«Учет и контроль»
Кирилл Алексеев
В этом месяце исполняется полтора года с того момента, как Агентство США по международному развитию (USAID) начало осуществлять в постсоветских странах Центральной Азии Проект по развитию бухгалтерского учета и международной программы профессиональной сертификации бухгалтеров CIPA. Проект, направленный на повышение уровня бухгалтерского дела в странах нашего региона через продвижение Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) и Международных стандартов аудита, особенно актуален в свете предстоящего вступления Казахстана в ВТО. Проект рассчитан на два года; то есть большая часть его уже пройдена. Что удалось сделать в его рамках и с чем столкнулись его инициаторы в Казахстане?
Сделано немало. Только на последней экзаменационной сессии в экзаменах на получение квалификации «Сертифицированный бухгалтер-практик» (CAP) принимали участие более 6 тыс. человек. Специалистов, обучившихся и успешно сдавших экзамены по второму уровню – «Сертифицированный международный профессиональный бухгалтер» (CIPA), – меньше, что естественно: это более сложный уровень. Однако, как отмечает Олеся Скокова, координатор проекта в Казахстане, интерес в профессиональном сообществе растет к обоим уровням, так как приходит понимание, что через подобные обучающие программы можно получить признание на рынке.
- Сейчас в рамках нашего проекта мы делаем упор на вузы, ставя задачу повысить среди студентов количество специалистов, имеющих сертификаты САР. Для этого в сентябре прошлого года был запущен проект по обучению преподавателей вузов по программе САР/CIPA. Мы провели для них бесплатные курсы в 5 городах Казахстана: Алматы, Астана, Павлодар, Шымкент и Уральск по дисциплинам - Управленческий учет 1, Финансовый учет 1, Налоги и право, а также интерактивная методика преподавания данных предметов. Всего обучены 163 преподавателя. Кроме того, ведется активная работа с министерством образования и науки РК– все предметы программы CIPA включены в ГОСО-2006. С января этого года совместно с министерством финансов РК начали проведение семинаров по обучению МСФО для бухгалтеров, финансистов, представителей налоговых органов, - заявила г-жа Скокова.
В трех вузах Казахстана были открыты студенческие клубы, в которых студенты получают через гостевые лекции как первоначальное, так и более углубленные представления о профессии бухгалтера. «При этом мы активно приглашаем студентов сдавать экзамены по уровню САР – знания, полученные ими в институте, помогают это сделать, а практика показывает, что выпускники вузов неплохо сдают экзамены по программе CIPA», - отметила координатор Проекта.
Конечно, отмечают специалисты, нельзя утверждать, что человек, который прослушал семинар, уже обладает фундаментальными знаниями – это постоянная самостоятельная работа, повышение квалификации.
К существующим проблемам эксперты относят стоимость обучения – хотя она не выглядит слишком высокой, но кто-то из потенциальных участников Программы CIPA называет для себя ее стоимость проблемной. Другая сложность состоит в том, что перевод МСФО и МСА на русский или государственный языки осуществляется с большим опозданием - стандарты успевают поменяться, и люди, не владеющие английским, не успевают уследить за этим процессом.
- Тот подход к подготовке бухгалтеров, который существует в Казахстане, не вполне соответствует современным задачам. Их, к сожалению, не всегда четко понимают в заинтересованных госорганах, - заметил в интервью нам Виктор Продедович, региональный координатор Проекта по работе с ассоциациями.
Сегодня продолжает доминировать представление, что востребованным на рынке профессионалом по бухгалтерии и аудиту может стать вчерашний выпускник экономического вуза, окончивший затем 1 – 2-месячные курсы по международным стандартам. Но это заблуждение; без определенного (и серьезного!) дополнительного профессионального образования сегодня на рынке работать нельзя.
- В развитых странах сложились современные требования к квалифицированному специалисту в этой сфере; и это обязательное двухступенчатое образование. Первая ступень – высшее образование, вторая – 2-3 года последующего специализированного обучения. Это принято и Международной федерацией бухгалтеров, и это должны понимать наши чиновники. В университете люди изучают общеобразовательные вопросы и получают общие образовательные навыки. А что касается конкретики профессии, то об этом можно говорить только после определенной практики и серьезного дальнейшего обучения. Вот после этого мы получаем нормального специалиста, профессионала. Как в рамках Болонского процесса для подготовки управленческих кадров степень магистра следует после бакалавриата, так и здесь должны быть подобные схемы для подготовки специалиста. Это достаточно очевидно, но порой мы сталкиваемся с непониманием, - заметил г-н Продедович.
Это чревато достаточно серьезными проблемами для развития данной сферы в стране. Новый закон о бухгалтерском учете, принятый в этом году, ввел понятие профессионального бухгалтера. Но смысл и содержание этого важного термина могут быть выхолощены, если не будет нормального подхода к подготовке, прежде всего – на уровне международных стандартов.
Среди других проблем, называемых экспертами, есть и недостаточно напряженный учебный процесс, предлагаемый коммерческими учебными центрами, отсутствие регулярно обновляемых учебных материалов.
Эксперты также считают, что госорганам необходимо больше прислушиваться в ряде важных вопросов к профессиональным общественным организациям, таким, как Палата аудиторов, Палата профессиональных бухгалтеров и аудиторов, Союз бухгалтеров и аудиторов, Коллегия аудиторов.
- Госорганы не смогут контролировать бухгалтеров, скажем, с точки зрения соблюдения профессиональной этики, потому что это очень тонкая материя, которая может быть понятна только профессионалам и тем специалистам, кто вращается в этой сфере. Эффективно делать это могут профессиональные организации, для чего всем заинтересованным сторонам нужно способствовать повышению их имиджа.
Правовые вопросы можно регулировать через нормативные правовые государственные акты – а этические моменты? А они очень важны в профессии бухгалтера и аудитора. Люди могут допускать несоблюдение этических норм и по недостатку образования, и в том случае, если они видят, что нет определенного фокуса нацеленности на их соблюдение, - говорит г-н Продедович.
Программа CIPA продолжает развиваться, и совместные усилия бухгалтеров, аудиторов, профессиональных объединений бухгалтеров и аудиторов, студентов экономических специальностей, преподавателей вузов и государственных органов могут способствовать совершенствованию данной программы, повышению имиджа бухгалтерской профессии, подготовке высококвалифицированных кадров для предприятий страны.