среда, 13 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Экзамен на КСО

Ярослав Разумов

Понятие корпоративной социальной ответственности (КСО) в Казахстане сегодня нельзя отнести к тем процессам и темам, которые находятся если уж не на острие общественного внимания, то хотя бы где-то на подходе к оному. Даже аббревиатура эта мало у кого вызовет какие-либо стойкие ассоциации, а уж чтобы внятно растолковать смысл…  И это плохо.

КСО и ООН
В своем выступлении на Всемирном экономическом форуме в январе 1999 года Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Кофи Аннан предложил идею создания Глобального договора. Инициатива эта преследовала своей целью привлечь внимание бизнес-сектора к различным аспектам процесса глобализации, который, с одной стороны, открывает новые возможности и перспективы для развития стран, а с другой - ведет к возникновению различного рода проблем. 
Составной частью Глобального договора стала идея КСО – корпоративного социального партнерства. Если говорить совсем коротко, то идея КСО подразумевает, что бизнес мог бы (и по идее должен) брать на себя осуществление инициатив в социальной, экологической, образовательной, культурной сферах, в вопросах безопасности и иных направлениях взаимоотношений с обществом. Притом, что особенно важно:  делаться это должно, во-первых, системно и систематически, а во-вторых, в масштабах, больших, чем это предписывает законодательство, в рамках которого работает конкретный бизнес в конкретной стране. То есть бизнес должен взять на себя новые и серьезные обязательства.   
Основой этой инициативы тогдашнего руководителя Организации объединенных наций были десять принципов Глобального договора, также инициированного ООН, которые в свою очередь посвящены четырем направлениям:  соблюдению прав человека, условиям труда, охране окружающей среды и противодействию коррупции. Поддерживая инициативу КСО, компания присоединяется и к идее реализации целей Глобального договора. Тем самым международная общественность в лице ООН стимулирует бизнес к большей социальной ответственности в глобальном масштабе. 
При всем том четкой формулировки того, что уже есть КСО, не существует. Андрей Рудецких, специалист ПРООН в Казахстане по связям с общественностью, привел следующее:  «Социальную ответственность бизнеса следует рассматривать как особый вклад в долгосрочное развитие, под которым подразумевается интеграция экономики, социальной политики и охраны окружающей среды с целью повышения качества жизни сегодня и в будущем».  Какое определение КСО не бери, в «сухом остатке» остается примерно следующее:   корпоративная социальная ответственность означает достижение коммерческого успеха путями, которые основаны на этических принципах и уважении людей, сообщества и окружающей среды. Обратите внимание:  речь идет в конечном итоге о коммерческом успехе, то есть успешности бизнеса, только через социальную ответственность. То есть к процветанию, но не живодерскими методами, как в эпоху раннего капитализма, первоначального накопления капитала, которая всем нам, постсоветским гражданам, хорошо знакома, а, скажем так, по-людски.
Деятельность компании по внедрению принципов КСО разделяют на внутреннюю и внешнюю. К первой можно отнести такие направления работы бизнеса, как обеспечение безопасности труда; поддержание социально значимой заработной платы; дополнительное медицинское и социальное страхование сотрудников; развитие человеческих ресурсов через обучающие программы и программы подготовки и повышения квалификации; оказание помощи работникам в критических ситуациях; внедрение новых технологий и ноу-хау; добровольное внедрение стандартов по охране труда, менеджменту качества, охране окружающей среды и др., а также практики этического ведения бизнеса. К внешней социальной ответственности бизнеса можно отнести налаживание диалога с местным сообществом и местной властью; социальные инвестиции и содействие развитию социальной инфраструктуры; содействие охране окружающей среды; готовность участвовать в восстановлении послекризисных ситуаций и участие в разработке и обсуждении законов, направленных на регулирование бизнеса и продвижение практики КСО. Еще раз подчеркнем – все названные направления деятельности должны выполняться сверх того, что предписывает законодательство. Только в этом случае можно говорить о корпоративной социальной ответственности.
   
