Индустрии.net
Константин Ким
О развитии сферы информационных технологий в Казахстане и об общем уровне IT-администрирования в компаниях «Эксклюзиву» рассказал Юрий Воинов, главный разработчик и технический директор инновационной IT-компании ТОО «Лаборатория Воинова «CyberMasterZ», преподаватель ABS Training Centre.
- Юрий, в настоящее время рынок информационных технологий в Казахстане бурно развивается, впрочем, как и везде, но найти хорошего айтишника почему-то непросто.
- Хороших специалистов в этой области, то есть тех, которые могли бы решать задачи самого разного уровня, начиная от простых и заканчивая самыми сложными, обеспечивать бесперебойную работу систем управления теми или иными процессами, можно пересчитать на пальцах одной руки, и все они на виду. Соответственно проблемы работы как с большими модульными программами управления предприятиями, так и с повседневной эксплуатацией информационных систем существуют в Казахстане постоянно. Это происходит из-за того, что хорошие специалисты долго не задерживаются на одном месте. Проработав 1-2 года, приобретя навыки и опыт, они уже ищут для себя лучшие условия, так как спрос на квалифицированных айтишников действительно огромный. А многие руководители пока недооценивают роль профессионального IT-специалиста в общем успехе дела.
Особое место среди специалистов по информационным технологиям занимают консультанты. Это люди, которые имеют высший уровень подготовки, владея хорошими знаниями в бизнесе - фактически MBA и обладая великолепным техническим бэкграундом. Таких людей на самом деле очень мало, и их труд ценится достаточно высоко. Я лично за 12 лет работы в данной сфере встречал не более трех.
Как правило, человек обладает только одним качеством: либо он хороший бизнесмен, либо профессионал по IT. А при сочетании этих двух параметров процесс управления бизнесом практически унифицируется. И здесь сразу автоматически исчезает множество проблем, например, таких, как информационная безопасность, реальная оценка и использование функциональных возможностей систем, применение рациональных решений и т.д.
Сейчас даже существует такое негласное мнение, что во многих случаях внедрение больших программ у нас – это просто процесс отмывания денег. То есть некая компания, пользуясь некомпетентностью инвесторов, за довольно большие средства на протяжении длительного времени занимается установкой программного обеспечения, хотя реальной пользы от этого нет или она минимальна.
- Получается, что для достижения успешного результата нерационально привлекать специалистов со стороны, нужно выращивать собственные кадры?
- В ситуации, которая на данный момент сложилась у нас в республике в сфере IT-администрирования, привлечение внешних специалистов, на мой взгляд, не очень хорошая вещь. Во-первых, это связано с информационной безопасностью, ведь очень опасно доверять людям, которых видишь в первый раз. В любом деле есть свои скелеты в шкафах, о которых знать посторонним совсем не обязательно. Это в большей степени стало причиной того, что в Казахстане до сих пор не прижился аутсорсинг в сфере IT. Еще в начале 90-х шла речь о том, чтобы создать некую мощную компанию, собрать туда лучших айтишников и оказывать услуги. Но уже тогда стало ясно, учитывая особенности самих внутренних бизнес-процессов, что такой компании никто не будет доверять. Подобная идея всплывает периодически и до сих пор, но пока никто не готов сделать огромные вложения в десятки миллионов долларов, которые потребуются для создания такой компании, учитывая минимум шансов на успех. И здесь речь идет не только о создании и управлении крупными программами, но и даже об элементарных вещах. В частности, нам недавно заказали программу для администрирования кадровыми ресурсами, но, на мой взгляд, заказчик откажется, так как мало кто доверит абсолютно всю важнейшую информацию о своих кадрах постороннему.
Поэтому нынешняя тенденция такова, что многие занимаются наращиванием «собственных мускулов» и ситуация складывается не в пользу аутсорсинга. Сейчас возник огромный спрос именно на авторизованное обучение, в частности, в нашем учебном центре - аншлаг. Компании, понимая цену вопроса, тратят на обучение своих специалистов немалые средства. Так, в среднем обучение одного человека в день стоит порядка 300 – 500 долларов, курсы бывают десятидневные, двухнедельные и т.д.
