Из века в век:
Алексей Гончаров
Они здесь всюду прямо под ногами, надо только быть очень внимательным и минут за двадцать-тридцать можно найти пару монет. Однако удается это не всем. Люди интуитивно ожидают чего-то круглого и блестящего, а на деле это позеленевшие кусочки меди часто очень неправильной формы. Впрочем, находят тут и клады с монетами из серебра… А иногда и золото, но уже не в монетах.
Здесь - это на древнем городище Отрар, где как в зеркале времени отразилась вся история денег, которые веками употребляли жители Южного Казахстана. Они были очень разными эти деньги. И денежных реформ в те века было куда больше, чем сейчас. Вот об этом мы и поговорим.
Как все начиналось
Сейчас китайские юани в обменниках можно встретить разве что в Алматы. В областных центрах вообще и в Шымкенте в частности они как-то не востребованы. При этом первыми монетами, которые стали употребляться на территории Казахстана, были как раз китайские. Назывались они ушу и были найдены археологами в могильнике Мардан в Отрарском оазисе.
Относятся они к рубежу нашей эры. Так что жители Южного Казахстана начали пользоваться деньгами в ту пору, когда в Риме правил император Тиберий, а в Палестине проповедовал Иисус Христос. На нашей же территории процветало довольно крупное государство Кангюй, с которым вынуждены были считаться китайские императоры из династии Хань. Торговля по Великому Шелковому пути процветала. И денежным обращением на нашем его отрезке ее обеспечивал Китай.
Выпуск монет ушу, или, как их еще называют, - ушуцянь, продолжался в Китае при нескольких династиях и завершился лишь в VI веке нашей эры.
После этого в городах Южного Казахстана и Семиречья начинают использоваться другие китайские монеты кайюань тунбао (чувствуете схожесть с названием современной китайской валюты…). Но именно тогда в VIII веке китайская денежная монополия была подорвана согдийцами.
Этот предприимчивый народ восточноиранского происхождения торговал по всему Шелковому пути. Именно согдийцы составляли основное население городов на территории Казахстана, подвластных тюркским каганам. Были они и содержателями многочисленных караван-сараев, от Китая до Ирана.
Сначала согдийцы чеканили китайские монеты без всяких изменений. Сейчас это можно было бы назвать пиратскими копиями. А дальше на них стали появляться надписи на согдийском языке и бухарская символика в виде ножа.
Масса китайских и согдийских монет найдена при раскопках городского рынка Отрара.
VII-VIII века, время, когда города Европы приходят в упадок. На средней Сырдарье - напротив, расцветают города и торговля. Эти города начинают чеканить собственные бронзовые монеты, за образец которых берутся согдийские образцы. Но и китайское происхождение денег в регионе не было забыто в «память», о чем на монетах были квадратные отверстия. Эти деньги были у нас в ходу целых два века.
Правителями городов были тюрки, и изображали они на своих монетах свирепых львов на одной стороне и собственные тамги на другой. Такие монеты характерны и для отрарского, и для чачского (ташкентского) оазисов, и Семиречья. Что позволяет ученым говорить о близких династийных связях правителей этих регионов.
От тюргешей до монголов
Собственно, тюркские государства тоже стали чеканить свои деньги довольно рано. И приоритет здесь, безусловно, у каганата тюргешей. Тех самых тюргешей, что отчаянно воевали и с арабами, и с китайцами, и тех, что первыми из тюрок начали принимать ислам. Причем добровольно через посредство миссионеров, поскольку внедрить новую веру огнем и мечом в наших краях у арабов не получилось.
Тюргешские ханы чеканили монеты четырех типов. Эти деньги использовались в расчетах на большой территории от Семиречья до Согда (современный Таджикистан). Выпускались монеты в городах Суйябе, где находилась ставка кагана, и Таразе. На одной стороне монеты помещалась тамга хана, а на другой - надпись «небесного тюргеш-хакана деньга».
На монетных дворах ханства работали согдийские мастера, которых приглашали как иностранных специалистов. И монеты они отливали по типу своих согдийских с квадратным отверстием, чтобы можно было хранить их, нанизанными на шнурок.
Одновременно в Чуйской долине свои монеты выпускал тюркский народ тухуси, подчинявшийся тюргешам, но их деньги только в самой Чуйской долине и имели хождение.
В начале второй половины VIII века тюргешей подчинили другие тюркские племена – карлуки. Кстати, именно к их эпохе восходят многие генеалогии казахских родов (шежире). Именно в Карлукском каганате жил, например, легендарный Байдибек-ата, считающийся прародителем Старшего жуза.
Карлуки установили на всем юге страны свое политическое господство, но монет своих не чеканили, продолжая использовать тюргешские.
