воскресенье, 24 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

«Железный век» или «красные флажки» - что пересилит?

 Ярослав Разумов

На вопросы «Эксклюзива» отвечает Евгений Порохов, директор НИИ финансового и налогового права, кандидат юридических наук.

- В начале 1990-х Казахстан буквально ринулся в новую тогда для себя стихию привлечения масштабных иностранных инвестиций. Результат известен:  инвестиции. Контракты – все это есть, но даже на официальном уровне порой признавалось, что тогда не все оказалось правильно просчитано, в силу нехватки опыта недостаточно оказались защищены интересы страны.  На Ваш взгляд – действительно ли те условия, которые были предложены иностранным компаниям, адекватны ситуации? Может быть, и правда, слишком много предложили?
- По моему мнению, как и по мнению большинства экспертов, и это, кстати, подтверждается динамикой тех процессов, что шли в экономике в последние годы, Казахстан в то время больше выиграл, чем проиграл.
После падения СССР республика оказалась без доходов, налаженных средств коммуникации, без специалистов в области менеджмента и маркетинга, и необходимо было любыми путями привлечь весь этот потенциал, чтобы хоть как-то обеспечить становление и функционирование национальной экономики, до тех пор, пока не оформится национальный капитал, не сформируются национальные кадры. В законодательстве тогда были сплошные пробелы, и контракты по приватизации и недропользованию заключались в срочном порядке самим правительством и Госкоиммущества. В итоге в Казахстан вошли крупнейшие нефтегазовые игроки. Во всяком случае, нефтяная индустрия оказалась в руках специалистов, которые знали, что с ней делать; хотя, естественно, контракты были заключены на максимально выгодных для них условиях. И тем не менее там были учтены и интересы нашего государства, позволявшие ему существовать, хотя бы в сложных экономических рамках того времени.
Следует учитывать еще и то, что на тот момент в Казахстане не было сформированной концепции государственных доходов, только-только произошел отказ от прямого государственного регулирования экономики, и у государства не было уверенности в том, что оно сможет просуществовать за счет косвенных источников доходов. Те финансовые вливания, которые были предусмотрены в приватизационных контрактах, позволили «залатать» самые опасные «дыры» в расходной части бюджета в 1991-1994 годах. С их помощью удалось создать условия для формирования самостоятельной независимой налоговой системы, апробировать ее в действии, более или менее определить основные направления своей инвестиционной политики, которые уже вылились в принятие закона об иностранных инвестициях 1994 года. И в нем впервые было одновременно, с одной стороны, выражено максимально благоприятное отношение к иностранным инвесторам, даже благоприятнее, чем оно было по отношению к
отечественным инвесторам, с другой – проведена грань между ними и собственно казахстанскими интересами. Но, в общем, справедливо говорится о крайней лояльности этого закона в отношении иностранных инвесторов. Ведь тогда вопрос о взаимоотношении иностранного и местного капиталов остро не стоял, они элементарно не были конкурентны между собой. И такая ситуация всеми воспринималась нормально. Хотя в теории международного права самым благоприятным режимом для иностранного капитала является национальный режим, что означает, что иностранцы пользуются такими же правами и обязанностями, что и сами граждане данной страны.
Вообще, если искать какой-то образ этапов государственного поощрения иностранных и отечественных инвестиций, отношения государства к ним, то 1991 - 1994 годы были «золотым веком» иностранных инвесторов в республике. Это было время абсолютного, максимального благоприятствования им. Оно характеризуется заключением индивидуальных контрактов с крупными иностранными инвесторами преимущественно на недропользование, заключавшихся на 20, 30, 50 лет. В контрактах определялся индивидуальный налоговый режим для иностранных инвесторов, провозглашался принцип стабильности налогового режима, закрепленного в контракте на весь период действия контракта, независимо от изменений налогового законодательства РК в будущем. Так называемая «дедушкина оговорка» защищала их от любых зигзагов политической и законодательной конъюнктуры на длительные сроки. И все это действует и поныне.

- Но длилась та эпоха не слишком долго; где-то со второй половины 1990-х ситуация начала меняться, хотя и не быстро…
-  Да, контуры самостоятельной и независимой инвестиционной политики независимого Казахстана начали четко прослеживаться уже в 1997 году с принятием Закона о государственной поддержке прямых инвестиций. Тогда были определены приоритетные сектора экономики, было введено понятие «прямых инвестиций» и перечень тех льгот и преференций, которые могут быть предоставлены инвесторам. То есть фактически тогда государство впервые задумалось о том самом наполнении казахстанского содержания, о котором в последние годы так много говорилось. Была сделана попытка на законодательном уровне создать условия для появления и развития активов вне сырьевой сферы экономики. Там были предусмотрены довольно либеральные меры по полному и частичному освобождению от подоходного налога в течение десяти лет, от налогов на имущество, предоставление натурных грантов и т.п. И именно в то время инвесторы как иностранные, так уже и отечественные активно использовали этот закон. Вот с этого этапа можно говорить о системном становлении отечественного бизнеса. И очень характерно,  что именно после этого стали слышны сначала отдельные, а затем и все более массовые возмущения отечественных бизнесменов тем, что иностранцы защищены и гарантированы от всех ухудшений законодательства, от увеличения налогового гнета, в то время как местный бизнес действует в режиме текущего налогового законодательства.
Может быть, отчасти предварительной заготовкой от этого стало принятие в 1994 году Закона РК «Об иностранных инвестициях» с законодательным предоставлением иностранным инвесторам правовых гарантий от ухудшения их положения в будущем. Так, в его 6-й статье все гарантии иностранным инвесторам были закреплены по пунктам, и попытки видоизменить статью впоследствии в целом больших результатов не дали. Хотя государство все-таки смогло добиться права устанавливать в текущем режиме акцизы на товары, ввозимые иностранными инвесторами на территорию Казахстана. Но тем не менее в целом иностранные инвесторы продолжали чувствовать себя весьма уверенно, при том, что объективно в своих расходах, своих действиях нередко переходили грань разумного. «Золотой век» для иностранных инвесторов кончился, но сменился вполне комфортным «серебряным».

