На ваш взгляд, возможно ли проведение досрочных парламентских выборов в республике? Приведут ли они к существенным изменениям в законодательной власти страны? Ваш прогноз развития ситуации.
Я не исключаю проведения досрочных парламентских выборов в Казахстане. Приняты поправки в Конституцию, избрание нового парламента стало бы этому логическим продолжением. К тому же депутаты уже размышляют о том, должны ли они сами распуститься или их распустит президент. Раз они в открытую об этом говорят, значит, достаточно серьезно обсуждают этот вопрос. Так что проведение досрочных выборов вполне возможно уже в ближайшее время. Может быть, даже в конце августа – начале сентября. На мой взгляд, поправки в Конституцию – прогрессивный шаг, который приведет к развитию в стране не только демократии, но и общества в целом. Конечно, любые выборы – это потрясение для общества. Но я считаю, что парламент, созданный по партийным спискам, – движение вперед. Это говорит о повышении качественного уровня политики в Казахстане. Потому что после принятия поправок будет усиливаться роль партий. Что касается полномочий парламента, те поправки, которые уже внесены, заметно расширяют функции депутатов. Серьезным шагом является и тот факт, что парламент будет больше влиять на формирование кабинета министров. Конечно, многое зависит от того, какие партии смогут преодолеть семипроцентный барьер на ближайших выборах. Но если говорить в целом о тенденции, то тенденция очень хорошая, здравая.
Считаю, что досрочные парламентские выборы состоятся, причем не позднее осени этого года. Учитывая внесенные недавно корректировки в основные законы страны, в том числе и касательно парламента, мне кажется, следующий созыв станет более сильным и действенным. Однозначно, появятся новые решения, которые будут соответствовать профессионализму людей, находящихся в законодательном органе. Прилив в парламент представителей по партийным спискам, думаю, увеличит уровень компетентности решений государственных вопросов. В новый парламент попадут представители от оппозиции, и, мне кажется, что их будет больше, чем в нынешнем составе. Прогнозируя ситуацию, могу предположить следствием созыва нового парламента укрепление политической власти не только в крупных городах, но и на местах, в центральных регионах. Учитывая современную тенденцию слияния многих пропрезидентских партий, легко сделать вывод о том, что они станут основой управления законодательной и, возможно, в будущем исполнительной власти. Рано или поздно произойдет смена правительства, и вот именно представители основной пропрезидентской партии, которых будет максимальное количество в парламенте, и будут задавать тон развития политической ситуации в Казахстане.
Факт того, что изменения уже начались на официальном уровне - парламентарии внесли соответствующий запрос в Конституционный совет, говорит о том, что власть готовится провести парламентские досрочные выборы в этом году. Другое дело, что она сейчас пытается осуществить тот же сценарий, который подействовал в 2005 году в преддверии президентских выборов. Тогда, так же, как и сейчас, необходимость срочных изменений была сглажена длительной ненужной дискуссией. Возможно, это делается для того, чтобы не дать ни общественности, ни особенно оппозиционным партиям реально подготовиться к парламентским выборам. Власть любит эффект внезапности. Хотя сама, конечно, на 100% готова к проведению парламентских выборов. Как будет реализована эта мера, зависит от решения, которое вынесет Конституционный совет. Если он даст возможность депутатам самораспуститься, это осуществится путем сложения полномочий значительной части депутатского корпуса, в основном состоящего из представителей партии «Нур Отан». Мажилис парламента автоматически будет признан недееспособным и распущен. Другой вариант – те же депутаты обратятся к президенту с просьбой распустить мажилис и провести выборы, что президент, видимо, и сделает. В любом случае то, что в Конституцию заложена возможность президента распустить либо весь парламент, либо только его нижнюю палату, оставить сенат для осуществления дальнейшей законодательной деятельности, говорит в пользу того, что власть может прийти спокойно на роспуск мажилиса и проведения в этом году выборов нового состава. Безусловно, полномочия, предусмотренные измененной Конституцией, усиливают позиции президента. Во-первых, он получил возможность избираться неограниченное количество раз. Во-вторых, теперь у него есть право быть полноправным лидером партии «Нур Отан», через нее контролировать и парламент, и правительство путем назначения премьера. Поскольку учитывается мнение парламентского большинства, а оно явно будет принадлежать этой партии. Плюс президент получает возможность финансировать свою же партию из государственного бюджета. Помимо вышесказанного усиливаются позиции главы государства в контроле сената путем увеличения численности назначаемых им депутатов. Парламент если что-то и получил, то только формальные процедуры, связанные с назначением тех или иных лиц на свои должности.