Системный подход
Константин Ким
Сейчас информационные технологии позволяют в значительной степени оптимизировать процессы управления бизнесом с помощью специальных корпоративных информационных систем. Системы подобного класса принято называть обобщенным термином «ERP-система» (Enterprise Resource Planning — Система планирования ресурсов предприятия), однако это не совсем полное определение, так как уже появилось множество других современных IT-решений для оптимизации самого широкого спектра задач предприятий.
В соответствии со словарем Американской ассоциации по управлению запасами и производством (American Production and Inventory Control Society APICS) термин «ERP-система» применим в двух случаях:
Во-первых, это информационная система для идентификации и планирования всех ресурсов предприятия, которые необходимы для осуществления продаж, производства, закупок и учета в процессе выполнения клиентских заказов.
Во-вторых (в более общем контексте), это методология эффективного планирования и управления всеми ресурсами предприятия, которые необходимы для осуществления продаж, производства, закупок и учета при исполнении заказов клиентов в сферах производства,
Таким образом, термин ERP может означать не только информационную систему как таковую, но и соответствующую методологию управления, реализуемую и поддерживаемую этой системой.
По словам Андрея Суставова, руководителя практики предпроектного консалтинга компании «Oracle Центральная Азия», какой-либо специфики внедрения и эксплуатации информационных систем управления, характерной только для Казахстана, нет. В принципе каждый случай использования IT-решений уникален для определенного предприятия в зависимости от текущих потребностей в автоматизации. Так как большинство современных информационных систем построено по модульному принципу, заказчику предоставляется возможность выбора и внедрения лишь тех решений, которые ему действительно необходимы.
Индивидуальный подход
Для установки и внедрения программного обеспечения необходимы четко сформулированные задачи и грамотное определение соответствия этих задач функционалу, заложенному в информационной системе. То есть здесь все зависит от желания заказчика и возможностей выбираемой информационной системы.
«ERP-системы – это не «коробочный» продукт, то есть пользователь не может их просто приобрести и установить. Это решения глобального уровня, и нельзя говорить, что определенная система, установленная и настроенная на работу на одном предприятии, автоматически подойдет другому, даже если они работают в одной отрасли экономики. Кроме того, система должна иметь возможность меняться в зависимости от новых требований бизнеса и законодательства. Да, продукты, предлагаемые компанией Oracle, разработаны с учетом международных стандартов ведения бизнеса, то есть включают так называемые best practices, но в то же время могут быть адаптированы под местные условия ведения бизнеса, например для Казахстана. Вместе с тем абсолютно все решения настраиваются под требования конкретного заказчика. Поэтому и стоимость каждой системы управления предприятием, которая может измеряться тысячами или миллионами долларов, будет индивидуальной», - говорит г-н Суставов.
Сейчас существует широкий спектр приложений, которые используются в связке с ERP-системой: CRM-системы (Customer Relationship Management - Управление взаимоотношениями с клиентами), Управление торговлей, Планирование спроса, Управление транспортом и т.д. Этот эволюционный процесс совершенствования IT-продуктов неизбежен, так как рынок постоянно меняется, появляются новые требования и возникают решения нового поколения, которые расширяют традиционное понимание ERP-систем. Вместе с модулями для решения задач общего характера, таких как управление кадрами, финансами и т.д., у каждой отрасли существуют свои уникальные решения. По сути дела это комплексные системы, ориентированные на управление эффективностью современного предприятия.
Например, компания SAP предлагает отраслевые пакеты приложений, отражающие 30-летний опыт успешного сотрудничества с предприятиями из различных областей бизнеса и отвечающие потребностям более чем 25 отраслей промышленности.
Да здравствует эволюция!
