Особенности национальной охоты за собственностью
Константин Ким
Специфика развития бизнеса в Казахстане еще раз подтверждает факт обязательного существования оборотной стороны у любой медали. Вместе с ростом благосостояния граждан, каждый год увеличивающимися поступлениями в государственную казну, новыми рабочими местами и другими благами, которые приносит бизнес-сообществу и стране в целом развитие предпринимательской деятельности, у нас не только появилось, но и стало довольно распространенным такое понятие, как «рейдерство».
Причем, если сам этот термин стал широко использоваться относительно недавно, действия, подпадающие под его определение, совершались уже на заре государственной независимости, когда деловая активность в стране только зарождалась и начался повсеместный передел собственности.
Слово «рейдерство» происходит от английского «raid», что означает захват, внезапное нападение и в мировой практике известно довольно давно – рейдерами называли одиночные вооруженные морские суда, нападавшие на корабли с целью ограбления. Они считались морскими разбойниками без чести и достоинства и с ними расправлялись, как с жестокими бандитами. В цивилизованном мире первым рейдером считается Джон Рокфеллер, основатель Standart Oil, скупавший акции конкурентов с целью укрепления собственного бизнеса.
Эволюционный процесс
Само явление, как правило, процветает в периоды реформирования государств и экономических кризисов. И в Казахстане, когда стали открываться первые частные предприятия, появились многочисленные коммерческие магазины и ларьки, нашлись те, кто просто желал либо завладеть чужим имуществом, приносящим прибыль, либо иметь в бизнесе свою долю. Тогда, в середине и конце 90-х, этих людей, которые «наезжали» на предпринимателей, называли «рэкетирами».
Схема была довольно примитивной, все коммерческие точки делились между группировками, которые брали с предпринимателей плату за возможность «спокойно» работать. У бизнесменов, отказывающихся от услуг «крыши», просто отнимали дело, а с теми, кто пытался отстаивать свои права, поступали жестоко – угрожали, давили на семью либо вообще ликвидировали бизнес, а иногда и самого человека.
Изощренней действовали предприимчивые люди, использовавшие «дыры» в принятом тогда Законе «О банкротстве». Десятки предприятий в стране уходили с молотка за бесценок.
В настоящее время роль рэкетиров взяли на себя государственные чиновники, ведь без их власти и административного ресурса отнять чужой бизнес или собственность практически невозможно, считает Василий Резван, президент Союза защиты предпринимателей и собственников, сопредседатель фонда «Антирейдер», член межведомственной рабочей группы при правительстве РК по вопросам борьбы с рейдерством.
Составляющие рейдерства практически всегда остаются постоянными и включают в себя: коррумпированного чиновника, объект отъема и собственно агрессора, в роли которого зачастую выступает сам чиновник.
Система захвата собственности в Казахстане основана на так называемом телефонном праве, в котором слово чиновника значит больше чем закон. Иногда достаточно одного телефонного звонка, чтобы завладеть чужой собственностью. Метод поглощения собственности путем покупки определенной доли акций, позволяющий блокировать принятие решений руководством компании, так называемый гринмэил в связи с неразвитостью фондового рынка еще не получил широкого распространения.
По словам г-на Резвана, нужно в кратчайший срок в законодательство республики ввести само понятие «рейдерство», так как сейчас его просто не существует. Получается, что де-факто явление получило широкое распространение, а де-юре оно до сих пор не прописано. Хотя существование проблемы признано на самом высоком уровне.
Главные причины возникновения рейдерства в Казахстане, по мнению юриста, заключаются в несовершенстве отдельных законов и возможности их трактовки в «свою пользу». Кроме того, чиновники и бизнесмены зачастую не соблюдают этику и пренебрегают деловой репутацией. Существование бюрократических барьеров серьезно мешает бизнесменам работать и является, по сути, инструментом в руках рейдера.
- Представьте сами, - говорит правозащитник. - На данный момент в Казахстане над предпринимателями существует 57 контролирующих и надзорных структур! И это притом, что нам удалось упразднить три, раньше их было – 60. В то время как, к примеру, в Англии их всего три: санитарная, налоговая и пожарная. Иностранцы, когда слышат подобные цифры, просто приходят в ужас. Но самое страшное для предпринимателей, что работа этих структур не согласованна, точнее сказать «согласованна» против бизнеса. И вот реальный пример. Один предприниматель открыл на первом этаже здания магазин. К нему пришел участковый и сказал, что по закону он должен поставить на окна решетки, так как в помещении хранятся материальные ценности - владелец магазина поставил. Но через некоторое время приходит пожарный инспектор и говорит, что по правилам пожарной безопасности решетки на окнах стоять не должны, так как они могут стать помехой при эвакуации во время пожара. Теперь предприниматель в недоумении пытается найти выход из сложившегося положения.
