Грузинская "рулетка"
Сергей Смирнов
В последние два года идет оживление казахстанско-грузинских экономических отношений. Особенно заметная активизация началась после прошедшей в начале года инаугурации казахстанского президента, когда главами обоих государств было дано политическое «добро». И если по итогам 2003 года товарооборот между двумя странами едва достигал $10 млн., то теперь – $60 млн., а инвестиции в грузинскую экономику за первые 5 месяцев текущего года достигли $300 млн. Прогнозируется, что при сохранении динамики инвестирования уже к концу нынешнего года объем казахстанских инвестиций может превысить $1 млрд.
Одним из первых представителей казахстанского бизнеса, пришедших в экономику Грузии, стал Банк ТуранАлем. Выкупив в марте прошлого года 49% грузинского банка Silk Road Bank, он объявил себя «проводником грузинского бизнеса в Казахстан, и наоборот – казахстанского бизнеса в Грузию». Финансово-промышленная группа Банка ТуранАлем собирается, вложив $350 млн., построить на территории Грузии нефтеперерабатывающий завод мощностью 5 млн. тонн нефти в год. Причем это будут деньги не только казахстанских инвесторов, но и ряда западных банков. ФПГ также приобрела (за $90 млн.) крупнейшую в стране телекоммуникационную компанию «Электросвязь Грузии». Кроме того, группа собирается прикупить более 20 туристических объектов в Аджарии. В аджарские туристические проекты казахстанская сторона планирует инвестировать до $200 млн. в течение нескольких лет.
Проявляет интерес к Грузии и основной оператор на рынке зерновых в Казахстане – Государственная продовольственная корпорация (на нее приходится около 40% ежегодного экспорта казахской пшеницы). Корпорация, собираясь создать маршрут к Черному морю, который бы стал альтернативой для перегруженных российских и украинских портов, в следующем году планирует строительство терминалов в грузинском порту Поти.
Активизируется сотрудничество в энергетической отрасли. Казахстан намерен заняться гидроэнергетикой и предполагает участвовать в создании на территории Грузии сети гидростанций мощностью 300-500-1000 мегаватт. В мае текущего года госкомпания «КазТрансГаз» приобрела обанкротившуюся тбилисскую газораспределительную компанию АО «Тбилгази» (теперь ООО «КазТрансГаз-Тбилиси»). Заплатив за нее за $12,5 млн., казахстанская сторона планирует не только инвестировать в газораспределительную сеть столицы Грузии более $82 млн., но и через два года вывести ее на безубыточный уровень.
Однако говорить о том, выиграет ли от этого Казахстан, безусловно, преждевременно. И это понятно: если для грузинской стороны выгоды очевидны, то для казахстанской – высокие риски, связанные с вложениями в экономику Грузии, могут оказаться значительно выше ожидаемых дивидендов.
Экономика Грузии в цифрах статистики…
Оценивая текущее состояние грузинской экономики, приходишь к неутешительному выводу: ни вступление Грузии в ВТО, ни розовая революция радикально не улучшили ситуацию. Основная экономическая деятельность в Грузии сконцентрирована в секторе услуг, который обеспечивает 56,9% ВВП, сельскохозяйственном секторе (выращивание винограда, цитрусовых, чая) – 20,5% ВВП, в добывающей (добыча марганца и меди) и пищевой промышленности (алкогольные и безалкогольные напитки) – 22,6%. Соответственно в структуре экспорта преобладают цитрусовые, чай, вино, металлолом, реэкспортируемое топливо, минеральная вода. В частности, в 2005 г. Грузия экспортировала около 60 млн. бутылок вина, из которых около 70% пришлось на Россию, являющуюся основным торговым партнером Грузии на пространстве СНГ, - товарооборот в 2005 году составил $505,8 млн. (в 2004 году - $336,7 млн.). При этом удельный вес Грузии в товарообороте России в 2005 году оценивался в 0,1%, а доля последней во внешнеторговом обороте Грузии в 16%.
Доминирующими статьями импорта являются машины и оборудование, транспорт, зерно, мука, лекарственные препараты. Основными партнерами по экспорту являются Турция, Туркмения, Россия и Армения (18,3%, 17,8%, 16,2% и 8,4% соответственно), по импорту – те же Россия, Турция, Великобритания, Азербайджан, Германия, Украина, США (14%, 11%, 9,3%, 8,5%, 8,2%, 7,7% и 6% соответственно). Страна живет экспортом сырья, сельхозпродукции и импортом чужих товаров. При этом практически полностью отсутствует рост внутреннего потребления, что говорит о серьезнейших проблемах в экономике.