Что касается ERP систем (Enterprise Resource Planning - управление ресурсами предприятия), которые как раз включают в себя и большие модульные программы управления всеми процессами, то для работы с ними уровень подготовки нужен несравнимо выше. По срокам обучения – это порядка 10-15 лет. Уровень затрат на одного такого специалиста составляет миллионы (!) долларов. Исходя из моего личного опыта, только курс первоначального обучения для специалистов по ERP составляет порядка $350 – 500 тысяч.
- Что же делать компаниям, которые остро нуждаются в специалистах высокого уровня, все-таки рискнуть и воспользоваться услугами аутсорсинга?
- Даже если вы и захотите прибегнуть к услугам местной аутсорсинговой компании сейчас, то вряд ли найдете квалифицированных специалистов по причине, которую я уже называл. Представленные специалисты в сфере аутсорсинга на внутреннем рынке берут в основном за счет количества. Чтобы было понятно: если вам, к примеру, нужен прыгун на высоту восемь метров, они вам предоставляют восемь прыгунов по одному метру. Но в нашем случае количество не заменяет качество, то есть несколько специалистов в сфере бизнеса, производства и IT все равно хуже, чем один, владеющий всеми навыками, обладающий синергизмом, как я уже и говорил выше. Плюс ко всему у хорошего специалиста должен быть соответствующий опыт работы с ERP, а также видение дела на всех уровнях. Но специалистов, соответствующих всем этим критериям, во всем мире насчитывается всего несколько сотен, ну, может быть, тысяч. Поэтому они получают огромные гонорары на уровне зарплат первых руководителей крупных международных корпораций, и их в буквальном смысле знают в лицо. На кончиках пальцев они действительно способны решить любую задачу, связанную и с бизнес-процессами, а также внедрением, установкой, эксплуатацией, обслуживанием больших программ.
Например, «Казахтелеком» решает проблему обеспечения и управления своими системами преимущественно с помощью привлечения специалистов извне. Они пользуются услугами московской компании-партнера SAP. Технически они просто принимают проблему и переправляют в Москву, там информацию обрабатывают и высылают назад уже готовое решение. То есть уровень подготовки своих специалистов зачастую не позволяет даже нашему крупнейшему телекоммуникационному оператору на месте решать возникающие задачи.
Есть немногие положительные примеры использования аутсорсинга. Но это, скорее, исключение из правил, и доверие к IT-специалистам в таких случаях основывается обычно на личном знакомстве.
Таким образом, по моему мнению, как такового массового явления аутсорсинга в IT-сфере в Казахстане нет. Есть компании, которые позиционируют себя как аутсоринговые, но на самом деле они являются «дочками» крупных холдингов. Другие, устанавливающие «железо», настраивающие сеть и т.д. – это просто нижний пласт рынка IT-услуг. Эти компании, кстати, тоже не всегда качественно оказывают эти самые услуги. Возьмем элементарные внутренние структурированные сети, при их прокладке должно соблюдаться множество стандартов, которые редко кто у нас выполняет или вообще знает об их существовании, то есть дилетантизм – повсеместный.
- А в плане экономических затрат выгоднее иметь собственного высококвалифицированного специалиста или все-таки пользоваться услугами аутсорсинга?
- И в плане просто затрат, даже не учитывая финансовую безопасность и другие факторы, лучше иметь своего штатного работника. Вложить деньги в его образование, постоянно повышать квалификацию и т.д. Если человек будет уверен, что имеет достойный заработок, соответствующий его уровню, а также возможность постоянно совершенствоваться, то он наверняка постарается отдаваться делу по максимуму. А руководство, в свою очередь, получит классного специалиста именно в сфере IT в нужной отрасли.
Еще один фактор, говорящий не в пользу аутсорсинга, – это то, что услуги внешних компаний, вероятнее всего, будут только дорожать. Выходит, что иметь своего специалиста – дорого, а прибегать к аутсорсингу еще дороже и невыгодно.