Эволюция информационных систем началась в конце 60-х годов, когда появились первые вычислительные машины. Принято считать, что основой современных систем управления предприятием являются системы класса MRP (Material Requirements Planning – Планирование материальных потребностей) – эти решения позволяли планировать загрузку материалами производственных мощностей. Говоря простым языком, программа давала возможность планировать подачу материалов в зависимости от потребности,
В основе таких систем лежит принцип создания единого хранилища данных, содержащего всю корпоративную бизнес-информацию и обеспечивающего одновременный доступ к ней любого необходимого числа сотрудников предприятия, наделенных соответствующими полномочиями. Декларируется, что это должно не только повысить эффективность производственной деятельности предприятия, но и сократить внутренние информационные потоки, уменьшив тем самым затраты на их обеспечение. Главным же, безусловно, является набор функций ERP систем, позволяющих автоматизировать все аспекты деятельности компании, касающиеся финансов, производства, работы с кадрами, закупок, логистики, маркетинга, продаж, обслуживания, отношений с поставщиками и клиентами.
Свои особенности
Процесс внедрения систем управления предприятием у Oracle начинается с выяснения консультантами особенности автоматизируемого бизнес-процесса предприятия: от рекламы продукта, до его продажи и поддержки. Затем требования конкретного клиента накладываются на функционал, заложенный в информационной ERP-системе, и происходит собственно ее установка.
Установка системы происходит постепенно, начиная с одного процесса, демонстрации его успеха и добавлением решений для новых бизнес-процессов с развертыванием на весь бизнес. По ходу внедрения решений компании Oracle предусмотрена интеграция с существующими на предприятии IT-решениями или с возможностью замены отдельных систем. В результате создается глобальный продукт с единой архитектурой, учитывающий все информационные потоки предприятия.
В числе основных критических факторов успеха внедрения и функционирования глобальных систем управления Oracle рассматривает регулярное вовлечение в процесс руководства предприятия-заказчика, четкое следование методологии, а также формирование квалифицированной команды, специально выделенной для работы над проектом.
Несколько отличается подход к решению функциональных задач у ТОО
«Лаборатория Воинова CyberMasterZ». По словам Юрия Воинова, технического директора компании, они применяют интенсивный метод решения при оптимизации тех или иных IT-процессов, то есть результат достигается не увеличением числа модулей в системе, а путем упрощения процесса посредством реинжиниринга. Причем модернизация происходит непосредственно перед проектированием системы, которая разрабатывается под конкретную задачу. Таким образом, получается высокоспециализированное решение «под ключ», которое изначально компактное, быстрое, простое и, исходя из этого - надежное. Соответственно порядки затрат и совокупная стоимость получаются гораздо ниже. И если под большие системы нужны дорогие аппаратные комплексы, то здесь, ввиду оптимизации, все работает на недорогих машинах.
Современные условия таковы, что сфера малого и среднего бизнеса также нуждается в эффективных системах управления на основе IT-технологий. Поэтому сейчас разрабатываются продукты специально для удовлетворения потребностей малого бизнеса, представляющие собой интегрированное и доступное решение для управления процессами. Такие приложения легко купить, быстро внедрить, ими удобно и просто пользоваться. Например, у SAP более 65% клиентов - это малые и средние компании.
Экономический эффект от применения ERP, как систем управления эффективностью предприятием, на самом деле огромный. Так, по опыту реализованных проектов внедрения: производительность повышается на 5-10%, затраты на транспортировку могут сократиться на 5-25 %, ошибки доставки снижаются на 80-100%, время выполнения заказа сокращается до 50%, затраты цепочки поставок могут быть снижены на 25-50%.
Что касается совокупной стоимости продукта, то она формируется исключительно индивидуально в зависимости от каждого конкретного случая и выбранного поставщика. Так, у Oracle единый для всего мира прайс-лист на предлагаемые решения.
В Казахстане, по прогнозам компаний-аналитиков, рынок систем управления бизнес-процессами будет расти ежегодно на 24%. Помимо роста потребности со стороны компаний в IT-решениях это связано еще и с желанием казахстанских компаний первыми применять самые современные технологии.