Однако ходили в наших краях не только свои деньги, но и иностранная «валюта» - фельсы. Их принесли в регион арабы, вторгшиеся в Среднюю Азию в начале VIII века.
Вскоре южные соседи карлуков, принявшие ислам, - Саманиды и Тахириды начали чеканить «мировые деньги» того времени - серебряные дирхемы.
В IX-XI веках дирхемы стали уже главным средством обращения. Но их называли «черными дирхемами», поскольку в серебро стали добавлять большое количество меди. На лицевой стороне таких монет изображался бюст владыки с атрибутами власти и надписями, а на оборотной - жертвенник с огнем и стражей.
Добавление в серебро меди ведет к падению покупательной стоимости монеты и говорит об экономическом упадке государства. Зато во времена благоприятные монеты отливали из сплава аж шести металлов. А иногда в серебряные дирхемы даже добавляли золото.
После установления в Южном Казахстане власти Караханидов в XI веке регион переживал период расцвета. Деньги при этом на первых порах не менялись. Но к середине следующего столетия черные дирхемы исчезли. И новая династия стала чеканить собственные монеты - бронзовые и медные. Хотя справедливости ради заметим, что именно черные дирхемы остаются рекордсменами по долгожительству среди монет нашего края. Их чеканили и ими пользовались почти 400 лет.
Все эти годы действовали монетные дворы в Барабе (Фарабе округа Отрара), Испиджабе, Таразе.
В государстве Караханидов действовала сложная удельная система, характерная и для классических феодальных государств Европы. Одни правители подчинялись другим, и все стремились чеканить собственные деньги. А это привело к распространению фальшивок. Археологам известны целые клады фальшивых денег. О чем их владельцы, возможно, и не догадывались.
А между тем в XI веке Среднюю Азию и Юг Казахстана охватывает «серебряный кризис», который продолжался 250 лет. Серебряные рудники в верховьях рек Талас и Аханагаран истощались. Масса серебряной монеты уходила из региона в Европу, где начался интенсивный рост городов.
Несмотря на это, города в регионе интенсивно растут, их границы расширяются. К примеру, общая площадь Шымкента в то время достигла 30 га. В обращение кроме медных монет входит золото. Но не монеты из этого металла, а просто кусочки золота, которые археологи находят во многих кладах. Серебряный кризис привел также к тому, что в обращении появились легальные фальшивки. Государственные монетные дворы чеканили медные дирхемы, покрытые сверху серебром, а выдавались они за чисто серебряные деньги. В то время на территории Казахстана действовало не менее пяти монетных дворов.
Незадолго до прихода монголов Южный Казахстан был завоеван хорезмшахом Мухаммедом, который начал чеканить в Отраре свои хорезмийские монеты.
От монголов до Казахского ханства
Археология порой уточняет историю. Монгольское нашествие было разорительным для наших мест, но вовсе не таким гибельным, как это порой описывали хронисты. Города, которые, как Сауран, сдавались монголам, вообще остались нетронутыми, и даже Отрар очень быстро возродился. А потому после некоторого упадка уже со второй половины XIII века в крае начинается экономический подъем. А раз так, нужны были деньги, много денег.
В монгольском государстве Чагатаидов, куда вошел и Южный Казахстан, довольно быстро была налажена чеканка серебряных денег, причем высокого качества. А в Отраре, Бухаре и Ходженте даже выпускались золотые динары. Но золото, как правило, не обращалось поштучно в силу своей дороговизны. Монеты ломали на кусочки и зарывали, как клады. И это несмотря на то, что в 1251 году Менгу-хан провел курултай, на котором был издан декрет о взимании налогов в золотых динарах.
Раскопки Отрара, а они на протяжении четверти века были в СССР самыми масштабными после новгородских, доказали, что в денежном обращении города сосуществовали золотые динары, медные посеребренные дирхемы и медные фельсы. Именно последние совсем несложно найти на городище и сейчас.
Порой на монетах появлялось имя Чингисхана, как гарантия того, что они не поддельные.
Медным посеребренным дирхемам из Отрара и Ходжента население доверяло, и выпускались они весьма долгое время. Денежная торговля на территории Южного Казахстана находилась в прекрасном состоянии, о чем свидетельствует обильный чекан золотых, медных, посеребренных дирхемов и медных фельсов в Отраре.
По выпуску серебряных монет южноказахстанские города Тараз, Отрар и Кенджде вообще стояли на первом месте в огромной Чагатаидской империи. Монеты, выпускавшиеся в этих трех центрах, были практически одинаковыми.
Монголы, вопреки распространенным предубеждениям, проводили весьма мудрую экономическую политику. Средняя Азия представляла для них большой интерес как источник доходов высоких и постоянных. Получали они их через наместника, который и занимался непосредственно экономикой.
