Самые расточительные
Станислав Жуков
В свое время советская экономика, а в последние годы и постсоветское пространство полностью выпали из глобального процесса
снижения энергоемкости производства. Можно, конечно, считать, что доступность энергоресурсов является естественным конкурентным преимуществом. Однако инициированная нефтяным кризисом 1973 г. тенденция к внедрению энергосберегающих технологий продолжает развиваться. Причем в периоды высоких (относительно долгосрочных средних) цен на энергоносители переход на энергосберегающие технологии только усиливается. Согласно данным на 2003 г., все экономики СНГ, за некоторым исключением Армении и Грузии, входили в двадцатку стран с самым высоким потреблением энергоресурсов на единицу валового внутреннего продукта по текущему обменному курсу (см. таблицу 1). При использовании показателей ВВП по паритету покупательной способности национальных валют картина принципиально не меняется. Узбекистан, Казахстан, Украина, Россия, Молдова, Таджикистан и Беларусь сохраняют сомнительное мировое лидерство по удельной энергоемкости. Казахстан, Беларусь, Россия и Украина – то есть та четверка СНГ, которая в принципе могла бы рассчитывать на развитие обрабатывающей промышленности, – использовали в 2,8-3,3 раза больше энергоресурсов в сравнении с Германией, в 2,5-3 раза больше в сравнении с Венгрией, 2-2,5 раза – с Польшей и 1,8-2,1 раза в сравнении с Чехией (см. диаграмму 2).
При переходе от паритетов покупательной способности к показателям ВВП по текущему обменному курсу разрыв с Германией увеличивается до 10-19 раз, а транзитными экономиками Восточной и Центральной Европы – до 3 – 6 раз (см. диаграмму 3).
Для более предметных суждений, конечно, необходима более детальная информация в разрезе отраслей и отдельных предприятий. Учитывая, однако, то обстоятельство, что энергетические расходы составляют важный компонент производственных издержек на практически любом современном производстве независимо от его отраслевой специализации, очевидно, что приводимые расчеты однозначно вскрывают глобальную неконкурентоспособность производителей в сравнении с европейскими производителями. Не лучше обстоит дело и в нише товаров более низкого технологического уровня. За последние два десятилетия восходящая глобальная торговая держава КНР добилась заметного снижения энергоемкости производства и вплотную приблизилась к передовым стандартам США. В зависимости от варианта расчетов Узбекистан расходует на единицу ВВП в 5-6 раз больше энергоресурсов, чем Китай. Для Казахстана соответствующие показатели составляют 1,9 - 2,4, России – 1,7 – 2,4, Кыргызстана – 1,4 – 1,6 раз (см. диаграммы 4 и 5). Понятно, что с такими высокими энергетическими издержками рассчитывать на экспорт промышленных товаров на мировые рынки не приходится.