- Скажите, а как, не будучи специалистом, отличить профессионала от элементарного ламера и вообще оценить работу IT-шника?
- Понятно, что руководитель, не являясь профессионалом в IT, может оценить работу того же системного администратора только по косвенным признакам. Но есть один показатель - простому обывателю работы айтишника, как ни странно, не должно быть видно. Таким образом, оценка работы идет, что называется «от противного». Хорошему айтишнику, проще говоря, должны платить деньги за то, что все системы работают без сбоев, а он может просто сидеть и играть в игрушки. Если же ваш сисадмин мечется, постоянно устраняет какие-то неполадки, значит, проблема в качестве его работы.
Или другой случай, когда от специалиста требуется создание конечного продукта. Здесь о том, насколько хорошо он выполняет свою работу, можно судить по достигнутому результату.
Другой вопрос, как отобрать такого специалиста? Здесь, конечно, не со стопроцентной гарантией, но нужно смотреть на формальную вендорскую сертификацию, чтобы составленное резюме соответствовало действительности. Хотя и здесь бывает читерство, но, по крайней мере, это хоть какая-то уверенность. Скажу сразу, специалист по ERP должен иметь дюймовую стопку различных сертификатов. Кстати, у нас к сертификации двойственное отношение, с одной стороны, считается, что сертификат не может в полной мере говорить об уровне специалиста, с другой, все хотят иметь после обучения сертификат, а компании проверяют подлинность выданных документов в учебных центрах, в частности, постоянно это делается и у нас в ABS Training Centre. Многие руководители регулярно желают получить подробную информацию о тех, кто проходил у нас обучение, причем очень часто и закрытого характера.
Еще нужно как можно глубже изучить всю историю предыдущей деятельности потенциального сотрудника, хотя с этим у нас тоже есть большие трудности. Так как отделы кадров не собирают и не накапливают исчерпывающую информацию о своих работниках, а те, у которых она есть, как правило, ее не дают.
Таким образом, для того чтобы свести риск приема на работу ламера к минимуму, необходимы: отзывы, резюме и сертификация, мало того, нужна возможность проверить подлинность всего этого. Конечно, со специалистами высокого уровня, которые у всех на виду, такой проблемы, как правило, нет.
Зачастую руководители, пытаясь сэкономить, принимают на работу мальчика с улицы и думают, что они не рискуют, так как можно будет в любое время от него избавиться – ведь таких «трехсотдолларовых» специалистов стоит еще целая очередь. Но это в корне неправильный подход, ведь этот человек может оказаться не только не компетентным, но вообще инсайдером или элементарно неэтичным. И потом это может вылиться для компании в огромные потери.
Сейчас сколько угодно случаев, когда некто строит из себя крутого айтишника, работает на нескольких предприятиях, получая везде немалые деньги, на самом деле просто занимается «затыканием течи». Грубо говоря, поддерживает в больном организме жизненные функции, а саму причину болезни не устраняет. При этом зачастую просто используя ресурсы предприятия в своих целях.
- А не существует какой-либо организации на общественных началах, куда бы входили айтишники и где можно было бы навести хоть какие-то справки о том или ином специалисте?
- Было много попыток собрать своеобразную гильдию айтишников, где специалисты могли бы друг за друга ручаться, но идея так и не воплотилась в реальность. Вообще на рынке труда IT сейчас складывается интересная ситуация. Если говорить о top IT-позициях, то здесь как такового рынка труда вообще не существует, то есть люди устраиваются на работу по рекомендациям и знакомству, без услуг рекрутинга. В более низком звене, к сожалению, существует большой риск принять на работу не того человека, который тебе нужен, так как получить достоверную информацию о нем очень трудно. Здесь, помимо того, о чем мы уже говорили, нельзя ставить новичка на ключевые позиции и необходимо установить за ним максимальный контроль.
- Вы параллельно занимаетесь преподавательской деятельностью в учебном центре ABS Training Centre. Насколько трудно вырастить толкового айтишника и где в Казахстане их обучают?