«Борода» и «корни» КСО
Наверняка будет появляться и уже появляется искушение сказать (или по меньшей мере подумать), что концепция КСО – из серии новомодных всяких идей, которые сочиняют политтехнологи и пиарщики с целью оправдать существование тех или иных процессов или организаций. Однако это совсем не так. Прежде всего потому, что, если по форме КСО и новое дело, но по сути оно существует уже очень давно. Корпоративное социальное партнерство – вещь «с бородой» и «с корнями».
Вот примеры. Во второй половине 19-го века, с приходом эры того самого дикого капитализма, практически все страны Европы, как и США, и Россия, столкнулись с серьезной проблемой – массовым пьянством малоимущих слоев. Дело заходило так далеко, что угрожало и спокойствию жизни крупных городов, и непосредственно стабильному развитию бизнеса – рабочие кадры-то спивались и калечили друг друга в пьяных потасовках! Как прореагировал бизнес?
«В Германии 106 крупных фабрикантов, у которых работают 103 тыс. рабочих, показали, что улучшением пищи рабочих и распространением продажи прохладительных напитков достигалось улучшение здоровья рабочих, повышение их продуктивности на 20% и понижение склонности к пьянству», - цитировал специальное исследование от 1909 года военный деятель и исследователь Куропаткин в своей книге «Русская армия» (цитата по изданию ее от 2003 г., Санкт-Петербург).
Другой пример:  за счет систематических пожертвований крупных капиталистов в столице Российской империи в конце позапрошлого века работало «Общество дешевых столовых и чайных и домов трудолюбия» (выделено нами. – Я.Р.), которое содержало такие заведения для невысокооплачиваемых рабочих. Их посетители могли получить полноценный обед от 5 до 20 копеек (газета «Новое Время», № 247, октябрь 1895 г.). Проводилось и субсидирование части расходов работающих на лечение или воспитание детей. В результате капиталисты косвенными, но эффективными методами добивались снижения прогулов, пьянства и воровства на предприятиях, потому что за такие «подвиги» вход в дешевые чайные и столовые оказывался закрыт…
Удивительные, без всякой натяжки, мысли нам посчастливилось найти в книге Василия Кокорева «Экономические провалы» (цитата по изданию 2005 г., Москва). Один из крупнейших купцов и капиталистов 19-го века писал о том, что «торговля должна быть нравственна и человеколюбива»! Виданное ли сегодня дело! Но кроме религиозных и гуманитарных мотивов Кокорев обосновывал это и сугубо практическими:  не разоряя жестким коммерческим подходом потребителя, купечество расширяет рынок сбыта, гарантируя себе рост доходов. «Надо хлопотать об удешевлении цен всех припасов и изделий», - писал он. Но в то же время предостерегал от «несоразмерного пользования кредитом» и «пошлости безумного расточительства». Полтора века прошло, а актуальность эти мысли не утратили. Даже наоборот – посмотреть только на историю с рынком ипотечного кредитования в США. Да и не только там…
Серьезному бизнесу всегда была ясна важность ответственности. А КСО – это в первую очередь и есть осознание ответственности бизнеса перед обществом и государством. Отнюдь не альтруистической, но и не примитивно-наживательской. Вложенные в реализацию идей КСО средства и силы возвращаются бизнесу дивидендами, как это писал Кокорев. Примерно как в популярном советском мультфильме: «Делай добро, и бросай его в воду», и тебе обязательно воздастся с прибытком. И в этом  главное и серьезное отличие КСО от благотворительности. Вещи тоже очень нужной, но – иной.
    
КСО как гарантия от «зигзагов истории»
«Опыт показывает, что компании, внедряющие принципы КСО в свою деятельность, способствуют улучшению благосостояния бедных и неимущих слоев населения. Обеспечение дальнейшего распространения принципов КСО потребует лидерства частного сектора, в первую очередь, местных компаний», - заявил недавно Бен Слей, директор Регионального центра ПРООН в Братиславе, в своем обращении к участникам прошедшего в Киеве Международного медиа-форума по вопросам корпоративной социальной ответственности (КСО).
Насколько готов к этому лидерству отечественный, казахстанский, бизнес? И нужно ли ему КСО в принципе? Наверное, найдутся компании, чьи пиар-менеджеры будут отвечать на эти вопросы положительно. Но есть и иное мнение.
Координатор проектов ПРООН в Казахстане Наталья Максимчук недавно в интервью газете «Панорама» (№29, 2007) заметила:
- В республике главная на сегодня проблема с реализацией КСО как раз состоит в неправильном понимании ее концепции: зачастую идея КСО подменяется меценантством и благотворительностью. Все это, безусловно, очень позитивные явления, но они не ведут к системным изменениям в том, как делается бизнес. В республике еще необходимо развивать общий уровень понимания этой идеи.
Между тем точек приложения для бизнеса в реализации идей КСО в стране не просто много, а огромное количество. Все бизнесмены «плачут» о дефиците квалифицированных кадров, и никто не удосужится подумать – чтобы сделать для принципиального улучшения системы образования. Многие жалуются на деградацию морально-этических норм у работников, а попробовать повлиять на это – слабо. Все смотрят, как казахстанская экономика все больше и больше становится зависимой от иностранной рабочей силы, а консолидировать усилия, чтобы этот процесс хотя бы замедлить, – так нет. В ответ нас спросят – а как же это сделать, да хватит ли у бизнеса сил? Но смогли же влиять на негативные процессы германские промышленники и российские купцы аж в позапрошлом веке!
Все же при всей нынешней не очень позитивной ситуации с пониманием важности идей КСО в Казахстане почему-то кажется, что оно придет, рано или поздно (лишь бы не слишком поздно). Ведь принципиально не способны их понять и принять лишь предприниматели с психологией мелкого лавочника, даже если волей зигзагов истории они и оказались во главе крупного дела. Потому и остаются они либо мелкими лавочниками по жизни, либо рискуют потерять высокое положение при очередном зигзаге. Ведь помимо всего прочего в глубокой и многослойной идее КСО есть и мотив самосохранения бизнеса.

Оставить комментарий

Антресоли

Там, за туманами Там, за туманами
Редакция Exclusive
28.08.2007 - 11:47
PR и реклама PR и реклама
Редакция Exclusive
28.08.2007 - 11:01
Immigration? Immigration? Immigration... Immigration? Immigration? Immigration...
Редакция Exclusive
16.08.2007 - 15:07
CMAR works at full caracity CMAR works at full caracity
Редакция Exclusive
16.08.2007 - 14:42
We are growing a middle class We are growing a middle class
Редакция Exclusive
16.08.2007 - 14:42
Lebanese babylon Lebanese babylon
Редакция Exclusive
16.08.2007 - 13:47
Georgian roulette Georgian roulette
Редакция Exclusive
16.08.2007 - 13:44
Unequal marriage Unequal marriage
Редакция Exclusive
16.08.2007 - 13:15
Dreams of kurmangazy Dreams of kurmangazy
Редакция Exclusive
16.08.2007 - 13:15
Kazakhstani reprivatization Kazakhstani reprivatization
Редакция Exclusive
16.08.2007 - 13:15
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33