Существующий уровень зарплат не позволяет ожидать увеличения потребительского спроса и в ближайшие годы. По информации Государственного департамента статистики Грузии, в декабре 2004 года средняя официальная зарплата составляла 140 лари (около $78) в месяц. В сельскохозяйственном секторе, в гостинично-ресторанном бизнесе, сфере образования и в секторе здравоохранения – 53 лари ($30), 65 лари ($36), 75 лари ($42) и 83 лари ($46) в месяц соответственно. Размер средней пенсии - 28 лари ($15). При этом (по данным на январь 2005 г.) 1 кг мяса стоил $3 - 3,5, сыра – $3 - 4,2, бензина – $0,8 за 1 литр.
Хроническими проблемами остаются отрицательное сальдо торгового баланса, нехватка энергоресурсов. Собственные генерирующие мощности Грузии покрывают лишь 40% энергопотребления, недостающие 60% добираются в основном за счет поставок из стран СНГ и, прежде всего, России. Страна импортирует большую часть энергоресурсов, включая природный газ и нефтепродукты. Особенно сложная ситуация с природным газом, который в энергетическом балансе Грузии составляет около 24% (потребление газа составляет летом около 4,7 млн. куб. м/сутки, зимой достигает 7 млн. куб. м/сутки).
Безусловно, с помощью Запада Грузия добилась некоторых успехов. Так, экономический рост в 2005 г. составил 9,3% (в 2004 г.– 9,5%, в 2003 г. - 8,6%, в 2001 г. - 5,3%, в 2000 г. – 1,9%, в 1999 г. – 3,5%). За период после «революции роз» государственный бюджет вырос почти в четыре раза – с $500 млн. до $1,8 млрд. Однако действительным успехом назвать это сложно. Рост бюджетных доходов определяется преимущественно одноразовыми факторами: приватизацией крупных госпредприятий, изъятием финансовых средств у родственников и сторонников бывшего президента страны Шеварднадзе (например, Гия Джохтаберидзе, зять свергнутого Шеварднадзе, заплатил за освобождение из тюрьмы $15 млн.) и лидера Аджарии Абашидзе, внешними вливаниями.
Следует отметить, что сразу после прихода к власти Михаил Саакашвили перевел программу «большой приватизации» в разряд приоритетных. Изначально планировалось за 1,5 года продать 1800 объектов (от заводов и недостроенных строений до гостиниц в курортных местах страны). Однако приватизация пошла более медленными темпами, чем предполагало грузинское руководство, и к концу 2005 года в списке на приватизацию осталось еще более 650 объектов.
Согласно официальным данным, в 2005 году приватизация принесла в бюджет более $250 млн. Были проданы такие объекты, как «Грузинское морское пароходство» ($93 млн.), «Телеком Грузии» ($5 млн.), «Руставский металлургический комбинат» ($27 млн.), комбинат по производству медного концентрата - АО «Маднеули» ($35,1 млн.). В целом в республике было приватизировано более 1500 предприятий. В 2006 году планируется приватизация крупных объектов гидроэнергетики, нефтебазы в Батуми. По подсчетам грузинских экспертов, приватизация может продлиться до конца 2008 г., после чего подавляющая часть экономики страны будет контролироваться частным (преимущественно иностранным) капиталом, а бюджет лишится такого источника доходов, как приватизация.
…и реалиях
Грузия плотно «подсела на иглу» внешней помощи. Так, Россия поставляла Грузии энергоносители по ценам вдвое ниже мировых, Соединенные Штаты вложили в нее более $1 млрд. К примеру, в течение 2005 г. Грузия получила от американского правительства $138 млн. (около 14% бюджетных доходов). Кроме того, в последние годы Грузию покинуло около 1 млн. человек, значительная их часть осела в России. По ориентировочным оценкам грузинских экспертов, сумма всех валютных поступлений - официальных и теневых из России в Грузию достигает $2 млрд. в год (около 20% ВВП Грузии). Таким образом, страна получает значительные внешние финансовые поступления. Однако эта помощь ей впрок не идет, и в результате имеем то, что имеем. А ведь, к примеру, по плану Маршалла Германия после войны получила всего $1,3 млрд. Конечно, доллар тогда «весил» больше, но и Грузия всего лишь одна Бавария (правда, с бездонными карманами местной элиты).