Сейчас схемы «наезда» на предпринимателей и отъема имущества уже не такие примитивные, как 10-15 лет назад и отличаются многообразием форм. Но ведь кроме нарушения законных прав собственности рейдерство наносит непоправимый экономический ущерб.
Говорит Канат Берентаев, один из ведущих экономистов Казахстана:
- Экономика под угрозой, когда люди перестают работать, а начинают защищать свою собственность, бизнес. Прямой ущерб от рейдерства – это закрытие предприятий, потеря людьми рабочих мест, как следствие - уменьшение поступлений в бюджет, в конце концов, торможение развития самых различных секторов экономики. А еще есть и другие последствия, в частности, из-за рисков подвергнуться рейдерству могут уменьшиться инвестиции в перспективные проекты, в целом меняется отношение к самому бизнесу и его конъюнктура. В то время как рентабельность самого рейдерства достигает 500%, а иногда даже больше.
Ими движет «недвижимость»
Довольно распространенную схему по отъему не бизнеса, но жилой недвижимости (суть одна, меняются только некоторые чисто технические моменты), описал нам Василий Резван:
- Деятельность рейдера начинается прежде всего со сбора информации, и можно быть уверенным, что любой бизнес и собственность, независимо от размеров, попадают под внимание рейдера. Вот самый простой реальный пример из моей собственной практики. Некий Иванов (условно) покупает квартиру у гражданина N и оформляет все документы. Но потом оказывается, что данная недвижимость перепродавалась уже несколько раз. И сделка между одними из предыдущих владельцев является недействительной, так как у Петрова (условно), продавшего квартиру до этого, имеется совладелец сын, который также владеет правом собственности на данную жилую недвижимость и только что вышел на свободу после отбытия срока за решеткой. По освобождению сын, узнал, что его подпись на договоре купли-продажи была подделана, и, естественно, предъявляет свои права на жилье. Оказывается, что гражданин Петров не имел право продавать всю квартиру, так как она находилось в совместной собственности с сыном, а документы о купле-продаже якобы его квартиры – поддельные. И тут страдает последний собственник в данной цепочке, добросовестно заплативший за квартиру, - гражданин Иванов, у которого квартиру отнимают.
Сбор информации идет практически повсюду, даже в местах заключения человек может проболтаться о том, что родственники продали его имущество. А потом по цепочке: работник тюрьмы сообщает нужным людям на воле, те с помощью «своего» нотариуса делают договор на владение собственностью и уже в сговоре реализуют недвижимость. Затем, по выходу заключенного, принимаются за отъем.
На «государственные нужды»
Вообще отъем коммерческой и жилой недвижимости и земли в Казахстане сейчас становится наиболее актуальным. Подобных фактов по всей республике сотни, если не тысячи, и такому рейдерству может подвергнуться каждый гражданин.
Поднимая проблему рейдерства, прикрывающегося «государственными нуждами», нельзя не упомянуть деятельность ГКП «Алматыжер». Говорит Василий Резван:
- Камнем преткновения при отъеме земли у физических лиц и предприятий в Алматы, проводящемся в соответствии со стратегией развития города, является цена за участки, которую устанавливает «Алматыжер». Дело в том, что в Казахстане нет единой методики оценки земли и оценщик, по сути дела, исходя из субъективных соображений, может назначить за участок любую цену. Палата оценщиков такую методику, соответствующую внутренним и международным стандартам, разработала, кстати, по заказу именно «Алматыжер», но она до сих пор не принята. И сейчас оценщик стал тоже оружием рейдера. У меня есть документы, в которых сотка земли по улице Аль-Фараби оценена в 3 тысячи долларов. Другой оценщик оценил этот же участок в 100 тысяч долларов. Но суд мною был выигран, и цена поднята до 64 тысяч долларов. И что самое главное, непорядочные оценщики за свою, скажем так, некомпетентную работу не несут никакой юридической ответственности.
Другой пример. У Ануара Бесембекова несколько лет назад отняли участок земли в Алматы. Сейчас предприниматель обеспокоен судьбой своей земли вблизи города Капшагая, так как именно здесь будет построен центр туризма и игорного бизнеса город Жана Или. Участок земли площадью в тысячу гектаров, принадлежащей ТОО «Канат», директором которого является предприниматель, согласно будущему плану застройки, попадает под строительство крупнейшего в регионе развлекательного центра на берегу живописного водохранилища.