В дела, связанные с чеканкой денег, монголы не вмешивались. Всем регионом управляли сначала купец Махмуд Ялавач, а затем его сын Масуд-бек, который пережил многих ханов и провел крупную денежную реформу.
Он стимулировал деятельность монетных дворов, установил единые вес и пробу для серебряных монет. Империя получила свободно обращающуюся по всей ее территории серебряную монету и общегосударственный стандарт ее веса. А в розничной торговле процветали медные деньги, которые по размеру и весу точно копировали серебряные.
Именно реформа Масуд-бека покончила с «серебряным кризисом». И вызвала длительный и устойчивый экономический рост региона.
С монгольскими деньгами того времени связана одна загадка. На них нет имен монгольских ханов, зато стоит имя багдадского халифа Насира, который самими же монголами, правда, Хулагидами был свергнут с престола и убит в 1258 году… Кстати, это же имя было и на монетах Джучидов в Золотой Орде. А они активно обращались на западе Казахстана.
Историки считают, что это просто дань традиции, а в Золотой Орде, где Берке-хан проводил политику исламизации, еще и показатель приверженности новой религии.
С упадком монгольских государств в некоторый упадок приходит и монетное дело. В XIV веке, когда большая часть Казахстана входила в состав Ак-орды, в Отраре прекратилась чеканка монеты. Но, когда в конце этого столетия в наши края пришел Тимур, здесь вновь оживляется экономика.
В Отраре вновь начинается чеканка медных монет. Но в торговле используются и серебряные танга, которые изготавливались южнее на территории современного Узбекистана, в основном в Бухаре. Вот и появилось впервые на нашей территории название современной казахстанской валюты. Правда, о тиынах тогда еще не слышали. Танга могла делиться на четыре части, и одна четвертая ее называлась мири. На территории тимуридских государств действовало более тридцати монетных дворов.
Тогда была проведена очередная реформа денег, которую инициировал знаменитый ученый и государственный деятель Улугбек. В 1428 году начался обмен старых медных денег на новые, а когда он был завершен, все монетные дворы были закрыты, и на протяжении 60 лет огромная империя пользовалась едиными деньгами. А если их не хватало, то дополнительные деньги чеканились только в Бухаре.
Реформы и клады
После краха тимуридских государств юг Казахстана становится ареной долгой борьбы между собственно казахскими ханами и правителями Мавераннахра. Борьба шла за богатые города, находившиеся в среднем течении Сырдарьи. И завершилась она в начале XIX века упадком этих самых городов и присоединением края к Кокандскому ханству. Но каких только денег не водилось здесь в те бурные столетия.
Сначала здешние края завоевали Шейбаниды, распространившие свою власть вплоть Афганистана и Ирана.
В 1507 году Мухаммад Шейбани-хан овладел Гератом и сразу в соборной мечети города был оглашен указ о денежной реформе, она обещала всем заинтересованным в торговле прочную и неизменную организацию чекана и обращения серебра. Основой серебряного обращения была назначена новая танга, «украшенная августейшим чеканом», т.е. именем и титулами самого Мухаммада Шейбани-хана.
Дата полного свершения реформы - 1508 год, когда танга, одинаковые по весу, содержанию надписей, типовому оформлению, были выпущены во многих городах и областях обширной тогда державы Шейбанидов: в Самарканде и Бухаре, в Мерве, Нисе и Серахсе, в Герате, Мешхеде, Нишапуре, Нимрузе, Каине, Себзеваре. Одинаковые серебряные монеты имели равное обращение по всему государству, процесс инфляции чеканa серебряных монет был свободным, т.е. любое частное лицо из своего металла или изделий могло заказать монеты, за что казна взимала определенную плату. Для казны источником доходов был чекан монет, в особенности организация их обращения.
Однако это не означает, что огромные доходы от чекана и обращения серебра стекались в казну центральной власти. Глава династии тогда был лишь первым среди равных. Крупные удельные владетели воздавали ему внешние почести, в монетных надписях прославляли имя и титулы главы династии, а доходы от чеканки монет забирали себе. Регулярный и обильный выпуск серебра осуществлялся в четырех самых крупных уделах - Бухарском, Самаркандском, Балхском, Ташкентском. Из последнего они и шли на территорию Казахстана и свободно функционировали в Казахском ханстве. Хотя его владетели были вечными политическими врагами Шейбанидов.
Важным событием был начатый в ХVIII веке владетелями Бухары Джанидами (потомками астраханских ханов) регулярный выпуск золотых монет. На одну золотую монету ашрафи приходилось 50-80 серебряных (в зависимости от их пробы и курса). Все они также обращались в Южном Казахстане и проникали на север. С середины ХVII века в Казахстане появляются и российские деньги, в основном медные копейки.