Не удается справиться и с бюджетным дефицитом. В 2004 г. дефицит госбюджета составил $133 млн. (при доходах на уровне $671,7 млн.). В этом году ситуация повторяется: согласно принятому закону «О государственном бюджете Грузии на 2006 год» доходная часть бюджета предусмотрена в размере $1,7 млрд., а расходная – $1,8 млрд. Дефицит будет покрываться в первую очередь за счет выделяемых в рамках американских программ средств. (По объему американской помощи на душу населения Грузию опережает только Израиль.)
Одним из определяющих факторов дефицита госбюджета стала контрабанда нефтепродуктов. По мнению специалистов, полная легализация этих поставок увеличит налоговые доходы на 30% и госбюджет может получать до $165 млн. в год. Вне налогообложения находится и 75% сигаретного бизнеса (а это еще около $53 млн.). Объем теневой экономики в стране, по данным независимых исследований, достигает 69% от официального уровня ВВП.
Уровень жизни населения Грузии остается низким: 54% населения страны живут за чертой бедности. Большинство крупных промышленных предприятий продолжает простаивать или работать ниже своих мощностей. По официальным данным, в середине 2005 г. в Грузии было до 370 тыс. безработных, или 18% трудоспособного населения. По оценке независимых экспертов по сравнению с 2003 г. безработица на начало 2005 г. возросла на 20% и охватывает около 47% трудоспособного населения (официальная статистика не включает в состав безработных сельских жителей и горожан, имеющих дачные участки). Повышение зарплаты неразрывно связано с массовыми сокращениями.
Социально-экономические проблемы Грузии усугубляются высокой степенью коррупции в стране. По итогам 2005 года международная организация Transparency International отнесла Грузию к самым коррумпированным странам мира, поместив ее на 132-е место в своем списке из 158 стран мира по индексу восприятия коррупции. Эксперты МВФ полагают, что сегодня 3% доходов корпораций уходит на взятки чиновникам, что, по данным ЕБРР, вдвое выше, чем в России. Пришедшее к власти после «революции роз» в ноябре 2003 правительство во главе с президентом Михаилом Саакашвили провозгласило курс на жесткую борьбу с коррупцией. И это понятно. Коррупция (наряду с нерешенными проблемами Абхазии и Южной Осетии) - одно из серьезнейших препятствий для иностранных инвестиций. Однако результатом «жесткой борьбы» стал лишь арест нескольких крупных бывших государственных чиновников. В широко разрекламированной кампании по борьбе с коррупцией влиятельная германская газета Frankfurter Rundschau видит только дымовую завесу, под прикрытием которой осуществляется передел собственности в пользу новой правящей элиты.
Негативное влияние на ситуацию в стране оказывает и растущая милитаризация. Грузия – мировой лидер по росту военных расходов. В текущем году на оборону будет затрачена беспрецедентная за всю историю постсоветской Грузии сумма – $324 млн., что составляет 21,4% от расходной части бюджета, или 6% от ВВП страны (для сравнения: на здравоохранение выделено 0,6%, образование – 0,7% от ВВП). Это самый высокий показатель среди всех государств СНГ. Непомерное увеличение военных расходов, опережающих реальный экономический рост и пробивающих в более чем скромном бюджете Грузии очередную брешь, наводит на мысль о желании руководства страны разрешить многие проблемы военным путем. Такие соображения действительно высказываются (в частности, глава оборонного ведомства, известный винодел-военачальник Ираклий Окруашвили заявил, что «1 января 2007 года мы встретим в Цхинвали») и, если бы не прямое давление западных партнеров Грузии, власть снова бы ввязалась в авантюру, которая однажды уже для нее закончилась весьма плачевно. Похоже, что улучшение социально-экономического положения населения республики продолжает оставаться вне интересов и приоритетов нового руководства Грузии.
Инвестиционный пейзаж
В 2004 году общий объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Грузии оценивался почти в $500 млн., что в основном было связано с инвестициями компании British Petroleum в строительство нефтепровода Баку – Тбилиси - Джейхан и Южно-Кавказского газопровода на территории Грузии. Завершение строительства трубопроводов привело к заметному сокращению инвестиций, и в 2005 году их объем составил около $448 млн.
Другой причиной уменьшения показателя объема инвестиций стали неудачи в процессе приватизации крупных предприятий в Грузии. Зафиксированы случаи, когда иностранные компании и фирмы отказывались от выплаты сумм по уже согласованным приватизационным сделкам. Так, в январе 2005 года единым пакетом российской компании «Евразхолдинг» и грузино-австрийскому совместному предприятию DMC-Ferro за $132 млн. (примерно четверть грузинского бюджета) были проданы Чиатурский марганцевый комбинат и Варцихская ГЭС. Однако в июне 2005-го победители тендера, выплатив $20 млн., отказались от приобретения этих активов.
