суббота, 23 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Имущество среднего рода

Когда речь заходит о роли женщин в какой-нибудь стране, то в первую очередь отмечается, сколько мест дамы занимают в правительстве, в парламенте, в советах директоров крупнейших компаний. Наверное, потому что эти цифры лежат, что называется, на поверхности. Намного реже говорится о том, какой собственностью владеют женщины, хотя, например, в нашей стране имущественный фактор является одним из определяющих с точки зрения социальной значимости. Почему в гендерном анализе не учитывается материальный аспект и какая все же доля собственности в РК принадлежит женщинам? На эти вопросы попыталась ответить директор Центра гендерных исследований, кандидат философских наук Светлана Шакирова.

Ответить на вопрос, какой долей собственности в Казахстане владеют мужчины, а какой - женщины,  нелегко.  Никто до сих пор не может оценить, как распределяется между мужчинами и женщинами движимое и недвижимое имущество, накопления, банковские депозиты, пенсионные отчисления,  годовые доходы,  дополнительные и теневые доходы. Как отмечают  специалисты в области  статистики и феминистски, ориентированные экономисты, для этого нет объективных  исходных данных. В чем сложность измерения собственности с точки зрения пола владельца?
Доходы. Начнем с того, что  статистика регистрирует доходы семьи в целом, но не каждого ее члена, как бы ни велик был соблазн провести  разбивку по полу.  Методологически  в статистике нет дохода мужчины и дохода женщины – есть суммарный годовой или месячный доход семьи,  рассчитываемый по методике опроса домохозяйств, куда не входят лица из наиболее обеспеченных слоев. Кроме того, более трети занятого населения в нашей стране (36,1%, или 2,6 млн. чел. в 2005 г.) – самозанятые, чьи доходы и пенсионные отчисления не поддаются статистике.  Многие люди,  кроме того, имеют по нескольку источников доходов.
Недвижимость. Имущество нередко оформляется на других лиц. Даже если скрупулезно пересчитать всю собственность, зарегистрированную в БТИ на мужчин и женщин, картина будет далекой от объективности. Все понимают, что источником происхождения жилой и нежилой недвижимости являются, как правило, высокие легальные, полулегальные, теневые и коррупционные  доходы прежде всего мужчин - глав семей, и, оформленная на жен, детей или родственников, эта недвижимость де-факто принадлежит им - мужчинам, а не формальным владельцам.
Автотранспорт. Сходная проблема   с оценкой  автотранспорта.  На наш запрос в управление дорожной полиции департамента внутренних дел  г. Алматы был получен ответ, что оно не ведет разделенную по полу статистику автовладельцев и не имеет официальных данных о том, сколько среди водителей мужчин и сколько  женщин.  
Накопления. Что касается накоплений и сбережений населения, это  также не поддается точной оценке ввиду тайны банковских вкладов.  Даже если предположить, что банки второго уровня открыли списки всех своих вкладчиков и размеры  депозитов и мы подсчитаем   их  с разбивкой по полу, суть вопроса может остаться прежней: трудно сказать, насколько самостоятельно распоряжаются своими сбережениями  мужчины и женщины. Та же трудность с ценными бумагами.
Вопрос недвижимости казахстанцев за границей и о вкладах в иностранных банках в аспекте гендерных различий также остается открытым, по крайней мере, для социологии.
Таким образом, можно ли вообще дать более или менее точный ответ на вопрос: «Чем владеют мужчины и женщины в Казахстане? В  каком соотношении между собой?  Насколько один пол богаче другого?»
Учитывая всеобщее нежелание населения делиться информацией о своем финансовом состоянии, можно предположить, что  мы еще не скоро получим достоверную картину  гендерного неравенства во владении материальными и иными ресурсами. Возможно, картина прояснится с введением обязательного декларирования доходов и собственности всех граждан в налоговых органах. Но это уже другая история. А пока попробуем  поискать ответ известным социологическим методом - опросом общественного мнения.

По состоянию на 1 октября 2007 г., в Алматы  80 536 зарегистрированных организаций  - юридических лиц, среди которых действующих –  49 738. Из действующих юридических лиц крупных предприятий  - 404, средних - 1439, малых – 47 895. Организаций  с частной формой собственности подавляющее большинство – 43 107.

Пилотный опрос по телефону проведен Центром гендерных исследований в  октябре 2007 г.  Целевая группа - работники бизнес-предприятий и организаций
г. Алматы. Метод выборки - простая случайная разовая.
Выборка составила 54 человека (37 женщин и 17 мужчин) из различных сфер частного бизнеса.
 
