Банкиры заговорили
Карлыгаш Еженова:
- Есть предложение - 15 ноября на Конгрессе финансистов окончательно оформить идею создания Евразийского клуба банкиров. Впервые она была озвучена инициатива прошедшей в конце сентября в Алматы межбанковской конференции, где эта идея получила полную поддержку. Там же был принят меморандум, но он был скорее формальным. Теперь же нас попросили более четко и подробно описать наше видение работы этого Клуба. За две недели после того, как прошла конференция, откликнулись очень многие люди. Появился весьма положительный резонанс: мы получили письмо от Ассоциации банков Российской Федерации, они сказали, что поддержат эту идею и готовы вступить как ассоциативные члены. Заинтересованность проявили кроме БТА, Национальный банк РК, Казкоммерцбанк, Альянс Банк, ФУР «Казына», АТФ-Банк, Банк ЦентрКредит, Ассоциация финансистов Казахстана, Газпромбанк (Россия), Евразийский банк развития, финансово-банковская группа стран СНГ (Москва), Банк Форум (Украина), Банк Ощадный (Украина), Банк Москвы, Внешторгбанк (ВТБ) и другие. Таким образом, у нас уже есть несколько членов, которые готовы активно участвовать в работе Клуба.
София Айcагалиева:
- Я очень сильно поддерживаю идею создания этого Клуба. Как представитель Комитета таможенного контроля, хочу сказать, что для нас это очень важно. Потому что есть стратегическая задача - интеграция в мировую экономику, а без интеграции в международную торговлю это невозможно. И как раз с этим у нас возникают определенные сложности на предмет согласования процедур таможенного контроля, то есть опять же без этого интеграция в международную торговлю невозможна. И в принципе вопрос об участии банков ставился давно. Для того чтобы реализовывать наш транзитный потенциал, мы должны все-таки гармонизировать наши правила по оформлению транзита. А для того чтобы транзит прошел у нас есть определенные нормы, которые являются обеспечением транзита. И одна из первых норм - это гарантии банков второго уровня. Из-за того, что у нас нет согласования между странами СНГ, эта норма может действовать только на таможенной территории отдельной страны, это создает массу сложностей. Наши сопредельные страны в качестве обеспечения транзита используют, как правило, депозит, что влечет к отвлечению оборотных средств. Эту проблему мы активно обсуждали в Узбекистане в 2003 году, когда Карим Кажимканович был заместителем премьер-министра, у узбеков это вызывало очень много нареканий, и тогда он позвал банки, чтобы продумать, как можно признать банковские гарантии одного государства в другом. Но тогда механизма мы так и не нашли.
Недавно мы согласовали проект постановления о признании банковских гарантий – это соглашение по ЕврАзЭС, но вы понимаете, что соглашения носят чисто декларативный характер. Если не будет желания самих субъектов сотрудничать, то соглашение так и не будет работать.
Второй момент - это таможенные платежи и налоги. Понятно, когда налоговые системы внутри государства регистрируют налогоплательщиков, есть признаки резидентства и нерезидентства регистрации. Другой вопрос, когда у нас в принципе декларантом может выступать кто угодно, в том числе и иностранное лицо. Я стояла у истоков и потом слышала много нареканий по поводу применения платежных карт. Как вы знаете, есть эксклюзив Народного банка на использование этих карточек.
Эта идея возникла неожиданно, когда на какой-то железнодорожной станции я увидела, как люди ходят, грубо говоря, с мешками денег между вагонами и с ними может случиться все, что угодно, это ненормально. Тогда мы пригласили к сотрудничеству разные банки. Сначала шли наобум, как всегда, не зная, как и что делать. Банки высказали мнение, что они должны быть обязательно присоединены к нашей таможенной автоматизированной информационной системе (ТАИС), чтобы иметь возможность получать оттуда распечатки по платежам. Но это было технически невозможно. В принципе присоединение коммерческого субъекта к какой-либо государственной системе, тем более к ТАИС, нежелательно.