Бизнесмен выкупил землю бывшего хозяйства «Утеген» три года назад, тогда, по его словам, он предвидел, что в недалекой перспективе этот участок значительно повысится в цене. До этого 15 лет земля находилась у него в аренде.
С 2005 года предпринимателя активно атакуют риэлторы с просьбой продать участок. Причем без ведома самого хозяина земля уже неоднократно фиктивно продавалась.
К настоящему времени, когда презентация проекта строительства Жана Или уже официально проведена, найдены инвесторы, даже обозначена предварительная стоимость проекта в размере более 30 миллиардов долларов, к владельцу земли, где будет воздвигнут уникальный город, никто не обращался с целью ее выкупа, не было даже попытки провести предварительные переговоры.
И вновь нонсенс – проект презентован, деньги найдены, а мнения настоящего хозяина собственности даже не спрашивают. То есть в сумму проекта уже заложена стоимость, по которой владельцы должны будут продать свою землю? Или у них отнимут ее просто за бесценок на «государственные нужды»? Именно последнего варианта опасается, и, судя по развивающимся событиям, не безосновательно, гражданин Бесембеков. Вот его собственная точка зрения:
- У меня отняли участок земли площадью 7,5 сотки в Алматы по адресу: ул. Луганского, 19. Суд тогда вынес решение о том, что мы рассчитались не с настоящими хозяевами участка и земля была отобрана. Тогда я дошел со встречными исками до Верховного суда, но выиграть дело мне не удалось.
Я лично знаком со многими представителями исполнительной власти города Капшагая, так как занимаюсь здесь бизнесом на протяжении долгого времени. И знаю, что сейчас в кулуарах вовсю идут разговоры о предстоящем строительстве, но ни слова не говорится о том, как поступят с такими, как я, – теми, на чьей территории собираются воздвигнуть новый город. Кстати, у меня самый большой участок земли, находящийся здесь в частной собственности. Складывается твердая уверенность, что считаться со мной никто не собирается.
Обеспокоенность у меня возникла уже тогда, когда проект еще находился на уровне слухов. Конечно, многие мне советовали избавиться от этой земли, так сказать, «не связываться с государством». Но я уверен и по опыту первого отъема у меня собственности убедился, что обвинять государство в целом нельзя. Здесь орудуют отдельно взятые чиновники, пытающиеся завладеть даже не тем, что плохо лежит, а просто забрать то, на что упал глаз, как правило – это самые выгодные на данный момент активы.
Возникает совершенно логичный вопрос: почему ко мне до сих пор не обращались представители Алматинского областного или Капшагайского городского акиматов? Я сам, конечно, пытался и пытаюсь выяснить ситуацию, но мои вопросы к чиновникам Капшагайского городского акимата остаются без ответа. Слышу общие фразы: «не беспокойся», «придет время, тебе сообщат» и т.д.
Но предприниматель не может ждать до того момента, когда «придет время», так как уверен, что, когда проект запустят и вопрос о земле встанет ребром, с его интересами уже не будут считаться. Сейчас он не знает, что делать и куда можно обратиться. Специальной государственной инстанции, реально способной защитить его права от коррупции и чиновничьего беспредела, он не видит.
Наши методы
Кстати, о государственной организации. В своей беседе с нами г-н Резван однозначно выразил свое мнение по поводу методов работы финансовой полиции, призванной, как известно, бороться с экономическими преступлениями и искоренять в стране коррупцию. По утверждению юриста, сейчас этот орган стал самым опасным государственным учреждением страны и непосредственно причастен ко многим случаям рейдерства. У финпола, по словам юриста, имеется хорошо организованная система со своими заинтересованными свидетелями, понятыми (из серии: «Я свидетель! А что случилось?»), доносчиками, аудиторами, нотариусами, сотрудниками других структур, которая способна сделать с предпринимателем все, что угодно, заставить подписать любую бумагу.
Вот один из случаев, который был в практике Василия Резвана:
- Ко мне обратился человек с жалобой, у которого методом давления была отобрана собственность. Пострадавший сообщил, что его после следственного изолятора заставили подписать бумаги. Я спрашиваю, каким способом: тебя били? – отвечает «нет». Да и выглядел он вполне нормально. Говорит: «Хуже, чем били». Перед ним на столе положили шприц, сказали, что им кололся больной СПИДом. И четко объяснили ситуацию, что в случае отказа его просто уколют, этим шприцом, а доказать это будет практически невозможно… Вот и представьте, что выберет человек в данной ситуации? С его слов, он подписал бумаги в присутствии шприца и… нотариуса!
