Тяжеловесы отдыхают
Данияр Ашимбаев
Первый квартал 2008 года оказался на редкость богат многочисленными перестановками, ротациями и реорганизациями. По сути, большинство из них являются очередной попыткой повысить эффективность работы государственного аппарата в целом. Как известно, помимо традиционных вертикали исполнительной власти и «государственно-частного партнерства» по управлению крупным бизнесом в Казахстане в последние два года сложилась довольно громоздкая система государственных холдингов и социально-предпринимательских корпораций (СПК). Все это вкупе с проводимой административной реформой, калибровка (и поиск смысла) которой происходит буквально ежедневно, уже отозвалось на социально-экономической ситуации в стране. Причем далеко не самым лучшим образом. Изначально декларированные лозунги «повышения прозрачности», «повышения эффективности» и «внедрения принципов корпоративного управления» в итоге сложились в весьма сложную и противоречивую систему (если можно так выразиться), что в итоге спровоцировало очередной виток перестановок в высших эшелонах власти.
В середине января глава государства назначил руководителем своей администрации Кайрата Келимбетова,
Прежний первый заместитель (т.е. фактически и.о. руководителя партии) Бахытжан Жумагулов одновременно потерял и пост лидера фракции «Нур Отана» в мажилисе, оставшись лишь вице-спикером. Фракцию же возглавил Урал Мухамеджанов, который в 2004-2007 гг. был председателем мажилиса 3-го созыва.
Один из наиболее важных постов в современной экономической конструкции Казахстана – должность председателя правления ФУР «Казына» получил Арман Дунаев,
Созданное еще осенью Агентство по защите конкуренции на базе профильного комитета Министерства индустрии и торговли возглавил Мажит Есенбаев,
Акмолинскую область возглавил Альберт Рау, ранее работавший акимом Лисаковска, заместителем акима Костанайской области, а с января прошлого года – председателем правления СПК «Сарыарка».
При этом можно заметить, что новое назначение Есенбаева оказалось сюрпризом для него самого. С середины января, будучи акимом, он провел крупные ротации в руководстве Акмолинской области. В частности, сменил одного из заместителей, руководителя своего аппарата, начальников ряда департаментов и управления. В итоге Талгат Бультенов проработал только три недели на посту руководителя аппарата акима области и вернулся на свою прежнюю должность директора департамента финансов.
СПК «Сарыарка» достаточно неожиданно возглавил Вадим Зверьков, ранее работавший вице-министром транспорта и коммуникаций, вице-министром иностранных дел и послом в Израиле. Здесь также можно отметить, что он только в январе был назначен по совместительству послом в Республике Кипр, но приступить к этим обязанностям толком не успел. Назначение Зверькова может объясняться тем фактом, что в его бытность вице-министром транспорта это ведомство возглавлял нынешний премьер Карим Масимов, и, видимо, он и выдвинул своего бывшего коллегу.
Вакантное с ноября кресло председателя Агентства по управлению земельными ресурсами занял Умарзак Узбеков, бывший аким Алматинской и Талдыкорганской областей, а в последние десять лет руководивший посольствами Казахстана в Узбекистане и Кыргызстане.
Остававшийся также длительное время незанятым пост руководителя Комитета по судебному администрированию при Верховном суде получил зампред этого ведомства Ирак Елекеев, бывший депутат парламента.
И все же главным кадровым решением начавшегося политического сезона 2008 года, безусловно, является выдвижение Кайрата Келимбетова на один из наиболее ключевых постов в стране. Новый глава президентской администрации, хотя и не обладает большим политическим опытом, успел проявить себя как жесткий администратор, умеющий выстраивать лояльные себе иерархические схемы. Наиболее четко это проявилось при создании фонда «Казына», который относительно безболезненно «подмял» все институты развития с их огромным бюджетом. (Небольшое исключение составил лишь Зейнулла Какимжанов, сумевший в 2006 году отстоять пост руководителя Инвестиционного фонда и большую часть своей команды, но в итоге отправленный в январе нынешнего года в отставку.) Кроме того, Келимбетов сыграл и весьма заметную роль в предвыборной кампании 2007 года, являясь заместителем председателя партии «Нур Отан» по экономическим вопросам.
