Взросление ягнят
Константин Ким, Зарина Пахирдинова
«Средний класс - это тщедушный ягненок между львом и тигром. Ушел от одного - как раз попадешь в пасть другому», так определил эту социальную прослойку Джек Лондон в своем романе-утопии «Железная пята». Между тем сейчас в большинстве развитых и развивающихся стран именно средний класс составляет основную часть общества и является локомотивом экономических, социальных и политических процессов.
Журнал «Эксклюзив» продолжил исследование среднего класса в Казахстане, предыдущее было проведено в конце 2003 года. Сравнение результатов нынешнего и прошлого опросов общественного мнения показали, что представление людей о среднем классе за истекший период изменилось. И в основном это касается структуры среднего класса, уровня доходности и потребительских предпочтений.
Ответить на анонимные анкеты предлагалось госчиновникам, менеджерам высшего и среднего звена компаний самого различного профиля, предпринимателям, а также людям, задействованным в политической, общественной жизни, культуре и искусстве. Всего была получена и обработана 361 анкета. Следует отметить, что от некоторых руководителей и топ-менеджеров крупных компаний ответов получить не удалось, так как они ссылались на отсутствие времени, да и многие наверняка уже не относят себя к среднему классу.
Разбивка по возрастным категориям была проведена так же, как и в прошлом исследовании, вот только в этот раз опрос получился более «молодым»: 41% - респонденты от 18 до 30 лет, доля ответов от людей среднего возраста от 31 до 45 лет составила 46% и 13% - старше 45.
Нынешние респонденты более оптимистично смотрят на социальную ситуацию в обществе, и 76% из них считает, что средний класс в Казахстане уже сформировался (в 2003 году – чуть более 50%). Причем больше половины из тех, кто не признает существование средней прослойки, относится к молодежи. Видимо, здесь сказывается и оценка перспективы для реализации собственных возможностей.
Как и в прошлый раз, лидерами в структуре среднего класса стали предприниматели, 78% причисляют эту категорию людей к среднему классу (67% - в 2003 году). За менеджеров среднего звена отдали голоса – 64% (в прошлом исследовании этой категории не было), за чиновников - 62% (41%). Служащих отметили уже 59% (36%), квалифицированных высокооплачиваемых рабочих – 47% (41%). На интеллигенцию указал 31% (19%), на руководителей и топ-менеджеров – 22%, на фермеров – 17% (11%). Служащие в этот раз по количеству набранных баллов обошли квалифицированных рабочих и почти сравнялись с чиновниками и управленцами среднего звена.
Из сравнительного анализа видно, что доля практически всех категорий, представленных в общей структуре, со временем повысилась. Это указывает на то, что билет в средний класс теперь может получить все большее число казахстанцев. Также к среднему классу респонденты самостоятельно (в графе «другое») причисляли богатых наследников и представителей шоу-бизнеса.
Главной причиной, препятствующей развитию среднего класса, как и прежде, считают низкий уровень доходов населения – 14% (27%), низкий уровень образования – 5%. В прошлом исследовании на втором месте в качестве главной причины оказалась недостаточная демократизация общества (22%), в этот раз на данный фактор указали чуть более 4%. В графе «другое» интересным упоминанием можно считать - «отсутствие стремления к успеху».
Большая часть опрошенных отнесла себя к категории служащих – 58%, к предпринимателям – 14%, чиновникам – 11%, интеллигенции – 8%, квалифицированным высокооплачиваемым рабочим – 5%. В исследовании приняли участие всего 4 фермера, а остальные никак себя не классифицировали. Прослеживалась тенденция, что среди чиновников и интеллигенции больше людей среднего и старшего возраста.
Уже в ходе обработки первых анкет стало ясно, что уровень дохода на одного человека в месяц, характеризующий средний класс, повысился. Так, 56% указало, что уровень дохода на каждого члена семьи должен быть в диапазоне от $500 до $1000, 28% - от $1000 до $2000, 14% - от $300 до $500. Более одного процента опрошенных считает, что доходы на одного человека должны превышать $2000, суммы ниже $300 и выше $5000 никто не назвал.
