Имущество среднего рода
Когда речь заходит о роли женщин в какой-нибудь стране, то в первую очередь отмечается, сколько мест дамы занимают в правительстве, в парламенте, в советах директоров крупнейших компаний. Наверное, потому что эти цифры лежат, что называется, на поверхности. Намного реже говорится о том, какой собственностью владеют женщины, хотя, например, в нашей стране имущественный фактор является одним из определяющих с точки зрения социальной значимости. Почему в гендерном анализе не учитывается материальный аспект и какая все же доля собственности в РК принадлежит женщинам? На эти вопросы попыталась ответить директор Центра гендерных исследований, кандидат философских наук Светлана Шакирова.
Ответить на вопрос, какой долей собственности в Казахстане владеют мужчины, а какой - женщины, нелегко. Никто до сих пор не может оценить, как распределяется между мужчинами и женщинами движимое и недвижимое имущество, накопления, банковские депозиты, пенсионные отчисления, годовые доходы, дополнительные и теневые доходы. Как отмечают специалисты в области статистики и феминистски, ориентированные экономисты, для этого нет объективных исходных данных. В чем сложность измерения собственности с точки зрения пола владельца?
Доходы. Начнем с того, что статистика регистрирует доходы семьи в целом, но не каждого ее члена, как бы ни велик был соблазн провести разбивку по полу. Методологически в статистике нет дохода мужчины и дохода женщины – есть суммарный годовой или месячный доход семьи, рассчитываемый по методике опроса домохозяйств, куда не входят лица из наиболее обеспеченных слоев. Кроме того, более трети занятого населения в нашей стране (36,1%, или 2,6 млн. чел. в 2005 г.) – самозанятые, чьи доходы и пенсионные отчисления не поддаются статистике. Многие люди, кроме того, имеют по нескольку источников доходов.
Недвижимость. Имущество нередко оформляется на других лиц. Даже если скрупулезно пересчитать всю собственность, зарегистрированную в БТИ на мужчин и женщин, картина будет далекой от объективности. Все понимают, что источником происхождения жилой и нежилой недвижимости являются, как правило, высокие легальные, полулегальные, теневые и коррупционные доходы прежде всего мужчин - глав семей, и, оформленная на жен, детей или родственников, эта недвижимость де-факто принадлежит им - мужчинам, а не формальным владельцам.
Автотранспорт. Сходная проблема с оценкой автотранспорта. На наш запрос в управление дорожной полиции департамента внутренних дел г. Алматы был получен ответ, что оно не ведет разделенную по полу статистику автовладельцев и не имеет официальных данных о том, сколько среди водителей мужчин и сколько женщин.
Накопления. Что касается накоплений и сбережений населения, это также не поддается точной оценке ввиду тайны банковских вкладов. Даже если предположить, что банки второго уровня открыли списки всех своих вкладчиков и размеры депозитов и мы подсчитаем их с разбивкой по полу, суть вопроса может остаться прежней: трудно сказать, насколько самостоятельно распоряжаются своими сбережениями мужчины и женщины. Та же трудность с ценными бумагами.
Вопрос недвижимости казахстанцев за границей и о вкладах в иностранных банках в аспекте гендерных различий также остается открытым, по крайней мере, для социологии.
Таким образом, можно ли вообще дать более или менее точный ответ на вопрос: «Чем владеют мужчины и женщины в Казахстане? В каком соотношении между собой? Насколько один пол богаче другого?»
Учитывая всеобщее нежелание населения делиться информацией о своем финансовом состоянии, можно предположить, что мы еще не скоро получим достоверную картину гендерного неравенства во владении материальными и иными ресурсами. Возможно, картина прояснится с введением обязательного декларирования доходов и собственности всех граждан в налоговых органах. Но это уже другая история. А пока попробуем поискать ответ известным социологическим методом - опросом общественного мнения.
По состоянию на 1 октября 2007 г., в Алматы 80 536 зарегистрированных организаций - юридических лиц, среди которых действующих – 49 738. Из действующих юридических лиц крупных предприятий - 404, средних - 1439, малых – 47 895. Организаций с частной формой собственности подавляющее большинство – 43 107.
Пилотный опрос по телефону проведен Центром гендерных исследований в октябре 2007 г. Целевая группа - работники бизнес-предприятий и организаций
г. Алматы. Метод выборки - простая случайная разовая.
Выборка составила 54 человека (37 женщин и 17 мужчин) из различных сфер частного бизнеса.