Первоочередной задачей Кайрата Келимбетова в новой должности стала разработка новой структуры администрации президента, которая, судя по конечному результату, должна была решать ряд задач. Во-первых, обеспечение безболезненного включения нового руководителя и его команды в процесс принятия решений. Во-вторых, определенная децентрализация функций, т.е. создание необходимой «прослойки» между самим Келимбетовым и теми структурами, для руководства которыми ему пока недостаточно опыта. В-третьих, выстраивание отношений с другими государственными институтами (в первую очередь с правительством) на предмет бесконфликтной работы до тех пор, пока новая команда не наберет силу. И главное, создание системы сдержек и противовесов внутри самой администрации.
Можно отметить, что процесс перестановок в окружении главы государства начался еще до прихода Келимбетова. В частности, Габидулла Абдрахимов вновь возглавил Агентство по делам государственной службы, а Ержан Казыханов стал помощником президента по внешней политике, сменив Нурлана Онжанова. Еще до принятия новой структуры администрации президента (АП) Гульшара Абдыкаликова, бывший ответственный секретарь Министерства труда и социальной защиты населения, была назначена советником президента и председателем Национальной комиссии по делам семьи и гендерной политике. С постом зампреда Ассамблеи народа Казахстана (АНК) и заведующего ее секретариатом был смещен Жуматай Алиев, а на его место назначен Ералы Тугжанов, руководивший Комитетом по делам религий Министерства юстиции.
После принятия новой структуры АП Оналсын Жумабеков, занимавший пост заместителя руководителя администрации по государственно-правовой политике, стал председателем Высшего судебного совета (ранее этот пост на общественных началах возглавлял председатель Конституционного совета Игорь Рогов).
Другой зампред, Владимир Школьник, отвечавший в АП за экономическую политику, был направлен на пост министра индустрии и торговли, где сменил Галыма Оразбакова, в последнее время выступившего с рядом «новаций» в экономической политике, весьма неоднозначно принятых в обществе.
Маулен Ашимбаев и Дархан Калетаев сохранили свои должности, оставшись – как и были – кураторами соответственно внутренней и региональной политики.
Секретарь Совета безопасности Берик Имашев стал одновременно помощником президента и куратором «силового» блока АП. Экс-председатель КНБ РК Нартай Дутбаев был назначен советником главы государства.
На должность помощника президента по вопросам экономики был назначен Асет Исекешев, работавший с Келимбетовым в ФУР «Казына», который сменил на этом посту Серика Буркитбаева. Последний возглавил (как и ожидалось) национальный научно-технологический холдинг «Самгау». Можно предположить, что Исекешев фактически будет выполнять роль куратора экономического блока администрации. Упомянутый блок включает в себя вновь созданные отдел социально-экономического мониторинга и Центр стратегических разработок и анализа.
Отдел социально-экономического мониторинга возглавил 27-летний Куандык Бишимбаев, ранее работавший вице-министром индустрии и торговли. Его заместителями стали Джаныбек Искаков (ранее президент Центра развития торговой политики), Ардак Амангельдиев (вице-министр здравоохранения и управляющий директор ФУР «Казына») и Айдын Кульсеитов (директор департамента индустриальной политики МИТ).
Руководителем Центра стратегических разработок и анализа был назначен Максат Муханов, в 2003-2005 и в 2006 гг. работавший заведующим отделом социально-экономического анализа АП, а затем управляющим директором и корпоративным секретарем фонда «Казына». Его замами стали Мадина Абылкасымова (сотрудник аппарата премьер-министра), Абай Искандиров (управляющий директор ФУР «Казына») и Аскар Шоманов (руководивший упраздненным по новой структуре Информационно-аналитическим центром АП).
Советник президента, экс-премьер Нурлан Балгимбаев
Отдел документационного обеспечения администрации президента возглавил бывший заведующий общим отделом Мирболат Жакупов, отдел внутренней политики – политолог Ерлан Карин, вновь созданный государственно-правовой отдел – Талгат Донаков (экс-заведующий отделом законодательства и правовой экспертизы), отдел государственного контроля и организационно-кадровой работы – Серикжан Канаев (был заведующим отделом государственного контроля и организационной работы).