- Чтобы получился хороший специалист, во-первых, нужен исходный материал – человек, обладающий определенным уровнем подготовки. Так вот, таких специалистов можно найти из числа выпускников кафедры кибернетики КазНТУ, которая подготавливают «хорошо прорыхленную почву». Но высшего образования, как правило, бывает недостаточно для удовлетворения нынешних потребностей рынка, и необходимо дополнительное профильное обучение. Это связано с тем, что преподаватели подолгу не работают в современной IT-сфере, а ведь даже за три года меняется два поколения вычислительных машин, поэтому в университете дают только основы теории. Затем уже в процессе работы необходимо авторизованное обучение, сертификаты о прохождении которого спрашивают вторыми после основного диплома.
Если говорить о более высоком уровне, то top-специалисты, чтобы поддерживать свой статус, регулярно на несколько месяцев отправляются в авторизованные обучающие центры, где семь дней в неделю осваивают курс определенного профиля и уровня, а затем получают соответствующий сертификат. Так как сама сфера IT развивается быстрее всех других отраслей по определению, чтобы оставаться на плаву, необходимо постоянно совершенствоваться.
Но есть большая проблема, связанная с подготовкой IT-специалистов, – это отсутствие высококвалифицированных преподавателей. То есть, как и в случае с управлением бизнесом, здесь нужен айтишник и педагог в одном лице. А в Казахстане таких людей тоже – единицы.
Мало того, сам процесс обучения, несмотря на высокий спрос и достаточно хорошую прибыльность, очень затратный и с коммерческой точки зрения – долгосрочный. Не говоря о немалых расходах на содержание преподавателей, обучающее оборудование и программы.
- У нас в обществе уже сложился определенный стереотипный портрет айтишника. Как правило – это неряшливый человек, абсолютно отрешенный от существующей реальности, с неадекватным поведением и, что называется, со своими тараканами в голове. Как вы относитесь к такому образу и какими индивидуальными качествами кроме профессионализма должен обладать айтишник?
- Начну с последней части вопроса. Настоящий профессионал, причем не только айтишник, должен обладать безусловной самодисциплиной, из которой уже вытекают остальные качества, кроме того, наша профессия требует серьезного самоограничения. Как говорят мои коллеги: «Чтобы чего-то достичь, нужно посвятить этому жизнь».
В отличие от других сфер деятельности в IT нет ярко выраженного среднего уровня специалистов – имеется начальный и высший. И разрыв между ними достаточно велик. Те, кто совершает над собой усилие, концентрирует все ресурсы, накапливает навыки, потом делает резкий скачок вверх и становится ТОПом. То есть малыми шажками и постепенно ты верхней ступени не достигнешь - нужен рывок.
И, конечно, необходимо призвание и способность совершенствоваться. Например, к нам на учебу пришел один парень и из обычного администратора компьютерного клуба дорос за год до инструктора.
Что касается отношения общества к айтишникам, которое вы обозначили в вопросе, то они сами способствовали созданию такого стереотипа. И в большей степени этот асоциальный имидж создан работниками низшего уровня. Согласен, определенная маргинальность в нашей профессии присутствует, но зачем выпячивать напоказ свои самые негативные стороны.
Все эти веяния, начиная от привычки небрежно одеваться и заканчивая неадекватным поведением, проистекают из субкультуры хакеров, которые в действительности совершенно оторваны от привычного мира и живут в своем, ими же и созданном. И наши горе-айтишники пытаются чисто внешне приписать себя к касте хакеров, но все это лишь жалкие потуги. Помимо отрицательных эмоций со стороны общества айтишники своим псевдохакерским видом привлекают ненужное внимание тех же спецслужб, которые внешне отождествляют их с информационными террористами. А у профессионалов к таким людям в лучшем случае снисходительное отношение.
- Ни одна уважающая себя компания сейчас не обходится без интернет-сайта. Что можно сказать об уровне казахстанских веб-страниц?
- Одна из самых распространенных технических проблем отечественных веб-сайтов – это плохой поиск, так как неграмотно построена главная страница, где отсутствуют ключевые слова и описатели. Далее, у многих сайтов очень дешевый хостинг, и можно потратить до минуты и более на загрузку главной страницы, и затем для работы на сайте нужна еще уйма времени. Компании, захотев просто засветиться в Интернете, ставят убогие сервера, пользуются дешевым хостингом, и это касается не только мелких предприятий «однодневок».