После мы этот вопрос стали прорабатывать с казначейством, и выяснилось, что казначейство обязательно требует наличия обратной связи с банком. Вот почему в этом проекте появился Народный банк. Потому что он является агентом по выплате пенсий и пособий, у него есть обратная связь с казначейством. То есть если мы ошибемся с платежом, то всегда можно это исправить. Далее была большая сложность договориться с VISA. Но в итоге разрешение VISA мы тоже получили. Следующим шагом стал вопрос получения разрешения от казначейства на то, чтобы чек от POS-терминала принимать как подтверждение оплаты. По таможенному законодательству товар выпускается тогда, когда казначейство дало подтверждение, что оплачены все таможенные платежи, и нам нужно было, чтобы чек от POS-терминала мог служить этим подтверждением от казначейства. И после этого проект более или менее заработал, и сейчас удельный вес платежей через карточки растет.
В других странах ЕврАзЭС есть другие системы. Есть, например, проект по использованию карточек, выпущенных именно для одного вида платежа, например, для таможенного. Я поддерживаю идею создания Клуба потому, что соглашение по использованию таможенных карточек, которые будут выпускать частные банки, может работать только тогда, когда банки будут сами в этом заинтересованы и будут бороться за клиента.
Сейчас есть одна проблема: участники ВЭД постоянно жалуются и говорят, что банк взимает очень высокий процент за проведение таможенных платежей по карточкам. Об этом я собираюсь поговорить с представителями Народного банка, это на самом деле не совсем правильно. С моей точки зрения, чтобы продвигать этот продукт, Народный банк должен пойти на снижение стоимости своих услуг, учитывая, что участники ВЭД имеют счета совсем в других банках, а используют систему Народного банка именно для того, чтобы заплатить таможенные сборы. Этот вопрос очень часто беспокоит участников ВЭД, они готовы платить карточкой, но не хотят платить высокую ставку за услуги.
Я надеюсь, что эти вопросы будут разрешены усилиями членов будущего Клуба. Потому что иначе мы транзит не откроем. Мы все заинтересованы в том, чтобы все грузы доставлялись по назначению, чтобы их сохранность была гарантирована. И здесь, я думаю, банки также могут сыграть свою роль в части обеспечения гарантий этого круговорота, возвратности имущества, которое будет вращаться по транзитным коридорам. Я сужу, как говорится, со своей колокольни, с точки зрения таможни. Но я считаю, что если будет развиваться международная торговля, - будет развиваться производство. Будет развиваться производство - будут развиваться и богатеть финансовые системы.
Карлыгаш Еженова:
- Мне нравится, что мы сразу взяли быка за рога и перешли к практическим вопросам. Мурат Машрапович, у вас, по-моему, есть какие-то предложения по оргструктуре?
Мурат Юлдашев:
- Да, по-моему, здесь собрались люди, которые выступают «за» создание Клуба. Думаю, нам теперь нужно более предметно поговорить о том, как это сделать. Поступили предложения сделать Клуб в виде общественного фонда. Мне кажется, нужно обсудить форму организации: это будет фонд, АО, коммерческое предприятие? Далее нужно обсудить финансовую часть, без денег мы не сдвинемся с места. Надо понять, каким образом структура будет функционировать и создавать рабочий аппарат, который будет ее двигать.
Карлыгаш Еженова:
- Я объясню, почему появилась идея сделать общественный фонд: эту форму предложили юристы. Более подробно об этом расскажет Досым.