Новый отдел правоохранительной системы возглавил Сейтжан Шалабаев, ранее работавший первым заместителем директора службы внешней разведки «Барлау» и начальником департамента анализа и стратегического планирования КНБ.
Свои посты сохранили руководитель канцелярии президента Махмуд Касымбеков, руководитель представительства президента в парламенте Бахытжан Абдраимов, пресс-секретарь президента Ерлан Байжанов, шеф протокола Бауыржан Байбек, заведующий секретариатом Совета безопасности Нурлан Абдиров и заведующий Центром внешней политики Магжан Ильясов.
Большинство чиновников, покинувших посты руководителей структурных подразделений администрации, сразу же получили новые назначения. Так, заведующий отделом кадровой политики Ерсултан Бектурганов стал заместителем заведующего канцелярией президента, заведующий социально-политическим отделом Ардак Досжан – председателем Комитета по делам религий Министерства юстиции, заведующий Ситуационным центром Совета безопасности Алмаз Ещанов – заведующим сектором секретариата Совета безопасности, заведующий отделом по защите госсекретов и информатизации Муратхан Жуат – заместителем заведующего отделом документационного обеспечения, заведующий отделом социально-экономического анализа Едил Мамытбеков – вице-министром индустрии и торговли, заведующий отделом финансов, бухгалтерского учета и отчетности Кадырбай Нурпеисов – заведующим сектором канцелярии президента.
Таким образом, можно заметить, что свои задачи на этот этап Келимбетов выполнил. Выходцы из «Казыны» в основном сосредоточились в экономическом блоке, наиболее понятном и близком новому руководителю администрации. Это позволяет новой команде, во-первых, сохранить контроль над институтами развития, во-вторых, усилить контроль над социально-экономической политикой правительства (значительно ослабленный в последние месяцы), а в-третьих, начать подготовку к экспансии в другие сферы государственного управления. Вместе с тем очевидно, что при всех различиях между руководителем администрации и премьером они оба олицетворяют один и тот же курс в построении государства на принципах «корпоративного управления».
При этом объяснить понятным языком «методологическое» различие между такими понятиями, как «корпоративный лидер» и «прорывной проект», до сих пор не в состоянии ни один чиновник. Внедрение института ответственных секретарей и начавшаяся перекройка территориальных органов министерств по межрегиональному принципу, не говоря уже о внятном разграничении полномочий между различными вертикалями и уровнями власти, до сих пор не продемонстрировали своей эффективности, хотя бы потенциальной. Не создана система по контролю над деятельностью государственных холдингов и социально-предпринимательских корпораций, хотя объем сырьевых, финансовых ресурсов и инфраструктуры, находящихся в их полном ведении еще при создании, требовал высочайшей степени транспарентности. Не стоит забывать и о том, что социальная, тарифная и антиинфляционная политика правительства вкупе с финансовым надзором давно уже поставили под серьезный удар все достижения Казахстана в социально-экономической сфере за весь период независимости. Остается надеяться, что новая команда продемонстрирует, по крайней мере, готовность принять на себя ответственность за корректировку экономической политики.
В остальных подразделениях администрации (за исключением регионального блока) буквально за считанные дни были сформированы противовесы между новыми и старыми назначенцами. Так, вопросами руководства силовыми ведомствами будут заниматься одновременно Дутбаев и Имашев при наличии Жумабекова как куратора судебной системы.
Вновь усилились позиции шефа президентской канцелярии Касымбекова, в ведение которого вновь вернулись те подразделения, которые одно время получили автономность. Внешнеполитический блок по-прежнему представляет собой конгломерат МИДовцев и «болашаковцев». Практически никак не проявилось влияние госсекретаря Саудабаева на формирование администрации, хотя его аппаратной хватке могут позавидовать многие.
Вместе с тем тот баланс, который существовал в ближайшем окружении президента и позволял основным фигурам сдерживать друг друга и бороться с общими внешними угрозами, оказался нарушен. Тяжеловесы заняли выжидательную позицию, уступив на время место молодым игрокам и ожидая хоть каких-то подвижек в экономической ситуации.
Складывается впечатление, что элита страны (в лице своих отдельных представителей) начала готовиться к 2012 году. Однако для этого надо прожить еще пять лет, а как это сделать в стране, похоже, не знает практически никто.