На собственной шине
Константин Ким
Тот факт, что Казахстан на сегодняшний день пока не может выпускать собственные автомобили, не говорит о том, что и все комплектующие, запасные части, в которых остро нуждается динамично растущий автмобильный рынок, нужно также импортировать. Сейчас инвестиционные возможности, технологии да и объективные законы рынка просто требуют того, чтобы в республике был дан импульс для развития сопутствующих автомобильной идустрии отраслей.
Теория о том, что в Казахстане существует практически идеальное сочетание сырьевой базы, неисчерпаемых ресурсов и относительно низкой себестоимости выпускаемого товара, в настоящее время стала воплощаться в реальные дела.
Хотя емкость внутреннего рынка запчастей на автомобили в стране относительно небольшая и значительная его доля до недавнего времени покрывалась за счет поставок из Китая и б/у товаров, со временем сегментация претерпела ощутимые изменения. И если раньше автолюбитель был просто в восторге от того, что ставил на свою машину старые покрышки любого известного мирового бренда, то теперь к выбору шин стараются подходить индивидуально, у автомобилистов появились собственные предпочтения.
Спрос породил предложение автолюбителям «обувать» своих железных коней в шины отечественного производства. В республике работал завод по выпуску шин в Шымкенте, который специализировался на продукции технического и сельскохозяйственого назначения, в настоящее время производство там остановлено. А вот потребности наиболее актуального с точки зрения бизнеса легкового сегмента как и раньше, так и сейчас полностью покрываются за счет ввозимого товара. Но, похоже, в скором времени ситуация изменится.
В октябре прошлого года казахстанская инвестиционная компания АО «Корпорация «Ордабасы-PST» и финская компания Nokian Tyres договорились о совместном строительстве завода по производству шин для легковых автомобилей в индустриальной зоне в Астане. Доля казахстанской стороны в СП АО «Ordabasy-Nokian Tyres» составит 90%, Nokian Tyres соответственно - 10%. Общий объем инвестиций составит порядка 176 млн. евро, из которых 40 млн. евро – акционерный капитал, а остальные средства поступят за счет внешних займов.
Помимо того, что компания «Ордабасы-PST» строит СП в Астане, она является владельцем Шымкентского шинного завода и таким образом в настоящее время полностью контролирует производство автомобильных покрышек в республике. В связи с этим об общих тенденциях и перспективах в данной отрасли и о том, какую нишу на рынке намерено занять новое казахстанско-финское предприятие, мы попросили рассказать председателя правления АО «Ordabasy-PST» Адильхана Умербаева.
- Корпорация «Ордабасы» уже является владельцем шинного завода в Шымкенте, пока единственного в своей отрасли в Казахстане, но в настоящее время не работающего. С чем связано решение открыть новое производство в Астане и почему в качестве партнера была выбрана именно финская компания?
- Нужно начать с того, что именно приход компании «Ордабасы» на Шымкентский шинный завод стал поводом к открытию впоследствии нового астанинского производства. Мы рассмотрели возможности завода, уровень технологий, проведя обширные маркетинговые исследования, в том числе и среди 25 ведущих мировых компаний по производству шин. И в итоге остановились на партнерстве с Nokian Tyres, которая одной из первых откликнулась на инвестиционное предложение. Но в свою очередь финская сторона предложила построить новый завод, соответствующий всем современным требованиям для выпуска покрышек именно на легковые автомобили, потому что оборудование шымкентского завода для этого не подходит. Мы приняли данное предложение, исходя и из соображений рационального использования логистических сетей, ведь территориально производство будет находиться в центре страны, кроме того, доставка сырья (а порядка 93% его поставляется из России) станет удобной. Таким образом, исходя из стратегии обеих сторон, выбор был остановлен на Астане.
Что касается партнерства, то в процессе исследований я лично посещал заводы Nokian Tyres в самой Финляндии и во Всеволжске Ленинградской области. Мы пришли к согласию по всем пунктам, и хочу сказать что, несмотря на мажоритарное владение совместным предприятием компанией «Ордабасы», мы выстроили отношения таким образом, что все вопросы решаются методом общего консенсуса.