- Затем согласно традиционной образности и исторической логике следует «век бронзовый»?
- Ну да. Этап 1997 - 2003 годов – это этап формирования целевой и осмысленной инвестиционной политики Казахстана; поощрения прямых инвестиций в приоритетные сектора экономики независимо от их происхождения, сближения правового регулирования иностранных инвестиций с отечественными. Хотя и  при сохранении их отдельного законодательного регулирования и очевидных преимуществ иностранных инвестиций перед отечественными, что выразилось в принятии и действии Закона Республики Казахстан 28 февраля 1997 года N 75-1 «О государственной поддержке прямых инвестиций» наряду с продолжением действия Закона РК «Об иностранных инвестициях». Эти метаморфозы стали результатом нараставшего конфликта и внутренних противоречий между иностранным и национальным капиталом. Иностранцы, конечно, начинали себя чувствовать все более неуютно в условиях, когда национальная буржуазия все прочнее становилась на ноги, и было очевидно, что существовавшая ситуация, без определенного пересмотра инвестиционного законодательства, противоречит и канонам международного права, и соображениям национальной безопасности. В итоге был принят и поныне существующий Закон «Об инвестициях». Сейчас согласно ему все вновь приходящие в Казахстан инвесторы равны в своих правах с отечественными инвесторами. Действительно, наступил, пользуясь нашей аналогией, «бронзовый век».

- Если ее продолжать, то теперь для иностранных инвесторов наступает «железный век», если не больше того; в русской поэзии есть и такой образ – «век-волкодав»…  Неожиданная атака правительства на кашаганский консорциум – не оттуда?
- Про «волкодава» это наверняка останется в пределах поэтической образности. Но, в общем, здесь есть, о чем рассуждать. Государство, конечно, поднаторев в опыте работы с инвесторами, в договорном и международном праве, в его частно-правовом аспекте, уже способно в лице первых лиц нашего правительства предъявлять претензии и даже ультиматумы к участникам консорциума, где государство является одним из участников, и претендовать на реализацию других своих прав. Тем более что в России был создан прецедент с Сахалином, который был, в общем-то, «проглочен» иностранными компаниями (и, наверное, не без доли и их вины в происшедшем).
О перспективах этих событий сейчас сложно говорить; не стоит забывать, что у тех крупных нефтегазовых компаний, что работают в Казахстане, весьма сильное лобби в своих государствах, обладающее различными рычагами влияния, которые могут быть задействованы в случае необходимости.
Надо сказать и следующее. Наблюдается парадоксальная ситуация, когда, с одной стороны, государство по своему участию в контракте является частно-правовым лицом, то есть находится в сфере экономических интересов субъектов предпринимательства, и в данном случае, предлагая свои природные ресурсы иностранцам, является и участником экономической деятельности. Но, с другой стороны, оно же  не лишается при этом своего международного суверенитета и самостоятельности в публичном праве. То есть государство, как двуликий Янус или двуглавый орел, в этой ситуации двуедино:  с одной стороны, оно  равноправный субъект гражданских и международных частно-правовых отношений, с другой – оно субъект публичной власти, который может принудить, обязать любого, в том числе и иностранца. И в данном случае контракты, заключенные государством с иностранными инвесторами, являются, как это ни парадоксально звучит, частно-публичными. С одной стороны, когда нужно «заманить» инвестора и получить что-то взамен, - это частный договор; с другой, когда необходимо показать власть и употребить силу, вспоминается, что государство есть публичный институт, который может применять все возможные ресурсы для привлечения должностных лиц, в том числе и иностранных, к ответственности за нарушения контрактов.

- Но Вы можете предположить ситуацию, при которой те или иные контракты с инвесторами могут быть пересмотрены?
- Государство, на мой взгляд, будет пытаться предпринимать усилия и шаги по пересмотру ранее достигнутых условий, но – только в рамках контрактов и только усилиями уполномоченных государственных органов переговорным и судебным путем. Министерства, само правительство устами премьера могут ставить эти вопросы, но ни в коем случае не президент как гарант прав и свобод всех граждан. И в том случае, если позиция правительства и премьера встретит ожесточенное сопротивление иностранных инвесторов и их лобби в их странах, глава государства вынужден будет включиться в этот процесс с тем, чтобы успокоить ситуацию и заявить, что взятые им лично на себя обязательства по гарантиям иностранным инвесторам сохраняют свою силу до окончания сроков действия контрактов. То есть существуют «флажки», красные ли или какого-либо иного цвета, дальше которых государство в спорах с инвесторами не пойдет. В любом случае противоречия, даже если они и войдут в состояние конфликтной ситуации, будут решаться дипломатическими методами и в правовом пространстве.

Оставить комментарий

Антресоли

Political theatre of one actor Political theatre of one actor
Редакция Exclusive
29.08.2007 - 13:48
The situation and prospects The situation and prospects
Редакция Exclusive
29.08.2007 - 12:59
Anvar Saydenov: Anvar Saydenov:
Редакция Exclusive
29.08.2007 - 12:59
Бизнес-гайд Бизнес-гайд
Редакция Exclusive
29.08.2007 - 11:43
SELA vie SELA vie
Редакция Exclusive
29.08.2007 - 11:34
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33