увеличился с 5,5 до 7,2%1 соответственно.
Рост присутствия Китая в Казахстане будет продолжаться до тех пор, пока будут продаваться объекты добывающей промышленности, пока не начнут привлекаться инвестиции в обрабатывающий сектор экономики, пока не будут пересмотрены принципы экономической безопасности и т.д. Как только Казахстан станет членом ВТО, будут расширены границы не только товарных рынков, но и рынков услуг, и китайские бизнесмены будут вкладывать свои капиталы в «плодородную почву» казахстанской экономики. А конкурентоспособность казахстанских товаропроизводителей будет ниже по сравнению с китайскими товарами. Выход известен: необходимо более обоснованно подходить к вопросам диверсификации казахстанского производства, особенно в области обрабатывающей промышленности. Нужна более целенаправленная политика по росту национальных сбережений, что позволит в определенной степени решить проблему инвестиций в обрабатывающую промышленность со стороны среднего бизнеса. Таким образом, можно несколько смягчить экспансию китайского капитала и товаров в экономику Казахстана и контролировать деятельность китайских бизнесменов.
Нефтепровод Атасу–Алашанкоу протяженностью 998 км построен за 15 месяцев и официально введен в строй 16 декабря 2005 года. В том же месяце он был состыкован с нефтепроводом Аланшанькоу–Душаньцзы длиной 246 км, строительство которого осуществлялось одновременно. НПЗ Душаньцзы в настоящее время рассчитан на переработку 6 млн. тонн нефти. Сейчас ведется строительство второй очереди предприятия, после чего его перерабатывающая мощность возрастет до 10 млн. тонн нефти, а выпуск этилена увеличится с 220 тыс. тон до 1 млн. тонн в год. Пропускная способность казахстанско-китайского трубопровода на первом этапе (2006 – 2010 гг.) рассчитана на 10 млн. тонн нефти в год, на втором (с 2011 года) ее планируется нарастить до 20 млн. тонн с возможностью увеличения до 30 млн. тонн в год.
На строительство участка Атасу–Алашанькоу затрачено 806 млн. долл., из которых 700 млн. долл. были привлечены под гарантии CNPC на условиях проектного финансирования. Владельцем трубопровода и оператором поставок является компания «Казахстанско-китайский трубопровод», акционерами которой на паритетных началах стали CNPC и национальная нефтегазовая компания «КазМунайГаз».