Сфера деятельности  респондентов
Строительство, производство и реализация стройматериалов - 10
Торговля, в т. ч. супермаркеты и торговые дома  - 9
Автомобили, автосалоны, запчасти - 5
Салоны красоты - 3
Операции с недвижимостью - 3
Рестораны и кафе - 3
Банковский бизнес - 2
Бухгалтерия и аудит - 2
Телекоммуникации - 2
Компьютеры, оргтехника (продажа и  обслуживание) -2
Медицинские услуги - 2
Охранный бизнес - 2
Добыча и переработка нефти - 1
Рекрутинговые агентства - 1
СМИ -1
Гостиничный бизнес - 1
Страхование – 1
Машиностроение - 1
Хлебопекарное и кондитерское производство - 1
Переводческие услуги - 1
Сетевой маркетинг – 1.

Позиция респондентов

Владельцы бизнеса (в т.ч. самозанятые)  - 13
Первые руководители (наемные) - 2
Наемные работники среднего звена  - 39.

Респондентам  предлагалось ответить на 6 вопросов.  Ответы на них дают такую картину.
Около половины опрошенных работают  преимущественно с партнерами мужского пола. Немного менее трети опрошенных имеют дело  с мужчинами и женщинами в равной степени. Около одной пятой  - преимущественно с женщинами.
Подавляющее большинство  предпринимателей и наемных  работников частного бизнеса утверждают, что деловые и моральные качества не связаны  с половой принадлежностью человека. Те, кто считают, что поведение мужчин более ответственно,  объясняют это так: «С ними проще. Большинство мужчин лучше знают свое дело, а у женщин меньше опыта, им мешают эмоции».
Третий вопрос «Среди ваших знакомых есть женщины, добившиеся успеха в бизнесе без первоначального капитала  и дальнейшей поддержки мужчин – а только за счет своего труда и  энергичности?»  не вызвал трудности у респондентов, и преобладающим ответом был положительный (42 чел. из 54).

В каких сферах женщины добиваются успеха без поддержки мужчин?
Магазин одежды - 2
Салон красоты - 2
Операции с недвижимостью - 2
Торговля - 2
Строительство - 2
Финансовая деятельность - 1
Образовательные услуги - 1
Медицинские услуги - 1
Творчество - 1
Рекламный бизнес - 1
Сетевой маркетинг - 1 («Мужья подключаются позже, когда видят реальные деньги, зарабатываемые женой», - Роза)
Дизайн - 1
Аудит – 1.
Среди тех, кто не знает женщин, преуспевших в бизнесе самостоятельно,  половину составили  женщины: владелица медицинского центра, хозяйка салона красоты,  менеджер торговой фирмы,   владелица бутика на крупном загородном  рынке,  коммерческий директор  фирмы  и сотрудница иностранного банка.  Вторую  половину респондентов, не знающих самостоятельно продвинувшихся в бизнесе женщин, составили  мужчины: директор охранной фирмы, владелец строительной фирмы, два  сотрудника торговых фирм   и работник телекоммуникационной компании.
Следует заметить, что, отвечая на вопрос об успешных самостоятельных женщинах, многие отвечавшие не разделяли тех, кто владеет бизнесом, и тех, кто работает по  найму. Женщины, продвигающиеся вверх благодаря профессионализму и упорству, действительно не являются редкостью в нашей стране.
О том, что семейные обязанности мешают женщинам полностью отдаваться своему делу, отмечают как женщины, так и мужчины.  Как выразилась энергичная женщина-рантье, сдающая в аренду недвижимость в микрорайоне «Самал»: «Ни одно качество женщине в принципе не мешает. Но ей мешает семейная жизнь». Хозяйка салона красоты  считает: «Плохо, когда со стороны семьи нет поддержки. Это тормозит  бизнес женщины».
При этом многие женщины  убеждены, что «если женщину поставить в жесткие рамки выживания - ее и детей, любая женщина начнет действовать и добьется успеха  в бизнесе».