Досым Сатпаев:
- Было предложено несколько вариантов. Существует еще такая форма, как общественные объединения, но они больше подходят политическим организациям. А общественный фонд удобен тем, что предполагает как коллективное, так и индивидуальное членство. Для Клуба это очень удобно. На территории СНГ есть несколько похожих объединений, но их минус в том, что в основном в них предусмотрено коллективное членство. Хотя в перспективе на заседаниях могут присутствовать и физические лица - известные люди, банкиры, финансисты, это расширяет возможности объединения. И потом - членами общественного фонда, по законодательству, могут быть иностранные структуры. Это тоже плюс, учитывая необходимость участия в Клубе представителей других стран ЕврАзЭС. Это единственно удобная форма для Клуба, к тому же это некоммерческая организация, то есть прибыль можно получать, но она может идти на уставную деятельность, не на распределение среди участников. Думаю, это тоже хорошо, ведь это не бизнес-проект, это больше мозговой центр. С другой стороны, сейчас прорабатываются детали юридической регистрации Клуба, потому что есть еще такая форма, как корпоративный фонд, который имеет много общего с общественным фондом. Учитывая то, что основной состав участников Клуба - это представители коммерческих структур, то корпоративный фонд, может быть, даже более приемлем, тем более что, еще раз подчеркну, он практически схож с общественным фондом как по внутренней структуре, так и по функциональным обязанностям.
Серик Аханов:
- Вы знаете, что президент РК Нурсултан Назарбаев, выступая на Санкт-Петербургском экономическом форуме, предложил пять клубов, но пока наши культурологи, религиоведы, промышленники, инновационщики думают, мы уже начали практические шаги. Большая благодарность группе БТА, что на сентябрьской конференции в Алматы мы смогли озвучить эту идею и получили поддержку практически всех делегатов.
Я согласен с тем, что главная функция клуба - это гармонизация законодательства стран Евразии: ЕврАзЭС и СНГ в целом. Сейчас очень много различных общественных объединений в области финансового сектора на территории Евразии, их около семи, они контактируют между собой, каждое ведет определенную работу, но я думаю, что Евразийский клуб будет от них отличаться. Судя по тем документам, которые приготовила группа (я внимательно прочитал Концепцию, Положения, Устав), у нас есть несколько «изюминок», которые привлекут другие организации. Причем так, чтобы мы с ними не конкурировали, чтобы у нас была своя ниша, в то же время, чтобы мы выполнили поручения главы государства. Я вижу четыре «изюминки». Во-первых, в отличие от всех других объединений у нас будет не только коллективное, но и индивидуальное членство. Мы соединяем английские традиции с азиатскими инновациями. Думаю, это привлечет и Авена, и Субханбердина, и вообще всех олигархов СНГ. Вторая «изюминка», Досым Сатпаев об этом уже говорил, в идее создания аналитического центра. Ни в одном межгосударственном частном общественном объединении нет аналитических центров, они есть только внутри страновых ассоциаций. Поэтому, если мы сможем объединить талантливых аналитиков, интеллектуалов разных стран, скоординировать их усилия в виде совместных трудов, обмена информацией, думаю, это тоже будет большим плюсом для всех.
Третья - это идея Мухтара Кабуловича, чтобы объединение отличалось от всех глубокой нацеленностью на бизнес, чтобы этот Клуб был больше бизнес-структурой. Действительно, в основном все объединения занимаются проведением конференций, это правильно, но это только первый шаг. Второй шаг - это продвижение к совместным проектам, например, создание единых баз данных проектов, координация экспертов в области проектного анализа и т.д. Здесь масса вариантов. Если мы эту идею возьмем за основную, тогда Клуб будет существовать. Если каждый контакт, каждый семинар, каждая конференция выльются в какой-то проект, затрагивающий совместные интересы, Клуб будет работать.
И последняя «изюминка» в том, что очень много лет мы пытаемся гармонизировать законодательство наших стран, и у нас не получается. На рынке ценных бумаг есть проблемы номинального держания. Наши пенсионные фонды не могут выйти на рынки других стран, и те не могут прийти к нам. Сейчас в условиях кризиса ликвидности это очень актуально. Нужно сделать небольшую поправку в законодательстве: разрешить депозитарным центрам других стран раскрывать собственника.