По мнению одного из людей, приближенного к деятельности финансовой полиции, если данный государственный орган и осуществляет давление на предпринимателей, то в любом случае финпол выступает в качестве своеобразного «средства избавления от недобросовестных предпринимателей». Говорит источник:
- Почему мы рассматриваем позицию однобоко? Ведь многие предприниматели, мягко говоря, нечистоплотно ведут свой бизнес. Ежегодно в государственный бюджет из-за различных нарушений закона, сокрытия налогов не поступают десятки миллионов тенге. И потом, у коррупции есть две стороны: одна – подстрекает, дает взятки, другая – их берет. Согласен, нужно принимать радикальные меры для искоренения коррупции, против использования чиновниками своего служебного положения в корыстных целях, но проблему необходимо решать в комплексе, с четким соблюдением всех юридических норм. Нельзя обвинять только госслужащих, необходимо создать условия, чтобы предприниматель и государство работали в рамках закона.
Наш собеседник акцентировал внимание и на такой проблеме, как недостойная заработная плата госслужащих, особенно молодых, у которых нет стажа и самая низкая категория. Представьте, сейчас рядовой специалист с госорганах получает 20 – 25 тысяч тенге. Молодежь не хочет работать в государственных учреждениях, если, конечно, не имеет «побочного» дохода. Вот и получается, что госслужащим приходится искать дополнительный источник заработка, который они видят прежде всего в предпринимателях.
В то же время некоторые в качестве основной причины развития рейдерства указывают именно на слабость руководства компаний и неумелый менеджмент. И недружественное поглощение считают некой «движущей силой», в связи с тем, что предприятия, подвергающиеся рейдерству, работают неэффективно.
Так неумелое руководство одной из компаний по производству кирпича в Кызылординской области стало формальной причиной по объявлению его банкротом. Рассказывает Канат Берентаев:
- Истинной же причиной послужило то, что к уже действующему производству проявила интерес одна из структур, аффилированная с банком, кредитующим предприятие. Сумма, требующаяся для завершения всего цикла производства, относительно небольшая. И учитывая возможности банка, причем одного из крупнейших в Казахстане, ее можно изыскать. Но, сетуя на кризис ликвидности, банк не дает предприятию деньги, хотя до этого финансирование проходило успешно.
Предполагаю, что в очень недалекой перспективе, возможно, в начале следующего года, предприятие подведут под банкротство, и в ходе аукциона его новым хозяином станет заинтересованное лицо. Затем найдутся средства, и производство заработает.
Как утверждает г-н Берентаев, в Казахстане также имеют место случаи «псевдорейдерства», связанные с прошедшей легализацией имущества. В процессе выхода из тени бизнес, зарегистрированный на подставные имена, зачастую было проблематично вернуть истинному хозяину, но тут уже, конечно, прямая вина самих владельцев.
Классика жанра
По мнению Василия Резвана, в Казахстане уже сформировался свой особый вид рейдерства, основанный на чиновничьем беспределе, когда богатые люди или сами власть имущие просто могут указать пальцем на понравившиеся им фирму, участок земли, недвижимость и с помощью коррумпированных чиновников ими завладеть. Рыночное поглощение компаний с помощью скупки акций или изменения в структуре управления предприятий происходит не так часто.
Классический пример «местного» рейдерства, по утверждению юриста, это история с рынком автозапчастей «Баян Аул» – лакомым куском в виде наработанного бизнеса и земельного участка в 6 гектаров в городской черте.
«Наезды» на рынок, начались еще в 1997 году, задолго до последней истории, со стороны их бывшего акима района, а в 1997 г. 1-го зама акима города К. Букенова. Тогда 1-ый зам акима г. Алматы объявил тендер на участок земли, на котором расположен рынок и который к тому времени уже имел частных владельцев. В результате тендера без решения суда хозяином рынка стало новое юридическое лицо. Но прежние владельцы обратились в прокуратуру и в суд и выиграли дело и даже встречный иск этого чиновника высшего руководства города.
Рассказывает Василий Резван:
- В августе 2005 года в наше объединение за защитой обратились владельцы и предприниматели (более 1500 чел.) рынка «Баян Аул», причем уже после того, как им были проиграны все судебные иски. Формально владельцев обвиняли в несоблюдении санитарных норм, а у нас в стране, уж поверьте, если захотеть, можно закрыть любое предприятие по этому пункту. Но суть дела заключалась совсем в другом.