Кто чем владеет?
Для оценки гендерного дисбаланса во владении собственностью респондентам был поставлен вопрос:  «Если условно оценить  состояние предпринимателей  в Казахстане, по-вашему,  какая  доля  в нем  принадлежит мужчинам, а какая -  женщинам?»
Под состоянием в данном случае для простоты обобщения понималась вся совокупность движимого и недвижимого имущества,  оборотный капитал, накопления, вклады, принадлежащие мужчинам и женщинам в целом.  
Ответы, как и следовало ожидать, дали очень диверсифицированную и пеструю картину. Разброс мнений достаточно велик - от 1%  собственности, которая принадлежит женщинам, до  60%.  Тем не менее в общественном сознании  алматинского среднего класса  доминирует представление, что  состояние  мужчин и женщин  составляет 70% к 30% (27% респондентов дали такой ответ), 80% к 20%  (22% ответов) или  90% к 10%  (11%).   Семь процентов опрошенных считают, что состояния  мужчин и женщин в бизнесе равны  (50/50).
Стоит сделать оговорку, что, задавая этот  вопрос, мы понимали несколько упрощенный, схематический характер его постановки. В сфере бизнеса и предпринимательства гендерные различия  сильно варьируют в  зависимости от масштабов бизнеса. Официальная статистика говорит, что малый и средний бизнес в Казахстане  на 40% представлен женщинами. Удельный вес женщин среди работников малых предприятий, занимающихся предпринимательством, в 2005 г. составлял 34,5%. Кстати,  эта цифра аналогична  вкладу  женщин в ВВП Казахстана в 2004 году (34,7%) .
Что касается крупного и среднего бизнеса, в целом это сферы доминирования мужской группы.  Понимая эту разницу, одна из респондентов, сотрудница иностранного банка,  ответила: «В большом бизнесе соотношение    99/1 в пользу мужчин, в среднем и малом бизнесе - 40/60 в пользу женщин».
В заключение вопрос о легковом транспорте, показавшийся всем респондентам наиболее легким.  Он звучал так:  «Среди тех, кто  имеет и  водит машину в г. Алматы, женщины составляют какой  %?» Разброс ответов большой (от 5% до 80%), но преобладает мнение, что  доля женщин среди водителей личного транспорта достигает в настоящее время   30, 40 или 50%. Это позволяет судить не только об уровне автомобилизации в стране,  уровне эмансипации женщин и состоянии экономики в целом, но и о гендерном измерении собственности.
Стоит сделать оговорку, что, задавая этот  вопрос, мы понимали несколько упрощенный, схематический характер его постановки. В сфере бизнеса и предпринимательства гендерные различия  сильно варьируют в  зависимости от масштабов бизнеса. Официальная статистика говорит, что малый и средний бизнес в Казахстане  на 40% представлен женщинами. Удельный вес женщин среди работников малых предприятий, занимающихся предпринимательством, в 2005 г. составлял 34,5%. Кстати,  эта цифра аналогична  вкладу  женщин в ВВП Казахстана в 2004 году (34,7%) .
Что касается крупного и среднего бизнеса, в целом это сферы доминирования мужской группы.  Понимая эту разницу, одна из респондентов, сотрудница иностранного банка,  ответила: «В большом бизнесе соотношение    99/1 в пользу мужчин, в среднем и малом бизнесе - 40/60 в пользу женщин».
В заключение вопрос о легковом транспорте, показавшийся всем респондентам наиболее легким.  Он звучал так:  «Среди тех, кто  имеет и  водит машину в г. Алматы, женщины составляют какой  %?» Разброс ответов большой (от 5% до 80%), но преобладает мнение, что  доля женщин среди водителей личного транспорта достигает в настоящее время   30, 40 или 50%. Это позволяет судить не только об уровне автомобилизации в стране,  уровне эмансипации женщин и состоянии экономики в целом, но и о гендерном измерении собственности.
Подводя итог этому небольшому исследованию, не претендующему со всей серьезностью на такую репрезентативность, чтобы с полной уверенностью экстраполировать полученные выводы на все население страны или г. Алматы, мы тем не менее можем сделать определенные выводы.
1. В сфере собственности в нашей  стране, как и во всем мире, наблюдается явный гендерный дисбаланс. Мужчины владеют большим объемом всех видов  ресурсов, чем женщины.
2. Бизнес  в Казахстане является сферой количественного преобладания мужчин или  примерного равенства полов.
3. Деловые и моральные качества предпринимателей  не связаны  с их  половой принадлежностью; успешность и реноме  предпринимателей от пола не зависят.
4. Успех  женщин в бизнесе без первоначального капитала  мужчин и дальнейшей финансовой и социальной поддержки возможен. Этому способствуют общечеловеческие качества  и навыки у женщин: порядочность, коммуникабельность, целеустремленность, ответственность и др. Не столько т.н. женские качества (слабость, страх, осторожность) тормозят рост женского бизнеса, сколько  семейные обязанности женщин.
5. Соотношение совокупного богатства мужчин и  совокупного богатства женщин  в сфере бизнеса, по оценкам предпринимателей, находится в границах от  70% к 30%   до  90% к 10%    в пользу мужчин.
6. Среди  водителей личного автотранспорта в Алматы наблюдается быстрое стирание гендерных различий; доля  женщин за рулем  в настоящее время достигает 30-50%.

Оставить комментарий

Антресоли

Rely on reforms… Rely on reforms…
Редакция Exclusive
06.11.2007 - 17:42
Yesterday - Three. Today - Five. Why? Yesterday - Three. Today - Five. Why?
Редакция Exclusive
06.11.2007 - 16:49
Pleasant,but expensive Pleasant,but expensive
Редакция Exclusive
06.11.2007 - 16:49
Хлебные «качели» Хлебные «качели»
Редакция Exclusive
05.11.2007 - 15:55
Любо, но дорого Любо, но дорого
Редакция Exclusive
05.11.2007 - 15:42
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33