- Намерена ли компания «Ордабасы» развивать другие сегменты шинной индустрии, в частности, выпускать покрышки на сельскохозяйственную и тяжелую технику, на которой, собственно, и было ориентировано производство в Шымкенте, и что станет с самим заводом?
- Начнем с того, что после прихода на предприятие в Южном Казахстане через два месяца мы приняли решение остановить производство, так как оно было заведомо убыточным. При существующих технологиях, а оборудование там устанавливали более 20 лет назад, завод просто не мог быть конкурентоспособным. Так, производство продукции на советских заводах осуществлялось из расчета один рабочий – тысяча покрышек в год. Маржа в этом случае составляла 3-4%, если же вы производите товар под известным брендом, то прибыль достигает 30-40%. Мощность будущего завода «Ordabasy-Nokian Tyres» при численности рабочих 300 – 350 человек, как вы знаете, составит 4 млн. покрышек. Разница огромная.
Что касается развития других сегментов, то к шымкентскому заводу также проявляет интерес Nokian Tyres и другие крупнейшие зарубежные компании. То есть в ближайшем будущем мы возобновим производство, но уже на новом оборудовании, не исключено, что будет применяться финская технология. Так как в ходе работы над нынешним проектом мы также проработали возможность запуска шинного производства в сегментах грузовых, большегрузных и сельскохозяйственных на базе шымкентского завода.
- В какой стадии находится реализация проекта по строительству шинного завода в Астане и когда продукция начнет сходить с конвейера?
- В индустриальной зоне Астаны выделено 54 гектара земли под завод. Министерство индустрии и торговли совместно с акиматом столицы активно работает над подведением необходимых коммуникационных сетей. В апреле этого года мы планируем завершить все подготовительные работы и приступить непосредственно к строительству. В 2009 году намечен старт производства, и выпуск шин в первый год работы составит порядка 1 млн. штук. В 2010 году объем производства составит уже 3 млн. шин, а еще через 4 года завод выйдет на полную проектную мощность – 4 млн. штук в год.
Также в настоящее время мы ведем переговоры с фондом устойчивого развития «Казына», и в случае их успешного завершения ФУР сможет стать участником проекта.
- Насколько нам известно, завод наряду с уже известными финскими брендами будет выпускать и новую марку собственных казахстанских шин. Что это за продукт, будет ли он отличаться от своих зарубежных аналогов и насколько он станет адаптированным к местным условиям и приемлемым для казахстанского потребителя?
- Как вы знаете, наше предприятие ориентировано на легковой сегмент шин. Помимо шин под финскими брендами Nokian и Nordman с конвейера завода сойдет продукция под абсолютно новым брендом Astana. Хочу сразу сказать, что казахстанский продукт будет производиться на том же оборудовании, что и финские аналоги, с применением тех же технологий и сырья. А вот цена шин Astana, как планируется, будет примерно на 50% дешевле. Отличительными станут только рецептуры производства.
Предвидя вопрос о том, не пострадает ли качество продукции ради относительно низкой цены, могу сказать, что контроль будет осуществляться так же, как и за брендами Nokian Tyres, начиная с сырья и заканчивая выходом с конвейера. И здесь важно отметить, что наши ресурсы и непосредственно себестоимость продукта дают возможность реализовывать новую марку по относительно низкой цене не в ущерб экономике проекта и качеству. А в дальнейшем все будет зависеть от грамотной маркетинговой политики.
В настоящее время финские специалисты как раз ведут технологическую разработку шин, которые будут выпускаться под казахстанским брендом, и одно из требований – это адаптация к местным условиям. Покрышки Astana будут трех видов: летние, или, как у нас их называют, всесезонные, зимние шипованные и зимние нешипованные шины. После начала производства в общем объеме продукции финские бренды займут 65%. Затем, когда завод выйдет на полную проектную мощность, доля шин Astana будет увеличиваться и постепенно достигнет тех же 65%, при этом не менее половины продукции планируется экспортировать.
- В целом ценовая политика завода будет соответствовать требованиям компании Nokian Tyres?