Раньше у ТОО «Талес», владеющего рынком «Баян Аул», было четыре совладельца, но потом один из них отошел от совместного бизнеса и построил рядом с рынком небезызвестный комплекс «Car city». Однако торговля в дорогом комплексе не шла, так как стоимость аренды мест, а соответственно и цены на товар были гораздо выше, чем на расположенном рядом «Баян Ауле».
Начались заказные атаки на рынок. Городская СЭС выявила множество нарушений, и согласно решению Санэпидуправления (СЭС), владельцы «Талес» заплатили штраф и устранили все нарушения. Но, несмотря на это, а как вы знаете, по закону наказание за правонарушение предусмотрено только одно, СЭС подала в суд иск о приостановлении деятельности. Суд выносит решение не в пользу владельцев. Затем та же история, по тем же основаниям со стороны акимата г. Алматы. Суд, проигрыш владельцев, а они, в свою очередь, отказываться от имущества не собирались и начались многочисленные штурмы (всего где-то 18 штурмов) рынка акиматом, полицией, судебными исполнителями…
Как нам удалось отстоять права на рынок? Была организована грамотная многоуровневая юридическая защита предпринимателей от рейдерства и найдена основа, которая бы и решила судьбу хозяев торговых площадей и полутора тысяч человек, занятых там. Мы поступили в полном соответствии с законом, а именно, следующим образом. Так как ТОО «Талес» лишили права пользования собственностью, но право владения и распоряжения за хозяевами осталось, владельцы рынка сдали его в аренду. И когда приехало множество чиновников, чтобы закрыть рынок в соответствии с выявленными нарушениями в ТОО «Талес», новое ТОО предъявило все документы на права пользования рынком. Обратились предприниматели за защитой и к президенту страны. Результаты налицо. Атаки прекратились. Малый бизнес на рынке «Баян Аул» - авто работает. Владельцы рынка получили возможность уладить все спорные вопросы. Их обидчик уволен из акимата г. Алматы.
Как не допустить эпидемии?
Что же нужно сделать для того, чтобы рейдерство не приживалось в обществе со стремительной скоростью и не стало настоящей эпидемией для экономики всей страны?
Ответ на этот сложный вопрос, по мнению экспертов и самих предпринимателей, один – нужен действенный закон, который будет работать.
В России, где законодательная база в отношении борьбы с рейдерстовм считается более прогрессивной, многие бизнесмены кроме защиты со стороны государства также прибегают к услугам частных сыскных и детективных агентств. Последние помогают вычислять информаторов, добывают сведения о партнерах, вырабатывают механизмы противодействия, если компания уже подверглась нападению.
Василий Резван:
- В Казахстане на сегодняшний день порядка 140 тысяч законов, из них около 40 тысяч – это комментарии, остальные действующие законы. Но нет механизма реального исполнения этих законодательных актов, кроме того, не выполняются решения суда, вступившие в силу. Сейчас необходимо привести в порядок всю законодательную систему, сделать так, чтобы законы работали, и нужно обязательно ввести процессуальное понятие рейдерства.
В августе минувшего года межведомственная рабочая группа при правительстве РК представила проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам борьбы с рейдерством», а также профессиональная аудиторская организация «Коллегия аудиторов» внесла свои предложения по проекту закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам рейдерства».
В представленных документах имеются как пункты, указывающие на изменения в Уголовный, Гражданский, Уголовно-процессуальный и Административный кодексы чисто юридического характера, так и моменты, трансформирующие некоторые понятия, касающиеся взаимоотношений субъектов предпринимательской деятельности между собой и с государством, а также предусмотрена ответственность за рейдерство. Но по мнению правозащитников данных мер недостаточно. Необходимо также создание специального государственного органа по борьбе с рейдерством, как в Украине и России, где данный орган положительно себя зарекомендовал у борцов с рейдерством. Они считают, что его можно создать за счет сокращения штатов и реорганизации работы финансовой полиции в МВД. Дополнительных бюджетных средств для создания и функции он не потребует.
Канат Берентаев:
- Необходимо исключить всякую возможность двояко трактовать законы. В частности, процедура банкротства предприятий должна четко регулироваться. Сам менеджмент компаний должен стать более компетентным, а по отношению к рейдерам нужно принимать конкретные меры юридического воздействия, также повышать общую культуру бизнес-отношений.
Предприниматель и государство должны не стоять по разные стороны баррикад, а стать полноправными партнерами.