В предыдущем исследовании больше трети опрошенных имели представление о доходах среднего класса на уровне $600 - $1000, столько же респондентов назвали $300 - $600 и четверть – свыше $1000. Также 16% опрошенных к среднему классу тогда отнесло тех, чей доход на одного человека был ниже $300.
В пункте «Укажите уровень дохода в вашей семье на одного человека» нынче только 3%, или 11 человек, выделили графу ниже $300, в прошлый раз - более пятой части.
Распределение доли каждой категории респондентов в соответствии с их реальными доходами следующее: 54% - от $500 до $1000, 32% - от $1000 до $2000, 6% - от $300 до $500, 5% - от $2000 до $5000. Некоторые предпочли не отвечать на вопрос о личном уровне доходов.
Среди тех, кто указал доход выше $2000, – все старше 45 лет. Хотя сумма от $1000 до $2000 доступна и значительному числу молодых, ее выделили 27 человек в возрасте от 18 до 30 лет, что составляет 7% от общего числа и почти пятую часть «молодежной» возрастной группы. В основном же доход от $1000 до $2000 – имеют люди среднего и старшего возраста.
Предыдущий опрос показал, что третья часть участников анкетирования имела доход на одного человека от $300 до $600, чуть меньше – от $600 до $1000 и только 7% свыше $1000. Таким образом, видно, что средний уровень доходов во время прошлого исследования находился в диапазоне $300 - $1000, а сейчас поднялся до $500 – $2000.
Основная часть опрошенных сопоставляла показатель уровня дохода среднего класса со своим собственным. Хотя некоторые все-таки считают заработок в семье недостаточным для вхождения в касту середняков.
Наличие высшего образования в качестве обязательной характеристики человека среднего класса признают 67% (против 92% в прошлом исследовании). Остальная часть считает, что уровень образования значения не имеет. А ученую степень как атрибут образовательного уровня среднего класса назвали несколько человек, и то наряду с наличием высшего образования. Только 5 человек из числа опрошенных не имеют диплома вуза, 14 человек (4%) являются обладателями ученой степени.
В том, что демократические предпочтения превалируют у представителей среднего класса, уверены 79%. 19% назвали либеральные политические взгляды. Пять процентов обозначило графу «никакие». Три человека выделили коммунизм, причем наряду с другими политическими предпочтениями. Просвещенный авторитаризм и анархию никто не указал.
В нынешнем раскладе политических партий также произошли изменения, и фаворитом стал «Нур Отан» - 33% (в прошлый раз «Нур Отан» набрал 11%, заняв второе место). Прошлый победитель «Ак жол» набрал всего 8% (23%). Другие партии, представленные в списке, как и в прошлом опросе, не набрали и 5%. Более половины опрошенных не отдали свои предпочтения ни одной политической партии.
Несмотря на то что число тех, кто все-таки симпатизирует определенной политической силе, сейчас выросло, большинство по-прежнему не испытывает особого доверия к политическим партиям. Хотя отношение к партии власти явно улучшилось.
Ответы на вопрос «Каков самый разумный способ сбережения средств» остались довольно традиционными, и первое место, как и прежде, отдано депозитам в отечественных банках – 46 (52%). Зарубежным банкам готово доверить или уже доверяют 38% (33%). Почти не изменилось число тех, кто предпочитает вкладывать инвестиции в ценные бумаги 16% (13%), а хранить в банковском сейфе (некоторые приписывали «в разных валютах») считают надежным 17% (8%). Способ вложения в предметы старины и искусства и хранение на счетах в оффшорных зонах нравится в целом не более 5%. Нашлись и те, кто готов хранить деньги дома, правда, этот способ был выбран в числе нескольких других, домашнему сейфу могут доверить сбережения только 5 человек, в прошлый раз этот вид сбережений не назвал никто. В общем, цель диверсифицировать собственные сбережения, используя несколько способов инвестирования, преследуют более половины опрошенных.