Я думаю, что если эти четыре «изюминки» мы реализуем, то Клуб будет жизнеспособен. И последнее, большая благодарность Жардему Курмангазиеву и Владимиру Школьнику за поддержку идеи провозглашения Клуба как юридического, политического объединения 15 ноября на седьмом конгрессе. Это очень конструктивная идея, мы провозгласим создание такого Клуба в присутствии главы государства, тем самым выполняя его поручение. Но для этого нам нужно очень быстро все согласовать с коллегами из стран СНГ, получить от них согласие. Я очень рад, что практически восемь структур подтвердили свое участие, а это уже юридическое основание для провозглашения Клуба. Спасибо Карлыгаш за техническую и интеллектуальную поддержку проекта. Осталось мало времени, поэтому прошу активизировать ваши усилия.
Карлыгаш Еженова:
- На самом деле я принимаю здесь номинальное участие, практически вся работа лежит на Центре исследований и мониторинга экономики Казахстана (ЦИМЭК). Я хочу поблагодарить Досыма Сатпаева, который здесь представляет этот центр. Он политолог, но поскольку у него активная гражданская позиция, он много занимается этим проектом.
Мурат Юлдашев:
- У меня возник вопрос: поскольку эта структура не коммерческая и многие вопросы будут решаться голосованием, хотелось бы знать, будет ли право голоса зависеть от размера взноса? У нас весовая категория участников будет разная, есть большие корпорации, есть маленькие, есть физические и юридические лица. Нужно понять, как учитывать их голоса. У нас еще не определено, как и кто будет выбирать президента.
Досым Сатпаев:
- Президент будет избираться на общем собрании членов Клуба. И раз в год переизбираться.
София Афсагалиева:
- На мой взгляд, было правильно вести учет голосов в зависимости от вклада в финансирование Клуба. Если мы этого не сделаем, идея не разовьется. Это же будет бизнес-структура, тот, кто ее финансирует, тот и заказывает музыку. Это основополагающий принцип бизнеса. Может быть, нам сделать акционерное общество? Юридический клуб останется общественным объединением, а принцип работы внутри можно сделать, как в АО. Тогда можно выделить несколько уровней членства, по принципу обычных голосующих акций, привилегированных акций.
Мне кажется, что ничего придумывать не нужно, а взять за основу принцип корпораций, они очень хорошо организованы, в них очень легко распределить уровни принятия решений. Может быть, надо структуру подогнать под структуру корпорации, тогда легче будет распределить уровни членства. Общее собрание будет собираться раз в год, только для того, чтобы формально что-то утвердить. А рабочим органом будет правление, а там принимать решения будут те, кто владеет большим пакетом акций.
Жанат Бердалина:
Тема для меня несколько нова, но у меня есть несколько комментариев. Напомню, что во второй половине 90-х была создана такая структура – Центрально-азиатский банк. Мы были его аудиторами, поэтому я знаю, какие трудности этому банку пришлось преодолевать с самого начала. Банк начинал работать как коммерческий финансовый институт. Идея была замечательная, но в итоге ничего не получилось. В первую очередь потому, что там тоже была предусмотрена процедура ротации - каждый год менялся президент. Вначале это был представитель Казахстана, потом Кыргызстана, а дальше дело и не пошло, потому что у каждой страны-участницы свои приоритеты, и каждый новый президент начинал с того, что, прежде всего, представлял или реализовывал интересы своей страны.
Конечно, время уже научило нас заботиться не столько о себе, сколько об общих интересах.
И, говоря о нынешнем Клубе, я считаю, что это однозначно должен быть общественный фонд. Здесь я могу поспорить касательно нацеленности только на бизнес, если и есть привязанность к бизнесу то опосредованная. Аналитический центр и гармонизация законодательства - я за! Но это решение должно получить какой-то новый формат, потому что достаточно много организаций, которые этим уже занимаются. При этом, сколько бы лет ни прошло, у нас до сих пор стоит проблема гармонизации. София затронула таможенное законодательство, я могу сказать о налоговом - те же вопросы по НДС мы все еще не можем решить.
И еще есть вопросы по индивидуальным членам. Как их заинтересовать? Как привлечь председателя правления банка, если его банк уже является членом Клуба?
Досым Сатпаев:
- Если он действительно авторитетный известный специалист в этой сфере, возможно, его индивидуальное участие в Клубе. При этом его организация может и не входить в Клуб. Все эти вопросы можно решать индивидуально, в зависимости от желания и на принципах добровольности.