Сфера деятельности респондентов
Строительство, производство и реализация стройматериалов - 10
Торговля, в т. ч. супермаркеты и торговые дома - 9
Автомобили, автосалоны, запчасти - 5
Салоны красоты - 3
Операции с недвижимостью - 3
Рестораны и кафе - 3
Банковский бизнес - 2
Бухгалтерия и аудит - 2
Телекоммуникации - 2
Компьютеры, оргтехника (продажа и обслуживание) -2
Медицинские услуги - 2
Охранный бизнес - 2
Добыча и переработка нефти - 1
Рекрутинговые агентства - 1
СМИ -1
Гостиничный бизнес - 1
Страхование – 1
Машиностроение - 1
Хлебопекарное и кондитерское производство - 1
Переводческие услуги - 1
Сетевой маркетинг – 1.
Позиция респондентов
Владельцы бизнеса (в т.ч. самозанятые) - 13
Первые руководители (наемные) - 2
Наемные работники среднего звена - 39.
Респондентам предлагалось ответить на 6 вопросов. Ответы на них дают такую картину.
Около половины опрошенных работают преимущественно с партнерами мужского пола. Немного менее трети опрошенных имеют дело с мужчинами и женщинами в равной степени. Около одной пятой - преимущественно с женщинами.
Подавляющее большинство предпринимателей и наемных работников частного бизнеса утверждают, что деловые и моральные качества не связаны с половой принадлежностью человека. Те, кто считают, что поведение мужчин более ответственно, объясняют это так: «С ними проще. Большинство мужчин лучше знают свое дело, а у женщин меньше опыта, им мешают эмоции».
Третий вопрос «Среди ваших знакомых есть женщины, добившиеся успеха в бизнесе без первоначального капитала и дальнейшей поддержки мужчин – а только за счет своего труда и энергичности?» не вызвал трудности у респондентов, и преобладающим ответом был положительный (42 чел. из 54).
В каких сферах женщины добиваются успеха без поддержки мужчин?
Магазин одежды - 2
Салон красоты - 2
Операции с недвижимостью - 2
Торговля - 2
Строительство - 2
Финансовая деятельность - 1
Образовательные услуги - 1
Медицинские услуги - 1
Творчество - 1
Рекламный бизнес - 1
Сетевой маркетинг - 1 («Мужья подключаются позже, когда видят реальные деньги, зарабатываемые женой», - Роза)
Дизайн - 1
Аудит – 1.
Среди тех, кто не знает женщин, преуспевших в бизнесе самостоятельно, половину составили женщины: владелица медицинского центра, хозяйка салона красоты, менеджер торговой фирмы, владелица бутика на крупном загородном рынке, коммерческий директор фирмы и сотрудница иностранного банка. Вторую половину респондентов, не знающих самостоятельно продвинувшихся в бизнесе женщин, составили мужчины: директор охранной фирмы, владелец строительной фирмы, два сотрудника торговых фирм и работник телекоммуникационной компании.
Следует заметить, что, отвечая на вопрос об успешных самостоятельных женщинах, многие отвечавшие не разделяли тех, кто владеет бизнесом, и тех, кто работает по найму. Женщины, продвигающиеся вверх благодаря профессионализму и упорству, действительно не являются редкостью в нашей стране.
О том, что семейные обязанности мешают женщинам полностью отдаваться своему делу, отмечают как женщины, так и мужчины. Как выразилась энергичная женщина-рантье, сдающая в аренду недвижимость в микрорайоне «Самал»: «Ни одно качество женщине в принципе не мешает. Но ей мешает семейная жизнь». Хозяйка салона красоты считает: «Плохо, когда со стороны семьи нет поддержки. Это тормозит бизнес женщины».
При этом многие женщины убеждены, что «если женщину поставить в жесткие рамки выживания - ее и детей, любая женщина начнет действовать и добьется успеха в бизнесе».
Кто чем владеет?
Для оценки гендерного дисбаланса во владении собственностью респондентам был поставлен вопрос: «Если условно оценить состояние предпринимателей в Казахстане, по-вашему, какая доля в нем принадлежит мужчинам, а какая - женщинам?»
Под состоянием в данном случае для простоты обобщения понималась вся совокупность движимого и недвижимого имущества, оборотный капитал, накопления, вклады, принадлежащие мужчинам и женщинам в целом.