- Вообще у финских производителей очень жесткая ценовая политика. И их продукция у совершенно разных дилеров в одном регионе должна стоить практически одинаково. Поэтому покрышки, производимые в Казахстане, не будут отличаться по цене и самое главное - по качеству от своих зарубежных аналогов. Единственное, как я уже отмечал, шины Astana планируется пока реализовывать дешевле. Наши партнеры добились в последнее время великолепных результатов по продажам своих шин, в том числе и в России, поэтому у нас есть чему у них поучиться, в том числе и в эффективном определении ценовой политики.
- Как решается вопрос с кадрами для будущего производства?
- Персонал завода будет проходить подготовку на предприятиях Nokian Tyres в России и других странах, а также, это в основном касается специализированных профессий, у других известных мировых производителей. Ряд кандидатур управленческого звена уже отобран среди казахстанских специалистов. Более того, предполагается создание научно-конструкторского центра по подготовке специалистов, ведению научной работы, разработке собственных ноу-хау.
- Как вы отметили, порядка 90% исходного сырья для производства шин будет поставляться из России. Намерена ли корпорация «Ордабасы» развивать собственную сырьевую базу для шинного производства внутри республики?
- В рамках работы будущего шинного завода, который станет первой дочерней компанией корпорации «Ордабасы-PST», планируется развитие производства сырьевых компонентов в Казахстане. Ведутся переговоры о производстве технического углерода, белой сажи, текстильных и металлокордов, а в перспективе очень дорогостоящих синтетических каучуков, тем более что базовое сырье в республике имеется. И в рамках государственных мер поддержки подразумевается обеспечение нашего проекта сырьем с соответствующих нефтяных и газовых месторождений. Более того, производство исходных компонентов так же, как и самих шин будет экспортно-ориентированным.
- По вашему мнению, насколько изменится конъюнктура рынка автомобильных шин в Казахстане с вводом нового производства?
- Статистика рынка шин за 2005 год говорит о том, что около 80% его составляла продукция российского производства, 10-12% - мировые бренды. Но в течение последних полутора лет тенденция изменилась: порядка 60% рынка шин остались за российскими компаниями, доля мировых производителей увеличилась до 20-25%. Завод «Ordabasy-Nokian Tyres» в перспективе намерен занять 30% казахстанского рынка легковых шин.
На практике существует условное подразделение шин по сегментам. «А» – это продукция ведущих мировых производителей. Сегмент «В» в настоящее время представлен растущими компаниями, в частности, это южнокорейские и китайские производители. Astana тоже будет относиться к данной категории, еще раз напоминаю - по чисто условной классификации для потребителя. И «С» – покрышки бывших советских заводов, шины шымкентского завода относились именно к этому сегменту.
На рынок огромное влияние оказывают ввоз и продажа старых шин, которые абсолютно не соответствуют стандартам и прежде всего по требованиям безопасности. Но, к сожалению, так называемый теневой рынок в настоящее время растет. В свою очередь, мы будем инициировать законодательные акты о запрете продажи шин, не соответствующих признанным стандартам. Кроме того, исходя из требований безопасности дорожного движения, необходимо введение норм об обязательной замене покрышек в зимний период и вообще допустимом износе покрышек.
- То есть вы предлагаете ввести соответствующие законы, запрещающие ввоз б/у и эксплуатацию изношенных покрышек. Но готов ли потребитель к подобным переменам?
- Тот факт, что изменения нужны, по-моему, не должен вызывать каких-то сомнений. Но вопрос, как они будут происходить? Вот здесь, безусловно, прежде чем вводить какие-либо ограничения, потребителю должен быть предоставлен выбор. Необходимо, чтобы юридические нормы действовали в комплексе с экономическими инструментами регулирования. И одна из наиболее приемлемых и рациональных форм – это как раз открытие собственного производства. Государство, со своей стороны, должно стимулировать развитие индустриального сектора и создание высокотехнологичных производств, тем более что все условия у нас для этого есть. В этом случае наш автолюбитель сможет выбирать, но уже не между новыми, дорогими и старыми шинами, а покупать новую продукцию, рассчитанную на самого разного потребителя.