По информации российской компании, в результате проведения углубленной экспертизы она пришла к выводу, что эксплуатация и развитие этих активов не оправдают финансовых вложений в них. С этой оценкой согласен и бывший министр экономики, а ныне парламентарий Владимир Папава: «Не знаю, обманули русских или нет, но одно все-таки скажу: будучи министром, я убедился, что оба эти объекта нерентабельны и ни один серьезный инвестор их бы не купил».
Решила свернуть свой бизнес в Грузии и голландская авиакомпания KLM. По словам руководителя департамента гражданской авиации минэкономразвития Грузии Георгия Мжаванадзе, причиной, «из-за которой KLM решил закрыть в Грузии свое представительство, называется низкий уровень доходов. KLM провел анализ бизнеса 2005 года в Грузии и решил, что уровень доходов не соответствует ожидаемым показателям, на которые они рассчитывали два года назад». Последний рейс Амстердам–Тбилиси–Амстердам авиакомпания KLM выполнила 23 марта 2006 года.
В прикупе туз или пиковая дама?
Казахстанские компании привлекает дешевая приватизация. Однако, учитывая нестабильную (от политической до законодательной) ситуацию в стране, этот бизнес подобен игре в казино – поворот рулетки и можно «сорвать банк»… или прогореть.
Комментируя приобретение АО «Тбилгази», премьер-министр Казахстана Даниал Ахметов заявил: «Мы понимаем, что реализация нашего сырья должна быть диверсифицирована, поэтому считаем шаг в сторону Грузии правильным. Но мы поставили цену на газ – 110 долларов за тысячу кубометров, и она ими принимается. Ни о какой субсидии грузинским жителям со стороны Казахстана не может быть и речи: либо они будут платить эту цену, либо мы будем принимать соответствующие меры экономического характера, позволяющие решать эту задачу».
Следует отметить, что, по какой бы цене Казахстан ни продавал газ Грузии, с учетом его транзита по российской территории, казахстанский газ будет стоить столько же, сколько стоит голубое топливо «Газпрома». Поскольку «Газпром» взял курс на доведение цен на поставляемый в бывшие союзные республики газ до мировых, уровень в $110 далеко не предел. Каким образом казахстанская сторона собирается заставить грузинских потребителей платить за газ по новым ценам, когда они не могли оплачивать и более низкие, непонятно. По информации ВВС, компания «Тбилгази» ежегодно теряла до 60% газа из-за воровства: население умудрялось в несколько раз занижать показания индивидуальных счетчиков. В ответ на отключения газа за неуплату жители целых районов устраивали митинги протеста.
Кроме того, есть опыт и когда-то крупнейшего иностранного инвестора в Грузии – американской AES Corp. Компании, потратившей $275 млн. на приобретение и развитие тбилисской электрической компании, в 2003 году пришлось, продав активы себе в убыток, уйти из Грузии. Деятельность AES оказалась убыточной, так как ей не удалось заставить потребителей электроэнергии, включая государственные предприятия, платить по счетам. Полагать, что американцы с неплательщиками либеральничали, оснований нет (финансовый директор грузинского филиала был убит после повышения тарифов на электроэнергию).
Непонятно и то, каким образом «КазТрансГаз» за 2 года собирается реабилитировать газораспределительные сети Тбилиси, которые, по словам грузинских специалистов, «находятся в катастрофическом состоянии». По словам генерального директора «КазТрансГаза» С. Султангалиева, для приведения газового хозяйства «Алматыгаза» в безупречное состояние компании потребуется 10 лет неустанной работы и ежегодное вкладывание 600 млн. тенге на текущий капитальный ремонт газотранспортных активов. И это притом, что алматинские сети находятся в лучшем состоянии, чем тбилисские, да и платежеспособность алматинских потребителей несравнима выше.
Следует учитывать и то, что после шагов, предпринятых Россией (запрет на ввоз грузинского вина, минералки и т.д.), в Грузии сразу подскочили цены на товары первой необходимости. Все чаще раздаются претензии в адрес власти, и в ближайшее время, по мнению оппозиции, за этим могут последовать уличные акции, которые достигнут кульминации к октябрю. Бывший член команды Саакашвили, а ныне консерватор Звиад Дзидзигури полагает, что если власть и далее будет действовать так же, как сейчас, то оппозиция вынуждена будет повторить сценарий последних лет правления Шеварднадзе. А это означает передел власти (или, по крайней мере, попытку передела) и новый виток нестабильности. А в таких условиях о прибылях мечтать не приходится.