Также многие ссылаются на высокий рейтинг посещений своей веб-страницы, применяя это как маркетинговый ход. Но нужно понимать, что рейтинг посещений в Интернете на самом деле ни о чем не говорит. Так как это все накручено, ведь очень много посещений делают не реальные пользователи, а роботы.
С каждым днем растет количество спама, за который, кстати, заказчики платят немалые деньги. Но айтишники с этим борются, создают специальные спам-списки, куда заносятся IP-адреса компаний, занимающихся безадресной рассылкой, в результате последние не могут даже переписываться со своими партнерами.
- Насколько актуален для Казахстана вопрос информационной безопасности именно в ракурсе IT?
- Данная проблема у нас уже не просто набирает обороты, а растет как снежный ком. При МВД создано специальное подразделение по борьбе с кибертерроризмом. В прошлом году его сотрудники проходили у нас в центре обучение, и для них был разработан спецкурс по информационной безопасности. Кстати, ребята произвели довольно неплохое впечатление именно как профессионалы.
Имеют место заказные ДОС-атаки, когда предлагают за определенную плату нейтрализовать сайты конкурентов. Наиболее распространенные IT-преступления – это махинации в банковском секторе, мошенничество с торговыми терминалами, пластиковыми карточками. Также существует проблема угроз по e-mail и шантажа различных видов. На нас были попытки пробных атак с целью взятия техники под управление.
Ну и, конечно, пиратство, контрафактная продукция, еще были случаи распространения детской порнографии. Но, как правило, большая часть подобных преступлений не приобретает огласки.
Недавно появилась новая разновидность шантажа, когда к тебе запускают вирус, который шифрует всю информацию, а потом, опять-таки за определенную плату, предлагают пароль для расшифровки. В подобных случаях обязательно нужно обращаться в специальные органы, так как кроме технических методов борьбы, которые не всегда могут оказаться эффективными, нужны юридические.
-По вашему мнению, какие факторы послужат ускорением для развития IT-индустрии в Казахстане?
- Вообще, по моему глубокому убеждению, в любой отрасли и компании решают все кадры. На самом деле отсутствие специалистов в нашей сфере – серьезная проблема. Я лично знаю много случаев, когда айтишные компании разваливались на глазах из-за того, что квалифицированные специалисты от них уходили. Яркий пример – Представительство российской Академии АйТи, которая стремительно теряет свои позиции ввиду утечки местных сертифицированных инструкторов. И такое в IT-индустрии происходит повсеместно. Твои активы, бренд, самые масштабные проекты не стоят ровным счетом ничего без хорошей команды. Поэтому сейчас основной задачей является создание условий для развития толковых специалистов.
Все эти факторы станут стимулом для наращивания компаниями собственных эксплуатационных возможностей. Вместе с тем можно спрогнозировать, что серьезная отечественная компания-разработчик больших программ вряд ли появится в ближайшие 3-5 лет. Так как высококлассные айтишники сильно разобщены, а среди топов вообще очень развита профессиональная ревность, да и достигнув определенного уровня, большинство сразу оказывается за рубежом. Например, российские рекрутинговые агентства ведут целенаправленный поиск специалистов на просторах СНГ для вымывания их в основном в Москву или на Запад, в частности на меня уже выходили несколько раз.
Для успешного развития IT-индустрии у нас необходимо создать культ настоящего айтишника, который в действительности будет профессионалом своего дела, и ему за это будут доверять.
Читерство (от англ. cheat — мошенничать).
Ламер (от англ. lamer — «хромой») — жаргонное или сленговое прозвище человека, полностью некомпетентного в той или иной области, но твердо уверенного в обратном, чаще всего речь идет о знаниях или опыте, так или иначе связанных с компьютером.
Вендор — это компания-поставщик бренд-продуктов, сервисов и услуг, под чьей торговой маркой выпускается продукция.