Жанат Бердалина:
- Цели есть, задачи есть, но я не вижу интереса для руководителей тех же банков. А что мы сделаем для того, чтобы это была не просто инициатива 5-6 членов, а для того чтобы вовлечь широкие круги?
Досым Сатпаев:
- Большим стимулом для индивидуальных членов будет доступ к Клубу, к мощным контактам, к потенциальным партнерам, политическим дивидендам. Мы это пропишем.
София Айсагалиева:
- У меня есть опыт создания подобного объединения - Конгресса бизнес-ассоциаций Центральной Азии и России. Поэтому я хочу сказать, что, если у Клуба не будет бизнес-интересов, это объединение не выживет. Люди, тем более банкиры, не будут тратить свое время на теоретическую идею, это однозначно. Например, наш Конгресс «выстрелил», когда мы нашли проект мониторинга транзитных коридоров и все в этом проекте увидели себя. Все поняли, что им это необходимо для их бизнеса. Только тогда все зашевелились, увидели результаты, обещающие политические дивиденды.
Второй момент - если структуру выстроить так, что президенты, премьер-министры будут принимать ее членов, делегатов не как частных лиц, а именно как представителей мнения большинства, то это и будет стимулом для банкиров.
Что касается интеграции, то я уже давно участвую в подобных процессах. Но, боюсь, что в ближайшие 10 лет вопрос с НДС так и не разрешится. Мне кажется, на первом этапе нужно ставить вполне достижимые, отработанные цели. А методологически сложные вопросы не ставить в план действий на первый год.
Досым Сатпаев:
- Когда мы говорили об индивидуальных членах, мы имели в виду, что экспертный совет будет состоять именно из них: это ученые, специалисты, академики. При этом будут создаваться рабочие группы по разным темам. Тогда это будет именно рабочий орган. Для членов экспертного совета будет существовать прямая оплата труда. Они в свою очередь будут привлекать других специалистов, тем самым мы расширим экспертную сеть.
Попечительский совет должен состоять из известных и очень авторитетных людей. Он будет следить за эффективностью, за соблюдением норм этики, это визитная карточка Клуба. Потому что председатель будет меняться, а попечительский совет будет постоянным.
Карлыгаш Еженова:
- Мне кажется, у клуба должен быть не только устав, но и кодекс. То есть членом может стать тот, кто принимает все положения кодекса.
Аскар Сембин:
- В этом году банк развития стал председателем межбанковского объединения стран ШОС, у нас есть некий опыт касательно организации работы международной общественной структуры. Мы живем не только своими идеями, а выполняем задачи, которые перед нами ставят главы государств. Я думаю, что у нашего главы государства, наверное, периодически возникает желание создать некий экспертный орган, который мог бы быстро, адекватно реагировать на актуальные темы.
Относительно ШОС сейчас актуальными стали приграничные проблемы, антитеррор, вопросы использования водных ресурсов, цены на продовольственные товары. С 26 октября мы начинаем наше председательство, и нам хотелось бы работать в связке с Евразийским клубом банкиров.
Неформально Клуб банкиров существует, его просто нужно формализовать и развить до более профессионального уровня.
Наверняка возникнут проблемы с законодательством на всех уровнях. И гипотетически с места этот вопрос не сдвинется, пока не станет чьей-то личной головной болью. Еще, конечно, мы бы хотели видеть в числе членов Клуба регуляторов. Уровень развития банков зависит от уровня развития регуляторов.
Гармонизация стандартов в разных странах для нас является очень актуальной темой. Из-за разницы в применении международных стандартов в разных странах мы не можем создавать холдинги и еще много разных вещей. Тем, кто будет этим заниматься, нужно посмотреть – как решались такие вопросы, например, в Европейском союзе.
София Айсагалиева:
- Мне кажется, выгодней позиция игрока. Есть восточная мудрость, что люди делятся на две категории - первые подобны богам, они творят, а вторые помогают богам творить. Думаю, нам ближе вторая категория.