Ответы, как и следовало ожидать, дали очень диверсифицированную и пеструю картину. Разброс мнений достаточно велик - от 1% собственности, которая принадлежит женщинам, до 60%. Тем не менее в общественном сознании алматинского среднего класса доминирует представление, что состояние мужчин и женщин составляет 70% к 30% (27% респондентов дали такой ответ), 80% к 20% (22% ответов) или 90% к 10% (11%). Семь процентов опрошенных считают, что состояния мужчин и женщин в бизнесе равны (50/50).
Стоит сделать оговорку, что, задавая этот вопрос, мы понимали несколько упрощенный, схематический характер его постановки. В сфере бизнеса и предпринимательства гендерные различия сильно варьируют в зависимости от масштабов бизнеса. Официальная статистика говорит, что малый и средний бизнес в Казахстане на 40% представлен женщинами. Удельный вес женщин среди работников малых предприятий, занимающихся предпринимательством, в 2005 г. составлял 34,5%. Кстати, эта цифра аналогична вкладу женщин в ВВП Казахстана в 2004 году (34,7%) .
Что касается крупного и среднего бизнеса, в целом это сферы доминирования мужской группы. Понимая эту разницу, одна из респондентов, сотрудница иностранного банка, ответила: «В большом бизнесе соотношение 99/1 в пользу мужчин, в среднем и малом бизнесе - 40/60 в пользу женщин».
В заключение вопрос о легковом транспорте, показавшийся всем респондентам наиболее легким. Он звучал так: «Среди тех, кто имеет и водит машину в г. Алматы, женщины составляют какой %?» Разброс ответов большой (от 5% до 80%), но преобладает мнение, что доля женщин среди водителей личного транспорта достигает в настоящее время 30, 40 или 50%. Это позволяет судить не только об уровне автомобилизации в стране, уровне эмансипации женщин и состоянии экономики в целом, но и о гендерном измерении собственности.
Стоит сделать оговорку, что, задавая этот вопрос, мы понимали несколько упрощенный, схематический характер его постановки. В сфере бизнеса и предпринимательства гендерные различия сильно варьируют в зависимости от масштабов бизнеса. Официальная статистика говорит, что малый и средний бизнес в Казахстане на 40% представлен женщинами. Удельный вес женщин среди работников малых предприятий, занимающихся предпринимательством, в 2005 г. составлял 34,5%. Кстати, эта цифра аналогична вкладу женщин в ВВП Казахстана в 2004 году (34,7%) .
Что касается крупного и среднего бизнеса, в целом это сферы доминирования мужской группы. Понимая эту разницу, одна из респондентов, сотрудница иностранного банка, ответила: «В большом бизнесе соотношение 99/1 в пользу мужчин, в среднем и малом бизнесе - 40/60 в пользу женщин».
В заключение вопрос о легковом транспорте, показавшийся всем респондентам наиболее легким. Он звучал так: «Среди тех, кто имеет и водит машину в г. Алматы, женщины составляют какой %?» Разброс ответов большой (от 5% до 80%), но преобладает мнение, что доля женщин среди водителей личного транспорта достигает в настоящее время 30, 40 или 50%. Это позволяет судить не только об уровне автомобилизации в стране, уровне эмансипации женщин и состоянии экономики в целом, но и о гендерном измерении собственности.
Подводя итог этому небольшому исследованию, не претендующему со всей серьезностью на такую репрезентативность, чтобы с полной уверенностью экстраполировать полученные выводы на все население страны или г. Алматы, мы тем не менее можем сделать определенные выводы.
1. В сфере собственности в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается явный гендерный дисбаланс. Мужчины владеют большим объемом всех видов ресурсов, чем женщины.
2. Бизнес в Казахстане является сферой количественного преобладания мужчин или примерного равенства полов.
3. Деловые и моральные качества предпринимателей не связаны с их половой принадлежностью; успешность и реноме предпринимателей от пола не зависят.
4. Успех женщин в бизнесе без первоначального капитала мужчин и дальнейшей финансовой и социальной поддержки возможен. Этому способствуют общечеловеческие качества и навыки у женщин: порядочность, коммуникабельность, целеустремленность, ответственность и др. Не столько т.н. женские качества (слабость, страх, осторожность) тормозят рост женского бизнеса, сколько семейные обязанности женщин.
5. Соотношение совокупного богатства мужчин и совокупного богатства женщин в сфере бизнеса, по оценкам предпринимателей, находится в границах от 70% к 30% до 90% к 10% в пользу мужчин.
6. Среди водителей личного автотранспорта в Алматы наблюдается быстрое стирание гендерных различий; доля женщин за рулем в настоящее время достигает 30-50%.