На вопрос о том, какими видами банковских услуг пользуются сами участники анкетирования, большинство опять-таки указывало сразу несколько категорий. Оказалось не совсем сопоставимым, что банковскими депозитами при их лидирующем положении в качестве способа вложения денег на самом деле пользуются только 18% опрошенных. Услугами платежных карт и оплатой коммунальных платежей через банк пользуются по трети респондентов. А вот такая популярная операция, как обмен валют, указывалась всего 28%, но вполне возможно, что основная часть меняет деньги не в банках, а в обменных пунктах. Кредиты в банках имеют 26% респондентов, денежные переводы через банк осуществляют 12%, операции с банковскими чеками – 10%. Пенсии и пособия получают в банке только 3 человека, но это вполне закономерно, учитывая возраст и социально-экономическое положение респондентов.
Если участники исследования несколько лет назад предпочитали в качестве основного способа проведения свободного времени чтение (70%), то сейчас на первое место выдвинулся семейный отдых - 56%. Впрочем, с родными разделяли свободные минуты достаточное большое количество респондентов (67%) и из предыдущего опроса. А вот чтение (31%) нынче уступило позиции спорту – 42%.
Способы проведения свободного времени распределились следующим образом: масс-медиа – 27% (25%); садоводство, баня, рыбалка и охота вместе составили четвертую часть; компьютерные игры, Интернет - чуть меньше 2% . Еще были названы прогулки на свежем воздухе, походы в общественные места, а в одной анкете написан весьма «оригинальный» способ отдыха – «ничегонеделание».
На вопрос о самых главных жизненных ценностях большинство участников в качестве приоритета указало на семейные ценности - 64%. Было предложено распределить ценности в порядке убывания – от самой главной до наименее значимой, в списке было представлено 8 категорий. Цифру один в графе «Здоровье» поставили 28%. Причем нельзя утверждать, что среднее и старшее поколение относится к здоровью более трепетно, чем молодое.
Также в шкале ценностей превалировали нравственность, патриотизм, дружба и материальное благосостояние. Так или иначе дружбе и материальному благосостоянию придается довольно большое значение – эти категории в основном занимают вторые и третьи места в рейтинге ценностей. Признание в обществе можно назвать самой «средней» ценностью, так как почти все проставляли в этой графе цифры от 3 до 6. Некоторые респонденты просто выделяли самые важные для себя ценности без градации. Патриотические и культурные ценности за немногим исключением указывались как самые малозначимые. Нельзя определить как одну из главных ценностей и нравственность, которую в прошлый раз назвало большее количество респондентов. Сейчас всего менее пяти процентов присвоило ей статус важнейшей.
Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что за относительно небольшой промежуток времени представление о среднем классе изменилось в каких-то категориях значительно, в других – не очень. Во-первых, уже большее число респондентов признают существование прослойки середняков. Кроме того, шанс быть причисленными к среднему классу вырос среди представителей разных социальных групп и профессий. Увеличилась и планка доходов, по-другому распределилась шкала жизненных ценностей.
Что касается условного портрета казахстанского середняка, то он выглядит так: этот человек не имеет определенного возраста, является предпринимателем, управленцем среднего звена, служащим или чиновником, с уровнем дохода от $500 до $2000. Высшее образование для него является важным, но не критичным фактором для успешного достижения целей, а демократические взгляды и доверие партии власти определяют его политические предпочтения. Он использует банковскую систему и для сохранения собственного капитала, и для привлечения заемных средств, также банки ему служат как удобный инструмент для совершения необходимых финансовых операций. Свободное время предпочитает проводить с родными и близкими, занимаясь спортом или за чтением. Самое главное в жизни для него – семья, здоровье, дружба и материальное благосостояние. Патриотические настроения ему чужды, а признание в обществе ему важнее культурных и нравственных ценностей.
В следующем номере журнала «Эксклюзив» будет опубликовано продолжение исследования с описанием основных потребительских предпочтений среднего класса (места проведения отпуска и приобретения товаров, любимые марки автомобилей, увлечения и т.д.).